Работа с родителями
Здесь содержатся разработки родительских собраний, тренингов, памяток для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnost_formy_agressivnosti.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивность, формы агрессивности
В прошлом году мы обсуждали такую форму поведения подростков, как грубость, которая является одной из сторон проявления агрессии и агрессивности. В этом году я хочу предложить вам знакомство с этими понятиями и формами их проявления.
Но сначала необходимо разделить понятия агрессия и агрессивность.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред.
Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловленная, агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.
Выделяют следующие формы агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Предлагаю вам, как родителям, проверить у себя наличие различных форм агрессивности.
Текст методики
- Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
- Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
- Я не всегда получаю то, что мне положено.
- Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.
- Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, я не способен ударить человека.
10. я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
- Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
- Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
- Я часто не согласен с мнениями других людей.
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Если кто- нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
- Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
- Меня немного огорчает моя судьба.
- Я думаю, что многие люди не любят меня.
- Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
- Люди, увиливающие от работы, должны .испытывать чувство вины.
- Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на
драку.
- Я не способен на грубые шутки.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не
нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
- Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
- Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
- Я никогда не бываю мрачным от злости.
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
- Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю
внимания.
- Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
- Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
- Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
- Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
- Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
- Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
- Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
- с детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
- Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
- Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
- Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют
людей думать что-нибудь приятное обо мне.
- Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать.
- Неудачи огорчают меня.
- Я дерусь не реже и не чаще, чем Другие.
- Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
- Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.
- Я ругаюсь только от злости.
- Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
- Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
- Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
- Я бываю резок по отношению к людям, которые мне не нравятся.
- у меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
- Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
- Я часто думаю, что жил неправильно.
- Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
- Я не огорчаюсь из-за мелочей.
- Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
- Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
- В последнее время я стал занудой.
- В споре я часто повышаю голос.
- Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
- Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.
Примечание:
- Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия - в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью.
- Склонность к раздражению - готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
- Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида-- зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
- Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия -- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
8, Чувство вины -- эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он - плохой, поступает зло, и свидетельствует о наличии у него угрызений совести.
Суммирование показателей шкал 1, 2, 7 дает общую шкалу
агрессивности, показателей шкал 1, 3, 7 -- общую шкалу мотивационной агрессии, показателей шкал 5 и 6 - общую шкалу враждебности. Средним уровнем выраженности агрессивности выступает интервал, равный 21 ± 2 балла, мотивационной агрессии - 21 ± 2 балла, враждебности -- 8 ± 2 балла.
Для предупреждения проявления различных форм агрессивности необходимо учитывать следующие моменты:
- Формирование адекватной самооценки
- Обучение общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева
- Обучение самоконтролю, снятию нервно-психического напряжения
- Обучение адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта, конструктивным навыкам общения
Формы агрессивности | Номер утверждения | |
Да | Нет | |
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | |
2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26, 49 | |
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | |
4, 12, 20, 28 | 36 | |
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | |
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | |
7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | |
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | - |
Формы агрессивности | Номер утверждения | |
Да | Нет | |
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | |
2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26, 49 | |
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | |
4, 12, 20, 28 | 36 | |
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | |
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | |
7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | |
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | - |
Формы агрессивности | Номер утверждения | |
Да | Нет | |
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | |
2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26, 49 | |
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | |
4, 12, 20, 28 | 36 | |
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | |
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | |
7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | |
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | - |
Формы агрессивности | Номер утверждения | |
Да | Нет | |
1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 | 9, 17, 41 | |
2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26, 49 | |
3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | |
4, 12, 20, 28 | 36 | |
5, 13, 21, 29, 37, 51, 58 | 44 | |
6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | |
7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | |
8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | - |