Методическая копилка
А. Дистервег писал: «… как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». Педагог - человек , который всю профессиональную жизнь обязан учиться, является творческой ,постоянно развивающейся личностью, находящейся в гармоничных отношениях с окружающей средой и другими людьми. Педагогическое творчество должно быть разнообразно по-своему содержанию, организационным формам, методам и приемам, для того, что бы в своей работе достигуть образовательного результата. У каждого учителя творчество проявляется по-своему и зависит от уникального сочетания личностных качеств, неповторимой индивидуальности, коммуникативного стиля, способности воспринимать всё новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассная работа. Кружок | 25.22 КБ |
Программа внеурочной деятельности | 23.19 КБ |
Разработка и проведение внеклассного мероприятия" Предметная неделя" | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«Эколоша»
Составила учитель биологии
Фаллер Т.Н.
Утверждено на заседании
кафедры естественнонаучного цикла
15.09.2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на детей 10 – 14 лет. На ее изучение предполагается 68 часов, 2 часа в неделю.
В период работы летнего лагеря 3 часа занятий для каждого отряда в неделю, всего 12 часов за летнюю смену.
Сегодня остро встают проблемы экологического воспитания, экологической ответственности, сохранение духовного, нравственного и физического здоровья детей. Ребёнок должен чувствовать себя хозяином своей земли, но при этом ощущать её хрупкость, ранимость, видеть её красоту, щедрость, понимать, что его жизнь и здоровье зависит от жизни и «здоровья» нашей планеты, родной земли. Ребёнка следует учить тому, что жить на родной земле он будет долго, что укоренён он в ней глубоко и основательно, а потому за всё творимое с землёй, водами и лесами придётся расплачиваться ему самому и его детям.
Человек- садовник, а не охотник; пахарь, а не воин; художник, а не чиновник; не хищник, но наставник; не ленивый потребитель, но рачительный хозяин и ответственный труженик. Кроме чувства хозяина, человеку должно быть ведомо и чувство сопричастности к тому, что происходит на Земле. В эпоху информационного общества того, что без сознательного, творческого, дружелюбного, бережного отношения к родной земле, не может быть и человеческого счастья.
Только человек духовно богатый, морально и физически здоровый может ощущать полноту жизни, наслаждаться сокровищами природы, богатством человеческих отношений. Поэтому важнейшей задачей общества является сохранение и укрепление подрастающего поколения, а значит необходимость выработки потребности к здоровому образу жизни, стремление улучшать качество природной и социальной окружающей среды.
Летние каникулы не могут стать временем, когда ребёнок «отдыхает от обучения», напротив в неформальной обстановке открываются новые возможности для развития познавательных интересов. Когда ребёнок поглощён игрой, он воспринимает информацию на ассоциированном уровне, пропускает через своё сознание и принимает. Данная программа позволяет организовать в различных формах занятий и видах деятельности, процесс воспитания в детях общечеловеческих ценностей, базирующихся на взаимопонимании, сотворчества, содружества в познании окружающего мира.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Игровое.
- Познавательное.
- Экологическое.
- Эстетическое.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа экологического кружка «Эколоша» способствует развитию личностной и эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания ценности жизни, самоценности общечеловеческих ценностей, базирующихся на добре, любви, разуме, миролюбии, истине, красоте, трудолюбии.
сремлению улучшить качество природной и социальной сферы, развитию потребности к здоровому образу жизни укреплению здоровья
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
- Создание условий для обеспечения положительного, эмоционального самочувствия ребёнка, находящегося в новых условиях.
- Развитие интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребёнка через организацию активной деятельности.
- Создание условий для формирования личностных качеств, способствующих саморазвитию, раскрытию способностей и возможностей, появившихся в новой для ребёнка жизненной ситуации, новом коллективе, на новом месте.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА.
Режим работы основан на педагогической целесообразности.
1.Наглядность, отражающая работу кружка:
- Список микрогрупп
- Темы занятий на неделю
- Тема занятий на день
- Названия проводимых воспитательных мероприятий в отрядах
- Итоги проводимых мероприятий.
2. В микрогруппах для каждого ребёнка создаются условия для активной деятельности, творчества, интереса к проводимым занятиям:
- Занятия в игровой форме
- Занятия-практикумы (в зависимости от возраста детей в группах)
- Индивидуальные занятия (лучшее оформление территории проживания: внутри помещения и вне помещения)
3.В течение смены, члены кружка принимают участие в целостной системе воспитывающих дел, где ребята ненавязчиво в игровой и других формах осваивают экологическую культуру, раскрывают общечеловеческие ценности, получают возможность реализовать свои силы и способности.
СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА.
1. Микрогруппы- (имеют название.)
2. Единое оформление: эмблема, девиз.
Наши ценности:
а) Земля наш общий дом:
- Планета (экосистема, где всё взаимосвязано)
- Жизнь (во всём многообразии)
- Природа (проявления жизни)
- Мир (мирное сосуществование)
б) Человек:
- здоровье ( только здоровый человек душой и телом полезен миру)
- самоценность (ты уникален, способен на любовь к себе, а значит и ко всему
миру)
- творчество (ты пришёл в этот мир, чтобы чему- то научиться, что-то
сделать для мира)
- саморазвитие (познавая себя, развиваешь свой внутренний мир, достигаешь своих целей).
Содержание программы
1. Введение. (1 час)
Знакомство с ребятами, что мы знаем об экологии. Техника безопасности.
Раздел 1.
Земля наш общий дом. (10 часов)
Окружающая среда. Дом, в котором мы живем. Планета как экосистема.
Тайны живой природы.
- Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живем».
- Практикум «Поможем лесу».
- Экскурсия в парк.
Раздел 2.
Растения рядом с нами (8 часов)
Мир растений. Чудеса рядом. Интересное об интересном. Кто нас лечит. Лекарственные растения. Тайны кладовой природы. Растения символы.
- Викторина «Узнай меня»
- Практикум. Ухаживаем за растениями.
- Игра «Вопросы задает природа»
Раздел 3.
Братья наши меньшие (9 часов)
Братья наши меньшие. Рассказы о животных. Бездомные животные.
Домашние питомцы. Животные рядом с нами.
- Игра «Угадай кто это?»
- Конкурс листовок « Помоги бездомным животным»
- Конкурс эссе «Мой питомец»
- Фотогалерея о любимых животных.
- Занятие - видиотека
Раздел 4.
Человек. Экология взаимоотношений. (10 часов)
Человек в созданной им среде. Как ужиться вместе. Законы мирной жизни. Учимся быть толерантными.
- Тренинг «Здравствуйте»
- Беседа «За круглым столом»
Раздел 5.
Здоровье тела и души. (14 часов)
Влияние городского ландшафта на здоровье человека. Простейшие уроки жизни. Учимся быть здоровыми. Опасные привычки. Чем мы питаемся. Разговор о полезном питании. Мы то, что едим. Экология души. Ценности человеческой жизни.
- « Вреднее не бывает»
- Тренинг «Мы видим мир другими глазами».
- Рассказы доктора Айболита.
- Практикум. Составляем полезное меню.
Раздел 6.
Любовь к себе и миру. (8часов)
Гармония внутри нас. Отношение к окружающему миру.
- Тренинг «Учимся любить себя в мире и мир в себе».
- Улучшим состояние пришкольной территории (уборка пришкольной территории).
Раздел 7.
Причуды творчества. (8 часов)
Как рождаются изобретения. Экологическая мастерская.
- Практикум «Учимся мыслить творчески»
- Интеллектуальный конкурс
- Поделки из природного материала
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Цели работы реализуются через различные формы проведения занятий и воспитательных мероприятий оздоровительной и экологической направленности в кружке и отрядах.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
- Экскурсии
- Экологическая тропа
- Беседы
- Игры
- Соревнования ( на лучшее знание Т.Б. в лесу)
- Конкурсы, викторины ( на лучшую поделку из природного материала, песню, стихи, плакат, газету)
- Презентации (экологическая модель сезона – из бросового материала)
- Акции, трудовые десанты (уборка территории и т.д.)
- Выпуск листовок ( нет курению, нет грязи)
- Проведение антирекламы
- Проведение совместных занятий с психологом
- День здоровья
- Практикумы
- Занятие – видеотека
- Выполнение объёмных моделей растений и животных
Литература
1. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М.,
Просвещение, 1999
3. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997.
4. М. Ильин. Е.Сегал. «Что нас окружает».
5. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа,
6. Н.А. Криволапова « Внеурочная деятельность». Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся.М.:«Просвещение».2012г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16
г. Комсомольск-на-Амуре
Программа внеурочной деятельности
по экологии для 5 классов
«Основы экологии»
Составитель: Фаллер Т.Н.
учитель биологии ВКК
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности экологической направленности составлена на основе экологических практикумов В.П.Александрова, И.В. Болгова, Е.А.Нифантьева «Экология живых организмов: практикум с основами экологического проектирования, 6-7 классы.» – М: ВАКО, 2014.
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, позволяет расширить и углубить знания учащихся об окружающем мире. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.
Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры.
Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность школьников. Участие в проектной деятельности дает неограниченную возможность для развития творческой активности обучающихся. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.
Работая по программе, школьники получают материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.
Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать знания методов экологического мониторинга и умения ими
пользоваться.
Воспитательные:
- воспитание инициативы, ответственности;
- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;
- привитие любви к родному краю.
3. Развивающие:
- сформировать такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Данные познавательные учебные действия составляют основу проектной и исследовательской деятельности и являются универсальными учебными действиями. Они играют ведущую роль в предметах естественно-математического цикла.
Итоговая аттестация первого года обучения планируется в виде защиты проекта, исследовательской работы.
Виды деятельности учащихся
- Работа с научно-популярной литературой
- Выращивание растений и уход за ними
- Наблюдение и постановка опытов
- Охрана зелёных насаждений, птиц
- Участие в работе «зелёный патруль»
- Помощь животным, попавшим в беду
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий
Формы итогового отчета
- Сообщения о результатах своих наблюдений
- Выставка рисунков
- Викторины
- Конкурсы
- Оформление наглядных пособий
- Защиты проекта, исследовательской работы
- Проведение массовых мероприятий
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
личностные –
- осознание взаимосвязи духовного и телесного здоровья,
- положительная мотивация к действиям по развитию экологической грамотности,
- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к жизни и окружающей среде;
метапредметные –
- опыт применения экосистемной познавательной модели;
- умение находить, изучать и проверять тематическую информацию;
- умение разрабатывать проект в соответствии с требованиями;
- развитие умения работы в команде;
- умение формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать, убеждать;
В результате изучения материала учащиеся научатся:
- определять признаки биологических объектов, принадлежащих различным царствам живой природы, их многообразие и сложность строения;
- изучать биологические объекты,
- объяснять результаты опытов и наблюдений
- использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
- применять теоретические знания на практике
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся.
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
1.Вводное занятие. Ключевые понятия. Определение экологии, экологические факторы. Экология как наука. Качество жизни и среда. Единство духовного и телесного здоровья человека. | 1 |
2.Осень в природе | 2 |
3.Осенние работы на участке | 4 |
4.Почва и ее роль в жизни растений | 1 |
5.Природа зимой | 2 |
6.Охрана и привлечение зимующих птиц | 3 |
7.Домашние животные (комнатные растения) | 2 |
8. Весна в природе | 2 |
9. Охрана и привлечение птиц | 2 |
10.Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву | 3 |
11.Лето в природе | 2 |
12.Уход за овощными и цветочными растениями | 2 |
13.Сорные растения | 2 |
14.Полезные и вредные животные огорода | 2 |
15.Плодово-ягодные растения | 1 |
16.Сельскохозяйственные растения | 2 |
17.Итоговое занятие | 2 |
Всего: | 35 |
Примерный тематический план занятий
Тема | Практическая часть | Экскурсии | Кол-во часов |
1. Вводное занятие | 1 | ||
2. Осень в природе | Экскурсия в парк «Силинский» | 2 | |
3. Осенние работы на участке | Практическая работа 1. «Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях» Практическая работа 2. «Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений» Практическая работа 3. «Засушивание отдельных растений для составления композиций, панно». | 3 | |
4. Почва и ее роль в жизни растений | 1 | ||
5. Природа зимой | Экскурсия в парк «Силинский» | 2 | |
6. Охрана и привлечение зимующих птиц | Практическая работа 4. «Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек» Практическая работа 5.«Определение толщины снежного покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками» | 3 | |
7. Домашние животные (комнатные растения) | Практическая работа 6. «Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в кабинете биологии (наиболее распространенных домашних животных) | 2 | |
8. Весна в природе | Экскурсия в парк «Силинский» | 2 | |
9.Охрана и привлечение птиц | Практическая работа 7. «Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий. Изготовление скворечников» | 2 | |
10. Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву | Практическая работа 8. «Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов» Практическая работа 9. «Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие и урожайность овощных и цветочных культур» | 3 | |
11.Лето в природе | Экскурсия в парк «Силинский» | 2 | |
12.Уход за овощными и цветочными растениями | Практическая работа 10. «Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов» | 2 | |
13.Сорные растения | Практическая работа 11. «Прополка цветочных и овощных растений» | 2 | |
14. Полезные и вредные животные огорода | Практическая работа 12. «Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор)» | 2 | |
15.Плодово-ягодные растения | 1 | ||
16.Сельскохозяйственные растения | 2 | ||
17.Итоговое занятие (Защита проектов) | 2 | ||
Всего: из них практических работ экскурсий | 35 12 4 |