Мастер-класс по методике Сорочинской Т.В.

Жмаева Елена Евгеньевна

Хочу предложить Вашему вниманию мастер-класс по методике тактильно-двигательной стимуляции. Я начала апробацию данной методики в октябре 2012 года. Очень рекомендую внимательно изучить текст самого мастер-класса и книгу Е.Ф. Архиповой (данные см.в списке литературы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Автоматизация звуков у детей-логопатов со стёртой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (по методике Сорочинской Т.В.),

Дата проведения: 28 марта 2013 г.

Кто проводил: логопед кабинета здорового ребёнка

Детской поликлиники

ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ»

Жмаева Елена Евгеньевна

МОГО «Инта»

2013г.

При обследовании в поликлинике  у детей в возрасте 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:

ОБЩАЯ МОТОРИКА.

 Неловкость, ограниченный объём движений, быстрая утомляемость мышц при функциональных нагрузках, отставание в ритме, темпе, нарушенная переключаемость, плохое подражание при имитации движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

 Позднее овладение навыками самообслуживания, плохое владение карандашом (руки напряжены), проблемы на занятиях по аппликации и лепке, нарушение дифференцированных движений рук при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, трудности при пространственном расположении элементов, у первоклассников – трудности при овладении графическими навыками.

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Паретичность: амимичное лицо, мышцы при пальпации вялые, нижняя челюсть не фиксируется, губы вялые, язык вялый, кончик языка малоактивный, при функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.

Спастичность: лицо амимичное, мышцы при пальпации напряжённые, губы всегда в полуулыбке, в артикуляции они участия не принимают, язык толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы: дрожание, тремор языка, особенно при функциональных нагрузках, иногда при выполнении статических поз может появляться лёгкий цианоз, тонус мышц повышен.

Апраксия: невозможность выполнения движения или невозможность переключения от одного движения к другому, иногда просто хаотические движения.

Девиация: отклонение языка от средней линии сочетается с асимметрией губ при улыбке и сглаженностью носогубной складки, проявляется при функциональных нагрузках.

Гиперсаливация: определяется только в момент речи, дети вовремя не сглатывают слюну, при этом страдает произношение и просодика.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Смешение, искажение звуков, замена или отсутствие, но имеется ещё и нарушение просодики, влияющее на разборчивость, внятность и выразительность речи, часто отмечается межзубное или боковое произнесение звуков, проблемы при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощённая звуконаполняемость в стечениях согласных.

ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска резко снижена, страдает голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох, нарушен тембр, иногда возможен назальный оттенок, ускоренный темп речи ( нередко – речь «взахлёб»).

ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ,

Первая группа: нарушены звукопроизношение и просодика (очень похоже на дислалию).

Вторая группа: нарушение звукопроизношения и просодики сочетаются с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков).

Третья группа: дети со стёртой дизартрией и ОНР.

Таким образом, коррекционная работа по преодолению стёртой дизартрии представляет собой комплексное воздействие по различным направлениям:

  1. медицинскому;
  2. психолого-педагогическому;
  3. логопедическому.

Медицинское направление включает в себя:

  1. медикаментозную терапию (невролог);
  2. физиотерапию (физиотерапевт);
  3. ЛФК (инструктор ЛФК).

Мы с вами рассмотрим работу по логопедическому направлению:

  1. Развитие артикуляционной моторики (пассивная артикуляционная гимнастика; активная артикуляционная гимнастика – 20 упражнений с функциональной нагрузкой; упражнения с шариком) См. фото №1, 2.
  2. Нормализация речевого дыхания. См. фото №3.
  3. Нормализация голоса.
  4. Нормализация просодики.
  5. Нормализация мелкой моторики рук. См. фото №4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12.
  6. Кинезиологические упражнения. См. фото № 13, 14.
  7. Выработка новых произносительных умений и навыков.
  8. Выработка коммуникативных умений и навыков.

Не секрет, что самой большой проблемой на сегодняшний день, остаётся чрезмерно затянутая автоматизация звуков у детей со стёртой дизартрией, многолетнее и многотрудное введение их в речь, проблемы с нахождением нужной мотивации для ребёнка, а подчас и для родителей.

Хочу предложить вниманию коллег свой скромный опыт коррекционной работы в этой области.

Методика Татьяны Владимировны Сорочинской (разработанная и запатентованная ею в 1997 г.) относится к медицине, а именно, к психоневрологии и дефектологии. Т.В. Сорочинская была в своё время аспиранткой Елены Филипповны Архиповой и занималась вопросами коррекции стёртой дизартрии. Задачей её изобретения является оптимизация коррекции речевых нарушений у детей, связанных с речедвигательным анализатором, которая достигается за счет включения афферентных потоков тактильно-кинестетической модальности через стимуляцию рецепторных зон кистей обеих рук.

 Речевая функциональная система задействует все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. В организации наших движений, в частности, артикуляций, значительное место занимают афферентные возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация поступает к коре головного мозга. Эфферентные же потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, артикуляционному аппарату и пальцам рук. Чётко запечатлена в центре речедвигательного анализатора тактильная чувствительность. Кожа человека и его опорно-мышечный аппарат – это рецепторно-периферический отдел кожно-кинестетического анализатора, необходимый для первичной оценки контактных воздействий. Наиболее чувствительны ладони, пальцы рук, область вокруг рта и язык. Руки и артикуляционный аппарат  играют доминирующую роль в произвольной моторной организации речи. Это обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого и будет совершенствование речи ребёнка.

В коре головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть клеток коры в возбуждённое состояние. Это позволяет запоминать и воспроизводить данные артикуляции.

Принцип коррекционного воздействия заключается в прижатии подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заострённой формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Для стимуляции применяют массажёры, например, иппликатор Кузнецова, который наилучшим образом подходит для развития статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий и тактильно-проприоцептивного воздействия.

Кожа при использовании иппликатора Кузнецова не нарушается, а испытывает лишь некоторое растяжение. Иппликатор усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышечных образований, активизирует лимфо-и кровообращение, что улучшает питание систем организма. Образуется обратная биологическая связь с жизненно важными органами и центрами, всеми отделами нервной системы.

 Коррекционная работа проводится в игровой форме, когда включение мощного мотивационного фактора способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторной сферы. Некоторые из моментов занятий можно увидеть на следующих фото (№15, 16,17, 18, 19).

 Логопед сам выполняет упражнение, произносит гласные звуки в определенной последовательности, поочередно осуществляя прижатие подушечек пальцев рук к иппликатору. Ребенок тоже сам выполняет данное упражнение (или по подражанию).

.

 Если ребенок младшего возраста  не может выполнять упражнение синхронно, процесс коррекции делят на этапы:

1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:

А – большой палец;

О – средний палец;

У – указательный палец;

И – безымянный палец;

Ы – мизинец;

Э – вся ладонь.

2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук.

3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.

4 этап. Отрабатывают точность, ритмичность, плавность движений. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса.

В зависимости от возраста ребенка продолжительность курсового лечения варьируется:

* дети с 2 до 4 лет – 20 занятий (10 занятий – перерыв 30 дней – 10 занятий);

* дети 5 7 лет – 16 занятий, после тридцатидневного перерыва курс продолжают.

. Результатом является улучшение просодической стороны речи, нормализация звукопроизношения.

Преимущества данного способа коррекции речевых нарушений по сравнению с другими способами:

1.Простота исполнения и патогенетически оправданное сочетание логопедических занятий, игровой деятельности и воздействия на кисти рук, а именно на подушечки пальцев посредством иппликатора Кузнецова.

2.Путём обычного контакта с раздражающей поверхностью иппликатора происходит отработка динамического акта вариантов  пальцевого праксиса;

3. Облегчение речевой деятельности ребёнка в дальнейшем,  особенно в части звукопроизношения, за счёт воспроизведения закрепленного динамического образа для верхних конечностей уже без применения иппликатора, . в обычных контактах  со сверстниками.

4.Раннее начало коррекции (с двухлетнего возраста), что  способствует достижению наилучших результатов..

5. Способ доступен и может применяться в практике коррекции речевых нарушений в детских дошкольных учреждениях, школах, в домашних условиях.

Для автоматизации любого поставленного звука Е.Ф. Архипова предлагает 11 модулей (вариантов звукосочетаний).

1 модуль. Отдельное произнесение: С…….г (С – автоматизируемый согласный, г – гласный).

модуль. Слитное произнесение: Сг. Прямой слог.

3 модуль.г……..С. Утрированно и с интервалом артикулируются и длительно произносятся слоги.

4 модуль. г С слитно (обратный слог)

5 модуль. гСг (интервокальная позиция). Внимание обращают на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.

  1. АСА            ОСА         УСА           ИСА             ЫСА
  2. АСО            ОСО         УСО          ИСО             ЫСО
  3. АСУ             ОСУ         УСУ           ИСУ             ЫСУ
  4. АСИ            ОСИ         УСИ           ИСИ            ЫСИ
  5. АСЫ            ОСЫ        УСЫ          ИСЫ            ЫСЫ
  6. АСЭ             ОСЭ         УСЭ           ИСЭ             ЫСЭ

6 модуль. Сгс (автоматизируемый звук, гласный, сохранный звук). Утрированно произносятся все звуки, входящие в структуру слога, среди которых могут быть и слова (СОМ, СОН, СУП).

  1. САБ          САВ          САГ            САД         САК
  2. СОБ         СОВ          СОГ            СОД         СОК
  3. СУБ          СУВ           СУГ            СУД          СУК
  4. СИБ          СИВ          СИГ            СИД         СИК

7 модуль. сгС (сохранный согласный, гласный, автоматизируемый звук).

  1. БАС          ВАС          ГАС          КАС            МАС
  2. БОС         ВОС          ГОС         КОС            МОС
  3. БУС          ВУС           ГУС          КУС            МУС
  4. БИС         ВИС           ГИС         КИС            МИС
  5. БЫС         ВЫС          ГЫС         КЫС           МЫС
  6. БЭС          ВЭС           ГЭС          КЭС            МЭС

8 модуль. Ссг. Слог со стечением согласных. (автоматизируемый согласный, сохранный согласный, гласный).

  1. СБА           СВА            СГА          СДА          СКА
  2. СБО           СВО           СГО          СДО         СКО
  3. СБУ            СВУ            СГУ          СДУ          СКУ
  4. СБИ            СВИ           СГИ          СДИ         СКИ
  5. СБЫ            СВЫ          СГЫ         СДЫ         СКЫ

9 модуль. сСг – слог со стечением согласных ( автоматизируемый звук стоит в середине).

  1. БСА        ВСА          ГСА         ДСА         КСА        
  2. БСО        ВСО          ГСО        ДСО         КСО
  3. БСУ         ВСУ          ГСУ         ДСУ          КСУ
  4. БСИ         ВСИ         ГСИ         ДСИ         КСИ
  5. БСЫ         ВСЫ        ГСЫ         ДСЫ        КСЫ
  6. БСЭ          ВСЭ         ГСЭ          ДСЭ         КСЭ

10 модуль. гсС (автоматизируемый согласный стоит в конце).

  1. АБС        АВС        АГС         АДС          АКС
  2. ОБС        ОВС        ОГС        ОДС          ОКС
  3. УБС         УВС         УГС         УДС          УКС
  4. ИБС         ИВС        ИГС         ИДС         ИКС
  5. ЫБС         ЫВС       ЫГС         ЫДС        ЫКС
  6. ЭБС          ЭВС        ЭГС          ЭДС          ЭКС

11 модуль. гСс (гласный, автоматизируемый согласный, сохранный согласный).

  1. АСБ           АСВ        АСК          АСЛ         АСМ
  2. ОСБ          ОСВ        ОСК         ОСЛ         ОСМ
  3. УСБ           УСВ         УСК         УСЛ          УСМ
  4. ИСБ           ИСВ        ИСК         ИСЛ         ИСМ
  5. ЫСБ           ЫСВ       ЫСК        ЫСЛ         ЫСМ
  6. ЭСБ            ЭСВ        ЭСК         ЭСЛ          ЭСМ

СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ СИТУАЦИИ

А теперь давайте попробуем насколько интересно работать с иппликатором Кузнецова. На примере своих маленьких пациентов я не раз убедилась, насколько незаметнее и веселее идёт процесс автоматизации, как быстро заканчивается занятие Мы начнём с самого простого: пропевания гласных. У меня есть несколько вариантов «ковриков с колючками». Смотрите на меня и повторяйте: А, О, У, И, Ы, Э. Теперь будем осваивать модуль № 1. Повторяйте за мной: С…..А, С…..О, С…...У, С…..И, С…..Ы, С…..Э.Переходим к модулю № 2. СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ. Теперь к модулю № 3. Всё наоборот: А…….С, О…….С, У……С, И……С, Ы……С, Э……С. И совсем легко с модулем № 4: АС, ОС, УС, ИС, ЫС, ЭС. (Образцы ковриков с колючками смотрите на фото № 20, 21, 22).

Я работаю по этой методике всего 4 месяца. Из детей со стёртой дизартрией положительную динамику показывают  уже 45%. Детям и родителям нравятся яркие коврики, у каждого свой любимый. Чтобы не было проблем с обработкой ковриков, руки детей перед занятием обрабатываются специальным антибактериальным спреем. Вот и всё, о чём я хотела Вам рассказать. Спасибо за внимание.

Список литературы:

Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону,2008.

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М., «Астрель»,  2008.

Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград, «Учитель»,  2011.

Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом для детей 4-6 лет. – СПб, «Литера», 2009.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М ., «Гном и Д», 2009.