Наш "Пятачок"
Возраст с 4-х до 5-ти лет это то время, когда ребенок не может обходиться без ровесников. Вся его жизнь проходит в игре. Роль взрослого в игре ребенка к 5-ти годам почти исчезает. В игре формируется самооценка ребенка.
Понаблюдайте за игрой вашего малыша со сверстниками и вы сможете понять лидер он или нет, вы увидите слабости его характера и его сильные стороны. В этом возрасте у многих малышей появляются стереотипы их полового поведения, мужского или женского.
Социальное и эмоциональное развитие
В возрасте от 4-х до 5-ти лет очень сильно обогащается эмоциональный мир ребенка.
- Он учится понимать чувства и потребности других людей, может чувствовать симпатию к другим людям и могут поделиться своими игрушками.
- Малыш иногда может проявлять ревность к родителям.
- В какой-то момент малыш вдруг осознает, что мир это не сказочная страна, в которой он герой. Он начинает осознавать реальность и свое несовершенство, и ему становится страшно. Ребенку нужно разъяснять какие события происходят в жизни и как ему следует поступать в разных ситуациях.
- Он также должен знать, что родители установили пределы его поведения и следят за его безопасностью.
- В этом возрасте ребенок заводит новых друзей.
- Развивается чувство юмора ребенка и он может смеяться над смешными ситуациями.
- У некоторых детей может появиться мнимый друг, которого они себе придумали. Это происходит обычно тогда, когда у ребенка нет друзей или ему не с кем играть. Это не является признаком проблем в области развития.
- Малыш уже сам может сходить в туалет, использовать туалетную бумагу по назначению и спустить воду.
Развитие мышления
В возрасте 4-х – 5-ти лет совершенствуется образное мышление ребенка. Он задает много вопросов об окружающем его мире. Иногда взрослые не знают как ответить на детские вопросы, например, вопросы о смерти или поле.
Попробуйте отвечать на вопросы ребенка настолько просто и честно, как это возможно, не сообщая ему больше, чем он просит. Расскажите ребенку об убеждениях вашей семьи, помогите ему понять, что жизнь имеет различные стадии, что люди живут по-разному и имеют различные ценности, и это нормально. В этом возрасте ребенок как правило:
- понимает указание, в котором его просят сделать два- три действия одновременно, например, «Возьми стакан воды, отнеси его к папе, а затем положи стакан обратно на стол»
- может отсортировать объекты по размеру, по цвету или форме.
- может сравнить вес двух предметов и выбрать тот, который тяжелее.
- понимает значение слов » выше», «меньше» и «короче».
- иногда может скопировать свое имя.
- может нарисовать человека с головой, туловищем, ногами и руками, на лице которого глаза , рот, а иногда и уши.
- может рассказать разницу между утром и днем
- может называть цифры до 20-ти и начинает считать объекты, касаясь их
- хорошо держит карандаш
- вырезает по линии
- называет и показывает цвета
- если его научить, то к пяти годам ребенок знает свое имя, возраст и адрес
- к пяти годам знает квадрат, прямоугольник и треугольник и может скопировать прямоугольник.
Физическое развитие
К 5-ти годам малыш становится ловким, гибким, его движения теперь намного совершеннее и эстетичнее. Он может:
- легко подниматься и спускаться по ступенькам
- бросать, ловить и пинать мяч
- взбираться по лестницам и деревьям
- стоять на цыпочках, ходить и бегать на кончике ноги
- достаточно быстро бегать
- перепрыгивать небольшие объекты
- очень хорошо кататься на трехколесном велосипеде
- стоять на одной ноге в течение нескольких секунд, и даже прыгать на ней
- нанизывать на нить бисер
- сам себя раскачивать на качелях
- сам себя обслужить в туалете, но все еще не может быть сухим ночью.
Развитие речи
В возрасте 4-х – 5- ти лет словарный запас ребенка превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Ребенок пытается понять, что значит счастье, справедливость, нежность и т.п. Он любит говорить и пытается понять, как устроен мир.
- в целом он говорит ясно, хотя все еще произносит не все звуки.
- задает вопросы «почему», «когда», «как» и спрашивает значения непонятных слов
- рассказывает длинные истории, которые могут быть частично правдивыми и частично придуманными
- говорит о том, что может случиться или что он хотел бы, чтобы произошло
Что ему нравится
- Шутки. Он будет смеяться и говорить глупости или глупые слова.
- Книги и рассказы с интересными рифмами и словами.
- Играть с другими детьми.
- Физическая деятельность.
Что вы можете сделать
Основное, что ожидают дети играя с родителями, это весело провести с ними время. Важно не превращать игру в «уроки».
- Поговорите с ребенкомо том, что они делает, и где он был. Спросите его, что он сделал и что видел. Слушайте с интересом, когда он говорит вам и вступайте в разговор.
- Читайте книги для своего ребенка. Поговорите о том, что изображено на картинке.
- Играйте в лото.
- Дайте возможность ребенку научиться ездить на трехколесном велосипеде.
- Играйте в мяч, ходите в парк.
- Дайте ребенку пластелин и краски
- Хвалите и поощряйте малыша, когда он считается с другими, помогите ему думать думать о том, что чувствуют другие люди.