консультация для родителей
Предварительный просмотр:
государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №7 «Дюймовочка»
Утверждаю
заведующий
_____________Л.И.Иванова.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ГЛУХОТА НЕ ПРИГОВОР».
Воспитатель
Диденко А. В.
Сурдо группа №2
город-курорт Ессентуки
2013 год
Число детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих, к сожалению, растет во всем мире с каждым годом. Дети теряют слух по разным причинам, иногда еще до рождения. Если нарушение слуха наступает до овладения ребенком речью, она без обучения не развивается совсем; если до потери слуха дошкольник был говорящим, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую область улитки, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; в других случаях площадь поражения оказывается значительно меньше, и это состояние слуха медики квалифицируют как тугоухость, а детей называют слабослышащими.
Глухота – не приговор
Глухота, снижение слуха, по определению Л. С. Выготского, – это первичный, органический дефект, а его следствием является отсутствиеу детей речи. Поскольку речь детей не может самостоятельно развиваться, они становятся глухонемыми, что возводит преграду между ними и окружающими, изолирует их от мира и чрезвычайно сужает культурное пространство. Естественно, что без обучения даже при вполне сохранном интеллекте психическое развитие глухонемых детей тормозится, и субъектами процесса абилитации становятся не просто глухие, а глухонемые малыши.
Социальный статус глухонемых детей в дальнейшем зависит от позиции людей, организующих их воспитание и обучение с первых днейжизни. Здесь существует две концепции. Представители первой рассматривают глухонемых детей как изначально, независимо от дальнейшего обучения, имеющих свою особую, «специальную» психологию и средства общения и обреченных на свободное общение только в рамках своей субкультуры.
Представители другой концепции утверждают, что не диагноз определяет судьбу глухонемого человека, а условия его жизни, воспитания и обучения. Изначально все дети
с нарушением слуха готовы к равноправной интегрированной жизни в том обществе, в котором они родились. Дети с сохранным интеллектом, глухонемые до начала абилитации, могут полноценно овладеть культурой своего народа и теми средствами общения, которые приняты в данном обществе: устной и письменной формами речи.
В данной статье проблема получения глухими детьми образования будет рассматриваться с позиций второй концепции. Глухонемота, вторичный дефект развития,
преодолевается благодаря нормализации жизни детей, которая обеспечивает успешное
осуществление абилитации каждого ребенка. Нормализация выражается прежде всего
в сохранении семьи. У нас в стране большинство государственных учреждений для глухих
и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, имеющих родителей, являются интернатами и часто находятся на расстоянии многих километров от места проживания ребенка.
Родители – первые учителя
Образовательная траектория для глухих и слабослышащих младенцев и детей раннего
возраста начинается именно в семье. Первыми воспитателями и учителями детей становятся родители, получающие систематическую помощь от сурдопедагогов. Пользуясь методическими материалами, родители имеют возможность разносторонне развивать ребенка и учить его речи. Естественная организация жизни ребенка в семье охраняет семейные связи от разрушения; сохраняется связь поколений; ребенок становится носителем традиций семьи; постоянно ощущает любовь и доброжелательное
отношение окружающих; овладевает не нормированным (как в специальных
учреждениях), а живым нормативным языком, «персонифицированным» на семейном уровне.
Дальнейшее обучение ребенка в соответствии с обозначенной выше концепцией может происходить в специальном дошкольном учреждении (или в спецгруппе детского сада общего типа), в интегрированной группе детского сада, в группе слышащих детей (при продолжении систематических занятий в семье). Нормализация жизни предполагает обеспечение глухим детям условий, позволяющих им развиваться в соответствии с законами развития психики детей без слуховой патологии. Одним из таких обязательных условий является раннее обеспечение детей современными техническими средствами – индивидуальными высококачественными цифровыми слуховыми аппаратами
(слухопротезирование детей).
Каждому ребенку необходимо одновременно пользоваться двумя слуховыми аппаратами – слухопротезирование должно быть бинауральным чтобы звуковая информация поступала в мозг от обоих ушей, как это происходит у слышащих людей.
Развитие речевого слуха
Другое обязательное условие – систематические специальные занятия по развитию
слухового восприятия и речевого слуха. Недостаточно надеть ребенку аппараты – его
надо научить слышать речь.
Практически у всех глухонемых детей имеются хотя бы небольшие островки непогибших
клеток улитки, и эти «остатки слуха», какими бы минимальными они ни были, необходимо активизировать и с их помощью развивать у детей слуховое внимание, слуховое восприятие и далее – речевой слух и речь. Слуховые возможности слабослышащих детей велики, и при создании определенных условий
они достигают высокого уровня развития и слуха, и речи; уровень их речевого развития
часто ничем не отличается от уровня слышащих сверстников (а иногда и превышает его).
Специальные занятия по развитию речевого слуха продолжаются в течение многих лет –
весь период обучения в дошкольном возрасте и в школе.
При использовании «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого
общения»1 речевой слух интенсивно развивается у всех детей, но уровень развития
восприятия у глухих и слабослышащих детей различен: слабослышащие дети могут с помощью аппаратов воспринимать речь на слух из речевого потока, даже не видя лица говорящего человека, а глухие должны видеть лицо собеседникаи воспринимать его речь с помощью зрения и слуха, т. е. слухо-зрительно.
Слуховые аппараты доводят разнообразную звуковую информацию и речевые стимулы до коры головного мозга. Специальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию речевого слуха кардинально меняют весь ход развития даже глухого ребенка.
В процессе этих занятий активизируется значительная часть коры мозга, в результате чего образуются все новые связи между разными зонами мозга, увеличивается число нервных клеток, стимулирующих (как и при сохранном слухе) психическую и моторную деятельность ребенка. Таким образом, дети приобретают физиологическую базу для становления и развития слуховой системы, речевого слуха, речи. В ходе описанной
работы у детей с нарушением слуха появляются новые для них функциональные системы,
формированию, которых препятствовал первичный дефект. Эти системы присущи людям
с сохранным слухом: слуховая, слухо-зрительная и слухоречевая.
В процессе формирования слухоречевой системы увеличивается влияние речевого слуха на произношение и на устную речь детей в целом. Именно благодаря возникновению, развитию и совершенствованию этих систем глухие дети (а тем более слабослышащие) понимают обращенную устную речь и овладевают ее произносительной
стороной.
Владение устной речью разрушает барьеры, препятствующие общению глухих детей с миром слышащих. У глухого ребенка появляется окружение из слышащих детей разного возраста, в среде которых ребенок овладевает определенными нормами поведения, налаживает игровые и деловые контакты с этими детьми и постепенно начинает общаться с ними с помощью речи.
Помимо речевого слуха, у детей развивают и музыкальный слух. Речевой слух и музыкальный слух имеют разные механизмы формирования и функционирования, но при правильном подходе к обучению они, безусловно, влияют друг на друга. Дети учатся различать на слух звучания разных мелодий и ритмов, учатся петь, играть на музыкальных инструментах. Сейчас многие не только слабослышащие, но и глухие дети успешно учатся в музыкальных школах.
Одно из принципиальных условий, обеспечивающих нормализацию жизни дошкольников с нарушением слуха, – пребывание детей в речевой среде. Первоначальная речевая среда до поступления ребенка в детский сад – это семья, все члены которой имеют сохранный слух и с помощью специалистов осуществляют обучение детей.
В семье, где родители глухие, как правило, с самого начала в общении с глухими
детьми родители используют язык жестов.
Однако существует немало семей, и их становится больше, в которых глухие/слабослышащие родители хорошо владеют устной речью и общаются с помощью устной речи и между собой, и со своими неслышащими детьми.
Следующее образовательное пространство – детский сад. Естественная речевая среда
существует в детских садах общего типа, где воспитывается все большее число неслышащих детей. Но и в специальной группе детского сада эта среда в течение трех–пяти лет специально конструируется: сначала это только взрослые сотрудники группы (включая помощника воспитателя) и учреждения; постепенно формируется
поддерживаемая взрослыми среда из глухих детей, начинающих говорить, контакты со слышащими сверстниками во время прогулок, игр, совместных занятий продуктивной деятельностью, занятий в кружках и секциях .
Глухие – не значит беспомощные
Глухие дети – это обычные дети, которые любят бегать, играть, танцевать, веселиться,
шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить, рисовать. Детство –
уникальный и самый счастливый период жизни человека, поэтому вся абилитационная (реабилитационная) работа должна «подчиняться детству», а не наоборот. Каждое занятие должно быть ребенку интересно. За столами дети проводят незначительную часть занятия – остальное время они перемещаются по группе или сидят на полу, выполняя те или иные задания.
Дети имеют возможность в любых ситуациях действовать самостоятельно методом проб и ошибок, а не по инструкции взрослых. Нарушение слуха, приводящее к отсутствию или потере речи, побуждает многих специалистов и родителей строить обучение детей на фундаменте концепции интенсификации детского развития, против которой выступал А. В. Запорожец, выдвигая альтернативную концепцию амплификации. «Искусственная акселерация детского развития», практикуемая в ряде специальных дошкольных учреждений, сопровождается использованием инструктивно-авторитарного
подхода, когда основное время занятий дети проводят за столиками, положив на
них руки, демонстрируя позу школьника.
Маленькие необученные глухонемые дети страдают от комплекса негативных состояний – неуверенности в себе, страха, гипертрофированной зависимости от близкого
взрослого человека. Инструктивно-авторитарная позиция не только не преодолевает данный комплекс, но усугубляет его. Если глухие дети растут в пространстве стереотипов, ограничений, запретов, они привыкают выполнять задания не самостоятельно, а постоянно ориентируясь на реакцию педагога и его оценку
(а она часто бывает отрицательной). Дети даже не подозревают, что многое они могут делать сами. Вполне обоснованное состояние неуверенности, в котором дети находились до обучения в раннем детстве, теперь, под влиянием обучения, усиливается.
В результате у детей продолжает воспитываться страх перед незнакомыми заданиями, обстановкой, общением с незнакомыми людьми. Реакция детей на новые обстоятельства
бывает разной по форме, но стереотипной по сути – в основе ее лежит боязнь ошибиться. В одних случаях в этих ситуациях дети говорят: я не знаю; не умею; не могу; в других – отворачиваются и отказываются общаться с незнакомым человеком; в третьих – начинают капризничать или проявлять агрессию. Глухие дети сторонятся слышащих сверстников, т.к. боятся быть неуспешными в играх.