Курмашева А.С.Ф.Тютчев "Чародейкою зимою" 3класс
Предварительный просмотр:
Курмашева А.С. 3 класс
Тема: Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».
- Цель: способствовать развитию речи;
- формировать навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление;
- воспитывать любовь к чтению;
- прививать любовь к природе.
Оборудование: портрет писателя ,картина о зиме.
Методические приёмы: аналитическая беседа.
Тип урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
- Орг момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
2.Минутное чтение
3.Вступительная беседа (учитель читает)
«Ты навестила лес дремучий.
Ты пробежала по лугам.
Твой верный брат, мороз трескучий,
Раскрасил нос и щеки нам.»
4. Выделение темы, идеи стихотворения:
– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на уроке?
– Какие зимние месяцы вы знаете?
– Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Месяц январь – зиме государь.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Декабрь зиму встречает, а год провожает.
Два друга — мороз да вьюга.
Зимой морозы, а летом грозы
Готовь зимой телегу, а летом сани.
– Какие народные приметы знаете?
Много снега – много хлеба.
Лед сильно трещит - будет мороз.
Зима снежная — лето дождливое.
Зима морозная — лето жаркое.
Зима- красивейшее время года.
-За что мы любим зиму?(За зимние забавы, за новогодние каникулы.)
-А почему зима – волшебница? (За одну ночь может изменить все вокруг: покрыть землю снегом, украсить окна узором, сковать льдом реки.)
5.Объяснение нового материала.
– Сегодня, мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа. Мы познакомимся с Фёдором Ивановичем Тютчевым, с его стихотворением «Чародейкою зимою».
Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года Ещё мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Многие стихи Тютчева о красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворенная.
Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу.
Сейчас зима. Снег мягким, пушистым ковром закутал землю. Деревья в лесу словно одеты в белые шубы, шапки.
-А каким же увидел зимний лес Тютчев?
Об этом мы сейчас узнаем из стихотворения «Чародейкою зимою».
Выразительное чтение учителем.
Тихо звучит музыка.
6. Словарная работа
– Как вы понимаете слово «чародейка»?
Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья)
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.
– Что такое, снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)
Мечет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная форма глагола –мечет)
Затрепещет – задрожит.
Составление плана.
-Как же поэт называет зиму? (чародейкою).
-Кто такая чародейка? (волшебница).
-Какие слова. Строки рисуют сверкание леса в солнечных лучах? Солнце зимнее ли мечет….
Учитель выносит на доску главное из сказанного:
Образ леса, который переливается в лучах солнца. Чародейка-Зима, которая околдовала лес. Солнце освещает лес.
1.Чародека-Зима.
2.Лес.
3.Солнце.
А музыка помогла вам почувствовать своё настроение?
Да.
Какую музыку вы услышали?
Музыка звучала нежная, волшебная, таинственная, сказочная. Музыка переливала, блестела и играла.
7.Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те изобразительные средства, которые помогают поэтам показать, как красива наша природа.
8.Прочитайте стихотворение про себя.
9.Физмиинутка
10.Анализ стихотворения.
Работа над текста.
Прочитайте ещё первую строфу.
О чём или оком мы узнаем из первой строфы?
(О Чародейке –Зиме, которая околдовала лес ).
Тютчев называет зиму – Чародейкой. Подберите синонимы к слову «чародейка».
Чародейка Зима- волшебница, колдунья, прекрасная, удивительная.
А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе?
Да.
Докажите текстом.
«Чудной жизнью он блестит..»
Лес « под снежной бахромою..»
Чародейка-Зима украсила лес «снежной бахромой..», лес стал волшебным, стал другим.
В каком состоянии находится зимний лес?
Неподвижною, немою…….не мертвец и не живой
Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
Сном………пуховой.
Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?
Солнце ……………..красой.
А как вы думаете, от чего так светится лес?
Солнце освещает лес.
Выразительное чтение учащимися.
Как будем читать это стихотворение?
Быстро, медленно, весело, торжественно.
. Итог. Рефлексия.
- О какой природе мы с вами говорили? В какое время года?
Итак , сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск , всё волшебство . Никто и ничто не может
остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .
Тест:
Соедините стрелками правильные ответы.
Чародейка-Зима. Луч косой
Лес волшебница
Солнце околдован
1.Как же поэт называет зиму?
а) Снежная
б) Чародейка
2.Что сделала зима с лесом?
а) очаровала.
б) околдовала
3.Как автор назвал красу леса?
а) прекрасной
б) ослепительной
У. Выучите , пожалуйста, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою Околдован, лес