"Работа с родителями"

Клебанец Елена Владимировна

Консультации, рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

И ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель , 1 кв. категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Что такое творчество ?

  1. Особенности детского творчества.

  1. Показатель творчества – «интеллектуальная активность».

  1. Важная составляющая детских открытий – «способы деятельности».

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности , что особенно важно, изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества – он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Н Новизна открытий и продукта субъективна и это – первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это – вторая важная особенность детского творчества.

Ребенок с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми и особенно со второй.

Существенным также является понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований : стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. анализ типов решения задач на воображение, проведенный О. М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов :  

  1. «опредмечивание» - когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее ;
  2. «включение» - когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа , что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т. е. творчество. Однако способ «опредмечивания» при определенных условиях также позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества.

Однако, как указывал Л. С. Выготский, для создания новых образов необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. Каждая системе обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления (особенно образного) и воображения, а также овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.).

Необходимо отметить, что существуют частные и общие показатели развития детского творчества. Частные показатели связаны со спецификой той деятельности, в русле которой формируется творчество : усиление интунсивности словотворчества и использование ребенком функциональных заместителей ; нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа, индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразные манеры исполнения : самостоятельный выбор темы, развитие сюжета, применение выразительных средств языка и др.

К наиболее общим показателям относятся : новизна продукта (субъективная) , оригинальность, выразительность решений, интеллектуальная активность, эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Рассмотрим несколько подробнее один из указанных выше общих показателей – интеллектуальную активность, выделенную Д. Б. Богоявленской в качестве интегрального свойства творческой личности. Действие такой личности носят порождающий характер, а не форму ответа на поставленную кем-то задачу. Интеллектуальная активность , как бы преодолевая диктат внешней необходимости или утилитарные цели, стимулирует бескорыстное творчество.

У детей уже в дошкольном возрасте ярко проявляется интеллектуальная активность, имеющая большое значение в развертывание творческого процесса. Однако это важнейшее качество обязательно должно быть востребовано в разных видах детской деятельности. В противном случае оно затухает.

Одним из наиболее адекватных видов такой деятельности является «детское экспериментирование».

Н. Н. Подьяков, отмечая специфику детского экспериментирования, определяет два его типа : «бескорыстное», направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи. Первый вид экспериментирования является особо значимым, поскольку такое самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта как с равнозначными, без выделения «главных» и «не главных» , позволяет ребенку включать эти объекты в различные системы, что делает детское экспериментирование гибким, значительно обогащающим процесс творческого конструирования.

Однако наблюдения за детской деятельностью показывает, что самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление со свойствами объектов у значительной части детей может остаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.

Отсюда следует вывод, что детское экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях :

-во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью ;

-во-вторых давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности, побуждая к дальнейшему их изучению.

В конструировании, например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются прежде всего материалы (бумага, конструкторы, природный материал, модули и др.), обладающие разными свойствами : цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

Еще одной важной составляющей самостоятельных детских открытий являются способы деятельности, которые в результате их неоднократного использования в разных ситуациях обобщаются.

Обобщение способов происходит путем их переноса детьми в другие контексты деятельности ; их трансформация и построение на той основе новых – одно из важных оснований для развития интеллекта и творчества.

Для этого взрослые, как правило, ставят перед ребенком задачу либо использовать известные способы в другой ситуации, либо искать новые. Последнее связано с особыми задачами, носящими проблемный характер. Их решение как раз и требует или трансформации старых способов, или изобретение новых. При этом новизна этих способов отличается субъективностью, т. е. она относится к деятельности конкретных детей.

Прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения последующих задач : у детей появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Само решение задач, превращающееся в творческий поиск, стимулирует детей к экспериментированию с материалом, которое становится более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели. Таким образом, «детское бескорыстное экспериментирование» становится полноценным средством построения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющей любого творческого процесса.

Однако дети дошкольного возраста могут изобретать приемы, способы на основе имеющегося у них опыта, приобретенного и в процессе подражания взрослым. К переходу от воспроизводящей деятельности к творческой в этом случае ведет так называемое «обобщенное подражание», которое выражается в осознанном отношении к образцам, в самостоятельном применении известных ребенку знаний, способов в незнакомых ситуациях. Поэтому использование образцов необходимо для формирования у детей таких знаний, умений и навыков, которые затем будут обязательно задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

  1. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» - М. «Изд. дом Карапуз», 1999 г.

  1. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» - М. , «Просвещение», 2000 г.

  1. Лиштван З. В. «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду» - М. , «Просвещение», 1999 г.

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ…»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель, 1 кв категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Что такое игра ?

  1. Игры, развивающие восприятие.

  1. Игры, направленные на развитие внимания.

  1. Развитие воображения и нестандартного , творческого мышления.

  1. Формирование умений и навыков при развитии творческого мышления.

Вы пришли домой после работы – вы устали, вам ни до чего нет дела …Но вот вы слышите призывное : «Давай поиграем !» - и, преодолевая усталость, отвечаете вашему ребенку : «Ну что ж , давай». Сколько радости, сколько удовольствия вы доставляете ему своим согласием ! однако в этих играх, как правило, родители следуют правилам, предложенным ребенком.

А между тем игра  - это не только удовольствие и развлечение, хотя и эти факторы немаловажны. С помощью игры можно развивать воображение , внимание, память, мышление вашего ребенка. Играя, он может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него.

Игры, развивающие восприятие, помогают сформировать умения анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К моменту поступления в школу дети должны уметь свободно ориентироваться в цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Ребенку необходимо также знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Он должен знать такой признак предмета как величина, и уметь расположить десять одинаковых предметов разной величины в порядке их убывания или возрастания, знать основные параметры величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота).

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

В дошкольном возрасте формируются основные свойства внимания : устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания – это способность сосредоточиваться на чем-нибудь длительное время. Старший дошкольник уже может заниматься одним и тем же видом деятельноти до полутора часов. Переключение внимания – способность легко переходить от одного вида деятельности к другому. Распределение внимания – это умение производить действия сразу с двумя или несколькими предметами. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь распределять внимание между 6-7 предметами.

Также в дошкольном возрасте осуществляется постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.

Непроизвольное внимание вызывается новыми для ребенка предметами, необычными и интересными в данный момент. Произвольное же внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно кажется не очень интересным.

Память , так же как и внимание, постепенно становится у ребенка произвольной.

Старшие дошкольники уже могут ставить себе цель – запомнить что-либо и с той или иной степенью успеха находить средства для выполнения этой цели – средства, способствующие процессу запоминания.

Успешное развитие мышления ребенка осуществляется при условии овладения им тремя основными его формами : наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное восприятие., то есть такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного, творческого мышления.

Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видетьв каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. Способности к творчеству у детей складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Выделим как минимум три стадии развития творческого мышления : наглядно-действенное, причинное и эвристическое, которое характерно для того или иного возраста.

Можно также назвать несколько психологических качеств, лежащих на основе фантазирования :

- четкое представление образов предмета ;

- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление ;

- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей ;

- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Игры и занятия , направленные на развитие творческого мышления, способствуют формированию следующих умений и навыков :

-  по памяти воспроизводить внешний вид и свойства предмета ;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков ;

- воспроизводить внешний вид предмета на основе его отдельной части ;

- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

- находить в двух или более объектах общие и различные признаки ;

- составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект;

-располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого-либо свойства ;

- находить действия противоположные по значению.

Как известно, мышление рождается в ситуации затруднения. Почти во всеж играх даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения.

Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми , это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.

Доброжелательность, поддержка , радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

  1. Бабич Л. Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников» - М., 2001г.

  1. Петрова И. М. «Объемная аппликация» - Санкт-Петербург, 2003 г.

  1. Прохорова Л. Н. «Путешествие по фанталии» - Санкт-Петербург, 2003г.

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

РЕКОМЕНДАЦИИ

для родителей

«И В НЕНАСТЬЕ НЕ СКУЧНО»

(несколько отличных идей для домашних игр)

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель, 1 кв. категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Никто не пришел.

  1. Интересные находки.

  1. Помощь по дому.

  1. Радость созидания.

  1. Игры с водой.

  1. Театральные забавы.

На улице дождь как из ведра, в гости никто из друзей к вашему малышу не придет. Он сидит пригорюнившись в углу. Скучно. Игрушки не радуют. Вот-вот его плохое настроение выйдет наружу. Значит, самое время заняться играми, которые можно устроить в любой квартире.

Например, в мгновение ока с помощью скатерти и полотенец превратить стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превратить детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего родителям надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки, машинки, воздушные шарики и т.д.).

Конечно , беспорядка будет не мало. Зато ребенок будет доволен, да и нервы свои сбережете. А убраться – что ж, сразу после игр можно и убраться.

ИНТЕРЕСНЫЕ НАХОДКИ.

И ДВУХЛЕТНИЕ МАЛЫШИ, И ПЕРВОКЛАШКИ ОЧНЬ ЛЮБЯТ РАЗНЫЕ КОРОБОЧКИ, ШКАТУЛОЧКИ И ЯЩИЧКИ, НАБИТЫЕ ВСЯКОЙ ВСЯЧИНОЙ, В КОТОРЫХ ПОРЫТЬСЯ – ОДНО УДОВОЛЬСТВИЕ. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка помогут сделать из этого немудреного занятия нечто увлекательное.

Сортируем безделушки. Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки из под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с последней прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками.

Считаем деньги. Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать. Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из нее все маломальски опасное : таблетки и т.д.)

Приводим в порядок фотографии и картинки. Семейные фотографии и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваются и раскладываются по порядку (детям давать вторые экземпляры, которые не жалко испортить). То же можно сделать и с изображением зверей, игрушек и детей из каталогов и иллюстрированных журналов.

ПОМОЩЬ ПО ДОМУ.

Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах. Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле.

Загружаем стиральную машину. Пусть ребенок подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загружает его в машинку – с этим справится даже полуторогодовалый кроха.

Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафа или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов.

Печем пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне.

РАДОСТЬ СОЗИДАНИЯ.

Если снабдить ребенка красками, клеем, бумагой и детскими ножницами, он получит огромное удовольствие. Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка взрослую рубашку или футболку в качестве рабочего халата. Пользуйтесь водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей (он не дает ядовитых испарений и легко отстирывается).

«Чеканим» монеты. Положите монетку под листик бумаги и заштриховывайте ее карандашом, пока не проявится изображение монетки. Аккуратно вырежете изображение.

Изготовляем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины, картофельные брусочки. Налейте в блюдце немного краски (для рисования пальцами) , смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножницами или ножом на картофелине или пробке.

Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон.

Создаем ландшафты. Можно, например, взять вату , кусочки белой кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт. Для подложки используйте твердый картон. Можно также изобразить страну динозавров, дремучий лес, летнюю лужайку.

Изготавливаем витражи. Вместе с ребенком разрисуйте в детской оконные стекла легко смывающими красками.

Лепим фигурки из соленого теста. Взять по две части муки и воды и одну часть соли. Смешать муку с солью, добавить воду и замесить тесто. Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно замешивать небольшими порциями. Теперь можно вылепить, например, продукты для магазина или игрушечные фигурки. Фигурки помещают в духовку и высушивают три часа при температуре 100 градусов, а затем раскрашивают плакатными красками.

Пишем письмо.  Письмо бабушке с дедушкой , лучшей подруге или другу просто рисуем и заклеиваем.

Строим город. Это игра с продолжением. Возьмите старую однотонную скатерть или простыню, разложите на полу, прикрепите углы к полу с помощью клейкой ленты или придавите их каким-нибудь грузом. Толстым фломастером нанесите главные магистрали. Пусть ребенок дорисует остальное, позже он сможет расположить на этом полотне фигурки и машины и играть с ними.

Вышиваем на картоне. Картонные карточки можно купить готовые, но можно сделать и самим. На кусочках картона предварительно шилом нанесите дырчатый рисунок. Затем дайте карточку ребенку : пусть он толстой штопальной иглой с пестрой шерстяной ниткой или шнурком «вышьет» обозначенным дырочками рисунок.

Нанизываем бусы. Макароны или бельевые прищепки (ракушки, крупные бусины и т.д.) очень удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками.

Готовим сюрпризы. Можно превратить всякие мелочи в большие подарки для друзей или родителей. Например, пусть малыш сам завернет леденец в фольгу, сверху прикрепит свой рисунок, все это обернет газетной бумагой, положит сверху воздушный шарик и т.д. И в завершение можно завернуть все в красивую оберточную бумагу.

ИГРЫ С ВОДОЙ.

Это приятное занятие чревато тем, что вокруг все будет мокро. Поэтому лучше всего перенести игры в ванную комнату. Если после игры вы собираетесь ребенка купать, советуем разрешить ему поиграть в нагретом помещение голышом.

Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив немного шампуня.

Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или маленькие игрушечные пластмассовые кораблики пускаем в плавание в пластиковом тазике, стоящим на полу.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАБАВЫ.

У детей фантазии хоть отбавляй. Их хлебом не корми, дай только что-нибудь представить и переодеться.

Гримируемся. В продаже есть вдоволь разноцветных красок на жировой основе, в крайнем случае сойдут остатки губной помады, теней, крема. На ребенка необходимо одеть старенькую футболку.

Наряжаемся. Достаньте для детских нарядов из недр гардероба несколько старых платьев, шалей, шляп, перчаток и кофт.

Разыгрываем представления. Предложите детям придумать танец, гимнастический или цирковой номер и показать его публике (родителям). Можно сделать фотографии на память.

Выступаем по «радио». Здесь необходима помощь взрослого. Он записывает на магнитофон все , что взбредет в голову детям, песню или рассказ. Кассету с записью «радиопередачи» можно послать друзьям или дедушки с бабушкой.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

Журнал «Мой кроха и я» № 4 , 2005 г.

Департамент образования г. Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Солнечный город»

РЕКОМЕНДАЦИИ

для родителей

«УМЕНИЕ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ, ПРИОБРЕТЕННОЕ ИГРАЮЧИ»

Составила : Клебанец Е. В.

воспитатель , 1 кв.категория

г. Братск

ПЛАН :

  1. Расстройство концентрации внимания.

  1. Двенадцать игр – для удовольствия и ….., ума.

 Всего две минуты назад пятилетний Миша достал бумагу и цветные карандаши, собираясь рисовать. Но из этого ничего не выходит : Миша, как уже часто бывало, не может сосредоточиться на одном деле. Проведя несколько линий, он вскакивает, хватает новые игрушки, но вскоре бросает их. Ничего не доводится до конца.

«Миша просто на может сосредоточится, - говорит его мама.

-Что бы он не делал, интерес к этому занятию пропадает у него через самое короткое время».

К сожалению , Миша не исключение. Расстройства концентрации внимания у детей в наше время – все более и более частое явление, причем уже в дошкольном возрасте. Это подтверждает и опросы воспитателей в детских садах. Что могут предпринять родители ? Призывы типа «Да занимайся же чем -нибудь одним !» нисколько не помогают. Напротив, они лишают ребенка радости от его занятия, поскольку теперь речь идет не об игре, а о результате. Лучше всего , если родители будут поощрять такие занятия, которые доставляют удовольствие и вместе с тем требуют немножечко сосредоточенности. Почему ребенок придается какому-либо занятию, если в нем участвуют взрослые ? Потому что он радуется , что они делают что-то вместе с ним. Теперь уже нет причины снова улизнуть или бросить занятие. Очень важно, чтобы родители, принимая участие в игре, не выступали в роли ведущего или тем более учителя, а предоставляли инициативу ребенку. Их роль состоит в том, чтобы осторожно пробуждать и поддерживать его любопытство.

ДВЕНАДЦАТЬ ИГР – ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ И …..УМА.

Предлагаем 12 отличных идей для совместных игр родителей и детей, которые помогут развивать у ребенка выдержку и умение сосредоточиваться.

1.Солнце. нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий – мама или папа и т.д.) пририсовывать к солнцу как можно больше лучей.

2.Змея. нарисовать большую змею. Теперь нужно нарисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

3. Лужок с цветами. Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палей своей краской) и на листе бумаги поставить точки. Лепестки цветов к точкам пририсовываются фломастером вокруг.

4. Железная дорога. Нарисовать фломастером поезд. Затем посадить в каждый вагон какое-нибудь животное – в один , например, слона, в другой – утку и т.д. Родители и ребенок рисуют поочереди или вместе.

5. Поиск. Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра : «Я вижу что-то , оно красное ! что это ?» когда это что-то будет найдено, поменяться ролями.

6. Выдумывать истории. История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется : к картинкам сообща придумываются новые события.

7. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки – получится ежик.

8. Узор – сюрприз. Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить треугольник. Теперь на сгибе вырезать узоры : клинья и душки. Бумага складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры. Под конец развернуть бумажный лист.

9. Фальшивомонетчик. Положить под бумагу разные монетки. Закрасить карандашом – монеты проявятся. Затем вырезать бумажные монеты и склеить соответствующие стороны.

10. Сортировать карты. Колоду игральных карт разложить по мастям или достоинству.

11. Цепная реакция. Костяшки домино установить на ребро одну за другой. Прикоснуться к последней в ряду – все костяшки попадают. Или строить из них как можно высокую башню.

12. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть небольших предметов (в дальнейшем и больше), например: игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка, …В течении короткого времени ребенок запоминает, что лежит .затем поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом ? затем поменяться ролями.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

Журнал «Мой кроха и я» - № 7 , 2005 г.