Конспект занятия по теме "Моя семья".

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №1  «ЛАСТОЧКА»
 
КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО 
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ 
ВОСПИТАНИЮ  В  СТАРШЕЙ 
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕ
 
Тема:  «Моя  семья».
Тип:  сюжетное  занятие.
Технология:  игровое  и  развивающее  обучение.
 
Методы:
  • словесный;
  • игровой;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный.
Задачи:
  1. Формировать  представление о  семье,  как  о  людях,  которые  живут  вместе;  учить  строить  элементарные  родственные  связи;  активизировать  словарь  детей  на  основе  углубления  знаний  о  своей  семье.
  2. Развитие  умения  рассуждать  и  доказывать,  развитие  мышления.
  3. Воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи,  чувство  гордости  за  свою  семью.
Словарная  работа:  семья,  дедушка,  бабушка,  тётя,  дядя.
Материал:  рисунки  на  тему  «Моя  семья»,  дидактическая  игра  «Кто  какую  работу  в  доме  выполняет»,  персонажи  сказки  «Репка»,  сюжетные  картины.
Музыкальный  ряд:  песня  «Неразлучные  друзья».
Предварительная  работа:  чтение  рассказов – Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев    «Мама»,  Дора  Габе  «Моя  семья»,  Л.  Воронкова  «Как  Вовка  бабушек  выручал»,  Л.  Толстой  «Старый  дед  и  внучек»;  совместные  рисунки  родителей  и  детей  «Герб  семьи»;  рисунки  детей  на  тему  «Моя  семья»;  совместное  обсуждение  смысла  пословиц  о  маме,  о  семье.
Ход  занятия.
  1.  Орг.  момент.
Дети  стоят  в  кругу.
- Собрались  все  дети  в  круг.
  Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.
  Крепко  за  руки  возьмёмся 
  И  друг  другу  улыбнёмся.
- Здравствуйте,  милые  дети,  вы  всех  прекрасней  на  свете.  Сегодня  у  нас  гости,  давайте  поздороваемся  с  ними.
Дети  садятся  на  места.   
  1.  Сообщение  темы  занятия.
-  Ребята,  сегодня  на  занятии  мы  с  вами  совершим  путешествие  в  сказку.  Хотите?
- Её  название  вы  узнаете,  ответив  на  вопрос:  «Как  называется  сказка,  в  которой  благодаря  дружной  работе  всей  семьи  удалось  собрать  большой  урожай  этого  овоща?»  (показывается  репка).
- Это  сказка  про  дружную  семью.  Назовите  её  членов.  Дед,  бабка,  внучка,  Жучка,  кошка,  мышка.)
  1.  Беседа.  Рассказы  детей.
- Как  вы  понимаете,  что  такое  семья?
- Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека.
-  Репка  хочет  познакомить  вас  с  семьёй,  которая  её  растила,  рассказать  про  них  сказку.
 - «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли  тащить:  тянет-потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед  на  помощь  бабку.  А  бабка  говорит:  «Я  тебе  обязательно  помогу,  но  уж  очень  мне  интересно,  что  это  за  рисунки  у  ребят?»
-  Дети,  расскажем  бабке?
- Сегодня  у  нас  на  занятии  открыта  выставка  рисунков  «Моя  семья».  Кто  хочет  рассказать  о  своей  семье?  (Дети  по  желанию  выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)
Наводящие  вопросы:
- С  кем  ты  живёшь?
- Кто  самый  старший  в  вашей  семье?
- Кто  самый  младший?
- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?
- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?
  1.  Психогимнастика.
- Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение?
- А  если  они  хмурятся?
-  Слушаем  сказку  Репки  дальше.
-   «Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  бабка  внучку,  а  внучка  говорит:  «С  удовольствием,  а  потом  с  ребятами  поиграю».
5.  Игра  «Кто  какую  работу  выполняет».
Дети  выходят  к  доске.  Каждому  участнику  раздаётся  карточка  с  названием  того  или  иного  задания,  которое  выполняет  кто-то  из  членов  семьи.  Дети  ставят  эту  карточку  рядом  с  иллюстрацией  члена  семьи,  произнося  при  этом  фразу,  например:  «брат  катается  на  коньках».  И  т.  д. 
Внучка  с  детьми  участвует  в  игре.
  1.  Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».
Осенью,  весною,
Летом  и  зимой.
Мы  во  двор  выходим
Дружною  семьёй.
Встанем  в  круг  и  по  порядку
Каждый  делает  зарядку.
Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).
Папа  бодро  приседает  (приседания).
Повороты  вправо-влево
Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).
А  я  сам  бегу  трусцой
И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).
-  Сказка  продолжается:  «Внучка  за  бабку,  бабка  за дедку,  дедка  за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Та  охотно  прибежала  на  помощь».  Потом  она  увидела  иллюстрации  на  доске,  и  ей  захотелось  у  нас  остаться.  Разрешим  Жучке?
7.  Работа  над  иллюстрациями.
Воспитатель  предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных.
-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки  с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами). 
-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине  изображена  семья?
-  Почему?
-  Что  чувствует  кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык  с  телятами?
-  Правильно  и  животные  испытывают  чувство  радости,  когда  находятся  в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих  родителей  тем,  что  они  подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.
 -  Понравилось  жучке  вместе  с  вами  иллюстрации  рассматривать,  но  репку  надо  дальше  тянуть.
-  Кого  позвала  Жучка?
-  Кошка  прибежала,  хочет  с  вами  поиграть.
8.  Пальчиковая  гимнастика  «Дружная  семья».
            Этот  пальчик – дедушка,
            Этот  пальчик – бабушка,
Этот  пальчик – папочка,
Этот  пальчик – мамочка,
А  вот  этот  пальчик – я,
Вместе – дружная  семья!
-  Сказка  продолжается.  «Кошка  за  Жучку,  Жучка  за  внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  кошка  мышку».
-  Мышка  прибежала  не  с  пустыми  руками,  принесла  для   вас  загадки.
1.  Мне  она  тётя,  а  моей  маме…(сестра).
2.  Моему  папе  он  папа,  а  мне…(дедушка).
3.  Моему  папе  она  жена,  а  мне…(мама).
4.  папе  он  родной  брат,  а  мне…(дядя).
-  Вот  какие  интересные  задания  приготовила  для  вас  мышка.  Взялись  они  все  вместе  за  репку  и  вытянули  её  из  земли.
-  Как  вы  думаете,  почему  они  вытащили  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно).
9.  Итог.
-  Как  хорошо,  что  у  всех  у  вас  есть  семьи.  Главное,  чтобы  в  семье  всегда  был  мир,  дружба,  уважение,  любовь  друг  к  другу.
-  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?
10.  Исполнение  песни  «Неразлучные  друзья».
-  Закончить  наше  игровое  занятие  я  предлагаю  песней,  которая  называется  «Неразлучные  друзья».