Тематическое планирование по литературному чтению УМК "ПНШ" класс Вершинина И.В.
Тематическое планирование по литературному чтению УМК "ПНШ" класс Вершинина И.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (136 часов)
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Виды деятельности учащихся, форма работы | Планируемые результаты обучения | Дата | ||
Предметные умения(освоение предметных знаний) | Универсальные учебные действия | ||||||
I | Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | ||||||
1 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей» | Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой | Учебная дискуссия о том, как люди в древности представляли окружающий мир. Коллективный обмен мнениями. | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения | Личностные : знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства Регулятивные : коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание) | ||
2 | Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства | Знать понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро | |||
3 | Вводная диагностическая работа | Работа с текстом Проверка качества знаний пройденного материала | индивидуальная | Уметь работать с текстом. находить главное в содержании, выполнить задания по содержанию данного текста | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. | ||
4 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. | Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой. Древнегреческое сказание. рассматриваем примеры таких композиций: древнеегипетский папирус, фрагменты вышивок на русской праздничной одежде XIX | коллективная, индивидуальная | Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки | Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану | ||
5 | Заседание клуба Мировое дерево. Народные обряды и праздники. Древнеегипетский миф «Путешествие солнечной ладьи» (отрывки) | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения; объяснять значение слова «тотем»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; | |||
6 | Заседание клуба «Земной и волшебный мир в волшебных сказках» Русская сказка «Гуси-лебеди»; татарская сказка «Гульчечек» | Произведения устного народного творчества Х. стр.8-9 Т. стр. с.6-14 | коллективная, индивидуальная | Уметь анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя | |||
7 | Особенности героя волшебной сказки Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» | Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках | |||
8 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия | ||
9 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | |||
10 | Древнегреческое Сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца . | Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, композицию на египетском папирусе | Личностные : знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства Регулятивные : коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание) | ||
11 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | |||
12 | Русская народная сказка «Морозко» | Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке | |||
13 | Русская народная сказка «Финист - ясный сокол» | Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке | |||
14 | Русская народная сказка «Финист - ясный сокол». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга» | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях | П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия Личностные : знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных Л Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | ||
15 | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | коллективная, индивидуальная | Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | |||
16 | Особенности героя волшебной сказки Работа со школьной библиотекой Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | коллективная, индивидуальная | Уметь называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | |||
17 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака - золотая бабка» | Сказки разных народов мира | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | |||
18 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака - золотая бабка» | Сказки разных народов мира | коллективная, индивидуальная | Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | |||
19 | Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» Проверочная работа | Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | коллективная, индивидуальная | Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | |||
II | Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре (15 ч) | ||||||
1/ 20 | Заседание клуба «Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств» Отрывок из былины «ВолхВсеславьевич» | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | коллективная, индивидуальная | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо - юдо - получеловек- полуптица | Л : основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан Р: управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения К: установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке П: на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей) | ||
1/ 21 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | коллективная, индивидуальная сравнивать богатырей и сказочных героев | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо - юдо - получеловек- полуптица | |||
3/ 22 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь» | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Л: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. К: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание | ||
4/5 23 24 | Илья Муромец и Святогор. Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения | |||
6/ 25 | Поход в Музейный Дом Картина М. Врубеля «Богатырь»; В. Васнецова «Богатыри» Работа со школьной библиотекой «Книга былин» общие черты и различия героя былины и сказочного героя | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь сравнивать богатырей и сказочных героев; работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения; | |||
7/ 26 | Былина «Садко». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой | Л: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | ||
8/ 27 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | коллективная, индивидуальная | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена | |||
9/ 28 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении | коллективная, индивидуальная | ||||
10/ 29 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | коллективная, индивидуальная | Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Л : основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан П: на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей) | ||
11/ 30 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | |||
12/ 31 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка» | Различение жанров произведений | коллективная, индивидуальная | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей | |||
13/ 32 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка» | Сходство и различие авторской и народной сказки | коллективная, индивидуальная | Знать, что в авторской волшебной сказке сила чувств важнее, чем сила волшебных предметов. Уметь: анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор | Л : основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан Р: управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения К: установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке | ||
Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | ||||
14 /33 | Промежуточная диагностика | Работа с текстом | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | ||
15/ 34 | Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств» | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
III | Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (14 ч) | ||||||
1/ 35 | Заседание клуба «Выражение любви к природе» Э. Дикинсон «Как мало у травы забот!»; К.Бальмонт «Трудно фее»; А.Фет «О первый ландыш!»; С. Маршак «Ландыш | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. | коллективная, индивидуальная | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное | Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Л: ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им | ||
2/ 36 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папороники» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины | Л: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры | ||
3/ 37 | Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства | Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: умение результативно мыслить и работать с информацией |
| |
4/ 38 | Николай Заболоцкий «Оттепель» | Произведения о природе | коллективная, индивидуальная | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.еменном мире Л: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия. Л: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | ||
5/ 39 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство» | Произведения выдающихся представителей русской литературы | коллективная, индивидуальная | Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения | |||
6/ 40 | Владимир Набоков «Обида» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники | |||
7/ 41 | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | |||
8/ 42 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев | коллективная, индивидуальная | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора | |||
9/ 43 | Проверочная работа | Текст | индивидуальная | Уметь работать с текстом | |||
10/ 44 | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Му- зейный Дом». Репродукция картины С. Лу- чишкина «Шар улетел» | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | |||
11/ 45 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | коллективная, индивидуальная | Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского | |||
12/ 46 | Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | |||
13/ 47 | Джералд Даррелл «Землянично розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями» | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Иметь представление об изготовлении офорта. Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения | |||
14/ 48 | Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
IV | Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (17 ч) | ||||||
1/ 49 | Леонид Андреев «Петька на даче» | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | Л: самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации Р: организация собственной деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.) К: овладение умением произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателей и умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров Л: основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан Р: управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения К: установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке П: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. | ||
2/ 50 | Леонид Андреев «Петька на даче» | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев | |||
3/ 51 | Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | |||
4/ 52 | Заседание клуба События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка о полынном языке», «Сказка о том, как пришла осень» | произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка о полынном языке», «Сказка о том, как пришла осень» Сведения о писателях | коллективная, индивидуальная | Уметь cравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | |||
5/ 53 | Заседание клуба События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка об уроке русского языка»,»Сказка о сосновой лампе» | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения Уметь cравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | ||||
6/7 54 55 | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | |||
8/ 56 | Антон Чехов «Мальчики» | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | коллективная, индивидуальная | Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения | |||
9/ 57 | Антон Чехов «Мальчики» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения | Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Р: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. П: - свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию. | ||
10/ 58 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | |||
11/ 59 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | коллективная, индивидуальная | Уметь выделять важные события в жизни героя | Л: - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. К: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Характер героя, его поступки и их мотивы | ||
12/ 60 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Высказывание оценочных суждений | коллективная, индивидуальная | Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию | |||
13/ 61 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | События, составляющие основу произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части | |||
14/ 62 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Произведения выдающихся представителей русской литературы | коллективная, индивидуальная | Уметь: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | |||
15/ 63 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Восприятие и понимание переживаний героев | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста | |||
16/ 64 | Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | Связь названия с темой текста, мысль текста | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
17/ 65 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
V | Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (14 ч) | ||||||
1/ 66 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле» | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста | Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное | ||
2/ 67 | Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | |||
3/ 68 | Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок) | Различение жанров литературных произведений | коллективная, индивидуальная | Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | |||
4/ 69 | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши» | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | коллективная, индивидуальная | Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения | Л: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям; ценностное отношение к природе, к культуре и искусству восприятие красоты окружающего мира через осмысление красоты художественного слова Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром П: свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации | ||
5/ 70 | И. Пивоварова «Как провожают пароходы» Сведения о писателях Биография И. Пивоваровой | сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | коллективная, индивидуальная | Уметь работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей | |||
6/ 71 | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини | |||
7/ 72 | Л. Улицкая «Бумажная победа» ознакомительное чтение Слушание Ф. Шуберт «Музыкальный фрагмент № 3, фа минор» | Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» | коллективная, индивидуальная | Уметь определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; читать строки-описания непогоды | |||
8/ 73 | Сергей Козлов «Лисичка» | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество | ||
9/ 74 | А. Майков «Болото»; В. Набоков «При луне …» | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | коллективная, индивидуальная | Уметь определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей | |||
10 11/ 75 76 | В. Драгунский «Девочка на шаре» | Сведения о писателях Биография В. Драгунского | коллективная, индивидуальная | Уметь давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского, сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения | |||
12/ 77 | А. Фет «Я жду…», «Я долго стоял неподвижно …» | Связь названия с темой текста, мысль текста | коллективная, индивидуальная | Уметь читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | |||
13/ 78 | С. Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | коллективная, индивидуальная | Уметь выразительно и осознанно читать текст; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | |||
14/ 79 | Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА» Промежуточная диагностика | Различение жанров литературных произведений. | коллективная, индивидуальная Построение небольшого монологического высказывания | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
VI | Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (14 ч) | ||||||
1/ 80 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Связь названия с темой текста, мысль текста | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | ||
2,3/ 81 82 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | коллективная, индивидуальная | Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | |||
4,5/ 83 84 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | коллективная, индивидуальная | Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | |||
6/ 85 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | Произведения о детях. Герои произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | |||
7 8/ 86 87 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | |||
9/ 88 | Д. Кедрин «Приглашение на дачу»; А. Вознесенский «Тихо-тихо …» | Определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев
| коллективная, индивидуальная | Уметь определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | К: грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками П: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||
10/ 89 | А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер» переживания героя | Цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; | коллективная, индивидуальная | Уметь определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | |||
11/ 90 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | коллективная, индивидуальная | Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль | |||
12/ 91 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа | Л Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. | ||
13/ 92 | К. Паустовский «Теплый хлеб». Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения | |||
14/ 93 | Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком» | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
VII | Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (16 ч) | ||||||
1/ 94 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель | Построение небольшого монологического высказывания | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей | Л: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | ||
2/ 95 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | |||
3/ 96 | Работа со школьной библиотекой Книги о богах и героях Древней Греции | Книги о богах и героях Древней Греции | коллективная, индивидуальная | Уметь работать с каталогом, словарём, работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей | Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество | ||
4/ 97 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик» | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями | |||
5 /6 98 99 | А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» | Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения | |||
7/ 100 | А.Кушнер «Сирень». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень» | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | К: грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками П: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||
8/ 101 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Построение небольшого монологического высказывания | коллективная, индивидуальная | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | |||
9/ 102 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний | коллективная, индивидуальная | Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | |||
10/ 103 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | коллективная, индивидуальная | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Л: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры Р: организация учащимся собственной учебной деятельности К: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мир Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.е | ||
11/ 104 | М. Лермонтов «Парус» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | коллективная, индивидуальная | Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения | |||
12/ 105 | Проверочная работа | Текст для индивидуальной работы | индивидуальная | Уметь работать с текстом | |||
13/ 106 | Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | |||
14/ 107 | Самуил Маршак «Как поработала зима!» | Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей | коллективная, индивидуальная | Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения | Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | ||
15/ 108 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» | Произведения выдающихся представителей русской литературы | коллективная, индивидуальная | ||||
16/ 109 | Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда» | Различать жанров произведений. Герои произведения | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
VIII | Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (27 ч) | ||||||
1/ 110 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Л: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации К: самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром П: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного | ||
2/ 111 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы» | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | |||
3/4 112 113 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | коллективная, индивидуальная | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | |||
5/ 114 | Работа с репродукцией А. Дейнека «Окраина Москвы» Поход в Музейный Дом | ысказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | |||
6/ 115 | Анна Ахматова «Памяти друга» | Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события | коллективная, индивидуальная | Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст | |||
7/ 116 | Н.Рыленков «К Родине» | Произведения выдающихся представителей русской литературы | коллективная, индивидуальная | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения | Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Р: организация учащимся собственной учебной деятельности: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | ||
8/ 117 | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | |||
9/ 118 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | коллективная, индивидуальная | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | |||
10/ 119 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов | Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Р: умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач К: грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками П: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) Р: организация учащимся собственной учебной деятельности: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество П: овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов | ||
11/ 120 | В. Набоков «Снег» | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Связь произведений литературы с произведениями других видов ис-кусств: с живописными и музыкальными произведениями | Декламировать стихотворения, отрывки прозы. | Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности | |||
12/ 121 | В.Набоков «Моя весна» | Декламировать стихотворения, отрывки прозы. | |||||
13/ 122 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту» | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | коллективная, индивидуальная | Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение | |||
14/ 123 | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...» | Произведения выдающихся представителей русской литературы | коллективная, индивидуальная | Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина | |||
15/ 124 | Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество» | Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
16/ 125 | Путешествие в Казань. В мастерской художника | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | коллективная, индивидуальная | Уметь рассказывать о творчестве художника | Л: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Л: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами | ||
17/ 126 | В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор» | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | коллективная, индивидуальная | Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности | |||
18/ 19/ 20/ 127 128 129 | Е. Клюев «Деревянная лошадка» | Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читают выборочно. Прогнозируют содержание текста перед его чтением. Расширяют словарный запас. Выявляют и формулируют идею произведения. | коллективная, индивидуальная | Читать выборочно. Делиться впечатлениями о прочитанном. Выбирать эмоциональный тон голоса, необходимый для передачи эмоционального содержания произведения. Работать с каталогом. | |||
21 22/ 130 131 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя | индивидуальная | Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | |||
23/ 132 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | индивидуальная | Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | |||
24/ 133 | Р. Бёрнс «В рогах моё сердце» | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | коллективная индивидуальная | Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Р: умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач К: грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками П: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) | ||
25/ 134 | Работа с репродукцией М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» приём сравнения | М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» детальное рассмотрение | коллективная индивидуальная | Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности | |||
26/ 135 | Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | коллективная, индивидуальная | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
27/ 136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | Понимание основного содержания услышанного произведения | Письменное высказывание о литературном герое. Письмо в клуб «Ключ и заря» коллективная, индивидуальная | Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря» |