Материалы к уроку
Здесь вы можете найти материалы для подготовки к уроку: тесты, конспекты уроков, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhno_li_tormozit_tempy_rosta_chislennosti_naseleniya_stran.ppt | 679 КБ |
zapadnaya_sibir.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путь исследования Динамика роста численности населения Мира На жителя страны «третьего мира» Грани экономики стран «третьего мира» Последствия Вывод Литература
Динамика роста численности населения Мира 1830 – 1 млрд. чел. 1939 – 2 млрд. чел. 1960 – 3 млрд. чел. 1975 – 4 млрд. чел. 1987 – 5 млрд. чел. 2000 – 6 млрд. чел. ( > 3,5 млрд. чел. – азиаты) С учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности, увеличением размеров отходов «демографическое давление» на территорию непрерывно возрастает.
Нужно ли тормозить темпы роста численности населения стран Азии?
На жителя страны «третьего мира»: Товаров и услуг в 20 раз меньше, чем в развитых странах 16% общемирового ВВП 22% Мирового экспорта 15% потребительских расходов на образования 6% на здравоохранение 5% на научные исследования
Грани экономики стран «третьего мира» «+» Неоднородность в своем соц. эконом. развитии Различные хоз. потенциал и его реализация Частичная обеспеченность природными ресурсами и степень их освоения = > немаленький потенциал развития За последние 10 лет темпы экономического роста в целом были выше, чем в развитых странах. «-» Экологический кризис (угроза возникновения необратимых изменений в природных системах) Нехватка продовольствия (урожай зерновых культур в условиях муссонного климата в 2 раза ниже, чем в развитых странах) Всего около 16% общемирового валового продукта. В общей массе низкий уровень жизни
Последствия 3,5 млн. чел Антропогенная нагрузка на окружающую среду Соц. нагрузка на экономику Увеличение темпов истощения природных ресурсов
Вывод Необходимо проводить демографическую политику, направленную на снижение темпов роста численности населения Азии.
Литература «Социально-экономическая и политическая география мира и России» «Учебно-справочное пособие». Москва. «Кнорус» 2005 «Экономическая география» 1-ый том. «Экзамен».Москва. 2003
Предварительный просмотр:
Тема: Западная Сибирь
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Миколаевская Н.В.
Предмет : география
8 класс
ТЕМА: Западно-Сибирская равнина
Цель: познакомить учащихся с особенностями природы региона.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями природы Западносибирского региона. Продолжать развивать умения работать с картографическим материалом, выявлять причинно-следственные связи при изучении территории Западной Сибири. Формировать логическое и образное мышление, умение анализировать полученную информацию и делать вывод.
Оборудование: карты России: физическая, месторождения полезных ископаемых и тектоническое строение, геологическое строение, климатическая карта, природные зоны; учебники; атласы.
Тип урока: формирования и совершенствования знаний
Структура урока:
I. Организационный момент.
II.Инструктаж домашнего задания
III.Изучение нового материала
Опираясь на умение характеризовать географическое положение, учащиеся устно составляют характеристику географического положения Западной Сибири, используя физическую карту России.
От характеристики географического положения переходим к изучению тектонического строения Западной Сибирской равнины. Работая с картой месторождения полезных ископаемых и тектоническое строение, определяем тектонические структуры слагающие территорию. В основе Западной Сибири лежит молодая плита палеозойского возраста. Приступаем к построению географической модели региона.
с-з ю-в
М.
300
200
100
0 + + + +
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + + + +
Анализируя геологическую карту, определяем возраст и характер залегания горных пород. Территория Западно-Сибирской равнины сложена преимущественно морскими осадочными породами мезо- кайнозойского возраста, которые залегают горизонтально. Дополняем модель
с-з ю-в
М.
300
200
100
0 + + KZ + +
+ + + + MZ + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + +
Западные, южные и восточные участки плиты, в результате неотектонических движений приподняты, а северные и южные опускаются.
Учащиеся анализируют тектоническое и геологическое строение региона и определяют основные особенности рельефа, которые проверяют с помощью физической карты. Территория Западной Сибири, в силу тектонической истории имеет наклон на север. Северные и центральные участки равнины имеют высоты не более 100 м.; здесь представлены пластово-аккумулятивные типы равнин. Западные, восточные и южные участки равнины приподняты, здесь сформировались пластово-денудационные равнины. Дополняем модель.
с-з ю-в
М.
300
200
100
П-А П-Д
0 + + KZ + +
+ + + + MZ + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + +
От характеристики оротектнического строения переходим к изучению климатических особенностей. По климатической карте, определяем в каких климатических поясах находится территория, отмечаем типы воздушных масс и их движение
с-з ю-в
М.
300
200 АВМ УВМ УВМ
АВМ АВМ УВМ
100 П-Д
П-А
0 + + KZ
+ + + + + MZ + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + + + +
По изотермам на климатической карте определяем температуры января и июля,
с-з ю-в
М.
300 t+4 t+16 t +20
t-28 t -24 t-20
200 АВМ УВМ УВМ
АВМ АВМ УВМ
100 П-Д
П-А
0 + + KZ
+ + + + + MZ + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + + + +
Количество осадков, изменение континентальности, отмечаем коэффициент увлажнения.
400ммм
200ммм
с-з К>1 ю-в
М. континентальность
300 t+4 t+16 t +20
t-28 t -24 t-20
200 АВМ УВМ УВМ
АВМ АВМ УВМ
100 П-Д
П-А
0 + + KZ
+ + + + + MZ + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + + + +
Избыточность увлажнения равнинность территории обусловили заболоченность 80% территории равнины.
с-з К>1 ю-в
400ммм
200ммм
континентальность
300 м t+4 t+16 t +20
t-28 t -24 t-20
200 АВМ УВМ УВМ
АВМ АВМ УВМ
100 П-Д
П-А
0 + + KZ
+ + + + + MZ + + + + + +
+ + + + + + + + + + + PZ + + + + + + + + + +
По физической карте знакомимся с гидрографической сетью региона.
В последующем переходим к изучению природных зон Западной Сибири, используя карту природных зон. Природные зоны региона отмечаем на модели.
Тундра лесотундра лес лесостепь степь
400ммм
200ммм
с-з К>1 ю-в
континентальность
300 м t+4 t+16 t +20
t-28 t -24 t-20
200 АВМ УВМ УВМ
АВМ АВМ УВМ
100 П-Д
П-А
0 + + KZ + + + + +
+ + + + + PZ MZ PZ + + + + + + +
IV. Обобщение изученного материала. Оценка за работу на уроке.
V. Закрепление.
Проводится в сравнении особенностей природы Русской и Западно-Сибирской равнин. Учащиеся сравнивают две модели: ранее построенную модель Русской равнины и сконструированную на уроке модель Западной Сибири. Учащимся предлагается выделить черты различий и сходств в оротектонической структуре, климате и природных зонах территорий.
VI.Опрос домашнего задания
Проводится в форме тестирования по теме «Урал», а также с использованием карточек индивидуального задания.