Методический ЭОР для педагогов дополнительного образования
Использование современных образовательных технологий при организации и проведении учебно-методических мероприятий для педагогических работников обусловлено необходимостью повышения профессиональной компетентности педагогов: семинары, мастер-классы, открытые занятия, проводимые в рамках методических мероприятий, и имеет высокий обучающий эффект. Практикой стало и привлечение будущих педагогов – студентов Воркутинского педагогического колледжа. Участие в работе методических и творческих групп, позволяет понять механизм применения образовательной технологии на практике при проектировании и проведении занятий в творческих объединениях.
Электронный образовательный ресурс включает в себя презентацию об опыте использования ДОТ, презентацию нормативной базы дистанционного обучения и методические рекомендации по разработке электронного учебно-методического обеспечения обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Обобщение опыта работы педагогов Олейник Т.О. и Писновой О.Ю. по апробации применяя дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательные общеразвивающих программ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модуль «Я – исследователь!» Цель: создание условий для развития интереса к исследовательской деятельности и формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Задачи : обучающие: познакомить с терминологическим аппаратом исследовательской деятельности; познакомить с методикой осуществления сбора, обработки информации и схематичного отображения мыслительных процессов в опыте решения исследовательских задач по различным направлениям . развивающие: формировать представление о методах исследования; развивать познавательные потребности и способности младших школьников через осуществление исследовательской деятельности.
Модуль «Я – исследователь!» Как учить? Савенков Александр Ильич – доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, г. Москва Чему учить?
Модуль «Я – исследователь!» Изучать Думать Искать Сотрудничать Приниматься за дело Адаптироваться На что должно быть нацелено задание? Компетенции, принятые на симпозиуме Совета Европы, или Задачи, которые необходимо учитывать при разработке учебного задания Учебное задание - средство интеллектуального развития, образования и обучения способствующее активизации учения, повышению подготовленности обучающихся, а также повышению эффективности педагогического труда. В.С. Аванесов
Классификация Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Задание №1. - объединение в группы
Задание №2. Классификация Задание №3.
Классификация Задание №4. Звери Рыбы Птицы Герои мультфильмов
Модуль «Я – исследователь!» Молодцы!!! А ещё мы умеем выполнять вот такие задания
Как планировать исследования Задание №1.
Как планировать исследования Задание №2. Цель: _________________________________________ _________________________________________ Задачи : 1. _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ 2. _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Проблема: _________________________________________ _________________________________________
Как планировать исследования Задание №3. Материалы для ковроткачества: ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Гипотеза: если изобрести станок для ковроткачества, Марья Искусница сможет выполнять на коврах прекрасные узоры.
Как планировать исследования Задание №4. Соберите станок для ковроткачества из предложенного набора деталей Задание №5. Придумай свой узор для ковра Марьи Искусницы .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это нормативный документ отражающий педагогическую концепцию педагога; раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса; включающий краткое систематическое изложение содержания курса и его объемов; направленный на достижение ребёнком прогнозируемого уровня образованности и воспитанности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Основные нормативные документы Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959 / Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014) № 11-ФКЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 № Пр-827 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 от 29.05.2015 № 996-р. [Электронный ресурс]. - Режим http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29.09.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11.2013 г. Регистрационный № 30468) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8974 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20. 08. 2014 г. № 33660) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168723/ Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=646984#0 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми // Приложение к письму Министерства образования и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.komiedu.ru/pedagogam/rmo/dopobr/docs/ Устав МУДО «ДДТ» г.Воркуты . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ddtvorkuta.ru/dokument/
Титульный лист Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Основные разделы программы
Титульный лист Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г.Воркуты ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА методическим советом приказом директора Протокол № __________ МУДО«ДДТ» г.Воркуты от _________ 20 _____ г. от ___ 20 ___ г. № ____ педагогическим советом Протокол № __________ от _________ 20 _____ г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Калейдоскоп» Направленность: социально-педагогическая Вид деятельности: раннее развитие творческих способностей Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 7-10 лет Авторы-составители: ОЛЕЙНИК Татьяна Олексовна, заместитель директора ПИСНОВА Ольга Юрьевна, методист Воркута 2017
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка. характеристика программы (место программы в общей системе образования); направленность программы: техническая, естественнонаучная, художественная, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9); актуальность программы (доказать почему этот вид деятельности и эта программа нужны в современном социуме и в данном учреждении); отличительные особенности программы(указать программу, год выпуска, если написана на основе Типовой; отличия от Типовой, например, количество часов, организация образовательного процесса, подход к учащимся, использование методов, форм занятий, отличных от Типовой); новизна (самого вида деятельности или внедрённых методик современных авторов; указать авторов и концептуальные основы методик) и/или педагогическая целесообразность программы ; адресат программы ; объём программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы); формы обучения: очная, очно-заочная, заочная; формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе ; срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения, этапы); формы и режим занятий (периодичность и продолжительность занятий); реквизиты программы, учебных планов, на основании которых составлена данная программа (для модифицированных программ); организационно-педагогическая основа обучения; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы предоставления итогов программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и др.); функции программы; основополагающие принципы.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.2. Цели и задачи программы. 1.2.1. Постановка общей цели и задач. Общая цель (конечный результат обучение по программе) Общие задачи (на весь курс обучения, основные шаги всех лет обучения) 1.2.2. Постановка цели и задач по годам обучения. Цели и задачи по годам обучения : цель на определённый год, задачи – должны быть «измеряемы», из задач вытекают требования к учащимся (по годам обучения); конкретно чему будете учить, что развивать, что формировать, то есть, задачи необходимо разделить на: личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. (развитие того-то…, формирование и развитие навыка…, формирование и развитие умения…) ; образовательны е (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. (формирование знаний о том-то…,обучение тому-то..., ознакомление с …). Формулировки задач должны быть соотнесены с критериями сформированности результатов обучения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.3. Содержание программы. 1.3.1 . Учебный план. раскрывается последовательность разделов программы, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий; правильность распределения теоретических и практических часов.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.3. Содержание программы. 1.3.2 . Содержание учебного плана . наименование раздела с указанием общего количества часов и часов на теоретическое и практическое изучение раздела; основные узловые моменты теоретического материала; формы организации практической деятельности; воспитательный компонент. Раздел I . Название раздела . – 4 ч. (теория – 1 ч., практика – 3 ч.) . Теория: … прописываются темы теоретических занятий в именительном падеже (что?) Практика: …прописывается учебная деятельность учащегося (что делают?) Воспитательный компонент: игры, экскурсии, конкурсы, беседы и т.д.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.3. Содержание программы. 1.3.3. Календарно-тематическое планирование.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.3. Содержание программы. 1.3.4. Вариативные индивидуальные образовательные маршруты (работа с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ и т.п .).
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.3. Содержание программы. 1.3.5. Воспитательная работа.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.4. Планируемые результаты. Модель выпускника Формулировки критериев результатов должны быть соотнесены с поставленными задачами. На уровне метапредметных результатов учащийся получит возможность научиться: На уровне личностных результатов учащийся получит возможность для формирования: На уровне предметных результатов учащиеся получат возможность овладеть содержательным и деятельностным компонентом программы: У учащихся будут сформированы знания: Учащиеся получат возможность научиться: 1-ый год обучения Полностью соответствуют задачам: смотрим формулировку задачи и описываем её как качество учащегося На уровне личностных результатов учащийся получит возможность для формирования: На уровне предметных результатов учащиеся получат возможность овладеть содержательным и деятельностным компонентом программы: У учащихся будут сформированы знания: Учащиеся получат возможность научиться: Из общих задач к программе
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.4. Планируемые результаты. Ключевые компетенции
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.2. Условия реализации программы. условия приёма учащихся (пол; возраст; нужна ли специальная подготовка; осуществляется ли прослушивание или просмотр при вступлении в объединение; какими данными должны обладать дети, описать особенности возрастной категории, влияющие на обучение); сроки реализации программы (например, «Программа рассчитана на 2 года обучения: 1-ый год обучения – 2 занятия в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год 2-ой год обучения – 2 занятия в неделю по 3 учебных часа, 216 часов в год) условия реализации программы , краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых (необходимость привлечения концертмейстера) – перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора (описать то необходимое, что нужно для успешной реализации программы, отметить то, что может быть изготовлено самими детьми, педагогом, или вместе); информационные, методические и иные ресурсы ( материально-технические – дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число учащихся); оформление кабинета.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.3. Формы аттестации. 2.3.1. Этапы педагогического контроля (по годам обучения). таблицы с этапами; описание уровней оценочных критериев. В качестве формы оценки сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов используются уровни оценочных критериев, которые были разработаны автором программы специально для данного вида деятельности. В ходе педагогического контроля (стартового, промежуточного, итогового) отслеживание результатов производится по разным категориям: 1-й год обучения Стартовый контроль Высокий уровень: Средний уровень : Низкий уровень: Промежуточный контроль Высокий уровень: Средний уровень : Низкий уровень: Итоговый контроль Высокий уровень: Средний уровень : Низкий уровень:
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.3. Формы аттестации. 2.3.2. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. д иагностический инструментарий (перечень) диагностические карты с описанием уровней критериев оценки; анкеты, диагностические тесты-опросники; карты индивидуального развития, отражающие личное развитие учащихся; индивидуальные планы, отражающие результаты исследовательской и проектной деятельности, работы по творческому плану объединения; оценочные листы (психодиагностические карты). используемые виды контроля стартовый контроль исходного уровня готовности к освоению программы; текущий (по разделу или по итогам полугодия); промежуточный и итоговый (по окончанию 1 и 2 года обучения). м етоды контроля устный контроль; письменный контроль; практический контроль; дидактические тесты; наблюдение. используемые формы контроля (формы подведения итогов занятия).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.3. Формы аттестации. 2.3.3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов (диагностические карты).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.4. Оценочные материалы. Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. оценочные материалы (КИМ); опросники, анкеты и т.д.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.5. Методическое обеспечение. 2.5.1. Особенности организации образовательного процесса. этапы педагогической деятельности организационные формы проведения занятий; формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. 2.5.2. Формы организации образовательного процесса. 2.5.3. Формы организации учебного занятия. типы и виды планируемых занятий. 2.5.4. Методы обучения. 2.5.5. Педагогические технологии. используемые педагогические технологии (описание используемых технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5). использование частнопредметных методик. 2.5.6. Алгоритм учебного занятия. 2.5.7. Дидактические материалы. (Список методической продукции, разработанной для программы или список готовой МП).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.6. Список литературы. Нормативная база. Список информационных источников, используемых при разработке программы: Список информационных источников для педагога: Список информационных источников для родителей и учащихся: Список информационных источников для концертмейстера.
Тип занятия Нетрадиционные формы занятия Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний (вводное занятие, вступительное занятие к разделу программы/блоку занятий, наблюдение и сбор материала). Совершенствование ЗУН (формирование ЗУН; комплексное применение ЗУН, обобщение и систематизация знаний). Контрольное занятие (проверка, оценка и коррекция ЗУН). Комбинированное занятие (решение нескольких дидактических задач). проблемное занятие, концерт, выставка, защита творческих работ, проектов, взаимообучение , творчества, спектакль, игра (КВН, викторина), мозговая атака, экскурсия, интегрированное (бинарные, с широким применением связей нескольких видов деятельности)
Предполагаемые результаты и способы их проверки Диагностический инструментарий (опросные листы, диагностические карты, тесты, карты индивидуального развития и так далее); Формы контроля (визуальный, слуховой контроль на диагностических занятиях, индивидуальный контроль, групповой контроль и так далее); Приёмы контроля (игровые задания, самостоятельная работа, сдача партий и так далее); Требования к учащимся (расписать по каждому году обучения, требования полностью вытекают из задач).
Используемые педагогические технологии и методы при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса № Раздел Цель Технологии Методы, приёмы Этапы педагогического контроля
УМК – учебно-методический комплекс Конспекты вводного и контрольных занятий Конспекты воспитательных мероприятий Результаты обучения (таблица систематизации полученных дипломов) Образцы готовых изделий (или фотографии, отражающие деятельность на занятии) Терминологический словарь Пример технологической карты Образец дипломов (при условии авторской разработки оформления или если дипломы государственного образца) Методические разработки Опубликованные статьи Мастер-классы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Спасибо за внимание! Писнова О.Ю., методист МУДО «ДДТ» г.Воркуты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умей читать таинственные знаки вокруг себя! А это безопасно для меня??? ХОЧУ!!!
. э то комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических и цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Экологическая маркировка служит инструментом информирования об экологических особенностях продукции и процессов её разработки, производства и использования. Экомаркировка — это знак экологичности , а не знак качества или безопасности, хотя эти аспекты также принимаются во внимание. Она наносится непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или сопроводительную документацию. ЭКОМАРКИРОВКА
ПРОБЛЕМА Одной из наиболее актуальных проблем современности является охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути её решения многообразны. Один из них – информирование потребителей с помощью экологических знаков . Экологические знаки ( экознаки ) предназначены для информирования об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. А ты умеешь «читать» знаки экомаркировки ?
Впервые использование экологической маркировки на международном уровне было рекомендовано на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г .
ЭКОЗНАКИ
доведение до потребителя надёжной , точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услуг, способствующих удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду ; учёт жизненного цикла продукции от процессов её разработки, производства, использования и переработки до обращения с отходами данной продукции ; уменьшение количества отходов , направляемых на захоронение, и увеличение доли отходов, направляемых на использование ; содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции посредством наличия информации о соответствии продукции повышенным экологическим требованиям. ЦЕЛИ ЭКОМАРКИРОВКИ
В 1977 году была создана первая в мире экомаркировка «Голубой ангел» (Германия), которая и стала первым инструментом «зеленого» маркетинга . Изначально одна из основных целей экологического маркетинга - обеспечение баланса интересов экономики и охраны окружающей среды . «Голубой ангел» Экознаки первого типа
По инициативе правительства был основан один из наиболее успешных в Европе и в мире экологических знаков – «Северный лебедь», появившийся в 1989 году по решению Совета Министров Северных Стран, а также экологический знак «Европейский цветок», который был создан в 1992 году решением Европейской Комиссии. Это указывает на то, что уже в те годы у высших руководителей европейских стран был высокий уровень осведомлённости и понимания экологических проблем, а также необходимости их решения комплексными методами, – законодательными, экономическими, рыночными. «Белый лебедь» «Европейский цветок» Экомаркировки в Европе
«Экологический выбор » Канада « Эко-знак » Япония Зарубежная экологическая маркировка Российская экомаркировка Знак «Листок жизни» можно увидеть на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. «Зелёный знак» США «Зелёный знак» Китай
Карта экомаркировки в мире
Примеры других зарубежных экознаков , встречающихся на продаваемых товарах: Информация о натуральности или органическом происхождении продукции: Зарубежная экологическая маркировка
Знак соответствия Системе обязательной сертификации Экологический знак Международного экологического фонда Экологический сертификат Знак «Свободно от хлора» «РСТ» – знак соответствия Российскому стандарту Российская экологическая маркировка
«Зелёная точка» – означает, что производство данного продукта экологически чистое, а упаковка подлежит вторичной переработке « Ресайклинг » – означает, что данный товар подлежит переработке или уже получен в результате переработки Такие знаки, как правило, можно увидеть на упаковочных материалах к товару Знаки второй подгруппы предназначены для информации о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Это могут быть указания на то, что данные товары или упаковка получены из вторичного сырья, а также поддающиеся повторному использованию. Товар изготовлен из нетоксичного материала и может соприкасаться с пищевыми продуктами. "Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации" , указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества ( ртуть, кадмий, свинец). Упаковку следует выбросить в урну. Рядом со знаком иногда пишут: "Содержи свою страну в чистоте!" или просто "Спасибо".
Знаки третьей подгруппы характеризуют опасность продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например , в Финляндии были приняты в 1991 г. правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть помечены специальным знаком. Знак биологической опасности Знак радиационной опасности
Экологическая маркировка является универсальным инструментом экологического маркетинга, который позволяет оценивать и сравнивать различную продукцию одного сегмента и выявлять среди них лидеров экологической безопасности. Сегодня понятие экологической маркировки регламентируется международными стандартами, в частности ISO 14024. Э тот стандарт предусматривает оценку экологической безопасности продукта, товара или услуги с точки зрения их жизненного цикла. Правовые основы и принципы экомаркировки
4 простых способа избежать гринвошинг : 6 принципов гринвошинга : скрытый компромисс; отсутствие доказательств; поклонение ложным ярлыкам; бесполезность; меньшее из двух зол; обман. Рассказать другу. Чем больше людей знают о проблеме, тем легче бороться. Изучите достоверность логотипов на ваших этикетках. Есть интересная игра изучения правильных зелёных логотипов. П оиграйте в неё и внесите в свой список отечественные логотипы по мере их появления. Ознакомьтесь с существующими экомаркировками . Сделайте себе шпаргалку с основными экологотипами и носите их в бумажнике. ОСТОРОЖНО, ГРИНВОШИНГ
Примеры экологической маркировки на товарах
наиболее часто встречаются экологические знаки для упаковочных материалов, реже – знаки экологической сертификации; ВЫВОДЫ: российская национальная система добровольной экологической маркировки «Листок жизни», получившая международную апробацию в 2007 году, может служить авторитетным и объективным критерием экологичности государственных закупок в России. иностранные товары содержат больше информации по экологической безопасности, нежели отечественные;
Все мы дети одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть просто некуда… Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок планету. Антуан де Сент-Экзюпери Году экологии в России посвящается
Писнова О.Ю., методист МУДО «ДДТ» г. Воркуты Культура потребления Экологическая маркировка, или Код доверия Экологическая культура