Методическая копилка
Материалы в помощь работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Mediaproekty_shkolnoy_biblioteki.docx | 2.91 МБ |
Otkrytyy_urok._Chtenie._M.M.Zoshchenko._4_kl.doc | 64.5 КБ |
Vizitka_proekta..doc | 96.5 КБ |
Planirovanie_soderzhaniya_proekta..doc | 50 КБ |
Proekt._Plan..doc | 40 КБ |
Morfologicheskiy_razbor.doc | 98.5 КБ |
M.r._pechat.doc | 82 КБ |
Slovar.doc | 70 КБ |
Urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 57 КБ |
Analiz_uroka_rus.yaz_.2_kl..doc | 45 КБ |
Model_uroka_russkogo_yazyka_2_kl.doc | 37.5 КБ |
Karta_uroka_russkogo_yazyka_2_kl.doc | 47.5 КБ |
Proekt_uroka.doc | 26.5 КБ |
Tehnika_chteniya_-_svodnaya_tablica.doc | 90.5 КБ |
elektronnyy_variant_shem_pomoshchnikov.ppt | 525.5 КБ |
ЦОР чтение | 1.07 МБ |
ЦОР чтение | 607.76 КБ |
ЦОР чтение | 8.62 КБ |
ЦОР чтение | 1.88 МБ |
ЦОР чтение | 1.91 МБ |
ЦОР чтение | 2.64 МБ |
ЦОР чтение | 1.88 МБ |
ЦОР чтение | 48.65 КБ |
ЦОР чтение | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Открытый урок. Чтение.
Михаил Михайлович Зощенко «Бедный Федя». 4 класс.
I. Мобилизующий этап.
- Сегодняшний урок чтения мы начнём с необычного упражнения.
Посмотрите на данные в упражнении № 1 слова левого столбика. Прочитайте их.
I. Упражнение № 1.
Ответственность * * Попечение, уход за кем-нибудь, беспокойство о ком-либо.
Щедрость * * Необходимость отвечать за свои поступки.
Забота * * Безвозмездная, часто материальная помощь другим людям.
Коллективизм * * Полное согласие в мнениях, действиях.
Настойчивость * * Упорство, твёрдость при достижении цели.
Отзывчивость * * Желание действовать сообща, вместе.
Единодушие * * Готовность помочь другому.
- Скажите, в чём родовое родство этих слов? (Обозначают качества человека).
Задание: работая в паре с соседом в течение 2-х минут, соотнесите лексические значения, записанные в правом столбике, с соответствующими им словами из левого столбика.
Примечание: во время проверки учитель выстраивает карточки со словами на доске в соответствующем порядке. (ЗОЩЕНКО)
II. Формулирование темы и цели урока учащимися.
- Ещё раз посмотрите на эти слова и определите фамилию автора, с творчеством которого мы познакомимся на уроке. (Зощенко)
Примечание: во время ответа учащихся учитель открывает запись на доске: «Зощенко Михаил Михайлович. 1894 – 1958 гг.» и вывешивает портрет писателя.
- Определите название произведения, с которым познакомимся на уроке, зная, что оно состоит из 2-х слов: первое – это антоним к слову БОГАТЫЙ (бедный), а второе – уменьшительное имя главного героя сказочной повести Э. Успенского «Зима в Простоквашино» (Федя).
- Как называется новое произведение? («Бедный Федя»)
- Назовите тему сегодняшнего урока полностью. (Зощенко Михаил Михайлович. «Бедный Федя».)
- Учитывая тему, сформулируйте цель урока.
* ПОЗНАКОМИТЬСЯ С … . … … (жизнью и творчеством М.М. Зощенко)
* УЧИТЬСЯ … П и В … … и ??? его. (читать Правильно и Выразительно новое произведение и анализировать его)
III. Биография автора.
- Познакомимся с биографией писателя следующим образом: я буду её рассказывать по частям, а вы во время прослушивания будете составлять к ней план, записывая его на листке.
Первая часть. «Дата и место рождения». (Детские годы писателя)
Михаил Михайлович Зощенко родился 9 августа 1894 года в городе Петербурге в семье художника. После окончания гимназии в 1913 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Вторая часть. «Выбор дела по душе».
Начавшаяся мировая война прервала обучение. С 1915 года Зощенко воевал, стал георгиевским Кавалером. В жизни он сменил много профессий: и сапожником работал, и столяром, и помощником бухгалтера. Стал подумывать, что может быть, вообще нет на земле такого занятия, такой работы, которая была бы по его способностям и душе. И вдруг вспомнил, что в детстве очень любил читать книги. За всю свою жизнь он встретил много людей с их разными судьбами и характерами. О них он и стал писать рассказы.
Третья часть «Литературное творчество».
Первая книга вышла в 1922 году, она называлась «Рассказы Назара Ильича». С тех пор Зощенко стал известен как автор сатирических рассказов. Первый рассказ для детей его попросил написать С.Я. Маршак для детского журнала «Чиж». Тогда Зощенко понял, что для детей писать труднее, чем для взрослых. В конце 30-х годов он написал циклы рассказов для детей «Умные животные», «Лёля и Минька». В рассказах автор вспоминает истории из своего детства.
Четвёртая часть. «Сделать человека лучше».
Зощенко писал свои рассказы для людей, желая как можно быстрее помочь им избавиться от нехороших привычек. Он всей душой страдал, когда видел, как сквозь хорошее, в людях проступает грубость и жестокость, равнодушие к несчастьям других людей. Читая его рассказы, люди смеялись и смехом, как бы вылечивались: с трудом, постепенно расставались с теми недостатками, привычками, которые, как и в героях Зощенко, находили у себя.
- Теперь проверим, как вы поняли биографию, насколько правильно составили план.
IV. Словарная работа.
В новом произведении нам встретятся слова, значение которых следует уточнить.
- ФАШИСТ. (сторонник агрессивных войн, направленных на уничтожение других людей по каким – либо признакам)
- ШТЫК. (колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола ружья или винтовки)
- ПОРОШОК. (мелко истолчённые частицы твёрдого вещества)
V. Антиципация.
- По названию произведения, словам, с которыми познакомились, по первому и последнему предложению произведения предположите, о чём пойдёт речь?
- 1-е предл. В одном детском доме находился мальчик по имени Федя.
- Посл. предл. Смех приносит людям здоровье.
- После прочтения мы узнаем, чья версия была самой точной и ответим на вопросы теста. А пока вы приготовили цветные карандаши для того, чтобы проследить, как менялось отношение ребят к Феде на протяжении всего рассказа.
VI. Чтение текста учителем и подготовленными детьми. Выполнение заданий учащимися во время прослушивания.
VII. Первичное восприятие.
- Чья версия была наиболее точной?
- Каким образом выстроилась ваша цветовая палитра?
- Самостоятельно ответим на вопросы теста. На основании ответов должен получиться связный рассказ.
Тест.
- Автор произведения:
- М.М. Пришвин
- Б.В. Заходер
- М.М. Зощенко
- Жанр произведения:
- Рассказ
- Повесть
- Сказка
- Признаки жанра:
- Наличие вымысла, законченность сюжета, постоянные герои, волшебные помощники, добро побеждает зло, троекратный повтор.
- Повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного эпизода.
- Небольшой объём, стихотворная форма, изображение переживаний, чувств.
- Имя главного героя:
- Петя
- Федя
- Витя
- Где жил мальчик?
- В интернате
- В детском доме
- В санатории
- Почему мальчик не умел читать?
- Не хотел учиться
- Был ещё маленький
- Работал на фашистов в Германии
- Почему Федя не смеялся?
- Остался сиротой, начал рано и тяжело работать, был одинок
- Ему не нравились забавы и действия детей
- Ему не нравилась жизнь в детдоме
Проверка (воспроизведение ответов 1 учеником).
VIII. Анализ произведения.
Продолжим рассказ о главном герое. (учитель вывешивает картинку на доску).
- Как вы думаете, каким Федя был до войны? (счастливый, любимый, весёлый …)
Запись учителем характеристик на доске слева от рисунка.
- Каким мы увидели Федю на момент нашей встречи с ним? (грустный, одинокий, замкнутый …)
Запись учителем характеристик на доске справа от рисунка.
- С чем связаны такие перемены в его характере? (Война отняла у Феди дом, семью, всё то, что даёт человеку возможность быть счастливым).
- Каким образом дети пытались помочь Феде? Ответ подтвердите отрывками из текста.
- Какие человеческие качества из перечисленных в начале урока проявили ребята в детдоме, чтобы вызвать у Феди улыбку? Ответ обоснуйте. (Забота, щедрость, ответственность, настойчивость, коллективизм, единодушие, отзывчивость)
- Кому удалось вызвать первую улыбку Феди? Найдите отрывок в тексте, в котором говорится об этом.
- Почему улыбку Феди удалось вызвать не ребятам, а Анне Васильевне? (ребята не смогли подарить с Феде чувство сострадания, проявить великодушие)
- Что приобрёл Федя вместе с предложением Анны Васильевны пойти к ним домой? (Благодаря состраданию и великодушию Анны Васильевны Федя снова стал весёлым)
Запись учителем слов под рисунком.
- Что хотел сказать автор своим произведением?
ВЫВОД: В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ВСТРЕЧАЕТСЯ ОЧЕНЬ МНОГО ТРУДНОСТЕЙ И НЕ ВСЕГДА УДАЁТСЯ СПРАВИТЬСЯ СНИМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО. ТОГДА НА ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТ ВЕЛИКОДУШИЕ, УЧАСТИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕН ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ОНИ СПОСОБНЫ ВЕРНУТЬ МНОГОЕ ИЗ ПОТЕРЯННОГО: ДОМ, СЕМЬЮ, РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ВЕСЁЛУЮ УЛЫБКУ.
IX. Творческая работа в группах.
- Послушайте начало стихотворения Ольги Высотской, продолжение которого АВМ предстоит придумать самим, работая в группах.
Чтение учителем.
Задание: за 2-е минуты обсудите в группах и выскажите своё мнение о том, какую помощь можно оказать этому мальчику. Продолжите это стихотворение в прозе.
- Проверка.
- Послушайте, что предлагает автор Ольга Высотская. (чтение учителем)
Сережа очень нелюдим,
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
- Не уколитесь об ежа!
Но Ёж, как будто глух и нем,-
Сидит, не говорит ни с кем.
- Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А он сердито буркнет: - Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет, мама будет волноваться,
Но вот уже под Новый год
Узнали об Еже,
Что Ёжик с матерью живёт
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом,
И топит печь вдвоём с соседом,
Он должен в комнате прибрать, а иногда и постирать.
Задание: обсудите в группах и выскажите своё мнение на тему: какую помощь можно оказать этому мальчику?
Выступление групп.
- А сейчас послушайте, что предлагает автор Ольга Высотская. (чтение учителем)
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей.
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
И здесь в пакетике – пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл,
Достал посуду с полки,
Теперь хотел бы он дружить,
Пожалуй, с целым светом!..
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
X. Домашнее задание.
Перечитайте текст М.М. Зощенко и выберите подходящие к нему пословицы. (смотри лист)
- Дополни своими пословицами.
XI. Рефлексия.
- Какие качества мы должны совершенствовать в себе, чтобы быть готовыми прийти на помощь людям?
- Выберите карточку с названием того качества, которое вы хотели бы воспитать в себе и прикрепить сердечко рядом.
1
Предварительный просмотр:
Автор проекта | |
Тарасова А.В., Коржик Т.М., Трушкова М.Л. | |
Город, в котором находится школа | г. Киров. |
Номер и/или название школы | МОУ СОШ № 34. |
«Мы – правнуки победителей». |
Какие дидактические цели преследует проект? |
Практические знания по учебной теме " Великая Отечественная война".
|
Какие компетентности формирует проект? |
В сфере самостоятельной деятельности. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. В сфере гражданско-общественной деятельности. В сфере социально-трудовой деятельности. В бытовой сфере. В сфере культурно-досуговой деятельности. |
Оформление результатов проекта | |
Газета | Веб-сайт |
Видеоклип | Презентация |
Сочинение | |
Краткая аннотация проекта | |
Выполнение проекта направлено на изучение в увлекательной и практической форме темы "Великая Отечественная война " школьного курса истории (3, 4 класс). Важной особенностью проекта является
Выполнение самостоятельных работ происходит через постановку заданий в привлекательной для школьников форме:
В результате выполнения проекта школьники должны понять как мир хрупок и дорога победа, научиться беречь мир! | |
Время, требуемое для выполнения проекта | |
Проект выполняется на протяжении 1 месяца и включает в себя как учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету, так и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий. Учебные занятия (уроки) по проекту включают: В ходе выполнения проекта ведется освещение проекта и организуются краткие обсуждения хода проекта на уроках истории, литературы. |
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта | ||
Техническое оснащение | ||
Веб-камера | CD-проигрыватель | Видеокамера |
Компьютер(ы) | Принтер | Видеомагнитофон |
Цифровая камера | Сканер | Проекционная система |
DVD-проигрыватель | Телевизор | Другое: |
Доступ к Интернету | Видео-, конференц-оборудование | |
Материалы на печатной основе Бородинское поле: Путеводитель. М., 1996. Брагин М. Кутузов. – (Жизнь замечательных людей). – М., 1970. Волынкин Н.М. Отечественная война 1812 года. М., 1972. Генерал Багратион: Сборник документов и материалов. М., 1945. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974. Кутузов М.И. Письма, записи. М., 1989. Окуджава Б.Ш. Свидание с Бонапартом. М., 1985. Тарле Е.В. Наполеон. М., 1994. 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995. | ||
Другие принадлежности | ||
Интернет, ресурсы http://www.borodino.ru – на сайте подробно рассказывается сражению "Бородино" http://teleschool.demo.metric.ru/lesson.asp?l=2792&c=2793- открытый урок по теме "Война 1812 года" http://www.museum.ru/MUSEUM/1812/Persons/Brokhause/01111070.htm - музеи России, в частности музей "Война 1812 года" http://www.100top.ru/encyclopedia/article/?articleid=10641 – на сайте подробно рассказывается про Кутузова М.И. | ||
Другое В ходе выполнения проекта необходимо найти и пригласить в школу: - актеров театра, которые могут дать урок мастер класс; - работников музея, которые могут рассказать о Нижегородском ополчении в войне 1812 года; | ||
Как будет оцениваться деятельность учащихся? | ||
В ходе выполнения проекта деятельность учащихся оценивается при помощи контроля выполнения плана проведения самостоятельных работ. Окончательная оценка происходит после представления результатов проведенных самостоятельных работ; правила оценивания определяются разработанными при подготовке проекта критериев оценивания. |
Ключевые слова |
История. Война 1812 года. Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года М. И. Кутузов Информатика. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации. |
3
Предварительный просмотр:
Лист планирования содержания учебного проекта «Мы – правнуки победителей» в начальной школе МОУ СОШ № 34 г. Кирова
и этапов его проведения.
Продумывание темы проекта:
«Мы – правнуки победителей».
(в рамках предметов «Литература», «Русский язык», «История», «Информатика»). Время проведения: при планировании проекта.
Выбор возрастной категории учащихся:
1, 2, 3, 4, класс МОУ СОШ № 34 г. Кирова
Время проведения: при планировании проекта.
Формулирование основополагающего вопроса учебной темы:
Что такое война?
Время проведения: при планировании проекта.
Формулирование проблемных вопросов учебной темы:
- Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе моей семьи?
- Почему память о войне до сих пор хранят люди?
- Действительно ли военные песни имели большое значение в годы Великой Отечественной войны?
- Какие они, мальчишки и девчонки сороковых?
- Зачем нужно изучать историю?
Время проведения: при планировании проекта.
Формулирование дидактических целей проекта:
- Создание условий для формирования патриотических чувств к Отчизне.
- Активизация интереса к истории своей семьи.
- Создание условий для формирования навыков самостоятельной работы.
- Создание условий для формирования навыков работы в команде.
- Привитие навыков работы с большим объёмом информации.
- Развитие умения выделять главное.
Время проведения: при планировании проекта.
Формулирование методических задач:
- Раскрыть понятие «война».
- Расширить круг знаний детей по теме «Великая Отечественная война» (история).
- Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
- Учить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика).
- Учить анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
- Осваивать навыки исследовательской деятельности.
Время проведения: при планировании проекта.)
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся):
- Время проведения – 1 рок (15-30 минут).
- Форма проведения – мозговой штурм.
- Метод наводящих вопросов. (Что такое «война»? Почему войну назвали «Великой»? «Отечественной»? Как война отразилась на истории твоей семьи? Что могло поднять дух солдат на войне? Почему сверстники уходили на священную войну? В те горестные годы войны дети быстро взрослели? Ребята осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества? В дни тяжёлых испытаний люди верили, что придёт час расплаты с ненавистным врагом? Можно забыть события тех дней? и т.д.)
- Проблемы индивидуальных исследований:
- 1 класс – как война отразилась в судьбе моей семьи;
- 2, 3 классы – как война отразилась на судьбе детей;
- 4 класс – как военные песни поднимали дух солдат во время Великой Отечественной войны?
Выдвижение гипотез решения проблем:
- Время проведения – 1 рок (15-30 минут).
- Гипотеза, сформулированная учащимися:
- 1 класс – Великая Отечественная война отразилась, наверное, в истории моей семьи, в судьбах моих прадедушек и прабабушек.
- 2, 3 классы – дети на войне, скорее всего, старались ни в чём не уступать взрослым.
- 4 класс – я думаю, что военные песни имели большое значение в годы Великой Отечественной войны.
Определение творческого названия проекта:
- Время проведения – 2 рок (15 минут).
- 1 класс – «Седой солдат расскажет правнукам».
- 2, 3 классы – «Мы восхищаемся подвигом юных».
- 4 класс – «… После боя сердце просит музыки вдвойне».
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов:
- Время проведения – 2 рок (20 минут).
- Форма проведения – управляемая дискуссия.
- Метод наводящих вопросов.
- Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях.
- Учащиеся выбирают форму представления результатов:
- 1 класс – в виде сочинения.
- 2, 3 классы – в виде презентации-выступления.
- 4 класс – в виде выпуска газеты
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:
- Время проведения – 2 рок (20 минут).
- План работы учащимися:
- 1 класс – 1. Рассматривание семейного альбома.
2. Проведение беседы с родителями с целью выяснения, кто из семьи
принимал участие в войне.
3. Интервьюирование дедушек, бабушек, а также прадедушек и
прабабушек с целью выяснения где они воевали, какие награды имеют,
что запомнилось из военных лет и т.д.
4. Оформление сочинения.
- 2, 3 классы – 1. Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
- 2. Знакомство с произведением.
3. Подготовка сжатого пересказа.
4. Иллюстрирование рассказа.
- 5. Выступление перед учащимися класса.
- 6. Выступление на торжественном митинге, посвящённому Дню Победы.
- 4 класс – 1. Прослушивание грамзаписей, аудиоматериалов.
- Просмотр видеоматериалов.
- Разучивание песен военных лет.
- Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
- Обработка собранных сведений.
- Оформление результатов исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации:
Время проведения – 3 рок (15 минут).
- Школьная библиотека.
- Опрос родителей.
- Интервью с дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками.
- Энциклопедия «Вятской земли».
- Музыкальные сборники.
- Книга памяти.
- Аудио и видеоматериалы.
- Электронные носители.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
- Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
- Время проведения – 1 этап: 11-17 апреля. Изучение материалов, семейного архива; беседа
(4, 5, 6 уроки) с родителями; интервьюирование; посещение библиотеки …
(сбор материала).
2 этап: 18-24 апреля. Обработка собранных материалов, продумывание
оформления отчёта.
3 этап: 25-30 апреля. Отчёт групп или индивидуальный.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе:
- Время проведения – 7 урок (30-40 минут).
- Оформление стенда, выступления учащихся с материалами исследований в микрогруппах.
- Корректировка результатов проекта.
- Подготовка литературно-музыкальной композиции.
Цель: мотивировать учащихся, систематизировать полученные данные.
Роль учителя — консультирование, помощь.
Защита полученных результатов и выводов:
- Время проведения – 8 урок (40-60 минут).
- Представление полученных результатов исследования в творческой форме в виде литературно-музыкальной композиции «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной!».
Оценивание результатов проекта школьниками и учителями:
- Время проведения – 9 урок (10 минут).
- Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель (жюри) оценивает работу групп в целом.
1
Предварительный просмотр:
План работы по проекту «Мы – правнуки победителей»
в начальных классах МОУ СОШ № 34 г. Кирова.
№ п/п | Подготовительный этап |
1 | Осуществить планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения. |
2 | Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь. |
3 | Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, цветные карандаши, краски и пр.). |
4 | Подготовить необходимые книги и электронные материалы по теме проекта. |
5 | Провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта. |
6 | Найти спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта. |
7 | Пригласить на презентацию проекта родителей, учителей, учащихся. |
8 | Купить необходимые принадлежности для практических занятий. |
№ п/п | Процесс обучения |
1 | Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ. |
2 | Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. |
3 | Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта. |
4 | Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности. |
5 | Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей). |
6 | Выставить отметки по результатам учебной работы. |
№ п/п | Заключительный этап |
1 | Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. |
2 | Вернуть оборудование, книги. |
3 | Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров. |
4 | Наградить отличившихся учеников грамотами. |
5 | Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. |
Resource id #568
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор
(разбор слова как части речи).
Данный вид разбора всех частей речи состоит из трёх этапов:
- Определяем часть речи, общее значение.
- Определяем морфологические признаки слова:
- начальная форма слова (у самостоятельных частей речи, исключение – наречие);
- постоянные признаки;
- непостоянные признаки.
- Определяем синтаксическую роль слова (каким членом предложения является).
План морфологического разбора
имени существительного.
- Задать вопрос, определить значение (предмет).
- Определить морфологические признаки слова:
- начальную форму (именительный падеж единственного числа);
- постоянные признаки (одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение);
- непостоянные признаки (число, падеж).
- Задать вопрос от того члена предложения, к которому относится существительное, определить его синтаксическую роль (подчеркнуть).
Запомните!
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. «Предметы» в науке о языке – это всё, о чём можно спросить кто это? или что это? – люди, животные, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей. (ученик, Барсик, рюкзак, объявление, гроза, радость).
- Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? (родители, человек).
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? (страна, мороз).
- Нарицательные имена существительные называют обобщённо однородные предметы (книга, молния, человек).
- Собственные имена существительные служат индивидуальным обозначением лиц и животных (Михаил, Некрасов, Шарик); географических и астрономических объектов (Москва, Киров, Юпитер); учреждений, организаций, печатных органов (магазин «Электроника», общество «Спартак», газета «Известия».
- Определяя часть речи и её значение, задаём падежный вопрос, а определяя синтаксическую роль в предложении – смысловой.
- Имена существительные мужского рода имеют окончания –а, -я, нулевое. К ним можно подставить слова он, мой (отец, дядя, Ванюша).
Имена существительные женского рода имеют
окончания –а, -я, нулевое. К ним можно
подставить слова она, моя (дочь, земля, вьюга).
Имена существительные среднего рода имеют
окончания –о, -е, -ё, -я. К ним можно подставить
слова оно, моё (озеро, питьё, пение, имя).
- Некоторые имена существительные имеют общий род (неряха, грязнуля, неженка, забияка, задира, непоседа, егоза, судья, коллега, Саша, Валя, Женя, врач, директор, доктор).
- Имена существительные изменяются по числам и имеют форму единственного числа для обозначения одного предмета (дом, берёза), множественного числа для обозначения нескольких предметов (дома, берёзы).
- У существительных, имеющих только форму единственного числа (пение, храбрость, радость, красота, хвоя, молодёжь, молоко, песок, нефть, сталь, масло, олово, листва, Ангара, Зевс, студенчество) или только форму множественного числа (хлопоты, переговоры, духи, щи, сливки, финансы, чернила, джунгли, Сокольники, шахматы, прятки, казаки-разбойники, ножницы, сани, брюки, ворота, качели) число является постоянным признаком.
- К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я (ворона, статуя, милиция, дядя, папа).
Ко 2-му склонению – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е (герой, животное, рояль, яблоко).
К 3-му склонению – существительные женского рода с ь на конце (дверь, дрожь, зелень).
- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.
Падежи | Вопросы | Слова-помощники |
Именительный | кто? что? | у меня есть |
Родительный | кого? чего? | у меня нет |
Дательный | кому? чему? | я даю |
Винительный | кого? что? | я виню |
Творительный | кем? чем? | я творю |
Предложный | о ком? о чём? | я думаю |
- Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам (вопросам) и числам (пальто, кафе, кашне, кино, жюри, какаду, жалюзи, такси, кофе, какао, пианино, эскимо, домино, ателье, колибри, метро, шоссе, фламинго, шимпанзе, кенгуру, интервью, мадам, мисс, агент, МГУ, Петровых).
- Подлежащее – главный член предложения, соотносится со сказуемым, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? или что? Подчёркивается одной чертой. Чаще всего выражено именем существительным в именительном падеже без предлога.
Сказуемое – главный член предложения, соотносится с подлежащим, обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопрос что делает? и др. Подчёркивается двумя чертами. Чаще всего выражено глаголом.
Определение – второстепенный член предложения со значением признака предмета, поясняет имя существительное, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Подчёркивается волнистой линией. Чаще всего выражено прилагательным.
Обстоятельство – второстепенный член предложения со значением характеристики действия, поясняет сказуемое, отвечает на вопросы где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как? Подчёркивается точкой-тире.
Дополнение – второстепенный член предложения со значением предмета, отвечает на падежные вопросы за исключением именительного падежа (нет кого? чего?; дать кому? чему?; винить кого? что?; творить кем? чем?; предложить о ком? о чём?). Подчёркивается пунктирной линией.
Примеры морфологического разбора имени существительного.
Перед дождём ласточки летали над самой землёй.
- (Перед чем?) перед дождём –– сущ., предм.
- Н. ф. – дождь;
пост. – неодуш., нариц., м. р., 2 скл;
непост. – в ед. ч., в тв. п.
- Летали (когда?) перед дождём обстоятельство).
- (Кто?) ласточки –– сущ., предм.
- Н. ф. – ласточка;
пост. – одуш., нариц., ж. р., 1 скл;
непост. – во мн. ч., в им. п.
- Летали (кто?) ласточки (подлежащее).
- (Над чем?) над землёй –– сущ., предм.
- Н. ф. – земля;
пост. – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл;
непост. – в ед. ч., в тв. п.
- Летали (где?) над землёй (обстоятельство).
План морфологического разбора
местоимения.
- Задать вопрос, определить значение (указывает на предмет, признак или количество, но не называет).
- Определить морфологические признаки слова:
- начальную форму (именительный падеж, если изменяется по родам – мужской род, единственное число);
- постоянные признаки: разряд по значению (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, определительное, отрицательное, притяжательное, указательное), лицо;
- непостоянные признаки: (у личного местоимения) падеж, число, род (если изменяется)
- Задать вопрос от того члена предложения, к которому относится местоимение, определить его синтаксическую роль (подчеркнуть).
Запомните!
- Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, признаки или количество, а только указывают на них (тот, этот, кто, никто).
- Местоимения, которые указывают на лица, называются личными (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – начальная форма личных местоимений):
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |
Ед. число | я | ты | Он, она, оно |
Мн. число | мы | вы | они |
- По родам изменяются только местоимения 3-го лица единственного числа: он – м.р.; она – ж.р.; оно – ср.р.
- Определение падежа личных местоимений.
Название падежа | Вопросы слова-помощ. | Местоимения | ||||||
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | ||||||
ед.ч. | мн.ч. | ед.ч. | мн.ч. | ед.ч. | ед.ч. | мн.ч. | ||
Именительный | Есть кто? что? | я | мы | ты | вы | он, оно | она | они |
Родительный | Нет кого? чего? | меня | нас | тебя | вас | его | её | их |
Дательный | Дать кому? чему? | мне | нам | тебе | вам | ему | ей | им |
Винительный | Винить кого? что? | меня | нас | тебя | вас | его | её | их |
Творительный | Творить кем? чем? | мною | нами | тобой | вами | им | ею | ими |
Предложный | Предложить о ком? о чём? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о ней | о них |
- В предложении местоимения в именительном падеже всегда бывают подлежащим (подчёркивается одной чертой); в других падежах – обычно дополнением (подчёркивается пунктирной линией).
Примеры морфологического разбора местоимения.
Мы оставили на столе какую-то книгу и несколько карандашей.
- (Кто?) мы––мест., указ. на предм.
- Н. ф. – мы;
пост. – личное, 1лицо;
непост. – в им. п., во мн. ч.
- Оставили (кто?) мы (подлежащее).
- (Какую?) какую-то––мест., указ. на признак.
- Н. ф. – какой-то;
пост. – неопределённое;
непост. – в вин. п., в ед. ч., ж. р.
- Книгу (какую?) какую-то (определение).
- (Сколько?) несколько––мест., указ. на количество.
- Н. ф. – несколько;
пост. – неопределённое;
непост. – в вин. п., во мн.ч.
- Карандашей (Сколько?) несколько .
Никто не мог помочь мне в этой работе.
- (Кто?) никто –– мест., указ. на предмет.
- Н. ф. – никто;
пост. – отрицательное;
непост. – в им. п.
- Не мог помочь (кто?) никто (подлежащее).
- (Кому?) мне–– мест., указ. на предмет.
- Н. ф. – я;
пост. – личное, 1 лицо;
непост. – в дат. п., в ед.ч.
- Помочь (кому?) мне (дополнение).
- (Какой?) этой–– мест., указ. на признак.
- Н. ф. – этот;
пост. – указательное;
непост. – в предл. п., в ед.ч., в ж.р.
- В работе (какой?) этой (определение).
План морфологического разбора
имени прилагательного.
- Задать вопрос, определить общее значение (признак предмета).
- Определить морфологические признаки слова:
- начальную форму (именительный падеж единственного числа мужского рода);
- постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);
- непостоянные признаки: (у качественных: степень сравнения (исходная, сравнительная, превосходная); форма (краткая, полная); у всех прилагательных: (в чём согласуется с определяемым словом) – число, падеж (у полной формы), род (только в единственном числе).
- Задать вопрос от того члена предложения, к которому относится имя прилагательное, определить его синтаксическую роль (подчеркнуть).
3
Предварительный просмотр:
Запомните!
- Местоимения – это самостоятельная часть речи, которая не называет людей, животных или предметы, признаки или количество, а только указывает на них (тот, этот, кто, никто).
- Местоимения, которые указывают на лица, называются личными (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – начальная форма личных местоимений):
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |
Ед. число | я | ты | он, она, оно |
Мн. число | мы | вы | они |
- По родам изменяются только местоимения 3-го лица единственного числа: он – м.р.; она – ж.р.; оно – ср.р.
- Определение падежа личных местоимений.
Название падежа | Вопросы слова-помощ. | Местоимения | ||||||
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | ||||||
ед.ч. | мн.ч. | ед.ч. | мн.ч. | ед.ч. | ед.ч. | мн.ч. | ||
Именительный(начальная форма) | Есть кто? что? | я | мы | ты | вы | он,оно | она | они |
Родительный | Нет кого? чего? | меня | нас | тебя | вас | его | её | их |
Дательный | Дать кому? чему? | мне | нам | тебе | вам | ему | ей | им |
Винительный | Винить кого? что? | меня | нас | тебя | вас | его | её | их |
Творительный | Творить кем? чем? | мною | нами | тобой | вами | им | ею | ими |
Предложный | Пред- ложить о ком? о чём? | обо мне | о нас | о тебе | о вас | о нём | о ней | о них |
- В предложении местоимения в именительном падеже всегда бывают подлежащим (подчёркивается одной чертой); в других падежах – обычно дополнением (подчёркивается пунктирной линией).
Примеры морфологического разбора местоимения.
Мы оставили на столе какую-то книгу и несколько
карандашей.
- (Кто?) мы––мест., указ. на предм.
- Н. ф. – мы;
пост. – личное, 1лицо;
непост. – в им. п., во мн. ч.
- Оставили (кто?) мы (подлежащее).
- (Какую?) какую-то––мест., указ. на признак.
- Н. ф. – какой-то;
пост. – неопределённое;
непост. – в вин. п., в ед. ч., ж. р.
- Книгу (какую?) какую-то (определение).
- (Сколько?) несколько––мест., указ. на количество.
- Н. ф. – несколько;
пост. – неопределённое;
непост. – в вин. п., во мн.ч.
- Карандашей (с колько?) несколько.
Никто не мог помочь мне в этой работе.
- (Кто?) никто –– мест., указ. на предмет.
- Н. ф. – никто;
пост. – отрицательное;
непост. – в им. п.
- Не мог помочь (кто?) никто (подлежащее).
- (Кому?) мне–– мест., указ. на предмет.
- Н. ф. – я;
пост. – личное, 1 лицо;
непост. – в дат. п., в ед.ч.
- Помочь (кому?) мне (дополнение).
- (Какой?) этой–– мест., указ. на признак.
- Н. ф. – этот;
пост. – указательное;
непост. – в предл. п., в ед.ч., в ж.р.
- В работе (какой?) этой (определение).
Resource id #362
Предварительный просмотр:
- автобус
- адрес
- аллея
- аптека
- библиотека
- болото
- ботинки
- быстро
- вагон
- валенки
- вдруг
- весело
- ветер
- вместе
- вокруг
- воскресенье
- восток
- вчера
- герой
- город
- горох
- дежурный
- декабрь
- дорога
- жёлтый
- животное
- завтра
- завтрак
- запад
- здравствуй
- земляника
- квартира
- килограмм
- комбайн
- компот
- корабль
- космонавт
- Кремль
- лагерь
- лестница
- магазин
- метро
- молоток
- народ
- обед
- овёс
- овощ
- огород
- огурец
- однажды
- орех
- отец
- памятник
- песок
- платок
- пловец
- победа
- погода
- помидор
- понедельник
- потом
- праздник
- пшеница
- пятница
- ракета
- рассказ
- расстояние
- растение
- революция
- рисунок
- север
- сегодня
- скоро
- совет
- солдат
- соловей
- солома
- спасибо
- столица
- суббота
- тарелка
- товарищ
- топор
- трактор
- трамвай
- ужин
- улица
- урожай
- февраль
- чёрный
- четверг
- чувство
- яблоко
- яблоня
- ягода
- январь
- капуста
- решить
- иней
- мечта
- посуда
- салазки
- салют
- автомобиль
- багаж
- везде
- вокзал
- впереди
- горячий
- готов
- до свидания
- здесь
- инженер
- интересный
- календарь
- кастрюля
- костёр
- медленно
- назад
- налево
- направо
- прекрасный
- телефон
- теперь
- футбол
- ясень
- огонь
- снегирь
- сирень
- олень
- ворчать
- обещание
- кочан
- прощай
- тысяча
- начало
- перчатки
- саранча
- отличный
- озноб
- ястреб
- берег
- овраг
- хирург
- дрозд
- верблюд
- салат
- кровать
- пакет
- пароход
- отряд
- портрет
- лаваш
- манеж
- гараж
- ералаш
- арбуз
- сенокос
- много
- исчез
- ненастье
- здоровье
- серьёзный
- муравьи
- аккуратный
- можжевельник
- иллюстрация
- корреспондент
- троллейбус
- территория
- гиппопотам
- аппликация
- миллиметр
- телеграмма
- коттедж
- миллион
- комиссия
- пассажир
- кристалл
- бассейн
- компресс
- терраса
- аппетит
- перрон
- коралл
- аппарат
- колонна
- антенна
- аккорд
- эффект
- нарцисс
- горилла
- шоссе
- моллюск
- скорлупка
- ошибка
- охапка
- кофта
- верёвка
- канавка
- незабудки
- зарядка
- заплатка
- блюдце
- опушка
- гармошка
- ладошка
- тележка
- мешки
- коврижка
- лягушка
- пастбище
- редиска
- одиночество
- очарование
- обязательно
- происшествие
- ненавистный
- будто
- гигантский
- агентство
- алмазный
- матч
- кирпич
- экипаж
- репортаж
- пейзаж
- запах
- фасоль
- баклажан
- закат
- асфальт
- базар
- калитка
- забор
- снова
- стакан
- халва
- калач
- салфетки
- парад
- облака
- карета
- калина
- апельсин
- банан
- абрикос
- маслина
- гранат
- айва
- ананас
- забор
- крахмал
- маргарин
- мармелад
- макароны
- ватрушки
- барбарис
- калории
- озорной
- что-то
- юмор
- корона
- корзина
- конфета
- конверт
- крокодил
- постель
- подушка
- волосы
- повидло
- омлет
- чисто
- надо
- костюм
- светофор
- коридор
- потом
- порог
- комар
- горизонт
- волшебник
- опасный
- сколько
- голубой
- золотой
- мотор
- котлета
- Отчизна
- Отечество
- оборона
- фонарь
- желать
- ранец
- черёмуха
- лепесток
- тяжёлый
- шёлк
- щёлк
- шёл
- шепот
- щёголь
- ещё
- аист
- диван
- жираф
- кино
- дисциплина
- привет
- пример
- билет
- бидон
- радио
- стадион
- витамины
- рябина
- справа
- слева
- сверху
- снизу
- сзади
- сентябрь
- октябрь
- ноябрь
- декабрь
- январь
- февраль
- апрель
- август
- понедельник
- вторник
- четверг
- пятница
- свобода
- воскресенье
- винегрет
- одиннадцать
- двадцать
- двухъярусный
- жёлтый
- оранжевый
- овца
- одежда
- однажды
- около
- воробей
- ворона
- корова
- девочка
- молоко
- морковь
- самолёт
- тепловоз
- хлебороб
- электровоз
- электростанция
- район
- агроном
- командир
- комната
- картина
- колхоз
- Москва
- коньки
- хозяйство
- командир
- комната
- фамилия
- издалека
- картофель
- берёза
- беседа
- медведь
- метро
- сверкать
- учитель
- восемь
- коллектив
- длинный
- ученик
- деревня
- путешествие
- сделать
- директор
- приветливо
- заяц
- здание
- месяц
- язык
- участвовать
- все, всё, всем
- Россия
- русский
- шестнадцать
- газета
- карандаш
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Упражнение в написании слов с жи, ши. Развитие орфографических умений».
Поздоровайтесь с гостями. Садитесь. Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Послушайте логическое упражнение:
В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.
Определите, какая орфограмма чаще всего встречается в этом упражнении и сформулируйте тему урока.
Открыть название темы на доске.
Дети хором рассказывают стихотворение:
Знаем твердо ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
Ты попробуй, напиши:
Малыши, чижи, ежи.
Можно ошибиться.
Это надо всем запомнить,
Надо потрудиться.
Давайте поставим цели урока.
На доске слова:
узнать что-то новое;
повторить особенности звуков Ж и Ш;
закрепить умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ;
развивать орфографическую зоркость.
Молодцы, тема и цели сформулированы.
Сегодня на уроке мы отправимся в страну Орфографию в город Сочетаний. Перед нами карта. Мы находимся на Неграмотных землях. Чтобы их пересечь, нам надо расшифровать слово. Для этого поменяйте местами фигуры одинаковой формы.
Ответ: машина.
Повесить карточку со словом МАШИНА и рисунок.
На этой машине мы пересечём Неграмотные земли.
Как вы понимаете значение этого слова?
МАШИНА – это: 1) механическое устройство, совершающее полезную работу (швейная, паровая, вычислительная и др.);
2) то же, что автомобиль;
3) у спортсменов: мотоцикл, велосипед.
Расскажите про это слово.
Ответ: в этом слове три слога МА-ШИ-НА, ударение падает на второй слог, безударная гласная А – её надо запомнить, здесь есть сочетание ШИ.
Запишите слово МАШИНА и запомните его написание.
Догадайтесь, характеристику какого звука в слове МАШИНА мы будем давать? Не забудьте о теме урока.
Подберите однокоренные слова. (Устно)
Ответ: машинка, машинист, машинный и др.
Докажите, что эти слова однокоренные.
Ответ: одинаковый корень, имеют общее значение со словом машина.
Подведите итог этой части урока. (Познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш, закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)
Отметить галочкой реализованные цели.
Вот мы с вами пересекли Неграмотные земли и подъехали к границе страны. Дальше мы пойдем пешком. Ее величество Орфограмма пригласила нас посетить ее сказочный дворец. Но на нашем пути будут встречаться препятствия. Вы готовы к этому? Тогда – в путь. И вот первое препятствие – озеро. Когда мы выполним задание, на озере появится мостик, по которому мы сможем пройти.
Откройте учебники упр.163.
Посовещайтесь в парах и скажите, какое задание вы можете предложить к этому упражнению.
Ответ: найти сочетания ЖИ – ШИ, разделить слова на 2 группы в соответствии с орфограммой, составить предложения.
Мы выполним задание Маши и распределим слова в два столбика.
I вариант выписывает слова с сочетаниями ЖИ;
II вариант выписывает слова с сочетаниями ШИ.
- 2 человека работают на доске.
Добавьте свои слова.
Дополнительные вопросы к отвечающим у доски. (Дайте характеристику звуку Ж, Ш. Что такое орфограмма, как её подчеркивают?)
Взаимопроверка. Если все правильно, поставьте знак успеха, порадуйтесь за своего товарища.
Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ, развивали орфографическую зоркость.)
Отметить галочкой реализованные цели.
Молодцы! (На озере появляется мостик)
Фонограмма «голоса птиц», во время которой учитель произносит слова:
Теперь мы можем продолжить наше путешествие. Долго ли, коротко ли, мы шли и дошли до леса. А сколько звуков в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо перекликаются рябчики. Но очень трудно пройти через чащу – надо выполнить задание.
Послушайте и скажите, о каких животных идёт речь.
Учитель читает текст с карточки. Слабые ученики работают по другой карточке.
Они мало похожи на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уши. Вместо лап у них широкие ласты. Голова увенчана небольшими рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой жира. Это защита от стужи. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна причудливой формы. Эти красивые животные – жители равнин.
________________ живут в холодных морях.
________________ – самые высокие из живущих на Земле животных.
Итак, о каких животных идет речь? Не забывайте о теме урока.
Ответ: здесь говорится о моржах и жирафах.
Повесить картинки с изображением жирафа и моржа.
Да, здесь смешаны два текста. Возьмите карточки и восстановите их. Внизу написаны два предложения. Давайте вставим в них слова.
Ответ: Моржи живут в холодных морях. Жирафы – самые высокие из живущих на Земле животных.
Работа в группах: распределить предложения на два текста.
I вариант выписывает предложения о жирафах.
II вариант выписывает предложения о моржах.
Выберите внизу свое предложение, а затем выписывайте предложения из текста.
Проверка текстов.
Прочитайте текст с описанием моржей. Слушая его, найдите слово с сочетанием ШИ, в котором звуков больше, чем букв. (Широкие)
Прочитайте текст с описанием жирафов. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Шерсть)
Как вы понимаете слово УВЕНЧАНА? Что значит ПРИЧУДЛИВОЙ ФОРМЫ?
Карточки для слабых учеников.
Спиши слова. Выдели орфограмму
ЖИ – ШИ.
Шишки, лыжи, ужин, машина, шип, жилка, шить.
______________________________
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.
Молодцы. Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)
Отметить галочкой реализованные цели.
Раздвинуть ели, чтобы получилась тропинка. Фонограмма с голосами птиц.
Тропинка привела нас на лужайку. Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, безумолку стрекочут кузнечики, жужжат пчелы. Давайте отдохнем.
Как живем?
Как плывем?
Как бежим?
В даль глядим?
Ждем обед?
Машем вслед?
Ночью спим?
А шалим?
Дети говорят: «Вот так» и показывают движения.
Садитесь.
Продолжаем путешествие. Но горы встают на нашем пути, и мы по горам начинаем ползти. А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи. Что нам делать? Где-то здесь была пещера Буквоеда. А вот и он.
Повесить на доску рисунок.
Он может провести нас самой короткой тропинкой, но прежде нам надо разгадать его загадки.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте … (лыжи)
По полям бегут ручьи,
На дорогах … (лужи).
Скоро выйдут муравьи
После зимней … (стужи).
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши)
Составьте предложение, используя как можно больше слов-отгадок, и запишите его.
Прочитайте, какие предложения у вас получились. Чье предложение вам больше всего понравилось?
Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)
Отметить галочкой реализованные цели.
А вот и замок показался впереди. Осталось совсем чуть-чуть, и мы встретимся с ее величеством Орфограммой. Но посмотрите, кто не хочет пропустить нас во дворец? Да это же гном. Он забирает нас в свое подземелье. Выбраться сможет тот, кто справится с заданием.
Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий.
ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ.
УРОВЕНЬ 1
Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму ЖИ – ШИ.
Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … . Цветные … . Густые … .
Слова для справок:
еж – щ карандаш – х
мышь – п ландыш – и
камыш – а стриж – у
Какое слово у вас получилось? ПИЩУХА – это птица. Ее голос мы послушаем в группе продленного дня.
УРОВЕНЬ 2
Напиши ответы на вопросы. Выделите орфограмму ЖИ – ШИ.
Какие цветы расцветают в мае?
Что растет на соснах и елях?
Как называется дикая роза?
Прочитайте, какие предложения у вас получились.
УРОВЕНЬ 3
Замените выделенное слово близким по значению словом. Выделите орфограмму ЖИ – ШИ.
Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.
Прочитайте слова, которые вы вставили.
Молодцы! Вас приветствует ее величество Орфограмма и приглашает посмотреть королевство. А ее помощники расскажут нам на следующих уроках много нового о других буквосочетаниях.
Давайте подведем итог. Чему научились? Что узнали?
Ответ: мы познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш; закрепили умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ; развивали орфографическую зоркость.
Все ли цели выполнили? (Да)
Если вам было интересно на уроке, комфортно и вы все поняли, возьмите красный лучик.
Если вам нужно еще позаниматься – оранжевый.
Если вам нужна помощь – фиолетовый.
Учитель прикрепляет лучики на доску к замку.
Сегодня мы хорошо поработали. Посмотрите, как засиял дворец. Молодцы!
Д.з. Выберите себе то домашнее задание, какое вы хотите. Задания разной сложности.
Упр.164 с.101
Упр.164 с.101, составить предложения со всеми словами.
Упр.164 с.101, составить предложения со всеми словами, чтобы получился рассказ.
Resource id #918Предварительный просмотр:
Анализ урока.
Перед уроком.
- Вашему вниманию будет представлен урок русского языка во 2 классе. (Бунеевы)
- В классе 20 человек: из них 10 девочек и 10 мальчиков.
- Уровень обучаемости: высокий – 3 чел.
средний – 8 чел.
низкий – 9 чел.
- Уровень обученности по данному предмету:
Работают на репродуктивном уровне – 9 чел.
конструктивном уровне – 10 чел.
творческом уровне – 1 чел.
- Форма учебного занятия – урок.
- Тема урока «Упражнение в написании слов с ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений».
- Тип урока: закрепление знаний.
- Технологическая особенность:
- Используются методы:
– репродуктивный;
– объяснительно-иллюстративный;
– частично-поисковый;
– работа творческого характера.
- Средства обучения:
– доска;
– учебник;
– тетрадь;
– карточки с текстами;
– карточки для слабых учеников;
– разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
- Формы организации познавательной деятельности:
–коллективная;
– фронтальная;
– парная;
– групповая;
– индивидуальная.
- Цели урока:
– образовательные: развивать умения распознавать в словах шипящие звуки Ж и Ш и правильно обозначать на письме сочетание этих букв с гласной И;
– развивающие: развивать внимание, речь, память, мыслительные операции, творческие способности;
– воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
- Структура урока:
- Мотивация;
- Целеполагание;
- Подготовка к основному этапу занятия;
- Закрепление знаний и способов действий;
- Контроль и проверка знаний;
- Рефлексия;
- Информация о домашнем задании
После урока.
1. При изучении темы «Упражнение в написании слов с ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений» ученики должны знать соответствующую орфограмму;
уметь применять эти знания на практике.
2. Цели урока:
– образовательные: развивать умения распознавать в словах шипящие звуки Ж и Ш и правильно обозначать на письме сочетание этих букв с гласной И;
– развивающие: развивать внимание, речь, память, мыслительные операции, творческие способности;
– воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
3. Тип урока: закрепление знаний.
4. Структура урока:
- Мотивация;
- Целеполагание;
- Подготовка к основному этапу занятия;
- Закрепление знаний и способов действий;
- Контроль и проверка знаний;
- Рефлексия;
- Информация о домашнем задании
На этапе мотивации:
1. Задача: вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке.
2. Методы: частично – поисковый (логическое упражнение);
объяснительно – иллюстративный (стихотворение).
3. Форма работы: фронтальная.
4. Цель: побудить учащихся на положительный результат, на работу на уроке.
На этапе целеполагания:
1. Задача: формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.
2. Методы: репродуктивный (ответы на вопросы учителя).
3. Форма работы: фронтальная.
4. Цель: осознание целей урока и дальнейших действий учащимися.
На этапе подготовки к основной части урока:
1. Задача: актуализировать опорные знания и умения.
2. Методы: – частично-поисковый;
– объяснительно – иллюстративный.
3. Формы работы: – индивидуальная;
– фронтальная;
– коллективная.
4. Цель: вспомнить материал предыдущих уроков.
На этапе закрепления знаний и способов действий:
- Задачи: систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках;
развивать умения распознавать в словах шипящие звуки Ж и Ш и правильно обозначать на письме сочетание этих букв с гласной И.
2. Методы: – частично-поисковый;
– работа творческого характера.
3. Формы работы: – индивидуальная;
– фронтальная;
– парная;
– групповая.
4. Цель: создать условия для формирования умения писать слова с данной орфограммой.
На этапе контроля и самопроверки знаний (дифференцированный подход):
- Задача: – выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
- Методы: – частично - поисковый;
– работа творческого характера.
- Формы: – индивидуальная.
- Цель: – создать условия для применения полученных знаний при выполнении самостоятельной работы;
– формирование навыков самоконтроля;
– проверить уровень усвоения материала по данной теме.
На этапе подведения итогов урока:
- Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
- Метод: частично – поисковый.
- Формы: – индивидуальная;
– фронтальная.
- Цель: самосознание своей деятельности на уроке для достижения целей урока.
На этапе информации о домашнем задании (дифференцированный подход):
- Задача: объяснить выполнение домашнего задания.
- Метод: объяснительно-иллюстративный.
- Формы: фронтальная.
- Цель: дать инструкцию для успешного выполнения домашнего задания.
Считаю, что урок своей цели достиг, т.к. используемые игровые элементы создают положительный эмоциональный фон, способствуют развитию у детей интереса к уроку. Это подтвердили результаты самостоятельной работы.
Resource id #82
Предварительный просмотр:
Модель урока русского языка.
2 класс (1-4)
Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений».
Структура и дидактические задачи этапов урока.
№ п\п | Этапы урока | Дидактические задачи | Деятельность учащихся | Показатели реального результата |
1 | Мотивация. | Вызвать интерес учащихся, настроить на работу на уроке. | Включение в деятельность. | Полная готовность класса к уроку. Включение в деловой ритм. |
2 | Целеполагание. | Формирование у уча-щихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. | Определение темы и целей урока. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3 | Подготовка к основному этапу занятия. | Актуализировать опорные знания и умения. | Словарная работа. | |
4 | Закрепление знаний и спо-собов дейст-вий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Практическая работа на основе применения знаний в измененной ситуации. | Выполнение заданий, требующих примене-ния знаний в знакомой и измененной ситуации. |
5 | Контроль и проверка знаний. | Самостоятельное вы-полнение заданий, тре-бующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. | ||
6 | Рефлексия. | Дать анализ и оценку успешности достиже-ния цели. Мобилизация учащихся на рефлек-сию своего поведения. | Делают выводы по уроку. Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке. | Получение учащимися информации о реаль-ных результатах учения. Открытость учащихся в осмысле-нии своих действий и самооценке. |
7 | Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Запись домашнего задания. | Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Resource id #398
Предварительный просмотр:
Карта урока русского языка
Структура и дидактические задачи этапов урока.
Этап урока | Задачи | Методы и приемы | Форма работы | Цель |
Мотивация | 1) вызвать интерес учащихся, 2) настроить на работу на уроке. | Частично -поисковый (логическое упражне-ние, тема урока); Объяснительно -иллюстративный (стихотворение). | Фронтальная форма организации познавательной деятельности. | Побудить учащихся к положительному результату, на работу на уроке. |
Оформление доски. | ||||
Целеполагание | Формирование у учащихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. | Репродуктивный (ответы на вопросы учителя). | Фронтальная форма организации познавательной деятельности. | Осознание целей урока и дальнейших действий учащимися. |
Постановка вопросов учителем. | ||||
Подготовка к основному этапу занятия. | Актуализировать опорные знания и умения. | Частично-поисковый; объяснительно – иллюстративный. | Индивидуальная, фронтальная, коллективная формы организации познавательной деятельности. | Вспомнить материал предыдущих уроков. |
Словарное слово, учебник упр.163. | ||||
Закрепление знаний и способов действий. | Систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках; развивать умения распознавать в словах шипящие звуки Ж и Ш и правильно обозначать на письме сочетание этих букв с гласной И. | Частично-поисковый; работа творческого характера. | Индивидуальная, фронтальная, парная формы организации познавательной деятельности. | Создать условия для формирования умения писать слова с данной орфограммой. |
Карточки с текстами, карточки для слабых учеников. | ||||
Контроль и проверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. | Частично - поисковый; работа творческого характера. | Индивидуальная форма организации познавательной деятельности. | Создать условия для применения полученных знаний при выполнении самостоятельной работы; формирование навыков самоконтроля; проверить уровень усвоения материала по данной теме. |
Разноуровневые карточки для выполнения самостоятельной работы. | ||||
Рефлексия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели. | Частично-поисковый. | Индивидуальная, фронтальная формы организации познавательной деятельности. | Самосознание своей деятельности на уроке для достижения целей урока. |
Эмоционального настроения. | ||||
Информация о домашнем задании. | Объяснить выполнение домашнего задания. | Объяснительно - иллюстративный (инструкция по выполнению разноуровнего домашнего задания). | Фронтальная форма организации познавательной деятельности. | Дать инструкцию для успешного выполнения домашнего задания. |
Учебник. |
Resource id #250
Предварительный просмотр:
Проект урока.
1. Вашему вниманию будет представлен урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»; авторы учебника Бунеевы.
2. В классе 16 человек: из них 8 девочек и 8 мальчиков.
3. Уровень обучаемости: высокий – 3 человека (18,7%),
средний – 10 человек (62,5%),
низкий – 3 человека (18,7%).
4. Качество знаний учащихся составляет 9человек (56,3 %).
Уровень обученности – 14 человек (87,5 % ).
5. Работают на репродуктивном уровне – 2 человека (12,5 %);
конструктивном уровне – 12 человек (75 %);
творческом уровне – 2 человека (12,5 %).
6. Место урока в теме: раздел № 6. Всего 7 уроков. Номер урока 1.
7. Форма учебного занятия – урок–путешествие.
8. Тема урока «Написание слов с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением».
9. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
10. Технология урока:
по преобладающему методу – развивающее обучение;
по ориентации на личностные структуры – информационно (формирование ЗУН) – операционная (формирование способов умственных действий);
по характеру содержания образования – обучающая и воспитательная;
по типу управления познавательной деятельностью – система малых групп;
по отношению к ребенку – технология сотрудничества (организация деятельности каждого ученика, контроль за деятельностью каждого ученика, организация самоконтроля учащихся);
по категории обучающихся – массовая.
11. Общедидактическая цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
12. Используемые методы:
- Словесный (по С.И. Петровскому, Е.Я. Голанту);
- объяснительно – иллюстративный (по М.Н.Скаткину, И.Я. Лернеру);
- репродуктивный (по М.Н.Скаткину, И.Я. Лернеру);
- проблемное изложение (по М.Н.Скаткину, И.Я. Лернеру);
- частично – поисковый (по М.Н.Скаткину, И.Я. Лернеру).
13. Используемые средства обучения:
- наглядность;
- первоисточник;
- доска;
- учебник;
- тетрадь;
- раздаточный материал.
14. Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
15. Триединая дидактическая цель:
обучающий аспект:
(из области фонетики): - совершенствовать звуко-буквенный анализ слов и умение видеть несоответствие написания и произношения;
(из области орфографии): - освоить написание слов двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;
- формировать орфографическую зоркость;
(из области лексики): - работать над лексическим значением слов;
(из области морфемики): - совершенствовать умения находить части слова;
развивающий аспект: развивать интеллектуальные качества (слуховая память, внимание, логическое мышление, речь), творческие способности учащихся;
воспитательный аспект: воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, бережное отношение к ней.
16. Структура урока:
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся (подготовка к основному этапу).
3. Определение темы урока. Целеполагание.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний и способов действий (разноуровневые задания).
7. Подведение итогов занятия.
8. Информация о д/з, инструктаж по его(разноуровневые задания.
9. Рефлексия.
Resource id #574Предварительный просмотр:
Техника чтения. ____ триместр. ___класс.
Уровень техники чтения | 4 | ||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||
Уровень понимания | 4 | ||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||
Темп чтения | Более 95 сл. | ||||||||||||||||||||||||
4 кл. | 81-95 слов | ||||||||||||||||||||||||
71-80 слов | |||||||||||||||||||||||||
3 кл. | 61-70 слов | ||||||||||||||||||||||||
51-60 слов | |||||||||||||||||||||||||
2 кл. | 36-50 слов | ||||||||||||||||||||||||
26-35 слов | |||||||||||||||||||||||||
1 кл. | 21-25 слов | ||||||||||||||||||||||||
До 20 слов | |||||||||||||||||||||||||
Правильность чтения | ударение | ||||||||||||||||||||||||
повторы | |||||||||||||||||||||||||
искажения | |||||||||||||||||||||||||
добавления | |||||||||||||||||||||||||
перестановки | |||||||||||||||||||||||||
пропуски | |||||||||||||||||||||||||
замены | |||||||||||||||||||||||||
Способ чтения | Отдельные слова и группы слов | ||||||||||||||||||||||||
Плавное слоговое и отдельные слова | |||||||||||||||||||||||||
Плавное слоговое | |||||||||||||||||||||||||
Отрывистое слоговое | |||||||||||||||||||||||||
Побуквенное | |||||||||||||||||||||||||
Выразительность | |||||||||||||||||||||||||
Список класса |
| ||||||||||||||||||||||||
№П/П | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
20__-20__ учебный год.
Resource id #852