Воспитательная система "Познай себя"
Воспитательная система «Познай себя» – единая учебно-игровая среда
Актуальность. В настоящее время усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализация их потенциала. Перед классным руководителем поставлены следующие задачи: воспитание гуманного человека, любящего людей и всё живое, доброго, способного к сопереживанию, формирование гражданских и нравственных качеств; развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Важной частью современного образования является также и формирование социально значимых компетенций. Компетенция – это прежде всего успешный опыт деятельности. Чем больше ученики общаются и реализуют себя в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире.
Изучая развитие классного коллектива во 2-ом классе, я получила такой график. «Провалы» в линии графика показали наиболее острые воспитательные проблемы классного коллектива: слабо проявляются сотрудничество и согласованность в работе, у большей части учащихся нет целеустремлённости, ответственного отношения к учению, отсутствует творческое самовыражение личности.
Особую значимость приобретает проблема становления детской самостоятельности, инициативности и ответственности. Учебная самостоятельность существенно зависит от опыта учебного сотрудничества.
Таким образом, одна из целей моей работы состоит в том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию сотрудничества учеников друг с другом. Считаю, что учитель при этом выступает как партнёр взаимодействия.
Одним из путей формирования межличностных отношений во время внеклассного занятия является организация парных и групповых форм сотрудничества. Работа в парах – это выполнение задания двумя участниками, где есть возможность научиться взаимодействовать и общаться с одноклассником, отрабатывать навыки совместной деятельности. Взаимодействуя в паре, ученики совместно решают учебно-игровую задачу: договариваются об очерёдности, способах и последовательности выполнения задания; получают совместный результат; вместе оценивают и вдвоём отвечают за его правильность. Обучение сотрудничеству в парах позволяет реализовать потребность каждого ребёнка в общении с одноклассниками на занятии и на этой основе формировать деловые отношения в коллективе.
Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
- желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;
- умение презентовать себя – рассказывать о себе, о своих возможностях;
- умение строить деловые отношения в совместной деятельности на занятии (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели).
Обучение навыкам сотрудничества осуществляю на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.
Работа в парах – это подготовительный этап для более сложной формы общения – в группе.
Практические формы организации воспитательного процесса
Классные часы - конкурсно-игровые программы:
«Доброта приносит людям радость».
Игровая задача: выбор самой доброй пары.
Учебно-методическая задача: формирование толерантных отношений между детьми.
Результат: дети становятся добрее друг другу и окружающим, проявляя в выражении добрых чувств творческую индивидуальность.
«Дружба начинается с улыбки»
Игровая задача: выбор самой дружной пары.
Учебно-методическая задача: создать сплочённый, дружный коллектив, пробудить интерес к поиску знаний.
Результат: под действием игровых правил формируется умение дружить, развиваются творческие способности, класс превращается в дружный коллектив.
«Кто много читает, тот много знает»
Игровая задача: выбор самой читающей пары.
Учебно-методическая задача: прививать интерес к чтению.
Результат: улучшилась техника чтения, заметнее проявляется их творческая активность.
«Когда окружающие тебе улыбаются»
Игровая задача: выбор самой культурной пары.
Учебно-методическая задача: формирования умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Результат: школьники стараются действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, активнее проявляют собственную инициативу.
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
Игровая задача: выбор самой грамотной пары.
Учебно-методическая задача: формирование устойчивого интереса к учению, развитие творческих качеств и познавательной активности детей.
Результат: у школьников повышается интерес к урокам русского языка, литературного чтения, к сочинительству.
«Считай, смекай, отгадывай»
Игровая задача: выбор самой смекалистой пары.
Учебно-методическая задача: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Результат: увеличилось число детей, которые с интересом решают задачи, требующие творческого подхода.
«Кто аккуратен, тот людям приятен»
Игровая задача: выбор самой аккуратной пары.
Учебно-методическая задача: воспитание аккуратности.
Результат: ученики стали следить за своим внешним видом, аккуратнее и эстетичнее выполнять работы (классные и домашние задания, рисунки, поделки).
«Чтоб здоровым и сильным быть, надо спорт любить»
Игровая задача: выбор самой спортивной пары.
Учебно-методическая задача: развивать основные двигательные качества – силу, быстроту, выносливость; заботиться о сохранении здоровья.
Результат: школьники с удовольствием участвуют в спортивных мероприятиях, добиваясь хороших результатов.
В игре участвуют все учащиеся. Иногда победителем становится и трудные в воспитании ученики, так как для них создаётся ситуация успеха, когда он начинает верить в себя. Каждый младший школьник всегда хочет быть хорошим.
Практические формы организации воспитательного процесса:
Экскурсия «Достопримечательности Мухоршибирского района»
Виртуальное путешествие «Семь чудес России и Бурятии»
Утренник «Урок листопада»
Концерт «Мама» – слово дорогое»
Игра Поле Чудес «Что за прелесть эти сказки!»
Игра-соревнование «Зов тайги»
Игра по экологии «Что? Где? Когда?»
Поисково-исследовательская работа «Я садовником родился»
Кружок «Смекалка»
Турнир весёлых и находчивых
Клуб Любознательных «Птичьи имена»
Воспитательная система «Познай себя» помогает вызвать у учащихся интерес к учебной деятельности, помогает им увидеть свои недостатки и достоинства, способствует свободному и полному раскрытию творческой фантазии и способностей, формированию потребностей в дальнейшем совершенствовании их творческих возможностей.