Экологическое воспитание в ДОУ
Предварительный просмотр:
Семинар
« Экологическое воспитание в ДОУ».
Занятие 1
Доклад по теме:
«Компоненты предметно-развивающей среды по экологическому образованию детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 63
Шабаева Т. А.
План
- Эколого – развивающая среда.
- Уголки
- Территория детского сада
- Эколого – предметная среда.
- Книги и наглядные пособия
- Произведения искусства
- Игры и игрушки
Эколого – развивающая среда включает в себя следующие компоненты.
- Природный уголок.
Главная особенность и приимущества уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого – педагогических мероприятий и организаций разной деятельности с дошкольниками. Здесь есть комнатные растения, подобранные по возрасту детей, паспорт и карточка на них, оборудование для ухода за растениями, календарь природы, поделки из природного материала. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини – огород на окне – лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, или веточки разных деревьев за которыми наблюдают дети, как появляются из почек листочки.
- Экологический уголок, где находятся макеты разнообразных природных зон, имеется зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий), зона природного и бросового материала, а так же дидактические игры по экологии.
- Мини – лаборатория, где находятся материала для детского эксперементирования ( стаканчики палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.), микроскоп, разнообразный бросовый и природный материал. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и не живой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини – лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научится обобщать, делать выводы.
- Экологическая библиотека.
Здесь находится познавательная литература о природе, произведения о родном крае, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, альбомы с экологическими сказками, стихами, которые сочиняли дети вместе с родителями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
- Территория детского сада.
Особое внимание необходимо уделять организации экологического пространства на территории детского сада. На территории должны расти различные породы деревьев и кустарников, которые создают благоприятную среду, защищают территорию от пыли, процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном.
На территории детского сада должна быть создана экологическая тропа. Это «Экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого – педагогическую работу в летний период.
Огород традиционен для дошкольного учреждения. Здесь дети могут познакомиться с особенностью роста растений. Приобщаться к труду на земле, применять свои знания на практике
На всей территории ДОУ должны быть расположены цветники – учреждение для маленьких детей должны быть действительно цветущим садом. Чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение, на каждом групповом участке, чтобы дети видели как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими своё помещение. В цветниках должны расти различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
И так, создание эколого – развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддерживание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.
Организация эколого – предметной среды.
Помимо живых объектов зелёной зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого – воспитательного процесса в детском саду.
Работая со справочной и природоведческой книгой, воспитатель обретёт уверенность в новой методике, понимание ее отличия от давно сложившейся методики ознакомления детей с природой, это позволит ему успешно работать с детьми и родителями. В детском саду должно быть достаточно детской художественной и познавательной литературы о природе. Особенно близки воспитателям книги И.В. Цветковой, А.А. Плешакова, различные произведения классики: Л. Толстого, С.А. Аксакова, М.Пришвина, Г. Никольского, Н. Сладкова, И. Акимушкина, Г. Снегирёва, В. Чаплиной и др. Интересны для экологического воспитания и произведения современных писателей А. Иванова, В. Зотова. Кроме перечисленной литературы в детском саду нужны, конечно и периодические издания экологического содержания. В журналах «Свет», «Свирель», «Семь гномов», «Муравей» есть немало интересного о природе для детей. Серьезными справочными изданиями являются журналы «Экос», «Экология и жизнь», «Вестник экологического образования в России», газета «Зелёный мир». В детском саду должен быть большой глобус, крупнома