"Святые земли русской"
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ
«ГЕРОИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Леденёва Е.В.
учитель музыки
Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка).
Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.
Задачи:
Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», закрепить трехчастную форму, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;
Воспитательные: на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.
Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы «Средства вырази-тельности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище».
Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Уч. Добрый день!
Дети. Добрый день!
Уч. Встретились мы снова.
Дети. Встретились мы снова.
Уч. Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети. Слушать музыку и петь вы всегда готовы.
II. Развитие темы.
Перед детьми экран, демонстрируются слайды.
На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
Уч. Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как сим-волы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благо-весты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о на-висшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
- Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
(небольшой рассказ о битве)
(фрагмент х/ф «Александр Невский» «Учимся понимать музыку»из серии «Школа развития личности»Кирилла и Мефодия
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
Новое слово «кантата».
Кант – хвалебная песнь.
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)
Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди рус-ские!»
(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)
- В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
- Как этот звон называется? (набат)
- Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
Проиграть первую часть.
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
Пропеть с детьми.
Проиграть вторую часть. Пропеть.
Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
(Карточки у всех детей. На доске выполняет ученик с крупными знаками.)
Мелодия -
Лад - Мажор
Регистр - Средний, низкий
Звуковедение - Четкое
Темп - Умеренный
Динамика - Громко
- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»
- Что общего у этих песен? (интонации призыва, патриотизм)
- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
А в прошлом 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.
III. Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? поют девочки
Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды! поют мальчики
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)
IV. Итог урока.
С каким героем вы познакомились на уроке?
Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?
Какое произведение мы слушали?
Анализ работы учащихся на уроке.