Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 - 5 лет
Оборудывание предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении
Развитие речи ребёнка - многогранный и сложноорганизованный процесс . В нём " рука об руку " идут восприятие , внимание , память, мышление , зрительно - моторная координация . И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочерёдной и наиболее важной , определить невозможно . Все они идут рядом , опираясь друг на друга в развития речи , время от времени уступая первенство друг другу .
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи . При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4 - 5 - летнего возраста .
Общее недоразвитие речи - системное нарушение , характеризующиеся нарушениями звукопроизношения , слоговой структуры , фонематического восприятия , звуконаполняемости слов , грамматического строя речи .
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит не только от коррекционной работы логопеда ,но и от оборудования предметно - пространственной развивающей среды в групповом помещении созданного воспитателем .
Центр " Учимся говорить ":
1 .Стелаж или этажерка для пособий .
2 . Набор игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях , уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков .
3 . Нобор игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики .
4 . Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам ( не более двух тем одновременно ) .
5 . Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания .
6 . Игры из серии " Умница" ( " Контуры ", " Что есть что ", " Кто есть кто " ) .
7 . Игры из серии " Учись , играя " ( " Кто в домике живет ? " ) .
8 . Лото " Парные картинки " , " Игрушки " ," Магазин " .
9 . Домино " Мир сказок " , " Дикие и домашних животные " .
10 . Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи ( " Цветок и бабочка " , "Чего не стало ? " , "Разноцветные машины " (различение форм ед . и мн . числа существительных др . ) .
11 . Фланелиграф .
И конечно развивать такие центры как : " Здравствуй , книжка " , " Играем в театр " , " Мы познаём мир " , " Маленькие конструкторы " , " Мы играем " , " Моторного развития " .
Использование данного оборудования и пособия в работе воспитателя насытить занятия общеразвивающим материалом , " психологизировать " их благодаря подбору заданий не только по развитию речи , но и для развития восприятия ( слухового и зрительного ) , внимания ( способность к концентрации , распределению и переключению ) , памяти ( оперативной речевой и образной ) , мышления ( формирования и развития операций анализа , синтеза , сравнения , обобщения , классификации , конкретизации и абстракции ) .