Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 - 5 лет

Потийчук Марина Александровна

           Оборудывание предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении
    Развитие речи ребёнка - многогранный и сложноорганизованный процесс . В нём " рука об руку " идут восприятие , внимание , память, мышление  , зрительно - моторная координация . И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочерёдной и наиболее важной , определить невозможно . Все они идут рядом , опираясь друг на друга в развития речи  , время от времени уступая первенство друг другу .
   В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи . При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4 - 5 - летнего возраста .
   Общее недоразвитие речи - системное нарушение , характеризующиеся нарушениями звукопроизношения , слоговой структуры , фонематического восприятия , звуконаполняемости слов ,  грамматического строя речи .
  Во многом успешность речевого развития ребенка зависит не только от коррекционной работы логопеда ,но и от оборудования предметно - пространственной развивающей среды в групповом помещении созданного воспитателем .
    Центр " Учимся говорить ":
   1  .Стелаж или этажерка для пособий .
   2 . Набор игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях , уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков .
   3 . Нобор игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики .
   4 . Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам ( не более двух тем одновременно ) .
   5 . Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания .
   6 . Игры из серии " Умница" ( " Контуры ", " Что есть что ", " Кто есть кто " ) .
   7 . Игры из серии " Учись , играя " ( " Кто в домике живет ? " ) .
   8 . Лото " Парные картинки " , " Игрушки " ,"  Магазин " .
   9 . Домино " Мир сказок " , " Дикие и домашних животные " .
   10 . Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи ( " Цветок и бабочка  " ,  "Чего не стало ?  " , "Разноцветные машины  " (различение форм ед . и мн . числа существительных др . ) .
   11 . Фланелиграф .
    И конечно развивать  такие центры как : " Здравствуй , книжка " , " Играем в театр " , " Мы познаём мир  " , " Маленькие конструкторы " , " Мы играем " , " Моторного развития " .
    Использование данного оборудования и пособия в работе воспитателя  насытить занятия общеразвивающим материалом , " психологизировать "  их благодаря подбору заданий не только по развитию речи  , но и   для развития восприятия  ( слухового и зрительного ) , внимания ( способность к концентрации , распределению и переключению ) , памяти ( оперативной речевой и образной ) , мышления  ( формирования  и        развития операций анализа  , синтеза , сравнения , обобщения , классификации , конкретизации и абстракции  ) .