Мои уроки.
В этом разделе собраны конспекты уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правописание безударных гласных в корне слова
Сауткина Ольга Михайловна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели:
- Продолжить работу над правописанием безударных гласных в корне, умением подбирать проверочные слова.
- Развивать логическое мышление, речь, грамотное письмо.
- Прививать любовь к родному языку.
Оборудование:
Учебник, "Дидактический материал", тетради, карточки для составления алгоритма, аудизапись.
I. Орг.момент.
- Посмотрите, все ли готовы к уроку? Учебник, тетрадь, пенал, линейка на столах? Сели. Спинка прямая, не забываем про осанку.
II. Чистописание.
- Запишите строчные первые буквы слов:
Абрикос, олива, иголка, ежевика, яблоко.
- Что общего у этих букв?
- Сегодня на уроке мы часто будем использовать эти буквы. Но сначала напишем словарную работу.
III. Словарная работа.
- Запишите слова, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните, выделите корень.
Берёза, вокзал, закон, обед, сосед, лопата, балкон, дельфин, комната, квартира.
- Посмотрите внимательно на эти слова и определите, что общего в них. (Безударная гласная стоит в корне).
- Подберите однокоренные слова к слову береза, выделите корень.
IV. Физминутка.
V. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте отрывок из рассказа Ф.Кривина ("Дидактический материал", упр. 72, стр. 40)
- О каком месте гласного звука в слове говорит буква "О"? Приведите примеры.
- Какие еще гласные звуки в безударном положении слышатся неясно? Назовите их, приведите примеры.
- Как вы думаете, какую орфограмму, знакомую вам, имеет в виду автор?
- Вспомните правило, которое соответствует этой орфограмме.
- Сегодня на уроке нам это правило необходимо.
VI. Повторяем то, что знаем.
С. 41("Дид. мат-л"), упр. 74.
- Спишите.
- Однокоренные ли эти слова? Почему?
- Выделите корень, поставьте ударение, обозначьте безударную гласную. Подчеркните одной чертой проверочные слова.
- Чем интересны последние два слова?
VII. Составление алгоритма написания безударных гласных в корне.
Давайте ответим на вопросы, данные в учебнике на стр. 76.
Составим алгоритм.
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подчеркни безударную гласную в корне.
Подбери проверочное слово.
Напиши слово, вставь буквы.
Обозначь орфограмму.
Далее при работе будем пользоваться этим алгоритмом.
VIII. Пальчиковая гимнастика.
IX. Работа по учебнику.
С.76, упр.102 - выполнение по алгоритму, запись по образцу.
С. 76, упр.103 - коллективно с объяснением.
- В каких словах встретилась безударная гласная в корне, не проверяемая ударением?
X. Итог.
- Что мы сегодня повторяли?
- Расскажите правило, которое часто использовали на уроке.
- Как узнать, какие гласные буквы писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука?
XI. Домашнее задание.
С.84, упр.1.
XII. Оценивание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1-й класс. "Почему Солнце светит днем, звезды — ночью, а на Луне не живут люди".
Сауткина Ольга михайловна, учитель начальных классов
Цель: Формировать представления о звездах, Солнце, Луне, как спутнике Земли.
Оборудование:
- Футбольный мяч и горошина;
- Рисунки или слайды о Луне;
- У каждого ученика – пластилин (синий, красный, белый, желтый), клей, ножницы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Повторение изученного материала (учебник стр. 86).
- Индивидуальное задание 3 ученикам: Вспомнить по картинкам, какие вопросы задавал Муравьишка Вопросик? Вопросы должны начинаться со слов “где” или “когда” (“Когда придет суббота?”, “Когда наступит лето?”, “Где живут белые медведи?”, “Когда ты станешь взрослым?” и т.д.).
- Остальные дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.
По горизонтали:
2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.
5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.
8. Часть велосипеда.
9. Животные, которые вымерли очень-очень давно.
10. Время года, которое наступает после осени.
11. Основная работа этого человека – печь хлеб
12. В нее одевались первобытные люди.
По вертикали:
1. Первый месяц весны.
3. Излюбленная пища белых медведей.
4. Он бывает только зимой. Про него говорят: “Хоть невелик, да стоять не велит!”
5. Крупное животное, житель жарких стран.
6. Часть велосипеда.
7. Третий день недели.
8. Часть велосипеда.
Ответы:
По горизонтали: 1. Астроном. 2. Страус. 3. Рама. 4. Динозавры. 5. Зима. 6. Пекарь. 7. Шкуры.
По вертикали: 1. Март. 2. Рыбы. 4. Мороз. 5. Слон. 6. Педаль. 7. Среда. 8. Руль.
После того, как дети разгадали кроссворд, слово детям, выполнявшим индивидуальные задания. Ученики выступают в роли учителя. Они по очереди называют вопросы и спрашивают любого ученика.
III. Работа над новой темой.
– Муравьишка приготовил для вас новый вопрос (стр. 88 – прочитать).
Ответы детей.
Учитель направляет: Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.
Отгадать загадку:
Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Небо и Солнце).
– Что такое Солнце? (Вспомнить стр. 6 учебника).
– Учитель рассказывает о Солнце.
Cтр. 88 учебника: нарисовать грустное и веселое Солнышко.
Вопросы:
– А почему Солнышко может загрустить?
А когда Солнышко будет веселым?
Отгадать загадку:
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды)
– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?
Ответы детей.
Стр. 88 учебника – чтение текста вверху.
– Так что же такое звезды?
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками?
– Рассмотреть рисунок на стр. 88; что можно рассказать о звездах?
Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает вылепить их из пластилина (дети лепят, а учитель рассказывает о звездах).
– Что такое звезды?
– Что такое Солнце?
Учебник, стр. 88 (нижний текст). Вопросы по прочитанному:
– Что такое Солнце?
– Что создает нам Солнце?
– Почему днем не видно другие звезды?
– Кто изучает звезды?
– С помощью чего астроном изучает звезды?
Работа в рабочей тетради стр. 35
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
Учебник стр.6 + свои наблюдения по “Научному дневнику” (задание 1).
-Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
Стр.89 (учебник)
Миф о созвездии Льва:
Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Работа по учебнику стр.89 (внизу)
-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь” (домашнее задние: ночью на небе отыскать звезду).
-Из чего состоят созвездия?
-Что такое звезды?
-Что такое Солнце?
-Что вы запомнили о звездах и Солнце?
-Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?
IV Физкультминутка (учитель читает загадку, дети выполняют движения):
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот).
Что это за шар? (дети хором: “Солнце!”)
V Работа над вопросом : Почему на Луне не живут люди?
-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то:
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
-Что увидел Муравьишка Вопросик?
-Кто из вас видел Луну? Нарисуйте.
-Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.
Сказка “Почему у месяца нет платья” (сербская сказка).
-А мы с вами сможем объяснить, почему Луна так меняет внешний вид?
-Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
Учебник, стр.90 (вверху). Узнаем: в чем секрет Луны, как она светит?
-Что изображено голубым цветом?
-Что делает Земля?
-Значит, сейчас какая часть суток?
-Что изображено белым цветом?
-А красным?
–Что делает Солнце?
-Что делает Луна?
-А может ли Луна сама испускать свет?
Стр.90 учебник: “Луна сама не испускает света, она, словно зеркало, отражает свет Солнца”.
-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.
-Какую форму она имеет?
Рисунок стр.91 (учебник).
-Вместе с нами на Луну смотрят Муравьишка и Мудрая Черепаха. А каким прибором они пользуются?
-Что мы видим на поверхности Луны?
Рассказ о Луне.
-Луна – это естественный (природный) спутник Земли.
-Что больше по размерам: Земля или Луна?
Стр.91 учебник.
-А как еще изучают Луну?
Стр.90 (учебник).
-Что люди посылали на Луну?
-Как они ими управляли?
-Представьте, что вы с друзьями отправляетесь в космическое путешествие на луноходе.
(Работа в рабочей тетради стр.36 №2).
Советы улетающим на Луну (звучит космическая музыка):
- Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. Почему? Потому, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
- Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усыпана камнями, которые падают из космоса.
- Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне 1 день длится 2 наших недели, а потом на 2 наших недели наступит ночь.
- Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, туманов, радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
- Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
- Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
- Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130о, а за длинную ночь охлаждается до -170о.
Составить рассказ о путешествии на Луну по стр.90-91 учебника.
VI Итог урока.
-Что такое Луна?
-Почему на Луне не живут люди?
-Что такое Солнце?
-Почему звезды видны только ночью?
Задание для проверки знаний
Графический диктант.
Условные обозначения: “?”-да, “V”-нет, “–”-не знаю.
-Луна больше Земли.
-Луна сама не испускает света, а отражает свет Солнца.
-Люди уже несколько раз бывали на Луне.
-Солнце – самая большая звезда.
-Звезды – огромные пылающие шары.
-На Луне есть воздух и вода.
-Луна – естественный спутник Земли.
-Солнце – ближайшая к Земле звезда.
-В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.
-На Луне живут люди.
VII Рекомендации для работы дома
“Научный дневник” задание №2. (наблюдение в течение месяца 1 раз в неделю – в один и тот же день недели).