Методическая работа завуча.

Гущина Александра Акимовна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ШТЕЙНБЕРГА        

ТЕХНОЛОГИЯ ШТЕЙНБЕРГА

Наряду с традиционным системным и деятельностным подходами обучения применяю в своей практике многомерный и инструментальный подходы.

Многомерный подход управления учебной познавательной  деятельностью школьников – соответствие дидактических инструментов такому представлению знаний, при котором одновременно обеспечивается визуальная, пространственная, системная и иерархическая организация разнородных элементов процесса обучения.

С понятием «многомерность»  связано и родственное понятие «логико-смысловая модель». Логико-смысловая модель – конкретная реализация дидактических многомерных инструментов, представления знаний на естественном языке в виде образа – модели. Логико-смысловые модели предназначены для представления и анализа знаний, поддержания проектирования учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности.

Инструментальный подход способствует созданию каркаса действительности, встраиваемого в знания и усваиваемого вместе с ними через восприятие. Завершающую роль в познании выполняет интеллект, который расщепляет и выделяет элементы знаний, свертывает их в образы-модели и развертывает их.

  Дидактические многомерные инструменты – универсальные образно-понятийные модели для  многомерного представления и анализа знаний на естественном языке во внешнем и внутренних планах учебной деятельности.

Использование дидактических многомерных инструментов для управления логико-эвристическим проектированием учебной деятельности определяется их психологическими характеристиками и эффективностью результатов:

  1. повышается системность мышления и вырабатывается стереотип систематизации материала благодаря освоению переработки информации непосредственно в процессе первичного восприятия;
  2. поддерживаются механизмы памяти и улучшается оперативный контроль информации благодаря наглядности представления знаний в свернутой форме;
  3. улучшается работа интуитивного мышления и усиливаются эвристические способности;
  4. упрощается подготовка к уроку, обеспечивается алгоритмизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  5. развивается познавательная активность школьников и навыки самостоятельной работы;
  6. упрощается не только процесс запоминания, но и осмысления и обобщения информации (это особенно актуально, так как средний ученик не может держать в памяти большой объем информации в вербальной форме, а информация по литературе велика);
  7. осуществляется перевод мысленных операций ученика во внешнюю среду.

Принципы педагогической деятельности:

  1. Принцип объединения разнородных элементов знаний по предмету в систему, предполагающий создание удобной системы для познавательной, аналитической и проектной деятельности.
  2. Принцип формирующего воздействия образовательного процесса, предполагающий формирование общесистемных и предметно-системных стереотипов мышления.
  3. Принцип комплексности образовательного процесса и наглядных средств, предполагающий включение этапов познания, переживания и оценки изучаемого знания, поддержку познавательной деятельности в предметной, речевой и моделирующей формах.
  4. Принцип компарации  (подражание, сравнение с эталоном), предполагающий тождество внешней и внутренней деятельности благодаря их многократному сопоставлению.
  5. Принцип инструментальности, предполагающий обеспечение поддержки управления учебной познавательной деятельностью с помощью дидактических средств.
  6. Принцип системности, предполагающий соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов.

В последних учебниках по педагогике (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997) уже включен раздел, посвященный технологизации учебного процесса, но полностью отсутствуют сведения о техническом обеспечении подготовительной и обучающей деятельности учителя.

Проблема технологизации является одной из самых актуальных и наиболее обсуждаемых в настоящее время, о чем свидетельствуют работы Терегулова Ф.Ш., Штейнберга В.Э., Башмакова М.И., Позднякова С.Н., Резника Н.А. и ряда других ведущих ученых.

Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. в своей статье «Технологизация образования» [1] предлагают следующие положения технологизации подготовительной и обучающей деятельности учителя:

  1. особая организация внешнего плана для учебной познавательной деятельности;
  2. синхронизация внутренней мыслительной деятельности с внешней с помощью специально организованного внешнего плана;
  3. активизация резервов головного мозга человека за счет специально организованного внешнего плана.

Важным пунктом в технологизации учебной деятельности учителя, является планирование учителем своей деятельности, под которым будем понимать выделение некоторой структуры (схемы, создание некоторой модели) и взаимосвязывающих элементов. Существуют ряд работ по схематизации и моделированию структуры знаний и деятельности (Щедровицкий Г.П., Анисимов О.С., Терегулов Ф.Ш. и др.) в которых не предусматривается применение персональных компьютеров для упрощения моделирования данных процессов.

Планирование учителем своей деятельности тесно связано с понятием методической системы учителя, введенным Монаховым В.М. и Смыковской Т.К., которая является продуктом планирования. Монахов В. М. выделяет три компоненты методической системы: цели, методический стиль, оргформы.

Важной и самой первой структурной единицей является постановка целей обучения. Цели определяют педагогическую систему, это системообразующий компонент. В данной структурной единице учебно-подготовительной деятельности преподавателя достаточно сложно выделить те элементы, которые поддаются алгоритмизации с последующей автоматизацией, так как цели обучения учитель в своей деятельности формулирует самостоятельно (на предметном, модульном и поурочном уровне) или находит в существующих нормативных документах (на системном уровне).

Следующей структурной единицей является сам процесс подготовки к уроку, включающий в себя:

  1. Выбор необходимого теоретического материала.
  2. Выбор задач.
  3. Выбор исторических справок и т. д.

Данная структурная единица достаточно легко алгоритмизируется и автоматизируется. Причем автоматизация данной структурной единицы преподавательской деятельности является достаточно важной.

При анализе разработок в области информатизации образования на протяжении 30 лет можно сделать вывод, что специальных разработок в области применения персональных компьютеров при подготовке к уроку учителей математики, его проектированию не велось, а тем более нет никаких систем, позволяющих автоматизировать подготовку к урокам, построенным по различным педагогическим технологиям. В связи с этим возникает потребность построения автоматизированной системы, включающей в себя весь современный инструментарий технологии мультимедиа для разработки авторских курсов, фрагментов программных средств учебного назначения, уроков, построенных на основе применения различных педагогических технологий.



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Лицей №486
Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Педсовет

«Профессиональная компетентность

современного педагога»

Санкт-Петербург
2006

Таблица № 1

Содержание функциональной грамотности
в зависимости от образовательной области

Образовательные области

Содержание функциональной грамотности

Язык и литература

Чтение и понимание сложных текстов

Деловое письмо

Математика

Решение прикладных задач

Ориентация в базовых математических понятиях

Природа

Научное объяснение явлений природы, наблюдаемых в повседневной жизни

Экологическая грамотность (знание, понимание и соблюдение правил экологического поведения)

Общество

Ориентация и среде проживания

Правовая грамотность

Экологическая грамотность

Политическая грамотность

Этическая грамотность

Коммуникативная грамотность

Ориентация в мире профессий и своих профессиональных возможностях

Ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры

Искусство

Эстетическая грамотность

Ориентация в памятниках культуры в среде проживания

Технология

Техническая грамотность.

Домашнее хозяйство

Информатика

Компьютерная грамотность
(подготовка на уровне пользователя ПЭВМ)

Физическая культура

Валеологическая грамотность

Эстетическая культура тела

Интеграция образовательных областей

Личная безопасность

Таблица №2

Краткая характеристика уровней образованности

Грамотность

Функциональная грамотность

Компетентность

общекультурная

допрофессиональная

методологическая

Готовность ученика к образованию в основной школе, что предполагает:

сформированность опорных знаний и умений в области чтения, письма и счета

сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми

Готовность ученика к адаптации в современном обществе, т.е. к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности (задач, с которыми встречается в жизни каждый человек, независимо от своей профессии), а именно:

умение адаптироваться в условиях современного общества (в т.ч. в условиях ближайшей социокультурной среды);

Сформированность интереса к конкретной области знания, наличие определенной системы базовых предметных знаний и умений, позволяющих продолжить образовательную деятельность.

Примечание:

Содержание функциональной грамотности по образовательным областям- см. таблицу 1.

Готовность ученика к творчески деятельной самореализации на основе ориентации в ценностях широкого культурного пространства, что предполагает:

ориентацию в ценностях культуры (понимание роли и места различных областей знания как элементов общечеловеческой культуры, взаимосвязей различных областей культуры друг с другом, особенностей различных ценностных позиций;

готовность к оценочной деятельности (умение давать аргументированную оценку различных взглядов, позиций)

способ оценивать границы собственной компетентности

владение методами образовательной деятельности

Готовность к осознанному выбору профессии и получению соответствующего профессионального образования, что подразумевает:

Ориентацию в выбранной профессиональной области (понимание особенностей избранной профессии);

оценочное соотношение профессиональных намерений и собственных возможностей;

подготовленность в предмете (предметной области), необходимую для получения дальнейшего профессионального образования;

владение методами образовательной деятельности

Готовность к самостоятельному исследованию проблем как теоретического так и практического характера, что предполагает: ориентацию в методологических основах определенной образовательной или предметной области;

оценочную деятельность;

владение методами наилучшего познания;

владение методами образовательной деятельности;

подготовленность к продуктивной творческой исследовательской деятельности в предмете (предметной области)

«Компетенция» – соответствие, соразмерность (лат.)

«Компетентность» – способность действовать в ситуации неопределенности

Компетентностный подход

(его базовые понятия)

Компетенция

Компетентность

(совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов)

гностическая (умение приобретать новые знания, умения и использовать их для решения педагогических задач);

управленческая (умения в области организационной деятельности);

коммуникативная (умение создать благоприятный социально- психологический климат в педагогической системе, позволяющий легче и быстрее реализовать цели воспитания);

проектировочная (умение в области формирования педагогических целей и задач, выбора целесообразно оправданных видов деятельности);

конструктивная (умение спланировать и провести учебное занятие, внеклассное мероприятие);

аналитическая (умение исследовать, рассматривать составные части, свойства, качество деятельности, объяснить причины, перспективы);

реальные результаты реализации компетенций (владение компетенциями).

(владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности)

в определении целей образования

  1. Научить учиться, т.е. создать условия. За этим стоит мотивация.
  2. Научить объяснять явления действительности.
  3. Научить умению ориентироваться в мире духовных ценностей.
  4. Научить решать функциональные задачи, связанные с выполнением определенной социальной роли (функциональная грамотность).
  5. Формировать ключевые компетенции (т.е. универсальные способы деятельности) – коммуникативную, информационную и т.д.
  6. Подготовить к профессиональному выбору, к продолжению профессионального образования

в отборе содержания образования (традиционный подход – устоявшаяся позиция – соответствие структуре базовой науки; компетентный подход – вычленение возможных уровней освоения тех или иных способов деятельности);

в организации образовательного процесса

– в выборе педагогических технологий

– в оценке результатов



Предварительный просмотр:

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ

заместителя директора по учебно-воспитательной работе

учебный год


п/п

Содержание

работы

Сроки

проведения

Август

1.

Подготовка школы к новому учебному году

20-30

2.

Уточнение списков учащихся по классам, списки второгодников и т.д.  (ОШ№1)

25

3.

Смотр готовности учебных кабинетов к началу года

26

4.

Подготовка к педагогическому совету

27

5.

Обсуждение плана проведения Дня Знаний

28

6.

Корректировка плана работы библиотеки.

29

7.

Проверка готовности школы к приёму детей

30

8.

Уточнение недельной нагрузки учителей- предметников.

30

9.

Составление расписания уроков на 1-е полугодие

до 01.09.

Сентябрь

1.

Совещание по первому дню занятий

01.09

2.

Консультации для классных руководителей по оформлению и ведению классных журналов

до 05.

3.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

до 20.

4.

Проверка наличия учебников

до 07.

5.

Проверка личных дел учащихся

до 07.

6.

Организация индивидуальных занятий (со слабоуспевающими, одарёнными и мотивированными учащимися)

до 08.

7.

Уточнение расписания занятий

до 10.

8.

Оформление школьной документации

до 10.

 

9.

Собеседование с учителями по тематическому планированию

до 10.

10.

Составление графика диктантов, контрольных, лабораторных работ и т.д. (тематических) на 1-ю четверть

до 10.

11.

Оформление и вывешивание расписания занятий для учащихся

11-12

12.

Выдача и оформление журналов факультативных занятий и кружковой работы

до 14

13.

Составление графика проверки журналов, дневников, тетрадей

до 15

14.

Совещание учителей, работающих в 5-ом классе с учителем, выпустившим 4 класс (преемственность)

15-20

15.

Оформление учебной части

до 20

16.

Составление списков учащихся ( по классам )

до 28

17.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков

1-30

18.

Контроль за работой со слабоуспевающими и второгодниками

10-30

19.

Посещение уроков

15-30

20.

Проверка техники чтения

20-29

21.

Проведение контрольных срезов (повторение)

20-30

22.

Наблюдение за выполнением учебных программ (посещение уроков, проверка журналов, дневников, тетрадей, беседы с учителями)

По графику

23.

Оформление информационно-аналитических документов

В течение месяца

24.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Октябрь

1.

Приём отчёта от зав. Библиотекой  о количестве читателей по отдельным классам

до 3

2.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

до 20

3.

Районные внутришкольные срезы (мониторинг)

 По графику

4.

Предварительные итоги (малые педсоветы)

10-15

5.

Распоряжение об окончании 1-ой четверти

20

6.

Посещение уроков

1-25

7.

Составление графика диктантов, контрольных, лабораторных работ и т.д. на 2-ую четверть

до 28

8.

Составление списков учащихся (по классам – ОШ №1 )

до 28

9.

Контроль за работой со слабоуспевающими,  одарёнными и мотивированными учащимися

1-30

10.

Подготовка к педагогическому совету

1-30

11.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности

1-30

12.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков

1-30

13.

Беседы с классными руководителями о работе с «трудными» и одарёнными учащимися

По графику

14.

Индивидуальная работа с учащимися ( просмотр тетрадей, беседы с учащимися, с учителями )

По графику

15.

Административные контрольные срезы за 1-ую четверть

По графику

16.

Контроль за прохождением программ

По графику

17.

Проверка журналов (объективность выставления оценок за четверть, правильность оформления журналов ), дневников, тетрадей

По графику

 

18.

 

Оформление информационно-аналитических документов

 

В течение месяца

19.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Ноябрь

1.

Приём отчётов учителей и классных руководителей за 1-ю четверть

1-5

2.

Смотр-конкурс школьных кабинетов

3-5

3.

Заслушивание отчёта библиотекаря о проделанной работе за 1-ю четверть

5

4.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

до 20

5.

Отчёт за 1-ю четверть

до 6

6.

Педагогический совет

до 8

7.

Родительские собрания

17-20

8.

Составление списков учащихся (по классам)

до 28

9.

Посещение уроков (классно0обобщающий контроль)

1-30

10.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности

1-30

11.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков

1-30

12.

Круглый стол:»Роль библиотеки в развитии познавательного интереса учащихся»

По графику

13.

Оформление информационно-аналитических документов

В течение месяца

14.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Декабрь

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

до 20

2.

Распоряжение об окончании 2-ой четверти (1-го полугодия )

20

3.

Посещение уроков, классно-обобщающий контроль

1-25

4.

Индивидуальная работа с учащимися (просмотр тетрадей, дневников, беседы с учителями и учащимися )

1-25

5.

Составление списков учащихся

до 28

6.

Контроль за работой со слабоуспевающими, второгодниками, одарёнными и мотивированными учащимися, медалистами

1-30

7.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности

1-30

 

8.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков

 

1-30

9.

Подготовка к педагогическому совету

1-30

10.

Приём отчётов учителей и классных руководителей за 2-ую четверть.

25-30

11.

Контроль за прохождением программ.

По графику

12.

Проверка журналов (объективность выставления оценок за четверть (полугодие), правильность оформления журналов), дневников, тетрадей.

По графику

13.

Административные контрольные срезы за 2-ую четверть (1-ое полугодие).

По графику

14.

Районные срезы.

 По графику

15.

Малые педсоветы «Итоги успеваемости за 2-ую четверть (1-ое полугодие).

По графику

16.

Оформление информационно-аналитических документов.

В течение месяца

17.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Январь

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени  педагогов и учебно-вспомогательного состава

До 20

2.

Заслушивание отчёта зав. библиотекой о проделанноё работе за 2-ую четверть

До 5

3.

Отчёт за 2-ую четверть (1-ое полугодие)

До 6

4.

Смотр учебных кабинетов.

До 6

5.

Собеседование по тематическому планированию на 2 полугодие

До 8

6.

Составление графика диктантов, контрольных, лабораторных работ и т. д. (тематических) на 3 четверть.

До 8

7.

Педагогический совет

6-9

8.

Расписание уроков на 3-ю четверть.

До 10

9.

Родительские собрания

17-20

10.

Составление списков учащихся ( по классам – ОШ №1)

До 28

11.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности.

1-30

12.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков.

11-30

13.

Посещение уроков

15-30

14.

Проверка журналов

По графику

15.

Оформление информационно-аналитических документов

В течение месяца

16.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Февраль

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени  педагогов и учебно-вспомогательного состава

До 20

2.

Составление списков учащихся по классам

До 25

3.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности.

1-28

4.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков.

1-28

5.

Контроль за работой  со слабоуспевающими, второгодниками, одарёнными и мотивированными учащимися.

1-28

6.

Посещение уроков.

1-28

7.

Проверка журналов.

По графику

8.

Оформление информационно-аналитических документов

В течение месяца

9.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Март

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

До 20

2.

Подготовка к экзаменам: знакомство с Положением об итоговой аттестации выпускников 9,11 классов учащихся и их родителей (собрания), составление списков учащихся для сдачи экзаменов по выбору.

 

 

При получении Положения

3.

Совещание учителей и классных руководителей выпускных классов

4.

Распоряжение об окончании 3 четверти

17

5.

Посещение уроков

1-20

6.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков.

1-24

7.

Приём отчётов учителей и классных руководителей за 3-ю четверть.

По графику

8.

Заслушивание отчёта зав. библиотекой о проделанной работе за 3-ю четверть и плане работы библиотеки на весенних каникулах

До 26

9.

Отчёт за 3-ю четверть

До 27

10.

Смотр учебных кабинетов

До 27

11.

Педагогический совет

27-29

12.

Составление графика диктантов, контрольных, лабораторных работ и т. д. на 4-ю четверть.

До 28

13.

Составление списков учащихся ( по классам)

До 28

14.

Расписание уроков на 4-ю четверть

До 30

15.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности

1-30

16.

Административные контрольные срезы за 3-ю четверть

По графику

17.

Районные срезы

По графику

18.

Проверка журналов

По графику

19.

Оформление информационно-аналитических документов

В течение месяца

20.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Апрель

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

До 20

2.

Составление списков учащихся.

До 28

3.

Посещение уроков.

1-30

4.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности.

1-30

5.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков.

1-30

6.

Проверка журналов.

По графику

7.

Составление расписания экзаменов, приёмных комиссий, подготовка папок с экзаменационным материалом.

В течение месяца

8.

Оформление стендов «Готовься к экзаменам» (по классам и общие)

В течение месяца

9.

Оформление информационно-аналитических документов.

В течение месяца

10.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Май

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава.

До 20

2.

Подготовка и оформление документации об освобождении от экзаменов.

До 15

3.

Подготовка проекта графика отпусков педагогов и учебно-вспомогательного состава

До 20

4.

Посещение уроков

1-20

5.

Контроль за работой в классах КРО

1-20

6.

Прим отчётов учителей и классных руководителей

(5-8, 10-е классы) за 4-ю четверть и год.

22-25

7.

Приём отчётов учителей и классных руководителей

( 9, 11-е классы) за 4-ю четверть и гоб.

22-25

8.

Оформление замены уроков временно отсутствующих учителей и ведение журнала учёта пропущенных и замещённых уроков.

1-29

9.

Итоговые родительские собрания

25-29

10.

Приём родителей по вопросам учебно-воспитательной деятельности

1-30

11.

Собеседование с учителями и классными руководителями по проверке готовности к итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов

По графику

12.

Заседание М/О «Выполнение учебной программы, учебно-методическое обеспечение стандарта образования. Анализ работы за год. Задачи и планирование работы на новый учебный год».

По графику

13.

Проверка журналов.

По графику

14.

Планирование работы ЗУР на следующий учебный год

В течение месяца

15.

Оформление информационно-аналитических документов.

В течение месяца

16.

Совещание при завуче

2-я, 4-я недели

Июнь

1.

Оформление табеля учёта рабочего времени педагогов и учебно-вспомогательного состава

До 20

2.

Проведение экзаменов.

1-23

3.

Контроль за оформлением документов (аттестаты, грамоты и т.д.)

До 25

4.

Приём отчётов по результатам итоговой аттестации

До 28

5.

Проведение выпускного вечера

25

6.

Планирование работы на следующий учебный год

В течение месяца



Предварительный просмотр:

Современные

дидактические и валеологические требования  к уроку

  1. Дидактические требования к уроку:
  1. Целеполагание;
  2. Отбор содержания  учебного материала;
  3. Общеучебные  умения и навыки;
  4. Выбор методов и приемов обучения;
  5. Формы организации познавательной деятельности на уроке;
  6. Роль самостоятельной работы учащихся на уроке;
  7. Урок и домашнее задание;
  8. Оценочная деятельность;
  9. Рефлексия

  1. Валеологические требования к уроку:
  1. Готовность кабинета к уроку (санитарно-гигиенические условия, эстетическое оформление кабинета);
  2. Эмоциональный настой на урок;
  3. Смена видов деятельности;
  4. Правильность распределения рабочего времени в зависимости от усвоения материала;
  5. Проведение физкультминуток;
  6. Учет индивидуального восприятия нового материала (аудио-, видео-, кинестетики);
  7. Самостоятельная работа учащихся  по приобретению знаний в зависимости от возраста;
  8. Дозировка домашних заданий, доступность, посильность;
  9. Наглядность;
  10. Использование принципов развивающего обучения;
  11. Коммуникативность;
  12. Оценивание;
  13. Выполнение правил труда и техники безопасности;
  14. Педагогическая культура учителя (такт, вежливость, внешний вид);
  15. Осанка учащихся