Методическая страница

Коллеги, здесь представлены технологические карты уроков и методические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструктивная карта № 1

  1. Запишите значение удельной электропроводности каждого раствора в таблицу.

Раствор

Удельная электропроводность, мСм/см

Дистиллированная вода

HCl

CH3 СОOH

NaOH (р-р)

NaCl (р-р)

Сахароза (р-р)

NaCl (крист)

  1. Проанализируйте измеренные значения удельной электропроводности.
  2. Сделайте выводы.

Инструктивная карта № 2

  1. Познакомьтесь с текстовым фрагментом «Механизмы электролитической диссоциации» (модуль № 3) веществ с различным типом связи

  1. Представьте услышанную информацию в виде знаково-символической схемы в рабочей тетради на печатной основе стр. 168-169.
  2. Проанализируйте, к каким классам веществ относятся электролиты?
  3. Что же такое электролитическая диссоциация?
  4. Есть ли в кристаллической сахарозе ионы?
  5. Есть ли ионы в растворе сахарозы?
  6. Какой можно сделать вывод о проводимости веществ? Как можно назвать такие вещества?
  7. Проанализируйте, исходя из нашего опыта,  какие вещества являются неэлектролитами.
  8. Сделайте выводы.

Инструктивная карта № 3

  1. Познакомьтесь с текстовым фрагментом «Сильные и слабые электролиты»
  2. Представьте услышанную информацию в виде знаково-символической схемы в рабочей тетради на печатной основе стр. 169-170 № 3


Предварительный просмотр:

Инструктивная карта № 2

Практическая работа № 1

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Ф. И. учащегося __________       8  класс              Дата «___» ___________

Цель работы: изучить правила техники безопасности при работе со спиртовкой; изучить строение спиртовки и строение пламени, приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: набор химической посуды: спиртовка, спички, штатив с пробирками, пробиркодержатель, лучина, стакан с водой.

Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой

  1. Рассмотрите спиртовку. Найдите ее составные части: резервуар, колпачок, трубку с диском, фитиль

ПРОВЕРЬТЕ: 

  1. Правильность заполнения спиртовки на 2/3 ее объема спиртом.
  2. Состояние фитиля: ровно подрезан, длина его над диском – 1,5 см.

      2. Зажгите спиртовку. Рассмотрите пламя. Сколько зон в пламени можно выделить? Исследуйте каждую зону пламени, внося в нее лучинку. В какой зоне лучинка быстрее загорается? Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

       3. Налейте в пробирку на 1/5 ее высоты воду. Поместите пробирку  в держатель. Внесите пробирку в самую горячую часть пламени.

ВНИМАНИЕ: Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество. Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей.

4. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

5. Укажите основные составные части спиртовки.                                                    1______________________

2______________________

3______________________

4______________________

6. Укажите свойства зон пламени спиртовки (яркость, температуру)

7. Сделайте вывод о проделанной работе: ________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рыбакова Лариса Юрьевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский

Новобурасского района Саратовской области»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок по теме «Химическая связь» разработан для учащихся 8-го класса, обучающихся на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2012г.).

Класс: 8

Учебник:  О.С. Габриелян Химия 8 класс М: «Дрофа», 2013

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации общеучебных познавательных действий (анализ, синтез, оценка).

Содержательная цель: расширение системы химических понятий  за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • сформировать понятия о химической связи;
  • раскрыть механизм образования ионной связи;

Развивающие:

  • развивать логико-смысловое мышление учащихся;
  • планировать решение проблемы, делать выводы.

Воспитывающие:

  • продолжить формирование естественно - научного мировоззрения обучающихся;
  • развивать коммуникативные навыки в процессе решения проблемы, работы в группе;
  • формировать положительную мотивацию  учебной деятельности. 

Развитие универсальных учебных действий:

регулятивные: определять цель, составлять план действий, действовать по плану, оценивать  результат;

познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, систематизация), представлять в разных формах;

коммуникативные: представлять свою позицию, понимать других, сотрудничать;

личностные: оценивать поступки, давать нравственную оценку, самоопределяться в системе ценностей.

Планируемые результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации, овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме.

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих действий.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной рефлексии,  

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: формулирование понятия химической связи; приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы;

В ценностно-ориентационной сфере: умение применять теоретические знания на практике, умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;

В сфере химической деятельности: решение практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии деятельностного типа

-проблемный диалог (создание проблемной ситуации, поиск решения);

-продуктивное чтение (работа с текстом);

-оценивание учебных достижений (самооценка, словесный комментарий).

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация моделей), информационно-коммуникативные (использование презентаций, видеофрагмента). 

по источнику знаний (словесные, наглядные), по характеру деятельности обучающихся (проблемное изложение).

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, инструктивные карты, карточки - задания.

Оборудование и реактивы для учителя:  модель строения атома.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О. С. Химия  8 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.
  3. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.

Литература для  учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Габриелян О.С., Сладкова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна Химия. – М.: Дрофа, 201

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

Деятельность      учителя

Деятельность   обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.              

2. Вступительное слово учителя: при активном включении во все виды деятельности на уроке вы сможете:

  1. сформулировать тему урока;
  2.  разобраться в сложных вопросах новой темы;
  3. осознать свои возможности;
  4. оценить себя и своих одноклассников;
  5. легко выполнить домашнюю работу.

Сообщает обучающимся о видах деятельности на уроке и возможных результатах этой деятельности.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Развитие личностных УУД: самоопределение; смыслообразование внутренней позиции обучающегося; учебно-познавательной мотивации.

2. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.       

  1. Читает отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

« - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно

- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – Я не приручен.

- А как это -  приручить?

- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы. … Я для тебя всего только лисица,  точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

  1. Организует побуждающий диалог:
  1. Как Вы понимаете слово узы. Давайте подберем синонимы к этому слову. (Связь)
  2. О какой связи шла речь в диалоге Лиса и Маленького принца (О дружеской)
  3. А какие связи еще Вам известны? (Сотовая, родственная, телефонная, супружеская связь, преступная и т.д.)
  4. Как вы думаете, какое отношение этот отрывок имеет к теме нашего урока? А какой связи мы будем говорить на уроке химии? (О химической)

Формулируется тема урока.  Делается запись на доске

Слушают отрывок.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируется тема урока.

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело;

познавательных УУД: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативных УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

регулятивных УУД:

умение проводить самоконтроль; умение оценивать свою деятельность.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Можете вы сейчас ответить на вопрос «Почему нейтральные атомы соединяются между собой?»

Что бы вы еще хотели узнать о химической связи? (Что такое химическая связь? Как образуется химическая связь? Причины возникновения связи?

Какова же будет цель нашего урока?

Что? Почему? Зачем? Как? (Учитель пишет на доске)

  • Что нам поможем в достижении наших целей? (Источники информации.)
  • Какими источниками информации мы воспользуемся? (Учебник, учитель, видеофрагмент, модели)

В конце нашего занятия мы вернемся к цели нашего урока.

Постановка учебной задачи.

  1. Что такое связи? Каким одним емким словом можно заменить все перечисленные связи? Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки, посредством которых атомы удерживались друг возле друга. Чтобы разъединить связанные атомы, нужно приложить усилие. 

Следовательно, связи – это сила.

  1. Что же такое химическая связь? (Это силы между атомами в молекулах, ионами в кристаллах)

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои варианты.

Развитие познавательных УУД: анализ, сравнение, аналогии, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

личностных УУД: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Сегодня мы рассмотрим образование химической связи между атомами металлов и неметаллов.

Постановка учебной задачи

  1. Отчего зависят свойства атомов химических элементов? От строения.
  2. Сейчас мы поработаем в группах  «Металлы» и «Неметаллы». Ваша задача познакомится с текстовым фрагментом «Особенности строения атомов металлов и неметаллов» и ответить на вопрос «К чему стремятся атомы – металлов и атомы - неметаллов?»
  3. Что такое энергетически выгодное положение. Кто сейчас – вы или я находится в энергетически более выгодном положении?
  4. Как вы понимаете слова У. Черчилля " Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать"
  5.  Рассмотрим механизм образования ионной связи.
  6. Мы рассмотрели схематично процесс образования ионной связи, чтобы у нас сложилось целостное представление об образовании химической связи,  рассмотрим этот механизм на примере объемных моделей атомов химических элементов.  Демонстрация видеофрагмента «Образование ионной связи».

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои варианты.

Работа с текстовым фрагментом.

Отвечают на вопросы.

(Атом любого химического элемента стремится занять энергетически выгодное положение.)  

Комментирование презентации группами.

Просмотр видеофильма.

Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь, строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

5.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.  Изменились ваши представления о химической связи? Давайте проверим. Задание: «Найди ошибки»

1. Неметаллы имеют от 1до 3 электронов на внешнем слое.

2. Атомы металлов имеют меньший радиус.

3. Энергетически выгодное положение – это 5 электронов на внешнем слое.

4. Свойства атомов химических элементов зависят от состава атомов.

5. Связь между атомами называется ионной.

2.Организует проверку результатов по эталону.

Работают над выполнением заданий.

Проверка результатов работы, самооценка.

Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном, контроль, коррекция, оценка.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Как вы думаете, мы нашли с вами ответы на поставленные вопросы? Что на уроке для вас было самым сложным?
  2. И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками презентации.
  3. Учитель зачитывает стихотворение.

Обычная история,

Она как мир стара.

С эпохи Эпикура

О связях говорят.

Крючочки или палочки,

Закрученные в рог,

Чтоб атом возле атома

 Удерживаться мог.

Просты определения,

Но современный век

Трактует все по-новому.

Взрослеет человек!

А ты запомни главное

И твердо это знай:

Любые связи – сила,

О том не забывай!

Дают оценку деятельности по ее результатам  

 Развитие личностных УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

познавательных УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

7.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание по выбору: если  итоговая оценка за урок «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

 Творческое задание – рисунок, стихи, эссе о механизме образования химической связи. 

Фиксация домашнего задания в тетради.



Предварительный просмотр:

Тема урока

«Альдегиды и кетоны»

Рыбакова Лариса Юрьевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Динамовский

Новобурасского района Саратовской области»


Урок по теме «Альдегиды и кетоны»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учитель: Рыбакова Лариса Юрьевна, учитель химии МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области»

Класс: 10

Уровень: базовый

Учебник:  О.С. Габриелян Химия 10 класс. Базовый уровень М: «Дрофа», 2018

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации общеучебных познавательных действий (анализ, синтез, оценка).

Содержательная цель: расширение системы химических понятий  за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • сформировать понятия об альдегидах и кетонах;
  • изучить  особенности  химических свойств альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу,
  • дать представление о нахождении альдегидов в природе и их применение в пищевой промышленности, физиологической  роли  отдельных представителей альдегидов;

Развивающие:

  • развивать логико-смысловое мышление учащихся;
  • развивать умение работать с лабораторным оборудованием;
  • планировать решение проблемы, делать выводы.

Воспитательные:

  • продолжить формирование естественно - научного мировоззрения обучающихся;
  • развивать коммуникативные навыки в процессе решения проблемы, работы в группе;
  • формировать положительную мотивацию  учебной деятельности. 

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания;
  • формирование умения управлять собственной познавательной деятельностью для достижения положительных результатов на уроке и ВПР по химии;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения, овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме.

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность, осуществлять контроль своих действий.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, овладение основами коммуникативной рефлексии,  

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: формулирование понятия альдегиды и кетоны; приобретение опыта химических методов исследования объектов и явлений природы;

В ценностно-ориентационной сфере: умение применять теоретические знания на практике, умение проводить, наблюдать и описывать химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений;

В сфере химической деятельности: обеспечение безопасности своей жизни.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение эксперимента для получения нужной информации, работа с информационными различными источниками (учебником, демо-версией контрольных измерительных материалов, подборкой дидактических раздаточных материалов).

Средства обучения: компьютер, проектор, инструктивные карты, папка дидактических материалов, набор реактивов и оборудования для эксперимента.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование и реактивы для учителя: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, ванилин кристаллический, жидкость для снятия лака на основе ацетона,формалин, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, нашатырного спирта.

 Литература для учителя:

  1. Габриелян О. С. Химия  10 класс. – М.: Дрофа, 2018.
  2. Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.
  3. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.

Литература для  учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

Деятельность      учителя

Деятельность   обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности

  1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.              
  2. Вступительное слово учителя: у вас на столах имеется рабочий лист нашего урока, в котором отражены этапы урока, имеется лист самооценки, с помощью которого вы будете оценивать свою работу на уроке.
  3. Сообщает обучающимся о видах деятельности на уроке и возможных результатах этой деятельности.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Развитие личностных УУД: самоопределение; смыслообразование внутренней позиции обучающегося; учебно-познавательной мотивации.

2. Актуализация знаний

.      

Организует побуждающий диалог:

  1. Как вы понимаете выражение  Д. Писарева «ЗНАНИЕ составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»?
  2. Что изучает химия? Зачем нам нужно знать свойства веществ?

Вы в этом году знакомитесь с веществами мира органической химии. Посмотрите на слайд и скажите:

  1. На сколько групп вы можете разделить данные формулы веществ?
  2. Определите функциональную группу для каждой группы веществ.

HCHO, CH3—CO—CH3, CH3—CO—CH2CH3, CH3CH2CHO, CH3CHO

Отвечают на вопросы учителя.

Это вещества двух классов соединений – альдегидов и кетонов.

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело

Развитие познавательных УУД: структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной форме.

Развитие коммуникативных УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  1. Организует побуждающий диалог, создание проблемной ситуации.

У нас имеются представители этих классов соединений – ванилин и жидкость для снятия лака на основе ацетона. Эти запахи хорошо нам знакомы.

  1. Что мы уже знаем об этих веществах? Давайте опишем физические свойства этих веществ. Достаточно ли нам этих знаний? Какова тема нашего урока?
  2. Что нам предстоит узнать?  

Сможете ли вы сейчас доказать  наличие альдегидов  в  растворе? Что   нужно знать для этого?

  1. Это и будет планом нашего  урока.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои варианты. Формулируют тему урока «Альдегиды и кетоны».

Строение.

Номенклатура и изомерия.

Физические и химические свойства. Применение альдегидов и кетонов.

Развитие познавательных УУД: анализ, сравнение, аналогии, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Развитие личностных УУД: учебно-познавательный интерес; смыслообразование.

Развитие коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

1. Организует работу групп (2 человека) с рабочим листом урока.

Познакомьтесь с текстовым фрагментом учебника с. 80 - 81 и выполните задания.

Задание 1.   Вставьте пропущенные слова в предложения:

  1. Альдегиды — органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу С=0, соединенную с атомом водорода и ……………………………. радикалом.
  2. Органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа связана с двумя углеводородными радикалами, называют………………………..
  3. Общая формула  предельных альдегидов - ………………………..
  4. Общая формула  предельных кетонов  – …………….............
  5. Как образуется название альдегидов и кетонов по международной номенклатуре?.................................................
  6. Метаналь (формальдегид) по агрегатному состоянию ……………………, альдегиды С2–C5 жидкости, высшие  альдегиды - твёрдые вещества.                                                        
  7. Низшие альдегиды имеют ………………………....запах.
  8. Простейшим представителем кетонов является ……………

Задание 2 Заполните таблицу «Состав, строение, названия альдегидов»

2.Организация взаимо- и самопроверки.

  1. Лабораторная работа № 1 «Моделирование молекул альдегидов и кетонов»

Задание 1. Используя модели атомов химических элементов, соберите модели молекул метаналя, этаналя, пропанона.

Задание 2 Какое из основных положений теории А. М.  Бутлерова вы использовали при изготовлении молекул альдегидов и кетона?

  1. Подводит итоги лабораторной работы и организует  и организует исследовательскую деятельность.                     Возвращает внимание учащихся к  проблемной  задаче, поставленной в начале урока:  Как доказать   наличие альдегидов в растворе?  

  1. Лабораторная работа № 2 «Альдегиды»

Цель: научиться осуществлять качественные реакции на альдегиды.

Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, пробирки, пробиркодержатель, формалин, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, нашатырного спирта.

Опыт № 1 Взаимодействие альдегидов со свежеосажденным гидроксидом меди(II) – реакция «медного» зеркала.

В пробирку поместите  2 мл сульфата меди(II) и добавьте  по каплям раствор гидроксида натрия. К содержимому пробирки прилейте формалин (раствор формальдегида в воде). Нагрейте содержимое пробирки, не доводя до кипения.

  1. Какого цвета осадок образуется?
  2. Как изменилась окраска после нагревания?
  3. Напишите уравнение реакции между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. Напишите уравнение реакции взаимодействия формальдегида с полученным раствором  гидроксидом меди (II).

Опыт № 2 Реакция «серебряного зеркала»

В пробирку поместите 1 мл раствора нитрата серебра и приливайте по каплям раствор аммиака до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится. К содержимому пробирки прилейте формалин (раствор формальдегида в воде). Пробирку слегка нагрейте.

  1. Что вы наблюдаете?
  2. Напишите уравнение протекающей реакции.

Подумай и ответь! Как доказать   наличие альдегидов в растворе?  Сделайте вывод по итогам проделанной работы.

  1. Реакция восстановления водородом.
  2. Итак, подведем итоги: Каковы химические свойства альдегидов и кетонов?

  1. Как применяются альдегиды и кетоны? Посмотрим слайды презентации.

Работа групп с рабочим листом урока.

Взаимопроверка, самопроверка

Выполняют лабораторную работу и отвечают на вопросы. Делают выводы.

Выдвигают гипотезу  исследования: Если знать признаки качественных реакций на альдегидную группу реакций, то можно доказать наличие альдегидов в исследуемом  растворе.

Выполняют лабораторную работу, записывают результаты и отвечают на вопросы. Делают выводы.

Записывают уравнение химической реакции.

Обобщают знания о химических свойствах.

Знакомятся с областями применения альдегидов и кетонов.

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за общее дело

регулятивных УУД: волевой саморегуляции;  познавательной инициативы; прогнозирования.

познавательных УУД: познавательная инициатива,  построение логической цепи рассуждений;

 использование знаково-символических средств;

 установление причинно-следственных связей.

коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

5. Первичное закрепление  

1. Организует индивидуальную работу в тетради  с текстовым заданием:

Тест «Альдегиды и кетоны»

  1. Общая формула альдегидов:

А. RCOH                                         В. R1COR2

Б. RCOOH                                         Г. ROH

2.  Функциональная группа альдегидов:

А. - ОН                                         В. – СОН

Б. - СО                                        Г. – СООН

3.  Формула формальдегида:

А.НСООН                                         В.СН3СОН

Б.НСОН                                         Г.СН3СООН

4.  Вещество состава СН3СОН называется: 

А. Метаналь                                      В. Уксусная кислота

Б. Этаналь                                          Г. Ацетон

5. Продуктами восстановления альдегидов водородом являются:

А. Сложные эфиры                         В. Одноатомные спирты

Б. Карбоновые кислоты                     Г. Кетоны

6. В реакцию «серебряного зеркала» могут вступать:

А. Фенол                                         В. Этанол

Б. Метаналь                            Г. Этаналь

7. Продуктом  окисления этаналя является:

А. Ацетон                                         В. Уксусный альдегид

Б. Уксусная кислота                         Г. Диэтиловый эфир

8. Правой частью уравнения СН3СОН + 2Cu(ОН)2↓→:    

А. НСООН + Cu2O↓ + 2H2O

Б. CH3COOH + Cu2O↓ + 2H2O

  1. Организует проверку результатов.

Работают с текстовым заданием.

 

Проверка по эталону. Самооценка

Развитие личностных УУД: осознание ответственности за индивидуальную работу.

регулятивных УУД: волевая саморегуляция;  контроль; коррекция.      

коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества в случае затруднений

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

  1. Вернемся к плану нашего урока. Все ли намеченное выполнено? Достиг ли наш урок цели?
  2. Что на уроке для вас было самым сложным? Заполните лист самодиагностики.
  3. Рефлексия Оцени себя на уроке:
  1. На уроке я………………………………………
  2. Лучше всего у меня получалось………………
  3. Основные трудности у меня были……………
  4. Своей работой на уроке я…………………….

Отвечают на вопросы.

Заполняют листы самодиагностики, определяют место и причины затруднений.

Развитие личностных УУД: самооценка на основе критерия успешности;

познавательных УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативных УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

7. Домашнее задание

Предлагает и комментирует задание на выбор:

Задание на выбор: §11, в. 3 или 4 Творческое задание – составить кластер «Применение альдегидов»

Фиксация домашнего задания в тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альдегиды и кетоны 10 класс

Слайд 2

Д.И. Писарев «ЗНАНИЕ составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»

Слайд 3

Разделите на группы HCHO, CH 3 —CO—CH 3 , CH 3 —CO—CH 2 CH 3 , CH 3 CH 2 CHO, CH 3 CH O

Слайд 4

Альдегиды Кетоны C R O H C O R R - аль - он СН 3 – С – СН 3 || O Пропан аль Пропан он C n H 2n O Альдегиды и кетоны 1

Слайд 5

Номенклатура и гомология метаналь (формальдегид) этаналь (ацетальдегид) пропаналь (пропионовый альдегид)

Слайд 6

изомерия Изомерия углеродного скелета Межклассовая изомерия

Слайд 7

Номенклатура альдегидов Н 3 С - СН 2 - СН - С O H | CH 3 1 2 3 4 2-метил бутан аль

Слайд 8

Физические свойства формальдегид уксусный альдегид ацетон

Слайд 9

Химические свойства Реакция «серебряного зеркала» О О СН 3 С + 2[Ag(NH 3 ) 2 ]OH → СН 3 С + 2Ag + 4NH 3 + 2H 2 O Н OН О О СН 3 С + 2Cu ( OH) 2 → СН 3 С + 2H 2 O + Cu 2 O этаналь Н этановая кислота OН гидроксид меди (I) (кирпично-красный) О СН 3 С + Н 2 →СН 3 СН 2 ОН этаналь Н этанол

Слайд 10

Применение альдегидов Парфюмерия Альдегид анисовый, обепин – жидкость с приятным запахом мимозы Производство веществ Уксусная кислота Этилацетат Формалин Фенолформальдегидные смолы

Слайд 11

Выполни задания теста 1. Общая формула альдегидов : А. RCOH В. R 1 COR 2 Б. RCOOH Г. ROH 2. Функциональная группа альдегидов : А. - ОН В. – СОН Б. - СО Г. – СООН 3. Формула формальдегида : А.НСООН В.СН 3 СОН Б.НСОН Г.СН 3 СООН 4. Вещество состава СН 3 СОН называется: А. Метаналь В. Уксусная кислота Б. Этаналь Г. Ацетон

Слайд 12

5. Продуктами восстановления альдегидов водородом являются : А. Сложные эфиры В. Одноатомные спирты Б. Карбоновые кислоты Г. Кетоны 6. В реакцию «серебряного зеркала» могут вступать : А. Фенол В. Этанол Б. Метаналь Г. Этаналь 7. Продуктом окисления этаналя является : А. Ацетон В. Уксусный альдегид Б. Уксусная кислота Г. Диэтиловый эфир 8. Правой частью уравнения СН 3 СОН + 2Cu(ОН) 2 ↓→ : А. НСООН + Cu 2 O↓ + 2H 2 O Б. CH 3 COOH + Cu 2 O↓ + 2H 2 O

Слайд 13

Проверь 1 А 2 В 3 Б 4 Б 5 В 6 Б, Г 7 Б 8 Б

Слайд 14

Домашнее задание Задание на выбор: § 11, в. 3 или 4 Творческое задание – составить кластер «Применение альдегидов» или «Применение кетонов»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химия 9 класс Рыбакова Л.Ю., учитель химии МОУ «СОШ п. Динамовский Новобураского района Саратовкой области»

Слайд 2

Вы сможете… Цель урока ??? Свежие идеи Общение Единомышленники Помощь Тема урока: «……»

Слайд 3

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева Группы элементов I II III IV V VI VII VIII Периоды 5 1 4 2 3 7 6 At I Rn Xe Te Ra Ba Fr Cs Pt Tl La In Ac Sn Cd Ag Ir Os Re W Ta Hf Sb Bi Pb Hg Au Bh Sg Db Rf Po H Si P S Cl B C N O F He (H) Se Br Kr Ar Ne Li As Na K Rb Mg Ca Sc Sr Y Zr Ge Ga Zn Cu Ti V Cr Mn Fe Co Ni Pd Rh Ru Tc Mo Nb Be Al Задание: рассмотрите положение элементов в ПСХЭ. Какие периоды содержат металлы? В каких группах они расположены?

Слайд 4

Изменение свойств атомов металлов в группе и периоде Группы элементов I II III IV V VI VII VIII Периоды 1 4 2 3 7 5 6 Увеличение Числа электронов на последнем уровне Радиуса атома Неметаллических свойств Способности принимать электроны (окислительные свойства) У в е л и ч е н и е Числа уровней Радиуса атома Металлических свойств

Слайд 5

Особенности строения атомов металлов 11 Na 20 Са 13 Al 2 е 8е 1е 2 е 8е 8е 2е 2 е 8е 3 е Задание : определите распределение электронов по энергетическим уровням у элементов 32 Ge 2 е 8е 1 8е 4е 51 Sb 2 е 8е 18е 18е 5 е Вывод: атомы металлов имеют большой радиус и малое число электронов на последнем уровне. Исключение составляют атомы германия Ge олова Sn , свинца Pb , – 4 электрона , сурьмы Sb и висмута Bi – 5 электронов , , полония Ро – 6 электронов. но

Слайд 6

Каменный век Медный век Роль металлов в жизни человечества

Слайд 7

Бронзовый век Железный век Роль металлов в жизни человечества

Слайд 8

Металлы в архитектуре

Слайд 9

Металлы в архитектуре

Слайд 10

«Искать всякому литому и кованому железу умножения, самим выпускать пушки, сабли, тесаки, копья, проволоку , дабы то дело в Московском государстве было прочно » Из указа Петра I Металлы в архитектуре

Слайд 11

Одни из лучших образцов художественной ковки – решетки, украшающие набережные и улицы Санкт-Петербурга. Их общая протяженность – 53570 м . Решетка у Казанского собора, отлитая на Петрозаводском чугунолитейном заводе и установленная в 1812 году, до сих пор является неотъемлемым украшением центра города. Металлы в архитектуре

Слайд 12

Металлы в архитектуре

Слайд 13

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана ... М. Лермонтов Торговали мы булатом Чистым серебром и златом . А.Пушкин Братний в золоте кафтан, В серебре мой сарафан. А. Блок Металлы в литературе

Слайд 14

На рукомойнике моём Позеленела медь … А.Ахматова А за окошком в первом инее Лежат поля из алюминия. А.Вознесенский Сегодня сидишь, Сердце в железе ... В. Маяковский Металлы в литературе

Слайд 15

«В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ль возрадовался, то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом , Чтобы чаще господь замечал!» В. Высоцкий Металлы в литературе

Слайд 16

Тема: «Строение металлов и их физические свойства» «Природа окружает нас загадками, и попытка их решения, принадлежит к величайшим радостям жизни». У. Рамзай

Слайд 17

Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Na + Na + Na + Na 0 Na + Na + Na + Na + Na 0 Na 0 Na 0 Na 0 Металлическая связь – это особый тип связи в металлах и сплавах между атомами и ионами металлов за счет обобществленных электронов. Металлическая связь

Слайд 18

- - 1. нейтральные атомы 2. положительно заряженные ионы ē – свободно перемещаются по кристаллической решетке Металлическая кристаллическая решетка - -

Слайд 19

Виды кристаллических решеток Кубическая объемноцентрированная Li, Na, K, Rb , Cs Кубическая гранецентрированная Ca, Sr , Fl, Pb Гексагональная Mg, Zn, Os

Слайд 20

Металлический блеск Температура плавления различная Плотность металлов различная связана со смещением слоев кристаллической решетки относительно друг друга Пластичность и ковкость металлов Теплопроводность обусловлена большой подвижностью электронов, которые сталкиваясь с колеблющимися атомами и ионами обмениваются с ними энергией. Происходит выравнивание тем-пературы по всему куску металла + - е → е → связана с направленным движением электронов при помещении металла в электрическое поле Электропроводность Тяжелые металлы Легкие металлы Физические свойства

Слайд 21

Я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы … Рефлексия

Слайд 22

Подведем итоги Выполнение задания 1 - максимум 3 балла. Выполнение текстового задания - максимум 3 балла. Выполнение практической работы - максимум 3 балла. Задание «Книга рекордов металлов» - максимум 3 балла. Экспресс-опрос – максимум 6 баллов. Итого: максимум - 18 баллов. Ключ к оценке: 18-15 баллов - оценка "5" ; 14-11 - оценка "4" ; 10-6 баллов - оценка "3".

Слайд 23

Домашнее задание « Химия 9» § 5, 6 творческое задание – найти сведения о металлах – «рекордсменах» и вписать в «Книгу «рекордов» металлов» Желаю вам радости новых открытий!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский

Новобурасского района Саратовской области"

План

внеурочной деятельности по химии для обучающихся,

 имеющих пробелы в знаниях

Автор: учитель химии

Рыбакова Лариса Юрьевна

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении химии;

-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

План работы

Мероприятия

Срок

  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. 

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Тема занятия

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Периодический закон и периодическая система химических элементов.

Строение молекул. Химическая связь.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Химические свойства оснований

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот

Химические свойства средних солей

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Качественные реакции на ионы в растворе .

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе.

Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель.

Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Ожидаемый результат

  • Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по химии.
  • Пробуждение интереса к учению, любознательности.
  • Формирование учебной мотивации.