Конспект занятия для старшей группы "Смотри во все глаза!"
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе по образовательной области «Здоровье», «Познание», «Безопасность».
Тема: Смотри во все глаза!
Интегрированные программные задачи:
-продолжать формировать интерес к человеку;
-дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
-познакомить детей со строением глаза;
-воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
- познакомить детей с необычным животным – кротом;
-привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
-расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "глазное яблоко", "хрусталик", "мышцы глаза".
Оборудование:
-иллюстрации с изображением глаз с разной радужной оболочкой;
- плакат "Строение глаза";
- картинки "Продукты питания" и таблицы с пустыми клетками;
- картинки "Хорошо, плохо для глаз";
- иллюстрации «Памятники слепым людям»;
- иллюстрация с изображением крота;
- фотоаппарат;
- набор матрешек, игрушки: кубик, медведь, заяц, ложка; мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
-медицинские халаты для врача и медсестры;
- повязки для глаз;
- ленточка;
- смайлики.
Планируемые результаты: формирование основ здорового образа жизни; формирование интереса к строению человека; воспитание культурно-гигиенических навыков; расширение знаний детей об особенностях строения глаз крота.
Воспитатель: Кулдавлетова Л.И.
Ход занятия.
Дети пришли с воспитателем в поликлинику на экскурсию к врачу-окулисту.
Воспитатель:
-Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?
Дети:
-Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей.
- Правильно, ребята. А сейчас мы зайдём в кабинет врача-окулиста.
Дети заходят в кабинет. Воспитатель надевает медицинский халат и играет роль врача-окулиста. Одна девочка в роли медицинской сестры.
Врач (воспитатель, далее врач):
-Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Разрешите представиться. Меня зовут Кулдавлетова Лилия Ильдаровна. Я врач-окулист. А это наша медсестра.
- Меня зовут Прокудина Снежана Николаевна. Я вам загадаю загадку, попробуйте отгадать.
Два Егорки
Живут через горку.
Живут дружно,
А друг друга не видят.
Дети:
- Глаза.
Врач:
- Правильно. Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Разыгрывается сценка.
Врач:
-Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
1 ребенок:
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
2 ребенок:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
3 ребенок:
Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.
4 ребенок:
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
5 ребенок:
Максим хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Лёша.
6 ребенок:
Будет наш Илья танкистом,
А Артём парашютистом.
Врач:
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Медсестра:
- Ребята, как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Врач обобщает:
-С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Медсестра (достает фотоаппарат):
-Ребята, что это такое?
Дети:
-Фотоаппарат.
Медсестра:
-Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Дети:
-Открывается маленькое круглое отверстие.
Врач:
-Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети:
-Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
Врач:
-Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других - зеленая, у кого-то голубая.
Показывает иллюстрации с изображением глаз с разной радужной оболочкой.
- Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
Дети выполняют задание.
Врач:
-А черная точка посредине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Показывает плакат "Строение глаза". Дети рассматривают его. Обсуждают.
Врач:
-Зрение - это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку - глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом - хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
Физкультминутка «Самолёт».
Прилетает самолёт,
С ним собрался я в полёт.
(Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолётом»)
Правое крыло отвёл, посмотрел.
Левое крыло отвёл, посмотрел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом.)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения.)
Врач:
- Глаз - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба - его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Дети:
-Ресницы.
Врач:
-Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его. Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!
Врач неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами детей.
- Что случилось с вашими глазами?
Дети рассказывают о реакции своих глаз.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия.
Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения).
Врач:
-Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?
Дети:
-Нет, недостаточно.
Врач:
-Почему?
Дети пытаются объяснить.
Врач:
-Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?
Дети:
-Мы снова загораживаем свет рукой.
Врач:
-Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети:
-Свет должен падать слева.
Врач:
-Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети:
-Нет!
Врач:
-Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.
Медсестра предлагает поиграть в игру "хорошо-плохо". Она показывает рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.
Врач:
-Давайте сравним эти ситуации, и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, покажите весёлого смайлика, а если неправильно, то грустного смайлика.
Варианты картинок:
Ребенок сидит прямо и играет на компьютере.
Ребенок сидит, уткнувшись к экрану компьютера, и рассматривает картинки.
Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
Дети читают, лежа в постели.
Ребенок работает с ножницами, сидя прямо, слегка наклонив голову.
Ребенок рисует, положив голову на стол.
Ребенок рисует, сидя прямо и слегка наклонив голову.
Ребенок читает книгу, положив голову на руки.
Врач:
-На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Врач:
-Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.
На этих картинках - памятники слепым людям. Как вы думаете, для чего их поставили?
Предположения детей.
-Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети:
-Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Игровые упражнения (проводятся с завязанными глазами).
1 задание: расставить матрешки по величине.
2 задание: обследовать предмет руками, определить форму, материал, из которого он сделан.
3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
4 задание: определить на ощупь и назвать имя человека.
Врач:
-Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Медсестра:
- Я хочу вам рассказать про одно животное. Вы знаете кто это?
Показывает картинку с изображением крота.
Ответы детей.
Медсестра:
- Кроты – это насекомоядные животные, приспособленные лучше других животных к подземному образу жизни. На поверхность земли кроты выходят редко. Глаза у кротов есть, но они очень маленького размера. Кроты практически ничего не видят. Из всех органов чувств зрение у кротов развито слабее всего. Из-за постоянного пребывания под землей, глаза кротам практически не требуются. Под землей глаза кроту только лишь мешают, ведь, в них непременно попадала бы почва. Поэтому они постепенно стали исчезать. Зато у них развито обоняние и слух.
Врач:
- Да удивительное животное! Но нам с вами зрение необходимо. Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
Ответы детей.
Врач:
-Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
Дети перечисляют.
Врач предлагает картинки из набора картинок "Продукты" - морковь, черника, петрушка, тыква, свекла, конфета, хлеб, абрикос, картофель, яблоко. Дети выбирают продукты, наиболее полезные для глаз.
Игра «Расположи картинки по памяти».
Дети делятся на две команды. У каждой команды на столе таблица с пустыми клетками. Врач показывает таблицу, заполненную 5 картинками (продукты питания). Через 20 секунд прячет таблицу, дети должны по памяти расположить картинки в таблицах.
Врач:
-А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
Врач с медсестрой по очереди повторяют правила:
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
4. Не читайте в транспорте.
5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе.
Врач:
-А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя. Играет спокойная музыка.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
4. Быстро моргать (1 мин.)
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Врач:
-Отгадайте загадку:
На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.
(Глаза).
-Да, это глаза. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.
А на прощание, ребята, мы со Снежаной Николаевной хотим угостить вас морковным соком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotri_vo_vse_glaza.doc | 64.5 КБ |