Методическая работа и трансляция педагогического опыта
Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, проблемных групп, временных творческих коллективов и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
О подготовке к итоговому сочинению выпускников 11 класса
в формате КИМ ЕГЭ в рамках реализации краткосрочной программы по русскому языку в средней школе.
Зиятова Р.Ф.
Выступление на секции учителей русского языка «Формы и методы работы учителя по повышению образовательных результатов по учебному предмету» в рамках краевой научно-практической конференции «Эффективные формы и механизмы повышения образовательных результатов обучающихся»
Анализ ТЕГЭ и анкет показал, что обучающиеся затрудняются в написании сочинения-рассуждения. Сложность представляет выявление проблемы текста, особенно художественного стиля. На ТЕГЭ учащиеся получили балл за формулировку проблемы исходного текста. Но так как формулировка была одинаковая, я решила, что они списали. Это подтверждает и тот факт, что никто не смог определить позицию автора.
Известно, что если выпускник неправильно определит проблему, то получит 0 баллов по критериям 1-4. Проводить работу над анализом текста и созданием собственного письменного монологического высказывания в рамках урока сложно: нет времени на практическую работу. Исходя из этого, была разработана краткосрочная программа «Подготовка к итоговому сочинению выпускников 11 класса в формате КИМ ЕГЭ».
Работа по разработке программы проходила в несколько этапов:
- Определение цели, задач программы, ожидаемых результатов по реализации программы.
Цель программы: повышение результатов школьников при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ
Задачи:
- совершенствовать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Планируемые результаты:
Снизить до минимума риск получить 0 баллов по критериям 1-4.
По реализации программы обучающиеся должны
знать:
- ключевые понятия (проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация);
- способы выражения проблемы в текстах публицистического и художественного стилей;
- типы комментария;
- типы аргументов, требования к аргументации;
- структуру сочинения-рассуждения.
уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
- Сбор дидактического материала.
Так как приобретение пособий затратно для детей, мы в школе готовим дидактические материалы сами. В первую очередь – это разные тексты публицистического и художественного стилей. В основном они взяты из КИМов прошлых лет.
Кроме этого в приложении есть ученические сочинения по некоторым текстам для анализа и рецензирования.
- Реализация программы.
Программа ориентирована на выпускников 2017-2018 учебного года. Соответственно, ее необходимо было реализовать в том же учебном году.
Трудности связаны были с тем, что все дети из разных населенных пунктов: после уроков их увозят, по субботам подвоза нет, а родители не имеют возможности их привезти. Оптимальный вариант – июнь, когда организован подвоз в рамках летней оздоровительной кампании. Занимались целый день, чередуя онлайн тестирования с работой над сочинением-рассуждением и индивидуальными консультациями.
Посещали не все учащиеся. Одна ученица сдавала химию и была только на одном занятии после сдачи этого экзамена. Определить проблему исходного текста она не смогла и получила все-таки 0 баллов по первым четырем критериям.
Результаты по сочинению-рассуждению:
баллы | З.А. | С.А. | С.Д. | ||
К 1 | Формулировка проблем исходного текста | 1 | 0 | 1 | 1 |
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | 3 | 0 | 2 | 3 |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | 1 | 0 | 1 | 1 |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | 3 | 0 | 2 | 2 |
К 5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 | 2 | 1 | 1 |
К 6 | Точность и выразительность речи | 2 | 2 | 1 | 1 |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | 3 | 2 | 2 | 2 |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | 3 | 1 | 2 | 3 |
К 9 | Соблюдение языковых норм (грамматические ошибки) | 2 | 1 | 1 | 1 |
К 10 | Соблюдение речевых норм (речевые ошибки) | 2 | 2 | 1 | 1 |
К 11 | Соблюдение этических норм | 1 | 1 | 1 | 1 |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| 24 | 12 | 16 | 17 |
Результаты ТЕГЭ: средний балл - 61
Результаты ЕГЭ: средний балл – 66
Ученик, который остался в 10-11 классы целенаправленно, поступил в планируемое высшее учебное заведение (институт культуры, специальность – актер театра драмы и кино).
Остальные получают СПО.