Мастер-класс по методике Сорочинской Т.В.
Хочу предложить Вашему вниманию мастер-класс по методике тактильно-двигательной стимуляции. Я начала апробацию данной методики в октябре 2012 года. Очень рекомендую внимательно изучить текст самого мастер-класса и книгу Е.Ф. Архиповой (данные см.в списке литературы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Автоматизация звуков у детей-логопатов со стёртой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (по методике Сорочинской Т.В.),
Дата проведения: 28 марта 2013 г.
Кто проводил: логопед кабинета здорового ребёнка
Детской поликлиники
ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ»
Жмаева Елена Евгеньевна
МОГО «Инта»
2013г.
При обследовании в поликлинике у детей в возрасте 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА.
Неловкость, ограниченный объём движений, быстрая утомляемость мышц при функциональных нагрузках, отставание в ритме, темпе, нарушенная переключаемость, плохое подражание при имитации движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.
Позднее овладение навыками самообслуживания, плохое владение карандашом (руки напряжены), проблемы на занятиях по аппликации и лепке, нарушение дифференцированных движений рук при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, трудности при пространственном расположении элементов, у первоклассников – трудности при овладении графическими навыками.
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Паретичность: амимичное лицо, мышцы при пальпации вялые, нижняя челюсть не фиксируется, губы вялые, язык вялый, кончик языка малоактивный, при функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.
Спастичность: лицо амимичное, мышцы при пальпации напряжённые, губы всегда в полуулыбке, в артикуляции они участия не принимают, язык толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы: дрожание, тремор языка, особенно при функциональных нагрузках, иногда при выполнении статических поз может появляться лёгкий цианоз, тонус мышц повышен.
Апраксия: невозможность выполнения движения или невозможность переключения от одного движения к другому, иногда просто хаотические движения.
Девиация: отклонение языка от средней линии сочетается с асимметрией губ при улыбке и сглаженностью носогубной складки, проявляется при функциональных нагрузках.
Гиперсаливация: определяется только в момент речи, дети вовремя не сглатывают слюну, при этом страдает произношение и просодика.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Смешение, искажение звуков, замена или отсутствие, но имеется ещё и нарушение просодики, влияющее на разборчивость, внятность и выразительность речи, часто отмечается межзубное или боковое произнесение звуков, проблемы при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощённая звуконаполняемость в стечениях согласных.
ПРОСОДИКА.
Интонационно-выразительная окраска резко снижена, страдает голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох, нарушен тембр, иногда возможен назальный оттенок, ускоренный темп речи ( нередко – речь «взахлёб»).
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ,
Первая группа: нарушены звукопроизношение и просодика (очень похоже на дислалию).
Вторая группа: нарушение звукопроизношения и просодики сочетаются с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков).
Третья группа: дети со стёртой дизартрией и ОНР.
Таким образом, коррекционная работа по преодолению стёртой дизартрии представляет собой комплексное воздействие по различным направлениям:
- медицинскому;
- психолого-педагогическому;
- логопедическому.
Медицинское направление включает в себя:
- медикаментозную терапию (невролог);
- физиотерапию (физиотерапевт);
- ЛФК (инструктор ЛФК).
Мы с вами рассмотрим работу по логопедическому направлению:
- Развитие артикуляционной моторики (пассивная артикуляционная гимнастика; активная артикуляционная гимнастика – 20 упражнений с функциональной нагрузкой; упражнения с шариком) См. фото №1, 2.
- Нормализация речевого дыхания. См. фото №3.
- Нормализация голоса.
- Нормализация просодики.
- Нормализация мелкой моторики рук. См. фото №4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12.
- Кинезиологические упражнения. См. фото № 13, 14.
- Выработка новых произносительных умений и навыков.
- Выработка коммуникативных умений и навыков.
Не секрет, что самой большой проблемой на сегодняшний день, остаётся чрезмерно затянутая автоматизация звуков у детей со стёртой дизартрией, многолетнее и многотрудное введение их в речь, проблемы с нахождением нужной мотивации для ребёнка, а подчас и для родителей.
Хочу предложить вниманию коллег свой скромный опыт коррекционной работы в этой области.
Методика Татьяны Владимировны Сорочинской (разработанная и запатентованная ею в 1997 г.) относится к медицине, а именно, к психоневрологии и дефектологии. Т.В. Сорочинская была в своё время аспиранткой Елены Филипповны Архиповой и занималась вопросами коррекции стёртой дизартрии. Задачей её изобретения является оптимизация коррекции речевых нарушений у детей, связанных с речедвигательным анализатором, которая достигается за счет включения афферентных потоков тактильно-кинестетической модальности через стимуляцию рецепторных зон кистей обеих рук.
Речевая функциональная система задействует все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. В организации наших движений, в частности, артикуляций, значительное место занимают афферентные возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация поступает к коре головного мозга. Эфферентные же потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, артикуляционному аппарату и пальцам рук. Чётко запечатлена в центре речедвигательного анализатора тактильная чувствительность. Кожа человека и его опорно-мышечный аппарат – это рецепторно-периферический отдел кожно-кинестетического анализатора, необходимый для первичной оценки контактных воздействий. Наиболее чувствительны ладони, пальцы рук, область вокруг рта и язык. Руки и артикуляционный аппарат играют доминирующую роль в произвольной моторной организации речи. Это обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого и будет совершенствование речи ребёнка.
В коре головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть клеток коры в возбуждённое состояние. Это позволяет запоминать и воспроизводить данные артикуляции.
Принцип коррекционного воздействия заключается в прижатии подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заострённой формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Для стимуляции применяют массажёры, например, иппликатор Кузнецова, который наилучшим образом подходит для развития статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий и тактильно-проприоцептивного воздействия.
Кожа при использовании иппликатора Кузнецова не нарушается, а испытывает лишь некоторое растяжение. Иппликатор усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышечных образований, активизирует лимфо-и кровообращение, что улучшает питание систем организма. Образуется обратная биологическая связь с жизненно важными органами и центрами, всеми отделами нервной системы.
Коррекционная работа проводится в игровой форме, когда включение мощного мотивационного фактора способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторной сферы. Некоторые из моментов занятий можно увидеть на следующих фото (№15, 16,17, 18, 19).
Логопед сам выполняет упражнение, произносит гласные звуки в определенной последовательности, поочередно осуществляя прижатие подушечек пальцев рук к иппликатору. Ребенок тоже сам выполняет данное упражнение (или по подражанию).
.
Если ребенок младшего возраста не может выполнять упражнение синхронно, процесс коррекции делят на этапы:
1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:
А – большой палец;
О – средний палец;
У – указательный палец;
И – безымянный палец;
Ы – мизинец;
Э – вся ладонь.
2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук.
3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.
4 этап. Отрабатывают точность, ритмичность, плавность движений. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса.
В зависимости от возраста ребенка продолжительность курсового лечения варьируется:
* дети с 2 до 4 лет – 20 занятий (10 занятий – перерыв 30 дней – 10 занятий);
* дети 5 7 лет – 16 занятий, после тридцатидневного перерыва курс продолжают.
. Результатом является улучшение просодической стороны речи, нормализация звукопроизношения.
Преимущества данного способа коррекции речевых нарушений по сравнению с другими способами:
1.Простота исполнения и патогенетически оправданное сочетание логопедических занятий, игровой деятельности и воздействия на кисти рук, а именно на подушечки пальцев посредством иппликатора Кузнецова.
2.Путём обычного контакта с раздражающей поверхностью иппликатора происходит отработка динамического акта вариантов пальцевого праксиса;
3. Облегчение речевой деятельности ребёнка в дальнейшем, особенно в части звукопроизношения, за счёт воспроизведения закрепленного динамического образа для верхних конечностей уже без применения иппликатора, . в обычных контактах со сверстниками.
4.Раннее начало коррекции (с двухлетнего возраста), что способствует достижению наилучших результатов..
5. Способ доступен и может применяться в практике коррекции речевых нарушений в детских дошкольных учреждениях, школах, в домашних условиях.
Для автоматизации любого поставленного звука Е.Ф. Архипова предлагает 11 модулей (вариантов звукосочетаний).
1 модуль. Отдельное произнесение: С…….г (С – автоматизируемый согласный, г – гласный).
модуль. Слитное произнесение: Сг. Прямой слог.
3 модуль.г……..С. Утрированно и с интервалом артикулируются и длительно произносятся слоги.
4 модуль. г С слитно (обратный слог)
5 модуль. гСг (интервокальная позиция). Внимание обращают на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.
- АСА ОСА УСА ИСА ЫСА
- АСО ОСО УСО ИСО ЫСО
- АСУ ОСУ УСУ ИСУ ЫСУ
- АСИ ОСИ УСИ ИСИ ЫСИ
- АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСЫ
- АСЭ ОСЭ УСЭ ИСЭ ЫСЭ
6 модуль. Сгс (автоматизируемый звук, гласный, сохранный звук). Утрированно произносятся все звуки, входящие в структуру слога, среди которых могут быть и слова (СОМ, СОН, СУП).
- САБ САВ САГ САД САК
- СОБ СОВ СОГ СОД СОК
- СУБ СУВ СУГ СУД СУК
- СИБ СИВ СИГ СИД СИК
7 модуль. сгС (сохранный согласный, гласный, автоматизируемый звук).
- БАС ВАС ГАС КАС МАС
- БОС ВОС ГОС КОС МОС
- БУС ВУС ГУС КУС МУС
- БИС ВИС ГИС КИС МИС
- БЫС ВЫС ГЫС КЫС МЫС
- БЭС ВЭС ГЭС КЭС МЭС
8 модуль. Ссг. Слог со стечением согласных. (автоматизируемый согласный, сохранный согласный, гласный).
- СБА СВА СГА СДА СКА
- СБО СВО СГО СДО СКО
- СБУ СВУ СГУ СДУ СКУ
- СБИ СВИ СГИ СДИ СКИ
- СБЫ СВЫ СГЫ СДЫ СКЫ
9 модуль. сСг – слог со стечением согласных ( автоматизируемый звук стоит в середине).
- БСА ВСА ГСА ДСА КСА
- БСО ВСО ГСО ДСО КСО
- БСУ ВСУ ГСУ ДСУ КСУ
- БСИ ВСИ ГСИ ДСИ КСИ
- БСЫ ВСЫ ГСЫ ДСЫ КСЫ
- БСЭ ВСЭ ГСЭ ДСЭ КСЭ
10 модуль. гсС (автоматизируемый согласный стоит в конце).
- АБС АВС АГС АДС АКС
- ОБС ОВС ОГС ОДС ОКС
- УБС УВС УГС УДС УКС
- ИБС ИВС ИГС ИДС ИКС
- ЫБС ЫВС ЫГС ЫДС ЫКС
- ЭБС ЭВС ЭГС ЭДС ЭКС
11 модуль. гСс (гласный, автоматизируемый согласный, сохранный согласный).
- АСБ АСВ АСК АСЛ АСМ
- ОСБ ОСВ ОСК ОСЛ ОСМ
- УСБ УСВ УСК УСЛ УСМ
- ИСБ ИСВ ИСК ИСЛ ИСМ
- ЫСБ ЫСВ ЫСК ЫСЛ ЫСМ
- ЭСБ ЭСВ ЭСК ЭСЛ ЭСМ
СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ СИТУАЦИИ
А теперь давайте попробуем насколько интересно работать с иппликатором Кузнецова. На примере своих маленьких пациентов я не раз убедилась, насколько незаметнее и веселее идёт процесс автоматизации, как быстро заканчивается занятие Мы начнём с самого простого: пропевания гласных. У меня есть несколько вариантов «ковриков с колючками». Смотрите на меня и повторяйте: А, О, У, И, Ы, Э. Теперь будем осваивать модуль № 1. Повторяйте за мной: С…..А, С…..О, С…...У, С…..И, С…..Ы, С…..Э.Переходим к модулю № 2. СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ. Теперь к модулю № 3. Всё наоборот: А…….С, О…….С, У……С, И……С, Ы……С, Э……С. И совсем легко с модулем № 4: АС, ОС, УС, ИС, ЫС, ЭС. (Образцы ковриков с колючками смотрите на фото № 20, 21, 22).
Я работаю по этой методике всего 4 месяца. Из детей со стёртой дизартрией положительную динамику показывают уже 45%. Детям и родителям нравятся яркие коврики, у каждого свой любимый. Чтобы не было проблем с обработкой ковриков, руки детей перед занятием обрабатываются специальным антибактериальным спреем. Вот и всё, о чём я хотела Вам рассказать. Спасибо за внимание.
Список литературы:
Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону,2008.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М., «Астрель», 2008.
Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград, «Учитель», 2011.
Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом для детей 4-6 лет. – СПб, «Литера», 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М ., «Гном и Д», 2009.