Обучение конструированию детей с умственной отсталостью. Условия обучения конструированию.
Обучение конструированию детей с умственной отсталостью. Условия обучения конструированию.
Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей , в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов.
При особой организации, содержании и методах обучения детям с интеллектуальной недостаточностью оказываются доступны начальные действия с моделями, особенно с конкретными, отображающими структуру конкретных предметов (конструирование по образцу), а также обобщёнными, отражающими структуру класса предметов. Кроме того, они оказываются способны работать с графическими моделями – выполнять постройки по графическому образцу и создавать модели по объёмной конструкции. Однако эти умения возникают у них лишь при особых педагогических условиях.
Если нормально развивающиеся дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно-ролевых игр, умственно отсталые дети часто не понимают их значения, не умеют создавать узнаваемые конструкции предметов. Они перекладывают элементы строительных наборов, нагромождают их, нередко облизывают, пробуют «на зуб». Конструктивные материалы привлекают их внимание на чрезвычайно короткое время: завладев ими, ребёнок быстро теряет к ним интерес, поскольку не умеет правильно их использовать.
Отсутствие интереса к конструированию, непонимание умственно отсталыми детьми функционального значения конструктивных материалов является основанием для того, чтобы с самого начала обучения было обращено внимание на формирование интереса к деятельности. Внимание детей привлекают к готовым постройкам, побуждают интерес к созданию конструкций, отражающих конкретное предметное содержание. Одновременно их знакомят с функциональными признаками и назначением как самого предмета, так и соответствующей конструкции, которая выступает своеобразный предметный заместитель. На этом этапе работа по конструированию тесно связана с обучением детей предметным и игровым действиям. Чтобы передать в конструкции целостный образ предмета, ребёнок должен понимать все пространственные свойства, которыми обладает предмет. Другими словами, необходим определённый уровень сенсорного развития. Поэтому с целью ознакомления детей с многообразием форм, отношениями по величине и пространственному расположению, а также для того, чтобы они овладели соответствующими представлениями об этих свойствах , проводится систематическое сенсорное воспитание детей.
Задача развития восприятия у детей решается в ходе специально организованных игр и упражнений, направленных на ознакомление с пространственными свойствами, для чего проводится предварительное изучение предметов и различных моделей, используемых в качестве образцов.
Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому в ходе конструирования дети выполняют знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий). Кроме того, полноценное умственное воспитание может осуществляться тогда, когда цель деятельности ребёнка заключена не в решении конструктивной задачи, а для использования в сюжетной игре. При этом вся его деятельность приобретает более сложную, многоступенчатую структуру, а процесс конструирования подчиняется конечной цели, что положительно влияет как на характер анализа образца, так и на выбор средств деятельности, повышает уровень детской самостоятельности.
С точки зрения умственного воспитания эффективен метод сюжетного конструирования по сравнению с операциональным методом. Сюжетное конструирование состоит в том, что сначала детям показывают игровые действия с готовой конструкцией-образцом, не акцентируя внимания на способах её создания, а потом уже приступают к анализу конструктивных особенностей. При этом последующий анализ и её воспроизведение приобретают совершенно иное качественное значение в структуре деятельности ребёнка, а также в способах ориентировочных действий. Цель деятельности выносится за пределы конструирования, так как возникает более понятная игровая цель: что, как и для чего строить. Конструирование, являясь составной частью игры, становится способом для достижения игровой цели, а процесс конструирования, выбор деталей – средством сооружения постройки. Деятельность детей ,таким образом, приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретённый опыт. Немало внимания во время конструирования необходимо уделять решению задач трудового воспитания. Дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения, что совершенствует зрительно-двигательную координацию, овладевают общетрудовыми умениями, необходимыми операционно-техническими навыками. Решая конструктивные задачи, используя результаты обучения для сооружений построек в сюжетно-ролевой игре, дети учатся вступать в эмоциональные, деловые и речевые контакты.
Важным условием успешного обучения конструированию является также обеспечение игровой мотивации детской деятельности. Если сделать конструирование средством для достижения игровой цели, то, несмотря на сложность, оно станет для ребёнка необходимым, интересным занятием.
Комментарии
Обучение конструированию
Условия обучения конструированию