"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста".

Малиновская Ольга Владимировна

« Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Методы и инновационные приемы, работа с родителями.

1.Ведущий метод – наблюдение.

2.Использование натуры(игрушка).

3.Используем образец только по конструированию и в народно прикладном творчестве, а в художественной изодеятельности используется алгоритм: показ приемов в последовательной деятельности.

У ребенка должно быть право выбора, верно разложенный материал: жировые мелки, краски, акварель, гуашь, фломастеры, карандаши и т.д.

 

4. При работе используются аудио,видео музыкальные записи ,стихи, потешки, картины, репродукции, открытки, фото, иллюстрации.

5. В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются элементы ТРИЗ (теория решения изобразительных задач – это использование определенных приемов).

Системный оператор 9 ступеней:

1 этап: игровая деятельность

2 этап: развитие интеллекта

3 этап: развитие творческого внимания, мышления

4 этап: чтение детской литературы (необычные условия, автор Джанни Родари), снижение психологического барьера

Прием активизирующий воображение: использование фантазийных элементов, проживания разных жизненных ситуаций (предложено писателем-фантастом Аннуэлем, около 40 приемов фантазирования),

5 этап: использование теорий и игровых упражнений теста Роршока ( симметричное пятно), преобразовывание геометрических фигур

«Чего на свете не бывает» О. Дьяченко, игра «Хорошо-плохо» (анализ объекта или предмета и определение его с точки зрения ребенка положительных и отрицательных качеств)

6 этап: приемы увеличения – уменьшения (Гулливер, Алиса в стане чудес, Дюймовочка, игра: «Хорошо-плохо»)

7 этап: прием оживления (неживому объекту приписываем свойства живого, сказки Г-Х Андерсена, «Истории мира вещей»)

8 этап: прием волшебство (шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, «Цветик-семицветик»)

9 этап: метод фокальных объектов (пед. дошкольное образование журнал  №1, 1997, Страунинг. Суть: перед нами объект, который нужно усовершенствовать)

6.Анализ детских работ происходит в сравнении с предыдущими работами в начале и конце года.

7.Переодически проводятся беседы с родителями. Умение заинтересовать ребенка заниматься творчеством в домашних условиях. Работы к конкурсу: «рисуем нетрадиционными методами».- ладошками,  ребрышками ладоней; играем в игры ассоциации: «на что похоже?», «дорисуй». Таким образом в разговоре с родителями объясняем, что  в видовом методе развивается интеллект, объем памяти, подчерк. Рассказать ,что  например: не заканчивает работу –«флегматик»(медлительный ребенок), что  можно закончить работу в любое другое время. Словесные методы и приемы более значимы для аудеалов (дети которые воспринимают все на слух).

8.Использование литературы. В ходе работы широко используются описательные образы (по теме). 

9.Постоянно обращать внимание детей, возвращая к наблюдательному опыту.

10. Также использовать в художественно  эстетическом развитии практические методы и приемы (Более эффективен для ребенка кинестетика, ребенок который более ощутим к тактильным приемам, например обучение проходит держа руку ребенка в своей руке.

11. Метод «сенсорного  обследования (это все игровые методы и приемы, например, игрушки Би-ба-бо. Дети принимают на себя игровые роли сказочных персонажей.

12. «Линии» и «Пятно»:

-  надо дать характеристики линии: смешная, грустная, прямая, добрая, одинокая (т.е. характеристика ожившего человека);

- на что похожа?: речка, червячок, дорога и т.д.;

- дорисовать;

- дать характеристику своему герою (например кошке), с помощью линии ( острые, плавные, зигзаги).

Нетрадиционные техники:

1.      «Ладонная» (автор Дубровская) Например: каждый пальчик – фрукт, ягодка, цветочек.

Ладошка – общая работа 4-5 человека; тема «Морская», «Птички», «Рыбки», «Чайник», «Ангелочки».

         Обувь: закрасить подошву гуашью- на то, что похоже, с чем ассоциируется?.

2.      «Ватные палочки» (закрашивание по контору, точечками) цветы, животные, машинки и т.д.

3.      Рисуем воздухом «Кляксография» .

Берем тушь:

- капаем на бумагу,

- детям трубочки- дуем сбоку  через трубочки,

- наклонять листочек, чтобы растеклось.

Все эти техники хорошо развивают воображение.

4.      Рисуем мятой бумагой методом тычка:

- лист бумаги – мнем,

- блюдце с разведенной гуашью,

- рисуем все что пушистое: облака, цыпленка, животное, цветы, кроны деревьев, трава и  т.д.

     5.   Рисование по мятой бумаге:

            - альбомный лист(смять),

            - закрасить его весь.

             На что похоже?

            Синий – море –кораблик

            Красный – луг- цветы маки (докрасить) – паучок,

            - дорисовали,

            - наклеить на картон.

         6.  Рисуем картонными полосками:

            Материал: - картон должен быть очень плотным  или используется пластмассовые линейки. Например: в такой технике может быть выполнена работа на тему: «Улицы города»(цвета: красная, желтая гуашь).Ребенок  решает сам  творческую задачу.

Например, тема: «Замки Добрых и Злых волшебников», (использовать для «добрых»- теплые тона, для «злых» - холодные тона красок).

Вариант 1.

- Накладываем в нижнюю часть листа небольшие «Кучки» гуаши и линейкой (картоном) вытягиваем.

- Растягиваем вверх(снизу-вверх).(Получаются дома 2-х оттенков: красный + желтый = оранжевый.)
            - Дорисовываем другим цветом крыши и окна.

Вариант 2.

            - Крутим линейку( картон) на одном месте – «Кучки» краски – цветы.

            - Изображаем деревья – вытягиваем вверх- получаем ствол , а веточки дорисовываем ребрышком линейки.

            - домики – разных форм- вытягивает из «кучки» (краску линейкой вверх).

7.Изображение при помощи стиральной резинки или с использованием нулевой наждачной бумаги( растушевываем по  графитному карандашу).

8.С  Использованием «Мыльных пузырей» .

            - Материал : стакан воды, туда добавляются 1/3  моющего средства, краску- гуашь густо- трубочка.

            - Пузырики пускает сам воспитатель(дует в стакан)

            - На стакан с пузыриками накладывают лист в несколько приемов ( не прижимая к стакану).

9.Рисование губной помадой.

(остатки помады достаются из флакончика на палитру или доску)можно для рисования применять ватные палочки для рисования или пальчиком. Вырисовывается любая форма: виноград, рыбки, цветы и т.д.

            - работа закрепляется лаком для волос(вид работы будет выглядеть более гладким и более красивым с эстетической точки зрения.)

10. Рисование штрихами.

(можно комбинировать с другими техниками и приемами рисования.)

11. Монотопия.

а.) Можно использовать как фон , основой цвет бумаги.

- на доску для пластилина(палитру) накладываем 3-и краски ,сверху кладем лист бумаги не сильно прижимаю и тянем.

- ассоциируем полученное, на что похоже,

- дорисовываем например ребрышком ,линейкой(цветы и деревья).

б.) Зеркальная монотопия.

            - складываем лист пополам.

            - рисунок на верхней половине, вторую половину, внизу смачиваем губкой .Лист смазываем ,проглаживаем ладонью получаем отпечаток верхнего рисунка.

12. Миниатюра.

Используем гуашь. Вырисовывание мелких деталей. На одном листе располагается несколько не крупных предметов (квадратов, кружков) в которых вырисовывается мелкий рисунок( в квадратах, кружках) - елочка, цветок, узор и т.д.

13. Использование «бросового материала».

- фантики , обрезки цветного картона(бумаги), лоскутки ткани, фольга, серпантин,любой другой материал.

14. Модульное.

15. «Аква-тушь».

Например тема: «Волшебные картинки»

Материал : черная тушь,гуашь, мягкие кисти,.

- рисуем вазу красного цвета и таким же цветом ,цветы в ней, после того как работа подсохла закрашиваем тушью все остальное пространство.

- после того как работа полностью высохла подносим ее под струю воды и даем стечь, даем работе высохнуть.