Методическая страница
Коллеги, здесь представлены технологические карты уроков и методические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.rar | 998.91 КБ |
8_klass_prakticheskaya_rabota_no_1.rar | 2.07 МБ |
8_klass_ionnaya_svyaz.doc | 106.5 КБ |
aldegidy_tehnologicheskaya_karta_.doc | 97.5 КБ |
aldegidy.ppt | 424.15 КБ |
stroenie_metallov_9_klass.pptx | 2.4 МБ |
plan_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchashchimisya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта № 1
- Запишите значение удельной электропроводности каждого раствора в таблицу.
Раствор | Удельная электропроводность, мСм/см |
Дистиллированная вода | |
HCl | |
CH3 СОOH | |
NaOH (р-р) | |
NaCl (р-р) | |
Сахароза (р-р) | |
NaCl (крист) |
- Проанализируйте измеренные значения удельной электропроводности.
- Сделайте выводы.
Инструктивная карта № 2
- Познакомьтесь с текстовым фрагментом «Механизмы электролитической диссоциации» (модуль № 3) веществ с различным типом связи
- Представьте услышанную информацию в виде знаково-символической схемы в рабочей тетради на печатной основе стр. 168-169.
- Проанализируйте, к каким классам веществ относятся электролиты?
- Что же такое электролитическая диссоциация?
- Есть ли в кристаллической сахарозе ионы?
- Есть ли ионы в растворе сахарозы?
- Какой можно сделать вывод о проводимости веществ? Как можно назвать такие вещества?
- Проанализируйте, исходя из нашего опыта, какие вещества являются неэлектролитами.
- Сделайте выводы.
Инструктивная карта № 3
- Познакомьтесь с текстовым фрагментом «Сильные и слабые электролиты»
- Представьте услышанную информацию в виде знаково-символической схемы в рабочей тетради на печатной основе стр. 169-170 № 3
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта № 2
Практическая работа № 1
«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
Ф. И. учащегося __________ 8 класс Дата «___» ___________
Цель работы: изучить правила техники безопасности при работе со спиртовкой; изучить строение спиртовки и строение пламени, приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: набор химической посуды: спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробиркодержатель, лучина, стакан с водой.
Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой
- Рассмотрите спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубку с диском, фитиль
ПРОВЕРЬТЕ:
- Правильность заполнения спиртовки на 2/3 ее объема спиртом.
- Состояние фитиля: ровно подрезан, длина его над диском – 1,5 см.
2. Зажгите спиртовку. Рассмотрите пламя. Сколько зон в пламени можно выделить? Исследуйте каждую зону пламени, внося в нее лучинку. В какой зоне лучинка быстрее загорается? Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?
3. Налейте в пробирку на 1/5 ее высоты воду. Поместите пробирку в держатель. Внесите пробирку в самую горячую часть пламени.
ВНИМАНИЕ: Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей.
4. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.
5. Укажите основные составные части спиртовки. 1______________________
2______________________
3______________________
4______________________
6. Укажите свойства зон пламени спиртовки (яркость, температуру)
7. Сделайте вывод о проделанной работе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Рыбакова Лариса Юрьевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский
Новобурасского района Саратовской области»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок по теме «Химическая связь» разработан для учащихся 8-го класса, обучающихся на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2012г.).
Класс: 8
Учебник: О.С. Габриелян Химия 8 класс М: «Дрофа», 2013
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации общеучебных познавательных действий (анализ, синтез, оценка).
Содержательная цель: расширение системы химических понятий за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятия о химической связи;
- раскрыть механизм образования ионной связи;
Развивающие:
- развивать логико-смысловое мышление учащихся;
- планировать решение проблемы, делать выводы.
Воспитывающие:
- продолжить формирование естественно - научного мировоззрения обучающихся;
- развивать коммуникативные навыки в процессе решения проблемы, работы в группе;
- формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
Развитие универсальных учебных действий:
регулятивные: определять цель, составлять план действий, действовать по плану, оценивать результат;
познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, систематизация), представлять в разных формах;
коммуникативные: представлять свою позицию, понимать других, сотрудничать;
личностные: оценивать поступки, давать нравственную оценку, самоопределяться в системе ценностей.
Планируемые результаты
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации, овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих действий.
Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной рефлексии,
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: формулирование понятия химической связи; приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы;
В ценностно-ориентационной сфере: умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;
В сфере химической деятельности: решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии деятельностного типа
-проблемный диалог (создание проблемной ситуации, поиск решения);
-продуктивное чтение (работа с текстом);
-оценивание учебных достижений (самооценка, словесный комментарий).
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация моделей), информационно-коммуникативные (использование презентаций, видеофрагмента).
по источнику знаний (словесные, наглядные), по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение).
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, инструктивные карты, карточки - задания.
Оборудование и реактивы для учителя: модель строения атома.
Литература для учителя:
- Габриелян О. С. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.
- Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.
Литература для учащихся:
- Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
- Габриелян О.С., Сладкова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна Химия. – М.: Дрофа, 201
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. 2. Вступительное слово учителя: при активном включении во все виды деятельности на уроке вы сможете:
Сообщает обучающимся о видах деятельности на уроке и возможных результатах этой деятельности. | Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. | Развитие личностных УУД: самоопределение; смыслообразование внутренней позиции обучающегося; учебно-познавательной мотивации. |
2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
« - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – Я не приручен. - А как это - приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы. … Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».
Формулируется тема урока. Делается запись на доске | Слушают отрывок. Отвечают на вопросы учителя. Формулируется тема урока. | Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело; познавательных УУД: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативных УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. регулятивных УУД: умение проводить самоконтроль; умение оценивать свою деятельность. |
3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. | Можете вы сейчас ответить на вопрос «Почему нейтральные атомы соединяются между собой?» Что бы вы еще хотели узнать о химической связи? (Что такое химическая связь? Как образуется химическая связь? Причины возникновения связи? Какова же будет цель нашего урока? Что? Почему? Зачем? Как? (Учитель пишет на доске)
В конце нашего занятия мы вернемся к цели нашего урока. Постановка учебной задачи.
Следовательно, связи – это сила.
| Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои варианты. | Развитие познавательных УУД: анализ, сравнение, аналогии, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; личностных УУД: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Сегодня мы рассмотрим образование химической связи между атомами металлов и неметаллов. Постановка учебной задачи
| Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои варианты. Работа с текстовым фрагментом. Отвечают на вопросы. (Атом любого химического элемента стремится занять энергетически выгодное положение.) Комментирование презентации группами. Просмотр видеофильма. | Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Изменились ваши представления о химической связи? Давайте проверим. Задание: «Найди ошибки» 1. Неметаллы имеют от 1до 3 электронов на внешнем слое. 2. Атомы металлов имеют меньший радиус. 3. Энергетически выгодное положение – это 5 электронов на внешнем слое. 4. Свойства атомов химических элементов зависят от состава атомов. 5. Связь между атомами называется ионной. 2.Организует проверку результатов по эталону. | Работают над выполнением заданий. Проверка результатов работы, самооценка. | Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Обычная история, Она как мир стара. С эпохи Эпикура О связях говорят. Крючочки или палочки, Закрученные в рог, Чтоб атом возле атома Удерживаться мог. Просты определения, Но современный век Трактует все по-новому. Взрослеет человек! А ты запомни главное И твердо это знай: Любые связи – сила, О том не забывай! | Дают оценку деятельности по ее результатам | Развитие личностных УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; познавательных УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
7. Домашнее задание. | Записывают домашнее задание по выбору: если итоговая оценка за урок «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз. Творческое задание – рисунок, стихи, эссе о механизме образования химической связи. | Фиксация домашнего задания в тетради. |
Предварительный просмотр:
Тема урока
«Альдегиды и кетоны»
Рыбакова Лариса Юрьевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка Динамовский
Новобурасского района Саратовской области»
Урок по теме «Альдегиды и кетоны»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитель: Рыбакова Лариса Юрьевна, учитель химии МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области»
Класс: 10
Уровень: базовый
Учебник: О.С. Габриелян Химия 10 класс. Базовый уровень М: «Дрофа», 2018
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации общеучебных познавательных действий (анализ, синтез, оценка).
Содержательная цель: расширение системы химических понятий за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятия об альдегидах и кетонах;
- изучить особенности химических свойств альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу,
- дать представление о нахождении альдегидов в природе и их применение в пищевой промышленности, физиологической роли отдельных представителей альдегидов;
Развивающие:
- развивать логико-смысловое мышление учащихся;
- развивать умение работать с лабораторным оборудованием;
- планировать решение проблемы, делать выводы.
Воспитательные:
- продолжить формирование естественно - научного мировоззрения обучающихся;
- развивать коммуникативные навыки в процессе решения проблемы, работы в группе;
- формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;
- формирование умения управлять собственной познавательной деятельностью для достижения положительных результатов на уроке и ВПР по химии;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме.
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих действий.
Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной рефлексии,
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: формулирование понятия альдегиды и кетоны; приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы;
В ценностно-ориентационной сфере: умение применять теоретические знания на практике, умение проводить, наблюдать и описывать химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;
В сфере химической деятельности: обеспечение безопасности своей жизни.
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента для получения нужной информации, работа с информационными различными источниками (учебником, демо-версией контрольных измерительных материалов, подборкой дидактических раздаточных материалов).
Средства обучения: компьютер, проектор, инструктивные карты, папка дидактических материалов, набор реактивов и оборудования для эксперимента.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование и реактивы для учителя: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, ванилин кристаллический, жидкость для снятия лака на основе ацетона,формалин, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, нашатырного спирта.
Литература для учителя:
- Габриелян О. С. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2018.
- Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.
- Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.
Литература для учащихся:
- Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемый результат |
1. Мотивация к учебной деятельности |
| Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. | Развитие личностных УУД: самоопределение; смыслообразование внутренней позиции обучающегося; учебно-познавательной мотивации. |
2. Актуализация знаний . | Организует побуждающий диалог:
Вы в этом году знакомитесь с веществами мира органической химии. Посмотрите на слайд и скажите:
HCHO, CH3—CO—CH3, CH3—CO—CH2CH3, CH3CH2CHO, CH3CHO | Отвечают на вопросы учителя. Это вещества двух классов соединений – альдегидов и кетонов. | Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело Развитие познавательных УУД: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме. Развитие коммуникативных УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
У нас имеются представители этих классов соединений – ванилин и жидкость для снятия лака на основе ацетона. Эти запахи хорошо нам знакомы.
Сможете ли вы сейчас доказать наличие альдегидов в растворе? Что нужно знать для этого?
| Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои варианты. Формулируют тему урока «Альдегиды и кетоны». Строение. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства. Применение альдегидов и кетонов. | Развитие познавательных УУД: анализ, сравнение, аналогии, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Развитие личностных УУД: учебно-познавательный интерес; смыслообразование. Развитие коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | 1. Организует работу групп (2 человека) с рабочим листом урока. Познакомьтесь с текстовым фрагментом учебника с. 80 - 81 и выполните задания. Задание 1. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Задание 2 Заполните таблицу «Состав, строение, названия альдегидов» 2.Организация взаимо- и самопроверки.
Задание 1. Используя модели атомов химических элементов, соберите модели молекул метаналя, этаналя, пропанона. Задание 2 Какое из основных положений теории А. М. Бутлерова вы использовали при изготовлении молекул альдегидов и кетона?
Цель: научиться осуществлять качественные реакции на альдегиды. Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, формалин, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, нашатырного спирта. Опыт № 1 Взаимодействие альдегидов со свежеосажденным гидроксидом меди(II) – реакция «медного» зеркала. В пробирку поместите 2 мл сульфата меди(II) и добавьте по каплям раствор гидроксида натрия. К содержимому пробирки прилейте формалин (раствор формальдегида в воде). Нагрейте содержимое пробирки, не доводя до кипения.
Опыт № 2 Реакция «серебряного зеркала» В пробирку поместите 1 мл раствора нитрата серебра и приливайте по каплям раствор аммиака до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится. К содержимому пробирки прилейте формалин (раствор формальдегида в воде). Пробирку слегка нагрейте.
Подумай и ответь! Как доказать наличие альдегидов в растворе? Сделайте вывод по итогам проделанной работы.
| Работа групп с рабочим листом урока. Взаимопроверка, самопроверка Выполняют лабораторную работу и отвечают на вопросы. Делают выводы. Выдвигают гипотезу исследования: Если знать признаки качественных реакций на альдегидную группу реакций, то можно доказать наличие альдегидов в исследуемом растворе. Выполняют лабораторную работу, записывают результаты и отвечают на вопросы. Делают выводы. Записывают уравнение химической реакции. Обобщают знания о химических свойствах. Знакомятся с областями применения альдегидов и кетонов. | Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело регулятивных УУД: волевой саморегуляции; познавательной инициативы; прогнозирования. познавательных УУД: познавательная инициатива, построение логической цепи рассуждений; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей. коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. |
5. Первичное закрепление | 1. Организует индивидуальную работу в тетради с текстовым заданием: Тест «Альдегиды и кетоны»
А. RCOH В. R1COR2 Б. RCOOH Г. ROH 2. Функциональная группа альдегидов: А. - ОН В. – СОН Б. - СО Г. – СООН 3. Формула формальдегида: А.НСООН В.СН3СОН Б.НСОН Г.СН3СООН 4. Вещество состава СН3СОН называется: А. Метаналь В. Уксусная кислота Б. Этаналь Г. Ацетон 5. Продуктами восстановления альдегидов водородом являются: А. Сложные эфиры В. Одноатомные спирты Б. Карбоновые кислоты Г. Кетоны 6. В реакцию «серебряного зеркала» могут вступать: А. Фенол В. Этанол Б. Метаналь Г. Этаналь 7. Продуктом окисления этаналя является: А. Ацетон В. Уксусный альдегид Б. Уксусная кислота Г. Диэтиловый эфир 8. Правой частью уравнения СН3СОН + 2Cu(ОН)2↓→: А. НСООН + Cu2O↓ + 2H2O Б. CH3COOH + Cu2O↓ + 2H2O
| Работают с текстовым заданием.
Проверка по эталону. Самооценка | Развитие личностных УУД: осознание ответственности за индивидуальную работу. регулятивных УУД: волевая саморегуляция; контроль; коррекция. коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества в случае затруднений |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
| Отвечают на вопросы. Заполняют листы самодиагностики, определяют место и причины затруднений. | Развитие личностных УУД: самооценка на основе критерия успешности; познавательных УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
7. Домашнее задание | Предлагает и комментирует задание на выбор: Задание на выбор: §11, в. 3 или 4 Творческое задание – составить кластер «Применение альдегидов» | Фиксация домашнего задания в тетради. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д.И. Писарев «ЗНАНИЕ составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»
Разделите на группы HCHO, CH 3 —CO—CH 3 , CH 3 —CO—CH 2 CH 3 , CH 3 CH 2 CHO, CH 3 CH O
Альдегиды Кетоны C R O H C O R R - аль - он СН 3 – С – СН 3 || O Пропан аль Пропан он C n H 2n O Альдегиды и кетоны 1
Номенклатура и гомология метаналь (формальдегид) этаналь (ацетальдегид) пропаналь (пропионовый альдегид)
изомерия Изомерия углеродного скелета Межклассовая изомерия
Номенклатура альдегидов Н 3 С - СН 2 - СН - С O H | CH 3 1 2 3 4 2-метил бутан аль
Физические свойства формальдегид уксусный альдегид ацетон
Химические свойства Реакция «серебряного зеркала» О О СН 3 С + 2[Ag(NH 3 ) 2 ]OH → СН 3 С + 2Ag + 4NH 3 + 2H 2 O Н OН О О СН 3 С + 2Cu ( OH) 2 → СН 3 С + 2H 2 O + Cu 2 O этаналь Н этановая кислота OН гидроксид меди (I) (кирпично-красный) О СН 3 С + Н 2 →СН 3 СН 2 ОН этаналь Н этанол
Применение альдегидов Парфюмерия Альдегид анисовый, обепин – жидкость с приятным запахом мимозы Производство веществ Уксусная кислота Этилацетат Формалин Фенолформальдегидные смолы
Выполни задания теста 1. Общая формула альдегидов : А. RCOH В. R 1 COR 2 Б. RCOOH Г. ROH 2. Функциональная группа альдегидов : А. - ОН В. – СОН Б. - СО Г. – СООН 3. Формула формальдегида : А.НСООН В.СН 3 СОН Б.НСОН Г.СН 3 СООН 4. Вещество состава СН 3 СОН называется: А. Метаналь В. Уксусная кислота Б. Этаналь Г. Ацетон
5. Продуктами восстановления альдегидов водородом являются : А. Сложные эфиры В. Одноатомные спирты Б. Карбоновые кислоты Г. Кетоны 6. В реакцию «серебряного зеркала» могут вступать : А. Фенол В. Этанол Б. Метаналь Г. Этаналь 7. Продуктом окисления этаналя является : А. Ацетон В. Уксусный альдегид Б. Уксусная кислота Г. Диэтиловый эфир 8. Правой частью уравнения СН 3 СОН + 2Cu(ОН) 2 ↓→ : А. НСООН + Cu 2 O↓ + 2H 2 O Б. CH 3 COOH + Cu 2 O↓ + 2H 2 O
Проверь 1 А 2 В 3 Б 4 Б 5 В 6 Б, Г 7 Б 8 Б
Домашнее задание Задание на выбор: § 11, в. 3 или 4 Творческое задание – составить кластер «Применение альдегидов» или «Применение кетонов»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы сможете… Цель урока ??? Свежие идеи Общение Единомышленники Помощь Тема урока: «……»
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева Группы элементов I II III IV V VI VII VIII Периоды 5 1 4 2 3 7 6 At I Rn Xe Te Ra Ba Fr Cs Pt Tl La In Ac Sn Cd Ag Ir Os Re W Ta Hf Sb Bi Pb Hg Au Bh Sg Db Rf Po H Si P S Cl B C N O F He (H) Se Br Kr Ar Ne Li As Na K Rb Mg Ca Sc Sr Y Zr Ge Ga Zn Cu Ti V Cr Mn Fe Co Ni Pd Rh Ru Tc Mo Nb Be Al Задание: рассмотрите положение элементов в ПСХЭ. Какие периоды содержат металлы? В каких группах они расположены?
Изменение свойств атомов металлов в группе и периоде Группы элементов I II III IV V VI VII VIII Периоды 1 4 2 3 7 5 6 Увеличение Числа электронов на последнем уровне Радиуса атома Неметаллических свойств Способности принимать электроны (окислительные свойства) У в е л и ч е н и е Числа уровней Радиуса атома Металлических свойств
Особенности строения атомов металлов 11 Na 20 Са 13 Al 2 е 8е 1е 2 е 8е 8е 2е 2 е 8е 3 е Задание : определите распределение электронов по энергетическим уровням у элементов 32 Ge 2 е 8е 1 8е 4е 51 Sb 2 е 8е 18е 18е 5 е Вывод: атомы металлов имеют большой радиус и малое число электронов на последнем уровне. Исключение составляют атомы германия Ge олова Sn , свинца Pb , – 4 электрона , сурьмы Sb и висмута Bi – 5 электронов , , полония Ро – 6 электронов. но
Каменный век Медный век Роль металлов в жизни человечества
Бронзовый век Железный век Роль металлов в жизни человечества
Металлы в архитектуре
Металлы в архитектуре
«Искать всякому литому и кованому железу умножения, самим выпускать пушки, сабли, тесаки, копья, проволоку , дабы то дело в Московском государстве было прочно » Из указа Петра I Металлы в архитектуре
Одни из лучших образцов художественной ковки – решетки, украшающие набережные и улицы Санкт-Петербурга. Их общая протяженность – 53570 м . Решетка у Казанского собора, отлитая на Петрозаводском чугунолитейном заводе и установленная в 1812 году, до сих пор является неотъемлемым украшением центра города. Металлы в архитектуре
Металлы в архитектуре
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана ... М. Лермонтов Торговали мы булатом Чистым серебром и златом . А.Пушкин Братний в золоте кафтан, В серебре мой сарафан. А. Блок Металлы в литературе
На рукомойнике моём Позеленела медь … А.Ахматова А за окошком в первом инее Лежат поля из алюминия. А.Вознесенский Сегодня сидишь, Сердце в железе ... В. Маяковский Металлы в литературе
«В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ль возрадовался, то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом , Чтобы чаще господь замечал!» В. Высоцкий Металлы в литературе
Тема: «Строение металлов и их физические свойства» «Природа окружает нас загадками, и попытка их решения, принадлежит к величайшим радостям жизни». У. Рамзай
Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Металлическая связь – это особый тип связи в металлах и сплавах между атомами и ионами металлов за счет обобществленных электронов. Металлическая связь
- - 1. нейтральные атомы 2. положительно заряженные ионы ē – свободно перемещаются по кристаллической решетке Металлическая кристаллическая решетка - -
Виды кристаллических решеток Кубическая объемноцентрированная Li, Na, K, Rb , Cs Кубическая гранецентрированная Ca, Sr , Fl, Pb Гексагональная Mg, Zn, Os
Металлический блеск Температура плавления различная Плотность металлов различная связана со смещением слоев кристаллической решетки относительно друг друга Пластичность и ковкость металлов Теплопроводность обусловлена большой подвижностью электронов, которые сталкиваясь с колеблющимися атомами и ионами обмениваются с ними энергией. Происходит выравнивание тем-пературы по всему куску металла + - е → е → связана с направленным движением электронов при помещении металла в электрическое поле Электропроводность Тяжелые металлы Легкие металлы Физические свойства
Я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы … Рефлексия
Подведем итоги Выполнение задания 1 - максимум 3 балла. Выполнение текстового задания - максимум 3 балла. Выполнение практической работы - максимум 3 балла. Задание «Книга рекордов металлов» - максимум 3 балла. Экспресс-опрос – максимум 6 баллов. Итого: максимум - 18 баллов. Ключ к оценке: 18-15 баллов - оценка "5" ; 14-11 - оценка "4" ; 10-6 баллов - оценка "3".
Домашнее задание « Химия 9» § 5, 6 творческое задание – найти сведения о металлах – «рекордсменах» и вписать в «Книгу «рекордов» металлов» Желаю вам радости новых открытий!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский
Новобурасского района Саратовской области"
План
внеурочной деятельности по химии для обучающихся,
имеющих пробелы в знаниях
Автор: учитель химии
Рыбакова Лариса Юрьевна
Цели:
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении химии;
-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
План работы
Мероприятия | Срок |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
№ | Тема занятия |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | |
Периодический закон и периодическая система химических элементов. | |
Строение молекул. Химическая связь. | |
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. | |
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. | |
Классификация химических реакций по различным признакам. | |
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). | |
Реакции ионного обмена и условия их осуществления | |
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов | |
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | |
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | |
Химические свойства оснований | |
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот | |
Химические свойства средних солей | |
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. | |
Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. | |
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. | |
Качественные реакции на ионы в растворе . | |
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). | |
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. | |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе. | |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе. | |
Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. | |
Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции. | |
Окислительно-восстановительные реакции. | |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. | |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. | |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. | |
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. | |
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. | |
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов | |
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов | |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. |
Ожидаемый результат
- Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по химии.
- Пробуждение интереса к учению, любознательности.
- Формирование учебной мотивации.