Конспект занятия для старшей группы "Смотри во все глаза!"

 

Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе по образовательной области «Здоровье», «Познание», «Безопасность».

Тема: Смотри  во все глаза!

Интегрированные программные задачи:

 -продолжать формировать интерес к человеку;

 -дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;

 -познакомить детей со строением глаза;

 -воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;

- познакомить детей с необычным животным – кротом;

 -привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;

 -расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "глазное яблоко",  "хрусталик", "мышцы глаза".

Оборудование:

 -иллюстрации с изображением глаз с разной радужной оболочкой;

- плакат "Строение глаза";

- картинки "Продукты питания" и таблицы с пустыми клетками;

- картинки "Хорошо, плохо для глаз";

- иллюстрации «Памятники слепым людям»;

- иллюстрация с изображением крота;

- фотоаппарат;

- набор матрешек, игрушки: кубик, медведь, заяц, ложка;  мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);

 -медицинские халаты для врача и медсестры;

- повязки для глаз;

- ленточка;

- смайлики.

Планируемые результаты: формирование основ здорового образа жизни; формирование интереса к строению человека; воспитание культурно-гигиенических навыков; расширение знаний детей об особенностях строения глаз крота.

Воспитатель: Кулдавлетова Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

Дети пришли с воспитателем в поликлинику на экскурсию к врачу-окулисту.

 Воспитатель:

 -Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?

 Дети:

 -Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей.

- Правильно, ребята. А сейчас мы зайдём в кабинет врача-окулиста.  

         Дети заходят в кабинет. Воспитатель надевает медицинский халат и играет роль врача-окулиста. Одна девочка в роли медицинской сестры.

Врач (воспитатель, далее врач):  

 -Здравствуйте,  ребята!

- Здравствуйте!

- Разрешите представиться. Меня зовут Кулдавлетова Лилия Ильдаровна. Я врач-окулист. А это наша медсестра.

- Меня зовут Прокудина Снежана Николаевна. Я вам загадаю загадку, попробуйте отгадать.

Два Егорки

Живут через горку.

Живут дружно,

А друг друга не видят.

Дети:

- Глаза.

Врач:

- Правильно. Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

 

Разыгрывается сценка.

 Врач:

 -Разберемся вместе, дети,

 Для чего глаза на свете?

 1 ребенок:

 И зачем у всех у нас

 На лице есть пара глаз?

 2 ребенок:

 Для чего нужны глаза?

 Чтоб текла из них слеза?

 3 ребенок:

 Ты закрой глаза ладошкой.

 Посиди совсем немножко.

 4 ребенок:

 Сразу сделалось темно:

 Где кроватка, где окно?

 Странно, скучно и обидно.

 Ничего вокруг не видно.

 5 ребенок:

 Максим хочет быть пилотом -

 Править быстрым самолетом.

 Все моря на свете наши

 Переплыть мечтает Лёша.

 6 ребенок:

 Будет наш Илья танкистом,

 А Артём  парашютистом.

 Врач:

 Но для этого, друзья,

 Кроме знаний и умений

 Нам необходимо зренье!

Медсестра:

 - Ребята, как вы думаете, почему?

 Ответы детей.

Врач обобщает:

 -С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

 Медсестра (достает фотоаппарат):

 -Ребята, что это такое?

 Дети:

 -Фотоаппарат.

 Медсестра:

 -Посмотрите, сейчас  я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?

 Дети:

 -Открывается маленькое круглое отверстие.

 Врач:

 -Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

 Дети:

 -Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.

 Врач:

 -Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других - зеленая, у кого-то голубая.

Показывает иллюстрации с изображением глаз с разной радужной оболочкой.

-  Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.

         Дети выполняют задание.

 Врач:

 -А черная точка посредине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

         Показывает плакат "Строение глаза". Дети рассматривают его. Обсуждают.

 Врач:

 -Зрение - это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку - глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом - хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.

Физкультминутка «Самолёт».

Прилетает самолёт,

С ним собрался я в полёт.

         (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолётом»)

Правое крыло отвёл, посмотрел.

Левое крыло отвёл, посмотрел.

         (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.)

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

         (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом.)

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

         (Встают на носочки и выполняют летательные движения.)

 

Врач:

 -  Глаз - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба - его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?

 Дети:

 -Ресницы.

 Врач:

 -Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его. Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!

         Врач неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами детей.

- Что случилось с вашими глазами?

         Дети рассказывают о реакции своих глаз.

 Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия.

 Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения).

 Врач:

 -Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?

 Дети:

 -Нет, недостаточно.

 Врач:

 -Почему?

 Дети пытаются объяснить.

 Врач:

 -Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?

 Дети:

 -Мы снова загораживаем свет рукой.

 Врач:

 -Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?

 Дети:

 -Свет должен падать слева.

 Врач:

 -Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?

 Дети:

 -Нет!

 Врач:

 -Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.

 Глаза способны себя защищать,  но ели о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.

 

 Медсестра предлагает поиграть в игру "хорошо-плохо". Она показывает  рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.

 Врач:

 -Давайте сравним эти ситуации,  и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, покажите весёлого смайлика, а если неправильно, то грустного смайлика.

 Варианты картинок:

Ребенок сидит прямо и играет на  компьютере.

Ребенок сидит, уткнувшись  к экрану компьютера, и рассматривает картинки. 

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Дети читают, лежа в постели.

Ребенок работает с ножницами, сидя прямо, слегка наклонив голову.

Ребенок рисует, положив голову на стол.

Ребенок рисует, сидя прямо и слегка наклонив голову.

Ребенок читает книгу, положив голову на руки. 

 

Врач:

 -На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?

 Ответы детей.

 Врач:

 -Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.

  На этих картинках - памятники слепым людям. Как вы думаете, для чего их поставили?

 Предположения детей.

 -Я думаю, ребята, нам надо  всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

 Дети:

 -Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.

 

Игровые упражнения  (проводятся с завязанными глазами).

 1 задание: расставить матрешки по величине.

 2 задание: обследовать предмет руками, определить форму, материал, из которого он сделан.

 3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.

 4 задание: определить на ощупь и назвать имя человека. 

  Врач:

 -Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.

 Медсестра:

- Я хочу вам рассказать про одно животное. Вы знаете кто это?

         Показывает картинку с изображением крота.

Ответы детей.

Медсестра:

- Кроты – это насекомоядные животные, приспособленные лучше других животных к подземному образу жизни. На поверхность земли кроты выходят редко. Глаза у кротов есть,  но они очень маленького размера. Кроты практически ничего не видят. Из всех органов чувств зрение у кротов развито слабее всего. Из-за постоянного пребывания под землей, глаза кротам практически не требуются. Под землей глаза кроту только лишь мешают, ведь, в них непременно попадала бы почва. Поэтому они постепенно стали исчезать. Зато у них развито  обоняние и слух.

Врач:

 - Да удивительное животное! Но нам с вами зрение необходимо. Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?

 Ответы детей.

 Врач:

 -Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?

         Дети перечисляют.

         Врач предлагает картинки из набора картинок "Продукты"  - морковь,  черника,  петрушка,  тыква, свекла, конфета, хлеб, абрикос, картофель, яблоко. Дети выбирают продукты,  наиболее полезные для глаз.

 

         Игра «Расположи картинки по памяти».

Дети делятся на две команды. У каждой команды на столе  таблица с пустыми клетками.  Врач показывает таблицу, заполненную  5 картинками (продукты питания). Через 20 секунд прячет таблицу, дети должны по памяти расположить картинки в таблицах. 

 

Врач:

 -А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.

Врач с медсестрой по очереди повторяют правила:

 1. Не трите глаза грязными руками.

 2. Умывайтесь ежедневно с мылом.

 3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)

 4. Не читайте в транспорте.

 5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.

 6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

 7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.

 8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.

 9. Ешьте продукты  с витаминами.

 10. Гуляйте на свежем воздухе.

 Врач:

 -А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.

 Исходное положение сидя. Играет спокойная музыка.

 1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).

 2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).

 3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

 4. Быстро моргать (1 мин.)

 5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).

 Дети выполняют упражнения.

 Врач:

 -Отгадайте загадку:

 На краю полей пшеничных

 Под тенистою листвой

 Два ключа есть необычных

 С чистой, свежею водой.

 Не умыться той водицей

 Хоть и глубока она,

 Целый мир в нее глядится

 Небо, звезды, облака.

 Днем открыты всем навстречу

 Эти чудо - роднички,

 А во мраке, в поздний вечер

 Их скрывают колпачки.

                            (Глаза).

 -Да, это глаза. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз.  Недаром говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и  любуемся им.

 Поэтому берегите и охраняйте глаза.

 А на прощание, ребята,  мы со Снежаной Николаевной хотим  угостить вас  морковным соком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotri_vo_vse_glaza.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр: