ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ЕСАУЛОВ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Программа воспитательной работы

 

(5 – 9 класс)


 

 

 

 

Тема воспитательной работы в классе:

«МЫ ЛЮБИМ ОТЕЧЕСТВО»

 

                        «Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем»
                                                                                 

                                                                                          Цицерон Марк Туллий
 

 

 

 

 

 

Сроки реализации программы: 5 лет 
 

Наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  Лицей №59 города Сочи имени Трубачёва Михаила Грирогьевача
 

Автор программы: Есаулов Геннадий Владимирович, учитель ОБЖ, учитель высшей категории
 

Участники программы: Учащиеся, классный руководитель, родители, учителя, администрация лицея, учреждения дополнительного образования

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Цель воспитания – научить наших детей ценить национальные ценности своего Отечества и знать о них.

 

«МЫ ЛЮБИМ ОТЕЧЕСТВО» - рабочая программа классного руководителя, Есаулова Геннадия Владимировича, созданная и подготовленная согласно новым требованиям ФГОС второго поколения для основного общего образования.  Центральным ориентиром в ходе разработки программы стало стремление к гармоничной целостности личности учащихся, а также желание сформировать, выработать и развить познавательные, коммуникативные, социальные навыки и способности учеников.

На сегодняшний день приоритетной сферой жизни общества является образование, играющее важную роль в формировании и развитии личности. Современное общество нуждается в успешных молодых людях, знающих, ценящих и любящих свое Отечество; людях, которые своевременно адаптируются к быстро меняющимся условиям внешней среды, и которые способны принимать решения, основываясь на чувстве социальной ответственности. Уровень успешности человека устанавливает его самочувствие, отношение к окружающей среде и миру в целом, желание участвовать в выполняемом ряде заданий, также стимулирует творческие способности человека и его умение сотрудничать с другими людьми.

На сегодняшний день школа представляет собой отправную точку, в которой формируется личность человека. Школа – главенствующий институт социализации ребенка. Воспитательная система школы и класса и является коренным инструментом, позволяющим каждому ребенку осуществить и реализовать свои возможности, став успешным.

Для меня, как для классного руководителя, ведущим вопросом является: «Как организовать урочную и внеурочную деятельность так, чтобы жизнь классного коллектива и каждого ученика в отдельности стала успешной?».

Таким образом, в субстрате моей программы заложен личностный подход, детерминирующий воспитание как заведомо планируемый процесс, сочетающий в себе преднамеренно разработанный план и программу жизнедеятельности классного коллектива с возможностью саморазвития, и самоуправления учеников класса.

Данная программа выстроена на фундаменте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Программма включает в себя базовые национальные ценности российского общества таких, как семья, религия, образование, природа, человечество, социальная солидарность, патриотизм, труд, гражданственность, культура, искусство, наука, и сосредоточена на:

  • воспитании высоконравственного, грамотного гражданина РФ, творческого и в то же время, воспринимающего судьбу своей страны как свою личную, чувствующего и осознающего ответственность за настоящее и будущее Отечества, обученного и подготовленного к жизненному самоопределению в ходе овладения и освоения им фундаментальных национальных общечеловеческих ценностей, ценностей российского общества и реализация их в социальной практике общества;
  • самореализации, самовоспитании и саморазвитии обучающихся в рамках их взаимодействия и участия в общественной жизни класса, в нахождении решений общественно значимых проблем и вопросов, овладение принципами и правилами выбора путей целепостроения собственной жизни, выявление и обозначение перспектив дальнейшего личностного и профессионального роста ученика;
  • создании и формировании ответственного и уважительного отношению к институту семьи брака; укреплении и укоренении бережного отношения к природе посредством укоренения экологического мышления, культуры и поведения учеников;
  • поддержание и укрепление психологического, социального и физического здоровья учеников как одного из ценностных компонентов личности обучающегося на этапе среднего общего образования;
  • формирование и развитие у учащихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ для профессионального самоопределения как составной части общей культуры личности ученика; подготовка школьников к дальнейшей профессиональной самореализации в современных социокультурных, политических и экономических условиях;
  • создании условий для последующей готовности учеников к проектированию образовательно-профессионального пути, развитии у них профориентационно значимой компетентности и умения осуществить образовательно-профессиональный план согласно индивидуальным запросам и потребностям рынка труда;
  • формировании положительного отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как к почетному долгу гражданина России.

 

Основная цель программы: развитие и воспитание духовно-нравственных и успешных личностей, которые занимают активную гражданскую позицию и организуют социально-значимую деятельность.

 

Воспитательная работа в классе опирается на  10 общечеловеческих ценностях, которые в свою очередь, основаны на бережном и уважительном отношении к данным ценностным ориентирам. К ним стоит отнести следующие логосы:

  1. ЗЕМЛЯ – всеобщее достояние мира, всего человечества и живой природы.
  2. ОТЕЧЕСТВО – страна, доставшаяся в наследство группе людей от их предков, гражданами которой они и являются; Родина, данная человеком судьбой.
  3. ДУХОВНОСТЬ - в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
  4. СЕМЬЯ – базовая ячейка общества, члены которой объединены взаимной помощью и любовь, общностью быта, моральной и правовой ответственностью, являя собой первый человеческий социум ребенка и естественную среду его развития.
  5. ТРУД – целесообразный и сознательный род деятельности, фундамент человеческого бытия, отличающий человека от животного мира.
  6. ЗНАНИЯ – модель существования и систематизации результатов познавательной деятельности, являющий собой результат разнообразного труда и мощный метод развития личности человека.
  7.  КУЛЬТУРА – общечеловеческие, духовные ценности и материальное богатство человечества, представляющие собой систему ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей.
  8. МИР – положение, при котором существует покой и согласие между людьми, народами, государствами и различными социальными субъектами; наиважнейшее условие существования Земли и человечества.
  9. ЧЕЛОВЕК – живое разумное общественное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры и результат воспитательной системы школы; самоценность и абсолютная ценность, которую представляет и все общество в целом.
  10. ВЕРА - признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического  обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъета к предмету веры.

 

К основным задачам программы относятся:

  • обеспечение благоприятных условий для развития личности учеников;
  • организация помощи в формировании и развитии познавательных, исследовательских, творческих и иных способностей школьников;
  • моделирование и формирование нравственного отношения к человеку, знаниям, труду и природе;
  • воспитание морально-нравственного и гражданско-патриотического сознания, базирующегося на сохранении и сбережении культурно-исторического наследия страны, отечественных традиций посредством привлечения школьников к изучению и освоению истории родного края и страны в целом;
  • организация и формирование классного коллектива как воспитательной системы, базирующейся на дружественной социальной среде;
  • организация различных видов коллективной творческо-познавательной деятельности обучающихся;
  • вовлечение школьников в разного рода социализирующее взаимодействие (участие учеников в школьных мероприятиях и мероприятиях иного уровня);
  • формирование, укрепление и поддержание здорового образа жизни обучающихся;
  • развитие и совершенствование ученического самоуправления;
  • сохранение и укрепление школьных традиций, содействующих организации и развитию классного коллектива;
  • диагностирование, регулирование и корректировка личностного развития школьников посредством метода «Портфолио», организация и создание условий для развития способностей к самоанализу, саморазвитию и установке адекватной самооценке у учеников;
  • организация необходимых условий для участия семей учеников в воспитательном процессе классного коллектива, увеличения активности родителей; привлечение родительского сообщества к участию в управленческом процессе жизни класса и школы в целом;
  • вовлечение учеников в систему дополнительного образования для последующего обеспечения самореализации личности учащихся;
  • воспитание обучающихся на основе неотъемлемых критериев личностного достоинства человека, патриотизма, гражданственности, добропорядочности и уважения прав других людей.

 

Программа осуществляется:

  • посредством ведения аналитической и диагностической деятельности (мотивационная анкета Лусканова, тест тревожности Филипса, личностный опросник Кеттела, профориентационный тест, анкета психологического климата класса, наблюдение и т.д.);
  • с помощью методики КТД и традиционных дел общеобразовательного учреждения;
  • в процессе взаимодействия со службами школы: школьный музей, социальный педагог, библиотекарь;
  • в процессе организации образовательного процесса и во внеурочное время;
  • путем системы дополнительного образования;
  • посредством системы сотрудничества и взаимодействия с культурными и образовательными учреждениями города и страны (музеи города Сочи, спортивные секции лицея и города, библиотеки школы и города, исторические места и достопримечательности Сочи и т.д.).
     

К существующим формам работ необходимо отнести:

  • тренинги и занятия;
  • презентации, беседы, обсуждения, занятия, консультации, классные часы;
  • конкурсы, соревнования, игры, викторины, выступления, праздники, мероприятия, походы (туристические и культурологические), фестивали, балы;
  • круглые столы, конференции, дебаты, выступления с докладами, дискуссии;
  • встречи с интересными и значимыми фигурами края и страны;
  • совместное проведение КТД с родителями учащихся;

 

К приоритетным направлениям отнесем:

  • интеллектуально-познавательную работу;
  • коллективно-творческую деятельность;
  • спортивно-оздоровительную активность;
  • историко-патриотическую деятельность;
  • тесное взаимодействие и работа с семьей.


 

 

Этапы реализации программы

«МЫ ЛЮБИМ ОТЕЧЕСТВО»  рассчитаны на 5 лет:

 

1 этап – МЫ ЛЮБИМ СОЧИ

 

5-6кл.   2уч.года

 

 

Мы- сочинцы, потому что:

 

1-Мы улыбаемся солнцу,
 городу, тебе!

2-Мы гордимся историей

своего города!

3-Мы проявляем доброту и милосердие!

4-Мы занимаемся спортом,

бережем здоровье, живем с удовольствием!

5-Мы познаем мир через искусство, природу, историю!

6-Мы делаем город чистым,
модным и красивым!

7- Мы культурные, любознательные, активные учащиеся!

(коллективная, групповая и индивидуальная работа).



2 этап –МЫ ЛЮБИМ КУБАНЬ

 

7-8кл.  2 уч.года

 

 

Мы- жители Кубани, потому что:

 

1-Мы улыбаемся солнцу,
 краю, тебе!

2-Мы гордимся историей

своего края!

3-Мы проявляем доброту и милосердие!

4-Мы занимаемся спортом,

бережем здоровье, живем с удовольствием!

5-Мы познаем мир через искусство, природу, историю своего края!

6-Мы делаем край чистым,
модным и красивым!

7- Мы культурные, любознательные, активные учащиеся!

(коллективная, групповая и индивидуальная работа).



3 этап – МЫ ЛЮБИМ РОССИЮ

 

9 кл.   1 уч.год.

 

 

Мы- Россияни, потому что:

 

1-Мы улыбаемся солнцу,
 Родине, тебе!

2-Мы гордимся историей

своего страны!

3-Мы проявляем доброту и милосердие!

4-Мы занимаемся спортом,

бережем здоровье, живем с удовольствием!

5-Мы познаем мир через искусство, природу, историю своей страны!

6-Мы делаем город чистым,
модным и красивым!

7- Мы культурные, любознательные, активные учащиеся!

(коллективная, групповая и индивидуальная работа).

 

 

АКТИВ КЛАССА

(знакомство с госструктурой управления)

                                                                                                         

 

1 этап –

МЫ ЛЮБИМ СОЧИ

 

5-6кл.

 

 

 

 

2 этап –

МЫ ЛЮБИМ КУБАНЬ

 

 

7-8кл.

 

 

 

3 этап –

МЫ ЛЮБИМ РОССИЮ

 

9 кл.

 

 

 

Мэр класса

 

Глава администрации (губернатор)  класса

 

Президент класса

 

Заместитель мэра класса

Заместитель главы администрации (губернатора) класса

Председатель правительства класса

 

Заместители Мэра класса по вопросам

образования и науки 

Министерство образования, науки и молодежной политики класса

 Министр образования и науки класса

Заместители Мэра класса по вопросам

 жилищно-коммунального хозяйства

и благоустройства  

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства класса

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства класса

Заместители Мэра класса по

 вопросам  безопасности    

Министерство по вопросам безопасности и чрезвычайных ситуаций   класса

 Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным смтуациям и ликвидации последствий в класса

Заместители Мэра класса по информационной

политике и печати

Департамент информационной политики класса

Министр связи и массовых коммуникаций класса

Заместители Мэра  класса по

вопросам социального развития    

Министерство труда и социального развития класса

 

 Министр труда и социальной защиты класса

Заместители Мэра класса по

физической культуры  и спорту 

Министерство физической культуры и спорта класса

Министр спорта класса

Министр здравоохронения класса

 

Заместители Мэра класса

по информационных технологий       

Департамент информатизации и связи класса

Министр по развитию информационных технологий класса

Заместители Мэра класса по вопросам

культуры       

Министерство культуры класса

 Министр культуры класса

Заместитель мера класса по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края класса

Департамент по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края класса

Министр обороны класса

 

 

 

Планируемые результаты реализации программы

Личностные универсальные учебные действия

 

Вследствие адаптации разработанной программы, ее применения и изучения предметов на этапе начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия:

  • устойчивый учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения возникающих вопросов и задач;
  • внутренняя позиция ученика в рамках позитивного отношения к школе, ориентация на содержательные стороны школьной действительности;
  • всеобъемлющая мотивационная база учебной, познавательной, исследовательской, художественно-творческой деятельности, имеющая в себе социальные, учебно-познавательные и иные положительные мотивы;
  • сущность гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в виде осознания «Я» как члена семьи, гражданина РФ, на основе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, историю и ее народ; понимание и усвоение ответственности человека за благополучие страны;
  • установка на курс здорового образа жизни;
  • усвоение и знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • адекватное представление причин успешности и безуспешности человеческой деятельности, ориентация на осознание источников успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль достигаемых результатов;
  • постижение основ экологической культуры: осознание ценности флоры и фауны, желание и готовность следовать нормам природоохранного, бережливого и нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

 

Таким образом, ученик приобретет возможность для изучения и формирования:

  • внутренней позиции в рамках позитивного отношения к образовательному учреждению и получению знаний в целом; осознания неотъемлемости учебного процесса и учения;
  •  как инструмента самовыражения в общественной жизни;
  • основ компетентности гражданской идентичности личности в учебе, поступках и повседневной деятельности человека;
  • стабильного интереса к новым методам и путям познания;
  • дифференцированной адекватной самооценки на базе показателя успешности исполнения социальной роли «хорошего ученика»;
  • устойчивой и выраженной учебно-познавательной мотивации;
  • умений и навыков анализа решений моральных и нравственных вопросов, базирующихся на учете позиции и взглядов партнеров, оппонентов в процессе общения, ориентир на их чувства, мысли, мотивы; неуклонное следование моральным нормам и принципа, этическим требованиям в поведении;
  • адекватное осознание причин успешности и безуспешности своей деятельности;
  • стабильных и осмысленных эстетических предпочтений и ориентировка на искусство как весомую сферу человеческой жизни общества;
  • курс на здоровый образ жизни и осуществление его в действительном поведении и поступках ученика;
  • эмпатии как осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоянию других людей, их чувств, основанного на действиях и поступках, которые в свою очередь направлены на помощь и поддержку.


Регулятивные универсальные учебные действия

В ходе приспособления разработанной программы, обучающиеся также сформируют и овладеют регулятивными универсальными учебными действиями, которые в свою очередь позволят ученикам организовать свою учебно-познавательную работу, проходя через определенные фазы учебного процесса.

 

Так, обучающиеся сформируют регулятивные универсальные действия и научатся:

  • планировать собственные действия и деятельность согласно намеченной цели и задачам, а также условиям для ее успешной реализации;
  • заключать, сохранять и достигать учебные, творческие и исследовательские задачи;
  • выявлять различие между способом и результатом действия.
  • вносить изменения в намеченные планы, действуя при этом на базе их оценке и учета проделанных ошибок;
  • соответствующе и адекватно воспринимать предложения, оценку и разумную критику учителей, товарищей, родителей и иных людей;
  • исполнять и организовывать пошаговый и итоговый контроль в достижении результата, оценивая при этом рациональность и целесообразность выполняемого ряда действий на основе ретроспективного анализа пропорциональности результатов требованиям конкретной задачи или проблемы;
  • выявлять и вносить требуемые коррективы в процесс работы после его окончания, основываясь на анализе и оценке проделанных ошибок.

 

Следовательно, в рамках данной программы ученики смогут научиться:

  • проявлять свою инициативу на базе сотрудничества с учителем, ставя новые учебные и внеклассные задачи;
  • планировать свою деятельность;
  • прислушиваться к мнению и оценку учителей, родителей и окружающих людей;
  • изменять и модернизировать практическую задачу, делая ее познавательной;
  • индивидуально и самостоятельно принимать во внимание выдвинутые учителем цели, задачи и ориентиры действий в новом учебном материале;
  • выявлять и укреплять свою познавательную инициативу в рамках учебного сотрудничества;
  • осуществлять адекватную оценку верности выполнения хода решений действий, внося определенные коррективы в исполнение в процессе реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль поступков и действий как в учебном процессе, так и вне его.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Так в сфере коммуникативных универсальных учебных действий, ученики смогут:

 

  • осознавать существующие различные точки зрения у людей, в том числе порой не совпадающих с его собственной, при этом допуская разные варианты выполнения поставленных задач;
  • учитывать позицию собеседника, стремясь к координации разного рода позиций и осуществляя при этом взаимодействие со сверстниками и учителями, адекватно воспринимая и передавая информацию;
  • формулировать собственное видение, взгляды и мнение, умея обосновывать собственную позицию;
  • приходить к соглашению и общему решению совместной работы и деятельности, также в состоянии конфликта интересов;
  • задавать вопросы по существу, пытаясь понять позицию оппонента;
  • соблюдать грамотность и корректность высказываний.

 

В частности, ученики получат возможность научиться:

  • адекватно и целесообразно использовать речевые способности для эффективного и результативного решения различных коммуникативных постановок, задач;
  • учитывать различные точки зрения и интересы, осознавать относительность подходов и мнений к решению задачи проблем;
  • умело оперировать знаниями и фактами, аргументируя и обосновывая собственную позицию;
  • задавать необходимые вопросы для обеспечения собственной деятельности и сотрудничества с классом, учителями и другими людьми;
  • продуктивно оказывать содействие разрешению конфликтных ситуаций, базируясь на интересах и позиции всех участников;
  • полно и точно передавать информацию партнеру (участнику коммуникативного процесса) с учетом целей, задач коммуникации для последующего построения хода действий и работ;
  • обеспечивать взаимоконтроль и оказывать помощь в сотрудничестве;
  • овладеть навыками монологической и диалогической формы речи.


Познавательные универсальные учебные действия

 

Отметим, что существуют существенные отличая формирования познавательных УУД в начальных, средних классах и старших ступенях образования, которые непосредственно связаны с возрастными особенностями обучающихся, а также порой со сменой целевых ориентиров, видоизменением приоритетов и характера учебной деятельности. Так, в рамках образования учеников 5-9 классов, значительный упор делается на познавательные УУД как навык и умение познания окружающего нас мира, построения самостоятельного процесса поиска информации, исследования совокупности информационного потока, действий по анализу, обработке и поиску необходимой информации, систематизации, обобщению и последующему грамотному использованию приобретенной информации.

 

В рамках проведения представленной программы, ученики научатся:

  • организовывать и осуществлять поиск требуемой информации для выполнения учебных заданий, используя инструменты учебной и дополнительной литературы, справочников, энциклопедий как в печатном варианте, так и в электронных, цифровых источниках;
  • оперировать знаками, моделями, схемами и символами при решении возникающих вопросов и задач;
  • структурирование знаний, подбор наиболее результативных методов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить грамотную устную и письменную речь;
  • оперировать методиками синтеза и анализа объектов;
  • проводить сравнительные характеристики, классифицировать по различным показателям, устанавливая причинно-следственные связи в исследуемом круге объектов и явлений;
  • анализировать, устанавливать аналогии и строить рассуждения об объекте;
  • проводить наблюдения, высказывать собственные суждения, выводы и умозаключения, оперируя рядом общих методик решения задач.

 

Вместе с этим, обучающиеся получат возможность научиться:

  • организовывать и осуществлять результативный поиск информации согласно исследовательской задачи с использованием библиотек и сети Интернет;
  • сознательно и произвольно строить коммуникативное общение как в устной, так и письменной речи;
  • осуществлять сравнение различных показателей, классификацию, самостоятельно выделяя основания и показатели для указанных логических операций;
  • выполнять синтез как соединение целого из общего, самостоятельно дополняя и достраивая недостающие элементы;
  • выполнять выбор наиболее целесообразных способов решения вопросов и задач в соответствии с конкретными условиями;
  • использовать методы и приемы творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

 

 

Циклограмма для классного руководителя

В основе данной программы лежит работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися, строящаяся в соответствии с циклограммой, представленной на рисунке 1.

 

 

 

                                ОДИН РАЗ В ГОД 
                                    1. Проведение     

                           открытого мероприятия.

                       2. Организация защиты

                     проектов учащихся.
                3. Оформление личных дел     

               учащихся. 
          4. Анализ и составление

           плана работы класса. 
       5. Статистические данные

          класса (1 сентября).

 

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО 
1. Проверка дневников

 учащихся. 
2. Проведение мероприятий в классе (по плану). 
3. Работа с родителями (по

                                ситуации). 
                                  4. Работа с       

                                      учителями-

                                      предметниками

                                       (по ситуации).

                                         5.Работа с

                                         учащимися по

                                          проектной

                                        деятельности.

 

 


 

 

 

        ЕЖЕДНЕВНО

1. Контроль за посещаемостью и выяснение причин отсутствия учащихся. 
2. Организация школьного питания учащихся. 
3. Организация дежурства в классном кабинете. 
4. Индивидуальная работа    с каждым из учеников.

 

 

 

 

 

                                                                                        КАЖДЫЙ МЕСЯЦ 
                                                                                     1. Посещение уроков в              

                                                                           своем классе, организация 

                                                                            интерактивных уроков.

                                                                      2. Сбор денег на питание,

                                                         кино, театр. 
                                                    3. Встреча с родительским активом. 
                                            4. Совещание по планированию работы

                                              (по графику).

                                           5. Взаимодействие с родителями.

                                              6. Оформление портфолио

                                                каждого ученика.

 


 

 

ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ 
1. Оформление

классного журнала

  по итогам четверти. 
     2. МО классных

        руководителей. 
             3. Анализ выполнения плана

           работы за четверть, коррекция

             плана воспитательной работы

                      на новую четверть.                 
                           4. Проведение  

                              родительского  

                                   собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 1 - Циклограмма для классного руководителя

 

 

Характеристика классного коллектива на начало 5 класса 

Общее количество учащихся – 30
Мальчиков/девочек – 15/15
          Все обучающиеся из благополучных семей, в педагогической поддержке не нуждаются. Ребята имеют разнообразные увлечения (творческие и спортивные): футбол, художественная гимнастика, рисование, вокал, танцы, шахматы.  Все учащиеся класа состояи в школьной неформальном военно-патриотическом объединении «АДЛЕРЕЦ».
  Класс дисциплинирован, готов принимать участие в мероприятиях разного уровня и активно участвовать в жизни лицея. Проблему составляет то, что класс был сформирован в сентябре 2015г. Поэтому одна из задач классного руководителя в этом учебном году – сплочение классного коллектива на основе взаимного сотрудничества и уважения между учащимися

 

 

P.S. План воспитательной работы класса  на  каждый учебный год  составляется с учётом плана воспитательной работы Лицея.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевого конкурса методических разработок

«Лучшие практики психолого-педагогического просвещения родителей в Краснодарском крае» в 2022 году

        Номинация

        «Образовательная организация — центр родительского просвещения»

Тема: родительское собрание «Формирование жизнестойкости учащихся класса в контексте проведения профилактических мероприятий на базе общеобразовательного учреждения»

Автор разработки: Есаулов Геннадий Владимирович,

учитель ОБЖ

МОБУ Лицея №59  им. Трубачёва М.Г.

г. Сочи

высшей квалификационной категории,

классный руководитель 11«Б» класса

«Формирование жизнестойкости учащихся класса в контексте проведения профилактических мероприятий на базе общеобразовательного учреждения»

           Аннотация. В  разработке представлен материал для проведения родительского собрания, который могут использовать педагоги во всех возрастных группах обучающихся в своих общеобразовательных организациях.

План (тематическое содержание) родительского собрания:

1. Теоретический материал по теме собрания (лекционный час, проводимый для родителей).

2. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей посредством семинаров, дискуссий, опросов.

3. Проведение анкетирования родителей на сайте лицея.

Актуальность. Мы, учителя и родители, обязаны прилагать все свои усилия, энергию, проводя колоссальное время на профилактику стрессовых ситуаций и помогая в нахождении и выборе рациональной и оптимальной стратегии для разрешения проблемных ситуаций, если таковые возникают у наших детей.

Совместно с этим, большинство проблемных вопросов можно предотвратить до момента их возникновения: сотрудничая с педагогическим коллективом, с родителями учащихся и самими учениками. Необходимым является акцентироваться на положительных сторонах жизни всех субъектов общества, образовательного процесса и окружающей внешней и внутренней среды. Следовательно, наиболее важным направлением системы образования должно стать формирование и создание жизнестойкости и школьников. Наряду с этим должным образом следует организовывать процесс развития у детей навыков совладения с трудными жизненными ситуациями (новая школа, новый класс, проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, переходный возраст и другие).

          Цель собрания:

  • Выявить и предупредить признаки девиантного поведения (отклоняющегося от нормы поведения) на базе созданий условий и формирования жизнестойкости учеников;
  • Повысить воспитательную и педагогическую осведомленность и культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности ребенка и всего учебного коллектива класса.

         Основная задача:

  • путем организации и проведении собрания сформировать у родительской общественности компетентность в области феномена жизнестойкости подростков;
  • разъяснить моменты, затрагивающие основные проблемы относительно данной проблематики, ее структуры, содержания, сущности, условий формирования данного тезиса;
  • совершенствования психолого-педагогического сопровождения семьи в образовательной организации с учетом требований профессиональных стандартов.

         Форма родительского собрания:

  • лекционный час;
  • элементы практического тренинга.

         Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • презентация к собранию;
  • ТСО;
  • анкеты;
  • опросники.

Методическая разработка.

ПРИТЧА

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать.

Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» – спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота и узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Делая вывод из данной притчи, мы должны помнить, что современные информационные, политические, социальные и экономические угрозы влияют на жизнь человека. Данные угрозы зачастую обусловлены сложными и экстремальными жизненными ситуациями. Для некоторых людей такие внешние и внутренние угрозы протекают в виде стрессовых и напряженных факторов, другие люди проявляют свою жизнестойкость в такого рода ситуациях.

 Мы, учителя и родители, обязаны прилагать все свои усилия, энергию, проводя колоссальное время на профилактику стрессовых ситуаций и помогая в нахождении и выборе рациональной и оптимальной стратегии для разрешения проблемных ситуаций, если таковые возникают у наших детей.

Формирование представления о жизнестойкости позволяет отразить психологическую жизнестойкость (живучесть) и развитую эффективность индивида, что также является критерием ля оценки психического здоровья человека.

Жизнестойкость личности следует характеризовать, как определенный человеческий ресурс, потенциал, который может быть необходимым ввиду сложившихся чрезвычайных ситуаций.

Существует три относительно автономных компонента жизнестойкости, представленных на рисунке 1.

Рис.1 – Компоненты жизнестойкости индивида

Включенность позволяет индивиду чувствовать себя достаточно ценным и значимым для того, чтобы быть полностью вовлеченным в решение жизненных ситуаций, задач, вопреки возникновению и наличию стрессогенных изменений и факторов.

Контроль подразумевает контролирование ситуаций и их преобразование. Данный компонент отражает уверенность субъекта в том, что любая возникающая сложная ситуация может быть преображена и изменена в соответствии с его жизненными планами, целями и желаниями.

Относительно вызова, то он придает некий стимул, толчок для развития собственных возможностей. Безусловно, более развитая жизнестойкость ведет к большей вероятности того, что индивид будет адекватно воспринимать возникающие трудности, вместо того, то отрицать и избегать их. Ввиду чего, данные возникающие сложные ситуации будут придавать импульсы для дальнейшего саморазвития.

Отметим, что жизнестойкость взаимосвязана с реализмом, нежели чем с оптимизмом.

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Жизнестойкость представляет собой способность относительно легко и безболезненно преодолевать жизненные изменения и трудности, приспосабливаясь к ним.

Какие критерии отличают жизнестойких детей и чем они отличаются от других?

Жизнестойкость ребенка определяет степень способности его личности выносить и выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутреннее спокойствие и сбалансированность, не снижая при этом успешность своей деятельности.

Жизнестойких детей могут охарактеризовать 5 неотъемлемых качеств:

  1. Высокий уровень адаптивности. Данное качество характеризуется социальной компетентностью ребенка, его умением вести себя непринужденно в обществе своих сверстников и среди взрослых. Такие дети умеют располагать окружающих к себе
  2. Стремление к успехам, результатам и достижениям. У таких детей развито стремление демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные, художественные, музыкальные и/или иные творческие успехи и способности. Достигнутые результаты доставляют им радость. Дети на собственном примере и опыте убеждаются, что могут повлиять на условия, окружающие их.
  3. Уверенность в себе. Препятствия на пути и жизненные трудности дают толчок для более упорного и кропотливого труда, подзадоривая их. Тем самым непредвиденные ситуации, возникающие на жизненном пути, не смущают таких детей.
  4. Независимость. Такие ребята не подвержены сильному внушению со стороны сверстников. Несмотря на то, что они внимательно прислушиваются к советам взрослых, при этом они умеют не попадать под сильное влияние со стороны посторонних лиц.
  5. Ограниченность контактов. Зачастую дружеские и родственные связи тесные и плотные с определенным и четким кругом лиц. Они устанавливают только несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Небольшое количество связей содействует чувству защищенности и безопасности.

Необходимо отметить, что во время серьезных перемен, стрессовых ситуаций жизнестойкие подростки ищут опору и поддержку у близких людей и родственников, и сами всегда готовы предоставить помощь. Такие дети уверены, что переменны и стрессы естественны, и что они являются частью и основой для последующих возможностей, роста, развития, а также более детального и глубокого анализа и осознания жизни, ее ценности.

КАК РАЗВИТЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РЕБЕНКА

В первую очередь, необходимо определить, какие убеждения влияют положительно, а какие отрицательно на формирование и развитие жизнестойкости ребенка. В соответствии с трудами профессора Школы социальной экологии Калифорнийского университета Сальваторе Мадди, были проведены исследования, на базе которых выявлены основные контексты, влияющие на формирование жизнестойких убеждений ребенка (рис. 2).

Рисунок 2 – Положительные и негативные моменты, влияющие на формирование жизнестойки убеждений

Жизнестойкость представляет собой не столь физическую выносливость индивида, сколько нравственную категорию, предопределяющую путь и способ взаимодействия человека с окружающим внешним миром. Жизнестойкость следует формировать, развивать и воспитывать с раннего детства (жизнестойкие убеждения можно развить и в зрелом возрасте).

Семейное воспитание как никакое другое является первой ступенью на пути формирования жизнестойкости ребенка. Родители, приучая своих детей самостоятельно принимать решения, не бояться допускать ошибки, но при этом бояться бездействовать, воспитывают в детях жизнестойкость.

Обучение является одним из основных показателей эффективности развития жизнестойкости ребенка. Жизнестойкость подразумевает основательное и углубленное понимание и осознание жизненных процессов. Это не станет возможным без глубокой базы знаний.

Оптимистичный взгляд на жизнь также является одним из элементов развития жизнестойкости. Ребенок, пытаясь выявлять и осознавать плюсы любой ситуации, не впадая при этом в уныние и отчаяние, воспитывает в себе тем самым жизнестойкость.

Благотворительность также является ядром развития жизнедеятельности. Помогая другим людям, попадающим в сложные жизненные ситуации, ребенок начинает идентифицировать и осознавать собственные возможности, а значит становится более жизнестойким.

Лишь динамично совершенствуясь, освобождаясь от слабости, безынициативности, уныния, ребенок воспитывает в себе жизнестойкость.

Формирование жизнестойкости в детях требует, как от родителей, так и от учителей определенной системы воспитания:

  1. Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Ведь, каждому человеку необходимо быть любимым.
  2. Поддержка, опора ребенку в развитии его интересов, навыков, талантов и увлечений.
  3. Акцентирование на значимость семьи, чувства гордости и родства.
  4. Поощрение самостоятельности ребенка, предоставление ему возможности выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
  5. Четкая и ясная формулировка правил и требование их соблюдения.
  6. Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои мысли, ощущения и чувства.
  7. Обучение ребенка оперативно принимать решения, поскольку проблемы зачастую возникают ввиду того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  8. Поощрение активности ребенка.
  9. Четкое определение и обсуждение проблемы, акцентирование внимания на том, что проблемы являются составной частью нормальной жизни.
  10. Совместный поиск решений, и путей выхода из сложившихся негативных ситуаций.
  11. Обучение ребенка поведению в обществе: уважению, общительности,  дружелюбию, ответственности, взаимовыручке, поддержке.
  12.  Содействие и помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  13. Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  14. Помощь в определении, как, где и когда ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
  15.  Тщательное внимание к внезапным изменениям поведения и настроения ребенка, ведь это может служить тревожным сигналом.

Необходимо отметить, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Что можно и нужно делать, чтобы помочь ребенку?

  1. Установление заботливых взаимоотношений. Не существует всеобъемлющих способов решения такой серьёзной проблемы, как девиантное поведение и самоубийство. Тем не менее, многое зависит от качества взаимоотношений родителей с ребенком. Данные отношения должны выражаться не только  словами, но и внутренним принятием; в данных обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка ребенка. Для подростка, который чувствует, что он ненужный, бесполезный и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом родители лучше всего проникнут в изолированную душу отчаявшегося ребёнка.
  2. Внимательно слушать и прислушиваться к ребенку. Такие фразы как: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы радоваться, жить», являются сигналами для активной работы с ребенком. Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.
  3. Не стоит спорить с детьми. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто говорят: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у подростка ещё
  4. Грамотно помочь при подавленности и отрицании. Желая помочь, родители могут способствовать обратному эффекту. Нередко взрослые делают подобные замечания: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае нельзя проявлять агрессию по отношению к ребенку.
  5. Задавать вопросы ребенку. Если родители задают такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийство?», - то в них подразумевается ответ, который бы хотелось услышать родителям. Следует спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащих ситуациях, например: «Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной…?». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.
  6. Не следует заставлять ребёнка «прыгать выше головы». Может быть, те успехи, результаты, которые он достигает в данный момент являются его планкой или даже успехом в соотношении с его возможностями.
  7. Уважение по отношение к ребёнку, его мнение, не устанавливание собственных стереотипов. Стоит помнить, что ребенок являются такой же личностью, как и все мы.
  8. Поддержка ребенка со стороны родителей и одобряющие слова. Даже несмотря на то, что ребенок - пусть даже ребенок будет одарен в каких-либо науках ли творчестве, он хорош уже тем, что он есть в вашей жизни, жизни его родителей. Необходимо вовлекать детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.
  9. При необходимости обращаться за помощью к специалистам.        Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания ребенка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.                                                                    

Рекомендуемая литература

  1. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Жизнестойкости посвящено целое направление философии – стоицизм.
  2. Рассматривая жизненный путь человека, стоики особое внимание уделяли воле, самообладанию, терпению, стойкому перенесению жизненных невзгод. Теодор Драйзер «Стоик» - это последний роман Теодора Драйзера, в котором он наиболее полно раскрыл свои взгляды на жизнь.
  3.  «Стоик» - самая яркая литературная история жизнестойкости, история ошибок, падений и непоколебимого стремления к достижению мечты.

Если у Вас возникнут проблемы или Вам  нужна консультация, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам школ, психолого-медико-педагогической комиссии, а при необходимости и к специалистам ЦРБ. Вам и Вашим детям не откажут в помощи.

Помните, что рядом с Вами есть всегда люди, готовые Вам помочь!

Дополнительные материалы и приложения.

1. Презентация к родительскому собранию.

2. Памятка для родителей.