Учительская
На данных страницах размещаются учебные и методические материалы, в том числе используемые в учебном процессе. Помощь для коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10kl_34_chasa.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план
( 1 час в неделю)
10 класс (34 часа в год)
№ | Тема урока | Дата и тип урока | Содержание урока | планируемый результат | Лабораторная и практическая часть | Оборудование, ТСО | контроль | Дом.задание | ||||||||||||||||||
Тема: Введение (4часа). | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Краткая история развития биологии. Правила ТБ в кабинете биологии | и.н.м. | Предмет и задачи об щей биологии, уровни организации живой ма терии, связь биологии с другими науками. | Учащиеся должны знать, что изучает общая биология и уметь охарактеризовать уровни ор ганизации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. | Составить схему | П.1 | ||||||||||||||||||||
2 3 4 | Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | комб. Комб. Комб. | Биология. Жизнь. Основ ные свойства живых организмов. Многообра зие живого мира. | Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследст венность и изменчивость, рост и развитие, раз дражимость и уметь привести примеры пред ставителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. | «Жизнь» 30 мин., К 4 – 14. | фрон тальный устный опрос | П.2 П.3 П.4 | |||||||||||||||||||
Тема: Учение о клетке (14 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
1(5) 2.(6) | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Л.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»ТБ Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке ТБ | и.з.м. | Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче ское значение воды и минеральных солей. | Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке. | Л.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | «Вода», К91-8. | письмен ный оп рос | П.5-6 7-8 | ||||||||||||||||||
3(7) | Органические веще ства клетки. Углево- ды, липиды. | комб. | Строение и биологиче ское значение углеводов, липидов и витами нов. | Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли пидов, витаминов. | устный фрон тальный опрос | П.9-10 | ||||||||||||||||||||
4(8) | Строение и функции белков в кленке. Ферменты. | комб. | Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо лекул; биологические катализаторы - фермен ты. | Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо бенностями строения их молекул. | прове рочная беседа | П.11 | ||||||||||||||||||||
5(9) | Нуклеиновые кисло ты и АТФ. | комб. | ДНК, РНК, АТФ, генети ческий код. | Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. | «ДНК – регулятор жизни» 14 мин, К 39 – 5. | устный фрон-тальный опрос | П.12-13 | |||||||||||||||||||
6(10) | Химическая органи зация клетки.Обобщающий урок | семи нар | Повторение и обобще ние знаний о химиче ской организации клет ки | Учащиеся должны уметь объяснить биологиче ское значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свой ствами их молекул. | устный и письмен ный оп рос | Повт. П.1-13 | ||||||||||||||||||||
7(11) | Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр. Рибосомы. .. Л,р. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке» Л.р.№3» Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетке | и.н.м. | Основные положения клеточной теории, осо бенности строения кле ток прокариотов и эу-кариотов. Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, цито плазмы и её органои дов | Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материаль ное единство органического мира. | .. Л,р. «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетке» Л.р.№3» Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетке | «Бактерии» 1час, К 77 – 4. | поиско вая бесе да | П.19 | ||||||||||||||||||
8, 9 (12,13) | Строение и функции эукариотической клетки (2 часа) ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды. | комб. | Строение и функции органои дов. | Учащиеся должны знать строение и функции органоидов клетки, клеточных включений. | «Строение клетки» 13 мин., К 50 – 7. | устный фрон тальный опрос | П.14-15 | |||||||||||||||||||
10 (14) 11 (15) | Особенности строе ния прокариотической клетки. Вирусы.Л.р. №4»Сравнение строения эукариотической и прокариотической клеток» ТБ Неклеточные формы жихни. Вирусы и бактериофаги. | и.н.м. | Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Ви русы и бактериофаги. | Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека. | Л.р. №4»Сравнение строения эукариотической и прокариотической клеток» ТБ | «Вирусы» 1 час, К 36. | письмен ный оп рос | П.20 | ||||||||||||||||||
12 (16) | Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об мен в клетке. | и.н.м. | Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания. | Учащиеся должны усвоить сущность и значе ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми тохондрий в процессах клеточного дыхания. | «Дыхание», К52-9. | поиско вая бесе да | П.21-22 | |||||||||||||||||||
13 (17) | Пластический обмен. Биосинтез белка. | комб. | Транскрипция и транс ляция генетической ин формации клетки. | Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации. | «Питание», К52-8. | устный фрон тальный опрос | П.23-24 | |||||||||||||||||||
14 (18) | Типы питания орга низмов. Фотосинтез.Хемосинтез | комб. | Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото синтеза, хемосинтез. | Учащиеся должны знать типы питания орга низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различ ными типами питания. | «Солнце – источник энергии и жизни на Земле», К50-5. | письмен ный оп рос | П.25 | |||||||||||||||||||
15 (19) | Строение и функции клеток, клеточный метаболизм. | семи нар | Повторение и обобще ние знаний о строении и функциях клеток ор ганизмов различных царств. | Учащиеся должны уметь объяснить особенно сти строения клеток особенностями их функ ционирования. | устный и письмен ный кон троль. | |||||||||||||||||||||
16. Обобщающий урок по теме Клеточный уровень организации клетки» | ||||||||||||||||||||||||||
Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
1 (20) | Жизненный цикл клетки. Бесполое размноже ние организмов. Ми тоз. амитоз | и.н.м. | Формы бесполого раз множения: митоз, споро-образование, почкование и вегетативное размно жение. Жизненный цикл клеток. Фазы митоза. | Учащиеся должны знать особенности и биоло гическое значение бесполого размножения и его форм; значение деления клетки и особен ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. | Демонстрация схемы митоза | поиско вая бесе да | П.28-29 | |||||||||||||||||||
2 (21) | Половое размноже ние организмов. Мейоз. | и.н.м. | Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге нез, биологическое значение полового про цесса. | Учащиеся должны знать особенности и биоло гическое значение полового размножения, ос новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. | Демонстрация схемы мейоза | «Половое размножение» 30 мин., К25 – 3. | устный фрон тальный опрос. | П.30 | ||||||||||||||||||
3 (22) | Формы размножения организмов. Онтогенез. | комб. | Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас тений, развитие без оп лодотворения, эмбриоге нез и постэмбриональ ное развитие. | Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых рас тений, закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека. | Демонстрация таблиц. Выявление признаков сходства зародышей человека и и других млекопитающих, как доказательство их родства» | «Метаморфоз» 12 мин., К 12. | устный фрон тальный опрос. | П.31-32 | ||||||||||||||||||
4 (23) | Развитие половых клеток. Оплодотворение.Влияние факторов среды на развитие зародыша. | комб. | Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др. | Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. | «Начало отсчета», К 67- 5. | П.33-37 | ||||||||||||||||||||
5 (24) | Размножение и онто генез организмов. | семи нар | Повторение и обобще ние знаний о формах размножения и развития организмов | Учащиеся должны уметь делать вывод о ма териальном единстве живой природы и её по знаваемости, уметь устанавливать родство ор ганизмов и делать вывод об их родстве. | устный и письмен ный оп рос | |||||||||||||||||||||
Тема: Основы генетики (11 часов). | ||||||||||||||||||||||||||
1 (25) | Становление генетики как науки. Основные генетические закономерности и понятия | и.н.м. | Основные термины и понятия генетики. | Учащиеся должны знать основные понятия, за дачи и методы генетики. | «Грегор Мендель», К49-6. | П.38-39 | ||||||||||||||||||||
2 (26) | Моногибридное скрещивание. | и.н.м. | Гибридологический ме тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя. | Учащиеся должны знать генетическую терми нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. | Составление схем скрещивания | Письмен ный оп рос. | П.40 | |||||||||||||||||||
4 (27) | Дигибридное скре щивание. | и.н.м. | Дигибридное скрещива ние, третий закон Мен деля. | Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со ставлять решетку Пеннета. | устный фронтальный опрос. | П.41 | ||||||||||||||||||||
5 (28) | Сцепленное наследо вание. Взаимодействие неаллельных генов. | и.н.м. | Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. | Учащиеся должны знать закон Моргана и по нимать основные положения хромосомной тео рии, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. | Устный фрон тальный опрос. | П.42 | ||||||||||||||||||||
6 (29) | Решение задач. П.р. по решению за дач основных типов. | семи нар | Решение задач на сцепленное с полом наследование. | Учащиеся должны уметь решать основные ти пы генетических задач. | Письмен ный и устный опрос. | |||||||||||||||||||||
7 (30) | Генотип - целостная система. | комб. | Взаимодействие генов, множественное действие генов, цитоплазматическая наследственность. | Учащиеся должны знать о целостности гено типа, о причинах цитоплазматической наслед ственности, основные положения хромосомной теории наследственности. | Поиско вая бесе да. | П.43 | ||||||||||||||||||||
8 (31) | Генетика человека. | комб. | Влияние различных вредных факторов на наследственность человека. | Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. | «Наследственные болезни», К29-4. «Близнецы», К74-19. | П.44-45 П.49-50 | ||||||||||||||||||||
9 (32) | Наследственная из менчивость. Мутации. Л.р.№5 Изучение фенотипов растений»ТБ | и.н.м. | Наследственная измен чивость: комбинативная, мутационная и соотно сительная, мутагены, му тации и мутагенез, за кон гомологических ря дов Вавилова. | Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули ровку закона гомологических рядов. | Л.р.№5 Изучение фенотипов растений»ТБ | «Трансгенные организмы», К83-8. | Устный фрон тальный опрос. | П.46-47 П.51 | ||||||||||||||||||
10 (33) | Наследственность и изменчивость. | семи нар | Повторение и обобще ние материала о на следственности и из менчивости организмов | Учащиеся должны знать закономерности на следственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать матери альное единство природы, её познаваемость. | тематиче ский тест | устный и письмен ный оп рос | ||||||||||||||||||||
11. (34). Обобщающение и повторение материала за курс 10 класса |