Вокальный кружок "Весёлые нотки"
Вокальный кружок МКОУ "Основная школа №4 имени Ю.А.Гагарина" городского округа город Фролово Волгоградской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vesyolye_notki_s_2012_po_2016.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
вокального кружка «Весёлые нотки»
по внеурочной деятельности
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6 – 11 лет
Руководитель кружка: учитель музыки Русаева Светлана Николаевна
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в нашей жизни, а для детей одной из главных возможностей выразить себя в мире становятся песни. Песня – это не только форма художественного отображения жизни, но также и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительского искусства. Вокальные занятия приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно-эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, при котором формируются личные качества.
Музыкальное образование детей в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования во внеурочное время. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой музыкальный кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Данная программа разработана на основе программы хорового класса /Москва 2008, Министерство культуры РФ/, и программы хоровой школы-студии «Пионерия» /г.Железнодорожный, Московская область, Г.А.Струве
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего и среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
- сформировать основы сценической культуры;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность детей;
- воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
- концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
- системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
- подготовку голосового аппарата;
- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы: эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часов в год. Предусматривается групповая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- репетиции;
- творческие отчеты;
- занятия – концерты;
- концерты и другие выступления;
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: Г. Струве, В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально-слуховых представлений детей и личностных качеств проводится с помощью диагностик, методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план
№ п/п | Темы | Количество часов | |||
1 г. | 2 г. | 3 г. | 4 г. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 | - | - | - |
3 | Охрана голоса | - | 1 | 3 | 4 |
4 | Певческая установка | - | 2 | 3 | 4 |
5 | Звукообразование. Муз. штрихи | 2 | 2 | 3 | 6 |
6 | Дыхание | 2 | 2 | 3 | 6 |
7 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 | 3 | 4 |
8 | Ансамбль. Унисон | 2 | - | - | 2 |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 1 | 2 | 3 | 2 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | 3 | 2 |
11 | Ритм | 1 | 2 | 3 | 2 |
12 | Сцендвижение | 2 | 2 | 3 | 6 |
13 | Работа над репертуаром | 14 | 12 | 27 | 18 |
14 | Концертная деятельность | 2 | 3 | 6 | 6 |
15 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | 4 | 4 |
ИТОГО 34 34 34 34 |
1 год обучения ( 1 час в неделю)
Цель: создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | Дата занятия | Фактич | |
Практи ческих | Теоретических | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | ||
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Звукообразование. Муз. штрихи | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Дыхание | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 | - | ||
6 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 3 | 2 | 1 | ||
7 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | - | ||
8 | Ритм | 1 | 1 | - | ||
9 | Сценодвижение | 2 | 2 | - | ||
10 | Работа над репертуаром | 14 | 10 | 4 | ||
11 | Концертная деятельность | 2 | 2 | - | ||
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - | ||
ИТОГО 34 25 9 |
Содержание
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны знать:
- основы вокально-хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром
2 и 3 годы обучения
Цель: создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
2 и 3 годы обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Учебно – тематический план 2 года обучения (1 час в неделю)
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | Дата занятия | По факту | |
Практических | Теоретических | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | ||
2 | Охрана голоса | 1 | - | 1 | ||
3 | Певческая установка | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Звукообразование. Муз.штрихи | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Дыхание | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 | - | ||
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 2 | - | ||
8 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | - | ||
9 | Ритм | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Сценодвижение | 2 | 2 | - | ||
11 | Работа над репертуаром | 12 | 10 | 2 | ||
12 | Концертная деятельность | 3 | 3 | - | ||
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - | ||
ИТОГО 34 26 8 |
Содержание программы 2 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 2 – го года обучения.
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать;
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Учебно – тематический план 3 года обучения (2 часа в неделю)
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | Дата занятия | По факту | |
Практических | Теорети ческих | |||||
1 | Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 | - | 1 | ||
2 | Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 2 | - | 1 | ||
3 | Певческая установка Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 2 | 2 | 1 | ||
4 | Звукообразование. Муз.штрихи | 2 | 2 | 1 | ||
5 | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Дикция и артикуляция. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 2 | |||
8 | Музыкально-исполнительская работа. Распевание. Работа над тембром. | 2 | 1 | |||
9 | Ритм | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Сценодвижение Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 2 | 1 | - | ||
11 | Работа над репертуаром Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 9 | 9 | 1 | ||
12 | Концертная деятельность | 1 | 4 | - | ||
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - | ||
ИТОГО 34 26 8 |
Содержание программы 3 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 3 – го года обучения.
- владение техническими программами приемами пения;
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение певческой позицией;
- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умение анализировать свои действия.
Учебно – тематический план 4 года обучения ( 2 часа в неделю)
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | Дата занятия | По факту | |
Практических | Теоретических | |||||
1 | Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Охрана голоса Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. | 4 | 3 | 1 | ||
3 | Певческая установка Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 4 | 3 | 1 | ||
4 | Звукообразование. Муз.штрихи. Теоретические основы. Нотная грамота. | 6 | 5 | 1 | ||
5 | Дыхание.Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 6 | 5 | 1 | ||
6 | Дикция и артикуляция. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. Работа над тембром | 4 | 3 | 1 | ||
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. Дикция. Работа над согласными. и гласными. | 4 | 2 | 2 | ||
8 | Музыкально-исполнительская работа Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 2 | 2 | - | ||
9 | Ритм. | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Сценодвижение Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 6 | 5 | 1 | ||
11 | Работа над репертуаром. Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 18 | 15 | 3 | ||
12 | Концертная деятельность | 6 | 6 | - | ||
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - | ||
ИТОГО 68 55 13 |
Содержание программы 4 – го года обучения
Программа предусматривает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические сведения и понятия воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Особое место уделяется концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят праздники и конкурсы, где задействованы ребята из студии. На каждое мероприятие практически всегда звучат новые произведения, тем самым расширяется исполнительский репертуар. Всё это приобретает прикладной смысл занятиям вокальной студии.
1.Введение. Прослушивание в студию. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
В вокальную студию поступают дети со склонностью к пению. Для участия ученика в вокальной студии необходимо проверить уровень его личностных (ментальных) способностей, выяснить его способность к сосредоточению внимания. Условиями принятия ребёнка в студию являются здоровое дыхательное и голосовое устройство, звучный голос, правильное произношение, которое можно выявить, прослушав его речь.
2.Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. (10 часов) Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От правильного певческого дыхания зависит качество звука. Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной),грудной, брюшной (диафрагматический),смешанный (грудобрюшное). Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
3.Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием. Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Кантилена и способы звуковедения.
Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или пением легато.
4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
5.Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Движение на сцене – одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.
6.Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению. Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
Результаты освоения программы 4 – го года обучения.
-соблюдение певческой установки;
-понимание дирижёрского жеста;
-знание основ музыкальной грамоты;
-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;
-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-умение точно повторить заданный звук;
-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-умение петь чисто в унисон;
-умение дать критическую оценку своему исполнению;
-умение работать в сценическом образе;
-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-принимать участие в творческой жизни кружка;
-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Список рекомендуемой литературы для педагога
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.
35.Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Список литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998