Главные вкладки
Колбасина Татьяна Николаевна
Из истории вопроса совместной проектной деятельности учителя и ученика. Организация деятельности в виде проектов становится более оправданной и необходимой в современной парадигме развития отношений и технологий. Поэтому проектная деятельность так широко захватывает все сферы деятельности человека. Современная школа стремится находиться рядом с прогрессивными веяниями, и поэтому в последнее время привычные творческие работы заменяет совместная проектная деятельность преподавателя и учащегося. Видится необходимым научить подрастающее поколение самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии с постоянно изменяющимися реалиями жизни в такой форме, которая максимально будет способствовать росту их нравственного и творческого потенциала, развитию способностей, инициативы и активности. Главная ценность совместной проектной деятельности – это реализация задуманных целей и задач в контексте заданной темы. Говоря о проектной деятельности, необходимо помнить, что между преподавателем и учащимся устанавливается психологический контакт, находящийся на новом уровне построения отношений. Значимость данного метода состоит в том, что творческий процесс проходит на всех уровнях деятельности, как со стороны учащегося, так и со стороны учителя. Метод проектов получил довольно широкое распространение в советской школе в 20-е гг. 20 века. Но, нужно отметить, носил он несколько иной характер и ставил перед собой другие цели, скорее общественного направления, нежели чем учебного. Стоит только вспомнить названия проектов, которые реализовывали школьники в те годы, - “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя”, «В спорте наша сила» и т.п. Таким образом, учащиеся получали конкретные практические навыки, которые не подкреплялись соответствующим теоретическим материалом, и общий уровень знаний заметно падал. По этой причине советское правительство отказалось от метода проектов, универсализация его была осуждена, и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся. За рубежом (в США, Великобритании, Германии, Бельгии, Израиле, Финляндии, Италии и др.) метод проектов широко распространился и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Следует разграничить понятия «проект» и «метод проектов». Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта. Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Не следует забывать и о том, что проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов ориентирован на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного результата. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде. Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта. Выбор тематики проекта может отвечать различным педагогическим ситуациям, служить любому воспитывающему, развивающему или обучающему процессу. • Тематику может предложить учитель с учётом учебной ситуации по предмету. • Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими учащимися. • Тематика проектов может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников. В связи с этим выделяется несколько типов проектов: • исследовательские; • творческие; • ролевые, игровые; • ознакомительно-ориентировочные (информационные); • практико-ориентированные (прикладные). Цели работы над проектом: • научить самостоятельному достижению поставленной цели; • научить предвидеть промежуточные проблемы, которые нужно будет решать на определенных этапах реализации проекта; • сформировать умение работать с информацией, находить источники; • сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; • сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе. Цели работы над проектом могут помочь нам определить обучающую ценность данного вида учебной деятельности. Она состоит в том, что ребенок учится находить информацию, располагать ее в порядке значимости, видеть главное и второстепенное в отборе необходимого ему материала, и непосредственное получение новых знаний, что значимо для развития в ребенке гармоничной личности. Воспитывающая ценность определяется тем, как ребенок взаимодействует внутри своей творческой группы, чем обуславливает те или иные действия, учит анализировать и прогнозировать дальнейшую деятельность, формирует навыки уважительного обращения и ставит отношения между детьми на качественно новый уровень общения – деловой. И развивающая функция здесь представлена овладением новым спектром навыков социально-обусловленной деятельности, ответственность перед собой и товарищами, формированием необходимой культуры поведения. Психологический аспект использования именно этого метода: ребенок вовлекается в новую парадигму отношений не только со своими сверстниками, но и со своим преподавателем, видит в нем не привычную учительскую фигуру, а коллегу, научного руководителя. Обретение учителем нового статуса может помочь решить какие-то сложные ситуации, возникающие с трудными детьми в процессе обучения. Привлечение социально закрытого ребенка к проектной деятельности может послужить некой реабилитацией, помогающей увидеть таланты и способности конкретного учащегося, которые ранее перечеркивались его поведением.