Методическая разработка урока преподавателя химии Байбиковой В.С.

ченцова ольга анатольевна

Методическая разработка урока по химиии по теме: "Обзор свойств металлов". К материалу добавлены тематическая кодированная таблица, устный опрос и обзорный материал "металлы в организме человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Открытый  урок  по  теме:  

      «Обзор  свойств  металлов»

Тип  урока: повторительно-обобщающий

Цель  урока: актуализировать, дополнить и обобщить знания о металлах, развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса веществ.

Оборудование: коллекция «Металлы»;модели кристаллических решеток металлов; образцы монет, медалей; репродукции и фотографии семи чудес света и произведений искусства из металлов и сплавов;компьютер.

 

Реактивы:

 Na, Ca, Al (фольга и в порошке), Zn  ( в порошке),                        

 Cu, Fe  (тонкая проволока, игла, скрепки и порошок),            

Mg ( порошок и лента),S  I2 (крист.) , KMnO4(крист.),  HCl (для получения хлора и кислорода),CuSO4 (раствор), CuO, фенофталеин, пробирки, колбы, прибор для получения газов, спиртовка, ложечки для сжигания веществ, воронки, вата, фильтровальная бумага, чашечки Петри, стеклянные трубки, стаканы, кристаллизаторы, лучинка, фарфоровые чашечки, пипетки,

железные и фарфоровые тигли.

     

                                         Ход  урока

Эту часть урока проводим в форме рассказа с элементами беседы и сопровождаем его демонстрацией наглядного материала.

Век  медный. К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь.

Период распространения медных орудий называют энеолитом или хальколитом, что в переводе с греческого означает «медь». Этот период датируется концом четвертого – началом  третьего тысячелетия до н.э. Это объясняется тем , что в медном веке медные орудия труда не вытеснили каменные. Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. В начале медного века из меди делали лишь мелкие орудия, украшения, предметы домашней утвари.

  Именно с открытием меди  стала зарождаться профессия кузнеца. К людям этой профессии относились по-разному: где-то их уважали, где-то боялись. Например, в России кузнецов недолюбливали, испытывали к ним суеверный страх, это подтверждает этимология слова «кузнец», которое произошло от слова «козни».

  Век бронзовый.  В археологии это древнейший период употребления металлов, когда железо еще не было известно.

   Бронза – сплав меди и олова.Хронологические границы бронзового века датируются с начала третьего тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия до н.э. большими преимуществами бронзы в сравнении с медью и другими металлами являются более низкая температура плавления (700 -9000С) и более высокие литейные свойства и большая прочность.

  Железный век. По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся распространением железной металлургии и железных орудий, и знаменует собой железный век. В современном значении  этот термин  был введен в употребление в середине Х1Х века датским археологом К.Томсоном.

   В отличие от других металлов железо, кроме метеоритного, почти не встречается в чистом виде. Наиболее древний сохранившийся образец кованого железа обнаружен при изучении большой пирамиды Хеопса и принадлежит к 2000 -1500 гг. до н.э. Однако не только в Египте, но и в древней Греции было известно о существовании железа. Ведь герои поэм легендарного Гомера облачались в доспехи и сражались оружием из меди и железа.

  Ученые предполагают,что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения.Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60 тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом 33т. Современные химические анализы метеоритов, показали, что в составе железных метеоритов содержится 91% железа.

  Начало производства железа из руд началось около 4 тыс. лет назад в древнем Египте и Индии, т.к. возросла потребность людей в железных предметах – мечах, плугах и других. Эти открытия основывались на наблюдении за процессами горения. В тех случаях, когда вместе с топливом случайно нагревались куски железной руды, железо при соприкосновении с раскаленным древесным углем восстанавливалось.Постепенно человек перешел к сознательному воспроизведению процесса выплавки железа.

  Так начался «железный век» -- тот век, в котором мы с вами живем, т.к. железные сплавы составляют около 90% всего количества металлов и металлических сплавов

 

   Далее акцентрируем внимание обучающихся на значимости новой темы, определяемой той ролью, которую металлы играют в природе и во всех сферах деятельности человека. Подчеркиваем, что исключительное значение металлов для развития общества обусловлено, конечно, их уникальными свойствами.

Обучающиеся называют такие свойства металлов, как электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, пластичность, твердость(кроме ртути) и др.

  Далее задаем вопрос обучающимся:а чем же обусловлены эти свойства?

Далее лекция-беседа строится по плану с использованием  СД-диска:

1.Особенности электронного строения атомов металлов.

Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего ( а иногда и предвнешнего) электронного слоя, преврашаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители .

2.Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.

Металлы размещены в левом нижнем углу в ПСХЭ.

3.Закономерности в изменении свойств элементов-неметаллов.

Прочность связи валентных электронов с ядром зависит от двух основных факторов: величины заряда ядра и радиуса атома.

4.Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

Особенности металлической связи .

1)Сравнительно небольшое количество электронов ( это валентные  s-электроны) одновременно связывает множество атомных ядер, связь делокализована.

2)Валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла, который в целом электронейтрален, поэтому эти электроны называют свободными.

3)Металлическая связь  не обладает направленностью и насыщаемостью.

5.Физические свойства металлов.

Свойство, положенное в основу классификации

 Классификационные     группы

        Примеры

Электропроводность

С высокой электропроводностью

С низкой электропроводностью

Ag

Mn

Температура плавления

Легкоплавкие

Тугоплавкие

Hg Ga Cs In Bi  

W Mo V Cr

Плотность

Легкие

Тяжелые

Li K Na Mg

Os Ir Pb

Мягкие

Твердые

In Na k Rb

Mo Cr

6.Химические свойства металлов.

Вопросы обучающимся:

1)Какую роль выполняют металлы в химических реакциях?

2)Как оценить активность металлов в реакциях с их участием?

3)Какую информацию о свойствах металлов можно получить на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов?

Подводим итоги обсуждения ответов учащихся:

1)Металлы в химических реакциях являются восстановителями.

M°- ne‾=M  п+  , при этом они окисляются.

2)Химическая активность металлов: с увеличением порядкового номера в периодах она ослабевает, в главных подгруппах усиливается, а в побочных уменьшается. Это связано с затратами энергии на отрыв валентных электронов.

Далее обучающимся предлагается работа:

1.С тематической кодированной таблицей «Свойства металлов»

2.Зашифрованное слово.

3.Блицтурнир по теме «Металлы» с производственным содержанием.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Составить таблицу «толстых» и «тонких» вопросов с использованием текста учебника и конспекта для взаимоопроса на следующем уроке.



Предварительный просмотр:

Тематическая кодированная таблица

           «Свойства металлов»

Вариант

Металлы

Оксиды металлов

Гидроксиды

Соли

Реакции

  1

    2

   3

         4

    5

         6

  1

Ca

Ag2O

Fe(OH)3

HgCl2

Cu+H2SO4

(канц.)

  2

Na

Fe2O3

Cu(OH)2

FeCl3

Ag+HCl

  3

Cu

`Al2O3

KOH

Cuso4

Fe+CuCl2

  4

Ag

Na2o

NaOH

CrCl3

Cu+ZN(NO3)2

  5

Fe

K2O

Al(OH)3

KNO3

NA+H2O

  6

Al

BaO

Ca(OH)3

Cacl2

Al+NAOH

  7

K

CaO

Zn(OH)2

Na2SO4

Al+HCl

  8

Cr

ZnO

Ba(OH)2

KalO2

Cu+HNO3

  9

Ba

CrO3

AgOH

PbCl2

Zn+HgCl2 

 10

Zn

CuO

Ca(OH)2

Al(NO3)3

Ca+H2O

 

  В таблице содержатся ответы на задания по теме «Металлы»

Например: найдите в колонке 4 амфотерные гидроксиды. Правильный ответ:5,6,7

             Задания к таблице «Свойства металлов»

Вариант 1

1.Укажите металлы, которые взаимодействуют с гидроксидом натрия.(Колонка 2)

2.В колонке 5 найдите соли, взаимодействующие с металлической медью.

3.Укажите оксиды металлов, проявляющие амфотерные свойства.(Колонка 3)

4.Найдите в колонке 4 нерастворимые основания.

Вариант 2

1.Какие металлы вытесняют водород из разбавленных кислот?(Колонка 2)

2.Какие металлы взаимодействуют с водой при обычных условиях? (Колонка 2)

3.Какие гидроксиды относятся к щелочам? (Колонка 4)

4.Какие из приведенных в колонке 6 реакций неосуществимы?

Вариант3

1.В результате каких реакций получается водород? (Колонка 6)

2.Какие оксиды металлов проявляют кислотные свойства?(Колонка 3)

3.Укажите самый твердый металл.(Колонка2)

4.Какой металл входит в состав чугуна?( Колонка 2)

Вариант 4

1.Какие металлы режутся ножом?(Колонка2)

2.Укажите 3 металла (Колонка 2), обладающие наибольшей электропроводностью.

3.Какие из солей (Колонка 5) в растворе окрашены?

4.Найдите в колонке 2 щелочноземельные металлы.



Предварительный просмотр:

                 Устный  опрос

               По  теме   «МЕТАЛЛЫ»

1.Предложенные  металлы – Cu,Fe,K,Na,Pb,Ti –перегруппируйти в группы по два по следующим признакам:а)самые мягкие(режутся ножом); б)ковкие (легко поддаются обработке); в) наиболее твердые (отличающиеся повышенной твердостью (их не удается расплющить молотком).

 

2.Два из предложенных металлов – Al, Cu, Ni, W – хорошие проводники электричества, а другие два используют в лампах накаливания и в электронагревательных приборах. Укажите эти металлы.

3.Укажите степени окисления металлов в соединениях:

NaCl, Cu2S, ZnCl2, CuSO4, Al2O3, FeCl3, AgNO3, FeSO4.

4.Как называют положительно заряженные атомы металлов, например K+, Mg2+, Fe3+?

5.Укажите число электронных уровней и распределение электронов по уровням в атомах металлов лития, магния, алюминия,титана .

6.Классифицируйте металлы на основании сходства их химических свойств:

а)Li, Na, K, Rb, Cs

б)Ca, Sr, Ba

в)Sc, Y, La

г)Ag,Au,Pt

 

7.Как называют соединения металлов между собой?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От чего зависит цвет крови? Цвет крови зависит от наличия атома металла в составе дыхательных путей. У человека в состав крови входит оксид железа, поэтому кровь красного цвета. У холоднокровных животных кровь зеленого цвета, так как в ней содержится закисное железо. В крови спрутов, каракатиц, пауков кровь содержит атом меди, поэтому она голубая.

Слайд 2

Кальций в организме человека В организме взрослого человека более 1 кг кальция. Это основные минеральные вещества костей скелета. С возрастом содержание в костях уменьшается и они становятся ломкими. Кальций является неотъемлемой частью зубной ткани. Ионы кальция присутствуют во всех тканях и жидкостях организма. Он необходим для нормальной работы клеточных мембран и мышц, участвует в процессах свертывания крови.

Слайд 3

Медь В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и печени, и это указывает на её важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

Слайд 4

Алюминий У человека соединения алюминия обнаружены во всех органах. Алюминий активирует пищеварение и способствует увеличению секреторной функции слюнных желез. Не поэтому ли нынче почти не жуют пищу – не надо, сама переварится! Нервный стресс сопровождается увеличением концентрации алюминия в крови, при ожогах тоже происходит выброс алюминия в кровь. У алкоголиков кровь тоже насыщена алюминием.

Слайд 5

Человечество тоннами слизывает алюминий с ложек и плошек, вилок и кружек, глотает его с алюминиевых кастрюль и сковородок, пьет «алюминиевые» чай и кофе . При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм человека, где и накапливается. При избытке алюминия в организме удлиняются кости и хрящи .Помимо этого он способствует развитию старческого атеросклероза.

Слайд 6

Золото Средневековые химики считали золото совершенством. Идею введения золота в медицинскую практику приписывают Парацельсу. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувствительных к золоту, оно могло вызвать нарушение состава крови, реакцию со стороны печени и почек, влиять на настроение, рост зубов и волос. Золото обеспечивает работу нервной системы. Оно содержится в кукурузе.

Слайд 7

Германий Чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов

Слайд 8

Цинк Незаменимый для живых организмов элемент. Он входит в состав ферментов и гормонов (например инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой). Цинк также влияет на рост растений и животных (недостаток его вызывает карликовость), участвует в дыхании растений, в транспорте углекислого газа в крови позвоночных, в усвоении белков.

Слайд 9

Магний Входит в состав хлорофилла растений, регулирует кровяное давление. Он необходим для вырабатывания энергии организма.

Слайд 10

Бор Бор – обязательный для организма микроэлемент. Этот элемент положительно влияет на рост растений, процессы дыхания, углеводный обмен. Недостаток бора приводит к отмиранию у растений точек роста стеблей и корней.

Слайд 11

Металлы-конкуренты Элементы-аналоги в природной среде вступают в конкуренцию и могут взаимозаменяться в живых организмах, отрицательно на них влияя.

Слайд 12

Таллий Таллий, биологический конкурент калия, заменяет его в стенках клеток, поражает центральную и переферическую нервную систему, желудочно-кишечный тракт и почки.

Слайд 13

Литий Замена натрия и калия в организмах животных и человека на литий вызывает расстройства нервной системы, т.к. в этом случае клетки не проводят нервный импульс. Подобные расстройства приводят к шизофрении.

Слайд 14

Кальций При недостатке его в почве заменяется в организме на стронций, который постепенно нарушает нормальную структуру скелета. Особенно опасна замена кальция на стронций-90, который в огромных количествах накапливается в местах ядерных взрывов (при испытании ядерного оружия) или при авариях на АЭС. Этот радионуклид разрушает костный мозг.

Слайд 15

Кадмий Конкурирует с цинком. Этот элемент снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает процесс образования гликогена в печени, вызывает деформацию скелета, угнетает рост костей, а также вызывает тяжелые боли в пояснице и мыщцах ног, хрупкость костей(например, перелом ребер при кашле).

Слайд 16

Кадмий попадает в биосферу с минеральными удобрениями (как примесь в составе суперфосфата), при сжигании мусора, содержащего изделия из пластмассы. В легкие человека, выкурившего сигарету, попадает 1-2 микрограмма кадмия, 25% от этого количества остается в организме.

Слайд 17

Ртуть Ионы ртути в ультрамикроколичествах участвуют в образовании белков и передаче наследственной информации. В то же время в повышенных дозах они разрушают белковые молекулы, вызывают расстройство нервной системы, ухудшают работу сердца.

Слайд 18

Другие негативные последствия– рак легких и прямой кишки, нарушение функции поджелудочной железы. Поражение почек, снижение содержания в крови железа, кальция, фосфора. Этот элемент тормозит процессы самоочищения в водных и наземных растениях (отмечается, например,20-30 -кратное увеличение кадмия в листьях табака).

Слайд 19

Барий Даже в небольших количествах опасен для организма. Соли бария очень ядовиты, При остром отравлении ими поражается нервная система, сосуды, а при хроническом– костная ткань, костный мозг, печень. Барий вытесняет из костей кальций и фосфор – это приводит к размягчению костей.