Конспект урока повторения в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и причастиями".
( УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
7 КЛАСС
Ильницкая Ирина Георгиевна
- БОУ « Гимназия№ 139» г. Омска
- Цели:
образовательная: сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями;
развивающая: содействовать в овладении навыками осознанного написания орфограмм по данной теме;
метапредметная: продолжить формировать у учащихся потребность к приобретению знаний.
Оборудование урока: карточки-помощники,карточки с критериями оценивания, мультимедийный проектор.
- Установка урока:Слайд « Гений- это один процент таланта и 99 процентов труда».
ХОД УРОКА
- 1. Организационный момент.
- Создание эмоционального настроя на урок. Работа со слайдом со словами Эдисона.« Гений- это один процент таланта и 99 процентов труда».
- Как вы понимаете эти слова? Почему именно их я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку? Как это связано с темой урока?
- .Вывод: Тема трудна, мы ее изучаем на протяжении нескольких лет, нужно приложить немало усилий, чтобы научиться писать правильно слова с этой орфограммой. Но мы умеем трудиться, и у нас все получится.!
- 3. Оформление тетрадей.
- II. Самостоятельная работа.
- /. Проблемное творческое задание:
Прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки (карточки-помощники с распечатанными таблицами , обобщающими учебный материал по теме лежат на каждой парте)
(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не) образованность, (не)образованный.
(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не)прочитанная книга.
- - Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?
— Каким правилом вы пользовались при выборе написания?
- — Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
- 2. Синтаксический разбор предложения.
- Поздняя осень... Рябины,пламенеющие в лучах скупого осеннего солнца, еще не засыпаны снегом.
- — Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)
- III. Формулирование темы и цели урока учащимися.
- — Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными.
Самостоятельное исследование предложений.
Задание. Прочитайте и спишите текст, раскрывая скобки.
Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не)освещенный лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не)прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.
- — Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к
- такому выводу?
- — Докажите, что правила о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?
- --- Работа с настенной таблицей.
- VI. Тренировочные упражнения.
- 1. Орфографическая задача.
- Задание. Запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали (карточки-помощники )
- ( Не)скошенная трава, ( не) скошенная летом трава, ( не)распустившийся цветок, (не)распустившийся к сроку цветок, ( не)годующий взгляд, (не)выносимая жара, (не)спиленное, а срубленное дерево, (не) написанная, а напечатанная работа, (не) замечен, (не)проверен.
- 2. Работа с текстом( слайд)
- На берегу Лены
- Горы, еще (не) освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На темном фоне гор, покрытых (не) проходимыми лесами,проносились клочья тумана.
- Река Лена, (не) скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер, (не) прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду .Вдруг засветились верхушки лиственниц. (Не) видимое солнце посылало нам свои лучи. Наконец оно появилось.
- 1 группа.
- — Выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно.
- 2 группа.
- — Выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.
- — Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.
- 3. Творческое задание (на выбор).
- /) Слитно или раздельно пишется не в предложениях?
- Наступила осень, и плыл дивный запах ещё (не)увядших цветов.????
- Опубликованы стихи омского поэта Антона Сорокина, (не)дооценённого в своё время.
- а) Во всех случаях раздельно.
- б) Во всех случаях слитно.
- в) В первом случае раздельно, во втором — слитно.
- г) В первом случае слитно, во втором — раздельно.
- 2) Укажите группу причастий, которые не употребляются без не:
- а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый;
- б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный;
- в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий;
- г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.
- 3) Укажите группу причастий, которые не употребляются без не:
- а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий;
- б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий;
- в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный. Дополнительное задание
- — Образуйте краткие причастия и запишите их с не:
- Невспаханное поле----
- незаконченный рассказ---
- неприкрытая дверь----
- неотправленная посылка---
- непокрашенная скамейка----
- VII. Домашнее задание. ( на выбор):
- Составьте карточку-тренажер для соседа по парте со словами по теие сегодняшнего урока
- .Найдите или придумайте интересный текст из 6-7 предложений, в котором будет достаточно много слов с орфограммой «Слитное и раздельное написание Не с существительными, прилагательными, причастиями»
- VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке.
- — Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- — Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?
- — Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?
- Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока):
- — умение рассуждать;
- — самостоятельность.
- — правильность.