Методическая копилка

Ерошенко Любовь Викторовна

Здесь, уважаемые коллеги, вы найдете рабочие программы по биологии, разработки уроков и внеклассных мероприятий...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Давыдовка Пугачевского района

 Саратовской области»

Восславим женщину-мать

(сценарий классного часа, посвящённого Дню матери)

                                   

                                                      Автор сценария:

                                                        учитель биологии

                                                                               Ерошенко Любовь Викторовна

                                                           

                                 

1-й  ведущий

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – МАТЬ!

Учитель

Наш классный час  посвящён Дню матери.  Невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого из нас, мама – самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.

Новый праздник – День матери – постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

С историей появления нового праздника в России вас познакомит Джабасова Дания.  

(Ученица выступает с проектом «День матери в России»)

2-й  ведущий

День матери – великий праздник

Для всех времён, для всех веков,

Для каждого он очень важный –

И выразить не хватит слов.

День матери – День всех любимых

День первозданной красоты.

Она во всём неповторима,

И ей обязан жизнью ты!

Учитель

Женщина-мать! Символ плодородия, непрерывности жизни! Испокон веков женщину-мать почитали, перед ней преклонялись. Даже самая древняя форма правления в первобытном строе называлась матриархат.  Что обозначает это слово, как вы думаете?

(Ученики выступают со своими рассуждениями. Далее Овчинников Павел сообщает информацию о матриархате.)

Учитель

Ещё об одной ответственной  миссии женщин мы узнаем из стихотворения-презентации.

(Презентация №1 - 9 слайдов, текст стихотворения взят из журнала «Воспитание школьников», №3 2008, стр. 74-75)

После презентации идёт обсуждение проблемы: почему важно было сохранить огонь в родном очаге.

Учитель

В славянской мифологии хранительницами родного очага считались богини-Берегини. О них расскажет Кресс Вика.

(Ученица выступает с проектом «Берегини», выступление сопровождается показом слайдов.)

Учитель

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери:

  1. Родина-мать звала солдат в годы Великой Отечественной войны на защиту страны (показ слайда «Родина-мать зовёт»);
  2. образ Родины-матери  навечно запечатлён на Мамаевом кургане (показ слайда);
  3. великую реку России мы зовём Волгой-матушкой;
  4. хлебороб, обращаясь к земле, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица, мать-земля!»

Самая прославленная и воспетая из матерей – женщина, родившая Иисуса Христа. Мы называем её по-разному: дева Мария, Богоматерь, Богородица, итальянцы называют её Мадонной. Лучшие композиторы, величайшие художники всех времён и народов прославляют её образ в своих произведениях.

(Выступает Кириндясова Светлана с проектом «Сикстинская мадонна», демонстрируются слайды.)

Чтобы познакомиться с другими образами девы Марии, войдём в храм.  Кругом иконы, свечи… Звучит ангельский голос Робертино Лоретти. Он прославляет Марию: Аве Мария! – Славься, Мария!

(Демонстрация фильма-презентации «Аве Мария»)

А теперь поговорим о судьбе земной женщины-матери, о судьбе крестьянки Марии из повести В.Закруткина «Матерь человеческая». (показ 1-ого слайда)

(Далее идёт беседа по повести В.Закруткина «Матерь человеческая».)

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Какие испытания перенесла Мария в первые месяцы войны?
  2. Для кого Мария стала матерью?
  3. Почему все тянулись к этой женщине?
  4. Почему повесть называется «Матерь человеческая»?
  5. Какие эпизоды повести вас потрясли?
  6. Как отнеслась Мария к В. Брахту и политруку Славику? 

Учитель

Я сейчас раздам вам маленькие сердечки. Напишите на них: какие

черты характера помогли Марии выстоять, выжить в полном одиночестве? Какие материнские качества она проявила?

(Ученики выполняют задание,  зачитывают свои ответы, учитель их обобщает. На экране в это время демонстрируется слайд «Материнское сердце»)

Учитель

Сравните образ божественной и земной реальной матери. Что у них общего?

А теперь сравните образ Марии и образ яблоньки. Чему нас учат эти образы?

(Выживать в любых ситуациях)

Повесть «Материнское сердце» - настоящий гимн ЖИЗНИ, гимн МАТЕРИ.

1-й  ведущий

Подвиг женщин-матерей в годы войны бессмертен. Много страданий перенесли они за 4 военных года: теряли на фронте своих сыновей, пережили оккупацию, оставались с малыми ребятишками без хлеба и крова, до изнеможения работали в цехах и полях. Поэтому именно в военные годы (1944) появилась особая награда для женщин-матерей – орден «Мать-героиня». (показ слайда «Орден») Первый орден «Мать-героиня» был вручён 1 ноября 1944 года Алексахиной Анне Савельевне из Подмосковья. Она родила и воспитала 12 детей. Это настоящий материнский подвиг.

Учитель

Родить и воспитать даже одного ребёнка – трудное испытание, большая ответственность. А у  нас в классе есть многодетные семьи Кириленко П.И. и Т.В. и Сафоновых М.П. и Н.В.(у них по трое детей), а в семье Криворучко В.М. и И.А. – четверо детей.

(Демонстрируются слайды о семье Криворучко)

2-й  ведущий

О чём мечтают наши мамы? В чём для них заключается материнское счастье?

  1. Выступает Криворучко Ирина Анатольевна со стихотворением-пожеланием.
  2. Зачитывается пожелание многодетной матери Ждановой М.М.
  3. Выступают мамы с пожеланиями своим детям.

(На доске появляется специально оформленная заранее подборка «О чём мечтают наши мамы?»)

Учитель

Обобщим мечты матерей: оказывается, все мамы мечтают об одном и том же, чтобы их дети были здоровы и счастливы.

Матери достойны поклонения (звучат слова М.Горького о матери) Во многих городах  матерям поставлены памятники. Они очень скромные, обычно стоят или в медицинских центрах, или в парках, где часто гуляют мамы с детьми. О таких памятниках подготовил презентацию Кириленко Дима.

(Демонстрируется презентация «Памятники матерям»)

Овчинников Павел читает стихотворение «Женщина с ребёнком на руках…»

Учитель

А какие памятники матерям и материнству создали бы вы?

(Ученики выступают со своими проектами памятников)

1-й  ведущий

Материнская любовь – беззаветная, нежная, самоотверженная. Это величайший дар каждому из нас. Дар, которым природа щедро наделила женщину – любить своего ребёнка. Любовь мамы – это дар, сопутствует нам большую часть нашей жизни – кто ещё может так утешить, как мама. Чьи руки могут быть мягче, добрее и обладать таким волшебным исцеляющим эффектом, как золотые руки мамы.

2-й  ведущий

Руки мамы качали нас в колыбели. Это она согревала нас своим дыханием и убаюкивала своей песней. Представьте, за окном ночь, снег, луна, звёзды, а в доме тепло и уютно (показ слайдов). Рядом мама: с ней надёжно и не страшно. Звучит тихий, нежный, ласковый голос: мама поёт колыбельную песню.

(Звучит колыбельная песня из кинофильма «Долгая дорога в дюнах». Все участники классного часа поют её вместе с В.Талызиной.)

1-й  ведущий

Особой теплотой веет от образа матери, созданного в пословицах и поговорках. Эти пословицы нам хорошо известны. Дополните их.

(Гордиенко Таня читает  первую часть изречения, ученики заканчивают пословицу.)

2-й  ведущий

Мама – первое слово, которое произносит ребёнок, и с которым мы не расстаёмся всю жизнь. Нет даже надобности, говорить о том, что мама – самый дорогой и близкий человек в жизни каждого. Невозможно выразить всю любовь маме, ведь на это никаких слов не хватит, но частичку радости и тепла всегда можно подарить в красивой и душевной песне. Специально для наших мам мы приготовили сюрприз.

(Звучит песня  «Ты у меня только одна, мама!» в исполнении Джабасовой Дании и Кресс Виктории. Одновременно показывается презентация «Наши мамы».)  

Кириленко Дмитрий читает стихотворение «Люблю тебя,  мама!»

Джабасова Дания зачитывает стихотворное поздравление с праздником для мам.

В заключение демонстрируются слайды «Счастливое материнство», и все участники исполняют песню «Солнечный круг»



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Давыдовка Пугачевского района

 Саратовской области»

День зимующих птиц

(сценарий общешкольного праздника)

                                   

                                                       Автор сценария:

                                                         учитель биологии

                                                                               Ерошенко Любовь Викторовна

                                                           

                                 

 

 2011-2012 учебный год.

1ведущий

Сегодня мы отмечаем День зимующих птиц – традиционный праздник на Руси.

2ведущий (одновременно идёт показ слайдов)

С давних пор на Руси 12 ноября отмечается Синичкин день, день встречи зимующих птиц. Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица считается божьей птицей. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки  хлеба и  кусочки сала и наблюдали. Если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать хлеб – будет в доме достаток. Люди в Синичкин  день развешивали кормушки, читали стихи про птиц и просто любовались зимними птахами.

1ведущий (одновременно идёт показ слайдов)

С наступлением холодов в селе появляются синички – шустрые весёлые пичуги. Лето они проводят в лесу, а с первым снегом возвращаются к людям. Вместе с синичками слетается вся зимняя пернатая братия: щеглы, снегири, сойки, чечётки, свиристели… Сильные морозы с обильным снегопадом осложняют жизнь зимующих у нас птиц. До корма не добраться, а зимний день короток – мало времени, чтобы накопить энергию.

1 чтец

 Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки –

Всюду только снег да снег…(Ю.Синицын)

1 юннат (рассказывает о  фенологических наблюдениях в ноябре)

В нашем крае зима наступила, как и положено, в начале ноября: 5 ноября выпал первый снег, а уже с 7 ноября установился постоянный снежный покров, замёрзла речушка, главную нашу реку – Большой Иргиз –  сковало льдом 17 ноября  (демонстрируются слайды «Картины ноября»).

2ведущий

Снегом  засыпало всё вокруг, и для птиц наступило время серьёзных испытаний.

2 чтец  (одновременно идёт показ слайдов)

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны

И от холода нет обороны…            

                               (Рубцов Н.М.)

3 чтец (одновременно идёт показ слайдов)

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…(Рубцов Н.)

1 ведущий

Голодно зимой и зверям и птицам. Особенно, когда после оттепелей наступают морозы, и деревья, кустарники, остатки сухой травы, и даже снег, покрываются ледяной коркой (показ слайда).  Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых.  Птицам приходится туго: не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв, ни зоркий глаз (показ слайда).

4 и 5 чтецы читают наизусть прозу «Едва вживе…» из детского журнала о природе «Муравейник», №11 – 2010 г. (одновременно идёт показ слайдов)

2ведущий

Нелегко птицам прокормиться и когда несколько дней подряд метёт и вьюжит во дворе (показ слайда).

6 чтец  читает стихотворение С. Есенина « Поёт зима – аукает…» (одновременно идёт показ слайдов)

1 ведущий

Несмотря на суровость и непредсказуемость зимы многие птицы остаются зимовать в нашей местности

7 чтец (одновременно идёт показ презентации «Наши птицы»)

Наши обычные птицы прелестные,

Галка, ворона и вор-воробей!

Счастливым странам не столько известные,

Сколько известны отчизне моей…

Ваши окраски всё серые, чёрные,

Да и обличьем вы очень просты:

Клювы как клювы, прямые, проворные,

И без фигурчатых перьев хвосты.

В непогодь, вьюги, буруны, метелицы

Все вы, голубчики, тут, подле нас,

Жизни пернатой невесть что – безделицы,

Вы утешаете сердце подчас.

И для картины вы очень существенны

В долгую зиму в полях и лесах!

Все ваши сборища шумны, торжественны

И происходят у всех на глазах.

Это не то, что сова пучеокая

Или отшельница – птица челна.

Только где темень, где чаща глубокая,

Там ей приятно, там дома она!

С вами иначе. То вдруг вы слетаетесь

Стаей большой на дорогу; по ней

Ходите, клюёте и не пугаетесь

Даже нисколько людей и коней.

То вы весь вид на картину меняете,

В лес на опушку с дороги слетев,

Белую в чёрную вдруг обращаете,

Сотнями в снежные ветви насев.

То, как лоскутина флёра, таскаетесь

Стаей крикливою вдоль по полям,

Тут подбираетесь, там раздвигаетесь

Чёрным пятном по бесцветным снегам

Жизнь хоть и скромная, жизнь хоть и малая,

Хоть не большая, а всё благодать,

Жизнь в испытаньях великих бывалая,

Годная многое вновь испытать... (Случевский К.К.)

2 юннат

А каких зимующих у нас птиц знают ребята?  Мы провели опрос во всех классах  и вот что выяснили (на экране появляется диаграмма  с результатами опроса, юннат комментирует её)

2 ведущий

Сейчас мы исправим положение: расскажем о  птицах, которых вы не назвали в своих анкетах. Угадайте, о какой птице идёт речь:

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло (сова)

3 юннат

Есть совы, которые и днём кормятся, например, ушастая сова. Мы застали её прошлой зимой за трапезой в сельском парке и сфотографировали (показ фотографий ушастой совы). Таких сов неоднократно видели на подворьях Селиховых, Кулешовых, Курмангалиевых. Узнать их легко: по торчащим ушкам из перьев.

1 ведущий

Угадайте эту птицу:

Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит (дятел)

(Показ фотографий дятла, сделанных юннатами в различных местах села)

8 чтец

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

 – Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

2 ведущий

Птичка-невеличка ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

1 ведущий

Найдёшь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка… (воробей)

2 ведущий (одновременно идёт показ слайдов)

У нас зимуют 2 вида воробьёв: полевой и домовый. У полевого воробья на голове коричневая шапочка, а у домового – серая, как дым.

1 ведущий

По воробьям можно легко узнавать температуру во дворе. Если воробьи сидят гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на улице. А если взъерошенные, будто надутые, - тут уж береги уши и нос! Если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. Может вы, ребята, объясните причину такого явления?

(школьники объясняют)

2 ведущий

Зимнюю погоду могут предсказывать многие птицы, например: если гусь стоит на одной ноге, то жди мороза. Ворона кричит зимой – к метели. А какие приметы, связанные с птицами, вы знаете? (Ребята отвечают).

1 ведущий

Эту птичку все узнают очень легко:

Спинкою зеленовата,

Грудкою желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

2 ведущий (одновременно идёт показ слайдов)

В нашей местности обитают синички-сестрички: большая синица и лазоревка с нежно-голубой шапочкой на голове.

1юннат

Знаете ли вы о том, что из десяти синиц до весны доживают только три? В день синичка должна съесть 75 зерен, и если птица два дня голодает, она погибает. Можно помочь им пережить это время, организовав подкормку, повесив за форточкой или во дворе простую кормушку из пластиковой бутылки.
Но надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.
2юннат

Птицы, привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Если кормушка устраивается из года в год в одном и том же месте и в ней всегда достаточно корма, зимой возле нее будут держаться десятки и сотни птиц. Может показаться, что только несколько синичек шныряет туда – сюда, ведь все они «на одно лицо», но результаты кольцевания на кормушках говорят, что все это совсем не так. Такая концентрация птиц может принести большую пользу. Зимой стайки синиц широко кочуют в поисках пищи. В щедрых на нее местах они могут задержаться на всю зиму, или периодически возвращаться к ним. При этом синицы не только поедают то, что есть в кормушке, но и тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, находящиеся поблизости, уничтожая зимующие формы вредителей. Если на участке этим будет заниматься в течение зимы несколько десятков синиц; то вряд ли кому-нибудь из насекомых удастся уцелеть.

3 юннат
Подкармливая птиц, мы не спасаем их от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Кроме того, какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более что зимой они легко идут на контакт с человеком, их можно приучить даже брать пищу с рук.

9чтец

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону, –

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто её сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал…Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал. (Саша Черный)

1 ведущий

Много необычных гостей с севера можно увидеть зимой в наших краях. (Начинается показ презентации «Наши зимние гости с севера»).

В сентябре-октябре появляются очень маленькие птички – чечётки (показ слайдов). Они окрашены довольно ярко: лоб и передняя часть темени, зоб и грудка малиново-красные, на горлышке – чёрное пятно. В урожайные годы чечётки налетают большими стаями. Питаются птицы семенами берёз, сорных трав, лесными ягодами. Чечётки непрерывно перекликаются, перепархивая с ветки на ветку, часто повисают вниз головой, чтобы дотянуться до лакомого кусочка.

2 ведущий

В октябре у нас появляется…

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут! (показ слайдов)

1 ведущий

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это – снегири!

2 ведущий

Снегири очень красивы в своих ярко-красных нарядах. Они птицы солидные: не суетятся, не торопятся. Снегири ещё и рыцари. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступают лучшие гроздья семян самочкам. Покормившись на одном дереве, стайка перелетает на другое по команде вожака.

1 ведущий

Ближе к человеку перебираются прилетевшие из северных краёв зеленушки, чижи и щеглы (показ слайдов). Ярких щеглов можно увидеть в зарослях репейника. Семена этого растения – любимое лакомство для щеглов.

2 ведущий

Появляются зимой и сойки (показ слайдов) – родственницы ворон и сорок. Иногда на зиму в наши края залетает полярный рогатый жаворонок, который лето проводит на северном побережье России (показ слайдов).

1 ведущий

А у этой птички всё не так, как у других (показ слайдов). Клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не весной и не летом.

2 ведущий

Вот птичка так птичка:

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

1 ведущий

Угадали? Правильно, это клёст. Почему у клестов такой необычный клюв? Почему птенцы у них появляются в зимнюю стужу?  (Ребята отвечают.)

2 ведущий  В конце октября или в начале ноября прилетают в нашу область корольки – самые маленькие птички нашей страны (показ слайдов). Они имеют зеленоватое оперение и ярко-жёлтое пятно на темени. Весят всего 5-7 граммов.

1 ведущий

Корольки очень подвижны, с большим проворством своими крошечными клювами захватывают они на стволах и ветках мелких насекомых. За год каждый королёк уничтожает их до 10 миллионов.

2 ведущий

В первой половине ноября прилетают из таёжной и лесотундровой зоны свиристели – красивые птицы величиной со скворца с хохолками на голове (показ слайдов). Во время кочёвок они держатся стаями и, если год урожайный, могут задержаться надолго в одной местности. В прошлом году свиристели регулярно кормились на школьном дворе ягодами рябины и плодами шиповника (показ слайдов).  Последний раз их видели 12 апреля – птицы прилетали попрощаться (показ слайдов).

1 ведущий

Ещё много интересных птичек можно встретить в зимнее время в нашем селе: это древолазы-поползни и пищухи (показ слайдов), овсянки, дрозды-рябинники. В заволжских степях встречаются чёрные и хохлатые жаворонки, лапландские подорожники. Есть и хищники. Все вы помните ястреба-тетеревятника, который прошлой зимой залетел в школьное окно.

2 ведущий

Многих зимующих птиц вы изобразили на своих рисунках. И сейчас настало время подвести итоги конкурса «Покормите птиц зимой».

1 юннат (подводит итоги конкурса, демонстрирует лучшие работы и вручает грамоты победителям).

1 ведущий (Начинается показ презентации «Птицам страшен голод»).

Для птицы зимой самый страшный враг – голод. Именно от голодухи осторожные воробьи и синицы становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки прямо из рук.

10 чтец

Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

С голода ручнеют стайки зимних птиц.

2 ведущий   Голодная синичка не выносит даже слабые морозы. От голода зимой гибнут и более крупные птицы. Один такой случай произошёл на школьном дворе в конце прошлой зимы.

1 ведущий

Всю осень и зиму здесь кормились дрозды-рябинники. Они прилетали большими стаями по 30-40 птиц, активно клевали ягоды рябины и улетали потом неизвестно куда. Могли не появляться несколько дней.

2 ведущий   

Но один дрозд задержался на школьном дворе надолго. Он облюбовал школьную рябину у ворот. Птица каждое утро встречала идущих в школу ребят, учителей. Все к дрозду привыкли и даже здоровались с ним. Пока на рябине висели гроздья плодов, дрозд был доволен своей жизнью и пережил немало зимних крепких морозов.  

1 ведущий

Но 21 февраля на школьных рябинах не оказалось ни одной ягодки: все были склёваны. В этот день дрозд остался голодным. А на другой день произошла трагедия.  О ней расскажет учитель нашей школы Гречкина А.Т.

(Далее звучит рассказ педагога о гибели дрозда-рябинника)

2 ведущий   

Если бы на школьном дворе были кормушки той зимой, то шансов выжить и благополучно встретить весну, у дрозда-рябинника было бы гораздо больше.

11 чтец

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц.

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить.

                                  И тогда

Им будет легко пережить холода.

1 ведущий

Чем можно кормить птиц в зимнее суровое время вы узнаете из презентации.

(Начинается показ презентации «Корма для птиц»).

2 ведущий (проводит игру «Угощение для птиц». Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Ребята раскладывают угощения в кормушки).

Список продуктов  варёный картофель      пшено               семечки

                                 гречневая каша              яблоко              сырое мясо

                                 семена кукурузы             печенье            макароны

                                 несолёное сало                 маргарин         варёные яйца

1 ведущий

Прилетают птицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу и в поле зимой, и поэтому летят туда, где легче прокормиться. В это время они становятся всеядными: едят и крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мяса – ничем не побрезгуют.

12 чтец

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

2 юннат (проводит Мастер-класс)

Я покажу вам, как можно приготовить из обычных продуктов необычные угощения для пернатых друзей. Животный жир птицам можно давать в чистом виде, если он твёрдый, а если он мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый «пирог для птиц». Для этого в размягчённый несолёный жир или маргарин добавим просо, любые зёрнышки и семена, очистки яблок, геркулес, куриные яйца, сухарики, пищевые крошки, сахар – всё, что у вас есть под рукой. Для лучшей связки «теста» можно добавить подсолнечное масло. Всё хорошо перемешаем, сделаем из «теста» лепёшки и птичий пирог готов. Остаётся повесить его за окном в сетке из-под овощей.

3 юннат (проводит Мастер-класс)

Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого вырезаем из картона произвольные фигурки (колечки, сердечки, ромбики…) и окунаем их в мучной клейстер, а затем густо обсыпаем с обеих сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда фигурки просохнут, их можно развешивать на веточках.

2 ведущий

Кормушки для птиц разных конструкций можно приготовить самим из различных материалов. Полезные советы, как сделать столовую для птиц, вы узнаете из презентации. (Показ презентации «Мы кормушки смастерили…)

1 ведущий

Ребята нашей школы приняли активное участие в конкурсе «Кормушка», и сейчас мы проведём парад кормушек. (Начинается парад кормушек.)

1 юннат (подводит итоги конкурса кормушек, называет имена победителей и вручает им призы и грамоты)

13 чтец

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!  (А.Яшин)

2 ведущий

Наступил самый ответственный момент нашего праздника. Пора развешивать кормушки для птиц.

Далее ребята вместе с классными руководителями развешивают кормушки в  школьном дворе и сельском парке.



Предварительный просмотр:

Биология в моей жизни

Полякова Валерия Александровна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Давыдовка

Пугачевского района Саратовской области»

Биология в моей жизни – это все живое  вокруг меня. Но разве можно представить живое без солнца, воздуха, воды, тепла? Разве полной будет картина жизни без радуги в небе, облаков, журчащего ручейка,  снеговых шапок на горных вершинах…

 Биология – это воздух, которым я дышу, ведь этот живительный воздух – продукт деятельности растений. Вот и получается, что живое неотделимо от неживого и включает окружающий мир во всем его многообразии.

Границы биологии в моей жизни постоянно расширяются, все новые и новые объекты становятся жизненно важными для меня: мой дом, мои родные, мои домашние питомцы,   родное село, и, конечно же, моя родная заволжская степь. Я родилась в степном крае, с детства любовалась необозримыми просторами полей, вдыхала горьковатый запах полынных трав, наблюдала парящих в небе орлов, слушала  волнующие песни жаворонков. Я впитала в себя эти неповторимые звуки, запахи и краски степной природы. Она пленяет и трогает меня своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но есть красота внутренняя, раздолье, спокойствие, степенность,  величие и вечность.

В творчестве многих поэтов  и писателей можно найти строки, полные любви и восхищения степью. Вот строки, которые созвучны моим мыслям:

Как в мае степь родная хороша!

Ещё только тюльпаны отцвели,

А уже тонко, нежно, чуть дыша,

Оделась степь в седые ковыли.

Бродяга-ветерок колышет их,

Как будто пену на морской волне.

Чертополохи красной головой

Издалека уже кивают мне.

А рядом фиолетовый шалфей

Медовый испускает аромат,

И тут же группки лютиков-цветков,

Как маленькие солнышки горят.

И пусть невзрачным кажется дурман,

Но запах опьяняет всё вокруг.

И трав весенних пёстрый хоровод

Меня навеки затянул в свой круг.

Пускай кому-то нравятся моря,

Крутые горы, дикие леса…

А мне милей родная сторона,

Степи заволжской скромная краса.   ( Т.А. Шаманова, «Красота степи»)

Мои первые впечатления о живой природе связаны со скромным одуванчиком. Рядом с моим домом их росло великое множество, целые россыпи. С каким интересом я  наблюдала за превращением цветков-солнышек в летучие облачка плодов и сдувала  их пушистые головки,  угадывая «бабку» или «дедку».

Невысокие, с распластанными по земле листьями, с приподнятыми, как будто специально,  стеблями и крупными ярко-желтыми соцветиями, одуванчики сами просились мне в руки. Как же  я любила  плести веночки и браслетики из них и украшать ими себя и своих домашних питомцев.

Милые сердцу одуванчики! Простите меня! Срывая вас, я хотела поделиться своей радостью со всеми вокруг. Благодаря вам  я  чувствовала единение с живой природой, ощущала  себя частью мира.

Одуванчики всегда будут ассоциироваться у меня с солнцем, летом, детством, радостью жизни и трогательными строками поэта Владимира Солоухина:

…Но чем-то
Мне одуванчик ближе всех цветов.

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве
(Как только солнце скроется за лесом,
Хоть бы один остался одуванчик
Раскрытым и цветущим — никогда!).
Но это к слову. Вовсе не за это
Люблю я скромный маленький цветок,
За то его люблю, что вечно жмется к людям,
Что он растет у самого порога,
У старенькой завалинки, у прясла
И самый первый тянется к ручонкам
Смеющегося радостно ребенка,
Впервые увидавшего цветок.

Срывал я солнце голыми руками.
Легко сдувал пушистые головки.
И опускались легкие пушинки
На землю,
Чтобы снова расцвести.
Мой старый, добрый друг,
Наивный одуванчик...        
(В.А.Солоухин, «Цветы»)
             Один из основных методов изучения биологии –  наблюдение. Я люблю наблюдать природные явления в любое время года: меня волнует летнее разнотравье и птичье многоголосье, я обожаю багряно-желтые краски осени, с нетерпением жду встречи со  свиристелями  и дроздами-рябинниками  зимой.  Весной же люблю наблюдать пробуждение природы после долгой  спячки, наблюдать, как вновь возрождается жизнь, как из-под снега пробиваются первые травинки, как вылезает из-под корней ежик, как преображается земля, украшенная первоцветами. В этом году лес был наполнен  желто-фиолетовым великолепием. Желтый ковер из чистяка весеннего устилал лесные полянки. А хохлатки и фиалки гармонично добавляли фиолетовые краски.

Благодаря наблюдению  можно раскрыть много секретов природы. Почему первоцветы обычно либо желтые, либо сиренево-фиолетовой окраски? Оказывается, это связано с особенностями зрения насекомых-опылителей. Окраска, размеры, формы  опробованы и проверены тысячами предыдущих поколений в процессе эволюции. Ничего лишнего. Все просто и мудро.

Я часами могу находиться в весеннем лесу, слушая пение зябликов, любуясь изящными ландышами, наблюдая, как тяжелый шмель перелетает с одного растения на другое в поисках пропитания. И этот мир биологии для меня есть мир гармонии и целесообразности.

Наблюдая весной за развитием растений, я   убеждаюсь, как быстротечны весенние явления. Подумать только,  у вяза мелколиственного от цветения до плодоношения и рассеивания семян проходит всего 26 дней. Природа, демонстрируя  скорость процессов развития, учит меня: не упусти свое время, цени каждый момент жизни.

Моя семья тесно соприкасается с природой. У нас  в доме постоянно живут кошки, собаки, птички, много комнатных растений, собрана интереснейшая библиотечка книг и журналов о  природе.  Даже выбор профессии членов семьи связан с биологией. Моя мама работает медсестрой в стоматологической клинике, старший брат Вова готовится стать хирургом, а я обязательно буду детским психологом. Так что получается, биология в моей жизни – это мое будущее.

Моя семья любит природу. Мы часто   отдыхаем  на Волге или на реке Большой Иргиз и хорошо знаем  родные места. Но недавно  папа  открыл нам удивительный природный мир Карелии. Он там работает, и, возвращаясь домой с вахты, папа всегда везет  фотографии, видеоролики, веточки местных растений и еще много чего необычного. Благодаря Карелии  я открыла для себя мир нетронутой природы, поняла, как она уникальна и уязвима.  

У меня нет потребительского отношения к природе. И мне по душе высказывание российского географа, демографа Ю.Ф.Флоринской: «Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себе, – это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаём для себя. Они ценны уже только тем, что они есть… Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность её и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь её малая часть».

Биология для меня – прежде всего источник чувств.  Я преклоняюсь перед многообразием жизни, перед упорством былинки, пробивающейся сквозь асфальт. Общение с природой  обогащает мой внутренний мир, учит искренности, терпению, сопереживанию.  

Биология в моей жизни – это боль за брошенных животных. Сколько  бездомных и несчастных кошек и собак крутится около помоек, бродят по улицам села, умоляюще заглядывают  нам в глаза в надежде получить пищу.  Мы все виноваты перед ними, ведь мы в ответе за тех, кого когда-то приручили.

Биология в моей жизни – это стыд за людей, не умеющих по-человечески  вести себя в природе, оставляющих горы пластика после пикников.  

Биология в моей жизни – это активное участие в акциях по озеленению школьной территории, подкормке  птиц в зимнее время, очистке от мусора берегов родного Иргиза…

Человек тесно связан с биологией. Он сам – часть живого мира. Живое дает человеку не только средства физического существования, но и духовность. В национальных орнаментах моего народа присутствуют изображения растений и животных, ни одна народная сказка не обходится без участия живых существ. Вспомним «Репку»,  «Колобка»,  «Гусей-лебедей»…

Мой народ сохраняет свою душу, традиции, корни в народных промыслах. Растительные мотивы отражены   в золотой хохломе, городецкой росписи, гжельских узорах, русских матрешках. На жостовских подносах можно увидеть и токующего глухаря, и кисти рябин, и букеты самых разнообразных растений. Павловские платки –  это сплав фантазии народных художников и образов, взятых из окружающей  природы.

На гербе родного Пугачева изображены снопы пшеницы, на гербе областного центра – три стерляди, а с герба моей страны – России – царственно взирает двуглавый орел.

Биология в моей жизни – это гордость за мою  страну и мой народ.

Обобщая свои размышления, я могу сказать:

 – Биология в моей жизни – это сама моя жизнь!