Методическая копилка в помощь родителям
В этом разделе интересующиеся родители могут найти советы, рекомендации, памятки, игры и задания для самостоятельного закрепления школьного материала и многое-многое другое...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_i_sovety_roditelyam_budushchih_pervoklassnikov.docx | 116.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников
Ваш ребенок пошел в первый класс. Очень хочется поддержать малыша, обезопасить его от неприятностей, но при этом не лишать самостоятельности, не превращаться в сверхопекающую «наседку». Давайте вместе ответим на вопросы, тревожащие большинство родителей первоклассников и дадим несколько советов.
Составим примерный режим дня школьника
Будите ребенка спокойно и ласково. Открыв глаза, он должен увидеть ваше улыбающееся лицо. Не подгоняйте малыша и не дергайте по пустякам. Даже если вам кажется, что он копается, все равно не нервничайте. Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для сборов в школу. Ребенок не успел собраться? Завтра разбудите его немного раньше.
Покормите малыша завтраком. Если он по какой-то причине отказывается есть, не принуждайте, ограничьтесь йогуртом или бананом. Не забудьте положить в портфель яблоко, бутерброд, сок или компот в маленькой бутылочке, чтобы ваш школьник смог перекусить и попить, когда захочет.
Придя из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу браться за уроки. Шестилеткам для восстановления сил после учебного дня не мешает поспать. По мнению психологов, лучшее время для учебы — с 8 до 12 дня и с 16 до 18 вечера. Помните, что первоклассник — это еще маленький ребенок. Для него все еще важны игры и игрушки, он по-прежнему любит, когда вы читаете сказку и перед сном поете колыбельную. В конце концов, его нужно просто подержать на руках! Все это поможет малышу избавиться от напряжения, почувствовать себя спокойно и уверенно.
Нужно ли водить первоклассника в школу
Это зависит от ребенка. Он чуть ли не с младенчества норовит все делать сам и обижается, когда вы пытаетесь ограничить его свободу? А школа расположена в двух шагах от дома? Не сдерживайте порыв первоклашки быть взрослым, дайте ему почувствовать ваше доверие. Пусть ходит в школу сам.
Если ваш малыш растет робким и застенчивым, если он с трудом адаптируется к новым условиям жизни, значит, он пока еще нуждается в вашей опеке. Провожайте его, но не превращайте проводы в школу в постоянный ритуал до двенадцатого класса. Готовность взрослого прийти на помощь и стремление всегда быть рядом — не одно и то же. Помощь нужна лишь на первых порах: несколько недель, может быть, месяцев.
Как определить, адаптировался ли ребенок в классе
Не пытайтесь ответить на этот вопрос в первый день учебы. Процесс адаптации первоклассников к школе, как правило, занимает от 2—3 недель до полугода.
• Хорошо ли адаптировался ваш школьник, вы сможете судить по тому, насколько успешно он справляется с учебной программой. Если учеба дается ему слишком легко и он начинает скучать или, наоборот, программа настолько сложная для ребенка, что у него «опускаются руки», — посоветуйтесь с учительницей и вместе выработайте индивидуальный подход к ребенку.
• Не забывайте, что есть периоды, когда учиться сложнее: школьник быстро утомляется, снижается его работоспособность. Для первоклассника особенно трудны первые 4—6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
• Обратите внимание, с каким настроением ребенок уходит в школу. Ему нравится учиться, он с удовольствием принимает участие во всех классных мероприятиях? Он общается с одноклассниками, с уважением говорит о своей первой учительнице? Это все — важные признаки хорошей адаптации.
• Если что-то не получается, ребенок обращается за помощью к вам или учителю, но, при этом, стремится выполнить задание сам? Порадуйтесь за своего школьника — его развитие идет в нужном направлении.
Иногда процесс привыкания к школе может затянуться на весь первый год обучения. При этом успехи могут чередоваться с проблемами (домашние задания делаются «из под палки», ребенок не включается в работу класса, не реагирует на замечания, советы и рекомендации педагога). Но при внимательном отношении учителя и родителей все трудности преодолимы.
Стоит ли расспрашивать, как прошел день
Не обрушивайтесь на школьника с вопросами, едва он переступит порог. Фразы типа: «что ты получил?» или «ну как, сегодня без замечаний?» — не лучшее начало общения. Дайте ребенку расслабиться. Если он явно чем-то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, сам расскажет позже или вы осторожно поинтересуетесь у него.
Если же малыш хочет поделиться с вами чем-то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от него — выслушайте. Первые недели пребывания в школе — это сплошной поток важных событий, новых впечатлений. Уроки, перемены, знакомства... Первые победы, первые обиды... Ну как не поделиться этим с родителями? Ребенок рассказывает вам об успехах или неудачах своих одноклассников? Не перебивайте его вопросом «а как ты?» (тебя вызывали, ты понял, решил, сделал...). В эту минуту малыш делится с вами душевными переживаниями, не зацикливайтесь на результатах его учебы и поведении. Если ребенок не найдет у вас душевного отклика, очень скоро поток рассказов иссякнет. Не потому, что количество событий в жизни ученика резко уменьшится, просто он отдалится от вас.
Как относиться к школьным друзьям
Подружиться с одноклассником с первых дней пребывания в школе — большое счастье. Внимательно и с пониманием отнеситесь к маленьким посетителям, назойливым телефонным звонкам (казалось бы, по самым незначительным поводам). Это устанавливаются и постепенно крепнут дружественные связи наших детей. Отбирается тот «ближний круг», который станет для них опорой на многие годы последующей жизни.
Не думайте, что друзья станут помехой в учебе. Ни в коем случае не запрещайте ребенку общаться с одноклассниками. С первых дней приветствуйте его стремление иметь в классе верных друзей и подруг.
Вам кажется, что не все, кто общается с вашим малышом, относятся к нему искренне? Может быть, вы и правы. Но ни в коем случае не говорите ребенку, что кто-то из его друзей плох. «Случайные» люди постепенно отсеются. Слова: «Я всегда говорила, что Лена тебя использует» способны скорее усилить, чем уменьшить боль разочарования.
Вы не сможете всю жизнь выбирать друзей за ребенка и «подстилать соломку» на случай его падения. Поэтому помогите ему научиться падать и вставать советами и рекомендациями, преодолевать боль и жить дальше, ошибаться в людях и снова верить им.