Мастер-класс "Веселые ложки"

Мастер-класс "Веселые ложки" . Описание поэтапной работы по развитию у детей чувства ритма и обучения игре на деревянных ложках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ

Мастер-класс

Зиновьева Вера Васильевна музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

поселок Троицкий Губкинского района, Белгородской области.

В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве  ударного инструмента. В русских печатных изданиях встречаются описания ложек и приемов игры на них. Самый доступный ударный инструмент – деревянные ложки  (2-5 ложек). Почти в каждом городе России есть ансамбль «ложкарей». Прикоснуться к экзотике в духе русской старины решили и мы. В нашем  детском саду есть  детский ансамбль ложкарей «Русский сувенир», который существует с 1999года.

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, ложки имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. Обучение детей игре на ложках проводится в игровой форме, но организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях и индивидуально (3-7минут), так и на кружковой работе.

Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы (1,5-3г). Знакомство с ложками проводится постепенно, усложняя задание от занятия к занятию. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой». Интерес к ложкам возникает при личном контакте ребенка с ними.  Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички клюют зернышки, постучать в  дверь теремка. При  этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2-3 приема игры на ложках: «прямые удары», игра ручками ложек и «щечками», зажатыми в кулачках. Желательно  создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки  ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма.

 Во второй младшей группе знакомим  детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняем, что извлекается звук ударом одной ложки о другую). Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Во-ва – 2 удара,  Ан-дрю-ша – 3 удара). Ударяя ручкой ложки о  «щечку» другой ложки, изображают, как капает дождь в песне «Дождик» р.н.п. (2 удара - «кап-кап»), а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек). Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата - рук. Итак, исполняя песенку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и,  только когда исполнение будет ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно отмечают 2-х частную форму музыкальной пьесы. Например, дидактическая игра «Пальчики и ручки» - тихое и громкое звучание (тихо - постукивают ручками ложек, громко – «щечками»). На данном примере дети учатся играть с изменением динамики.  Незаменимым методическим  пособием при обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры с использованием фланелеграфа. Вспоминаем и обыгрываем музыкально-дидактические игры хорошо знакомые по 1-й младшей группе. Постепенно усложняем их, и они приобретают новую форму, становятся подвижными играми или тренингами для рук. Например, «Наши ручки», «У кота-воркота» - дети учатся правильно реагировать на текст - движениями, а так же следовать своими действиями за ритмическими акцентами. Например, «Я на горку шла» р.н.м.  подпевать текст, подсказывающий способы игры на ложках: «Ложки бей, бей, бей. Ложки бей веселей. Щечкой ложечки ударь – и еще сильней» - такой метод работы воспитывает у детей логическое мышление, внимание.

 В средней группе  добавляются приемы игры на двух ложках: ручкой одной ложки стучать по «щечке» другой; стучать приемом «прямые удары» по ложкам соседа; прием игры «шофер».

Уделяется много внимания положению рук и одновременным ритмичным хлопкам – пропедевтическим тренировкам, так укрепляется исполнительский аппарат – руки. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют на ложках. Напевая песенку, дети исполняют ритмический аккомпанемент сначала одним приемом игры, например, «прямые удары» (отрабатываем ритмичную игру), затем вводятся другие приемы игры - «скользящие», «ручкой ложки о «щечку». Таким образом, создается интересный аккомпанемент.

Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук. Например, рассматривая иллюстрацию песенки «Я иду с флажками» Е.Тиличеевой, поем и хлопаем ритмический рисунок, подводим детей к выводу, что звуки бывают долгие и короткие. При сопоставлении долгих звуков - «прямые удары» и коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

С целью развития метрической пульсации у детей и расширения возможностей ручного инструментария используем метод - по показу педагога. В качестве физкультминуток выполняем метроритмические упражнения под музыкальное сопровождение, под собственное пение или речитатив. Песня «Паровоз» З.Компанейца: дети демонстрируют вокальное исполнительство в сочетании с собственными  метроритмическими движениями: притопы, хлопки, ритмичная ходьба,  танцевальные движения.  Под фоновое звучание русских народных мелодий, экспромтом играем метроритм пьесы знакомыми детям приемами игры на ложках. Такие  тренинги вырабатываем навыки у детей слышать и передавать в игре на ложках метрическую пульсацию  исполняемого произведения, ненавязчиво активизируют коллективную игру -  игру ансамблем. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках.

В старшей группе большинство детей не испытывают трудностей в коллективной игре на ложках, с такими детьми продолжаем обучение игре на ложках более углубленно в кружковой работе. Музыкальным руководителем разработана модифицированная программа  «Занятия с детьми в ансамбле ложкарей». Сначала проводим с детьми беседы об истории деревянной ложки, ее разновидности, показываем слайды и видеоклипы детских ансамблей ложкарей. Знакомим детей с определенными правилами  поведения в работе  ансамбля. Проводим работу по технике безопасности, по постановке рук (ложки держать одинаково на одном уровне) и организации общего внимания у детей, знакомим с дирижерским жестом.

В старшей группе обучаем детей следующим приемам игры на ложках: «прямые удары»,  «тремоло», «хлопок», «маятник»,  «литавры»,  «туки, туки» или «копытца»,  «солнышко», «шофер»,  «тик-так» или «скольжение». Все эти  приемы игры варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приемов игры на ложках начинается со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре  разными приемами имеют свою индивидуальную специфику, так как разминка позволяет подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений. Таким образом, вырабатываются определенные навыки исполнительских задач, согласовываются движения, закрепляются сенсорно-моторные ощущения. Хорошим помощником в обучении музыкальной грамоте и обучении игре на ложках являются музыкально-дидактические игры такие, как: «Прогулка», «Кто подошел к теремку?»,  «На бабушкином дворе», «Музыкальный поезд», «Лесенка», «Эхо». Используем карточки с ритмическими рисунками, потешки, дразнилки, просто словосочетания, песенки, предусмотренные «Программой». Мелодии этих песен строятся на одном-двух звуках, поэтому в пении детям не представляется особых трудностей, важно правильно передавать ритмический рисунок. Дети поют песенку, передают ее ритмический рисунок в хлопках и схематично выкладывают его на фланелеграфе, затем по схеме играют всеми приемами.  На знакомых упражнениях отрабатываем правильное звукоизвлечение   разными приемами игры на ложках и  запоминаем положение рук и ног, вырабатываются у детей реакция, внимание, ответственность.

Итак, от индивидуального и подгруппового исполнения простых песенок, прибауток, дразнилок мы постепенно переходим к более сложным заданиям – игре  аккомпанемента русских народных и  программных песен полным составом – ансамблем. В  игре  «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов: бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты своевременно по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру). Такие импровизации – собственное творчество  способствуют детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей  на концертах, утренниках, развлечениях.

 В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и  ставятся новые более сложные цели и задачи. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе с изучением музыкальной грамоты, знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения, с понятием партитура. Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Дети знакомятся с музыкальными терминами, понимают  дирижерский жест. Ведется работа по развитию слухового восприятия и музыкальной памяти, чувства ансамбля, прививаются любовь к русской народной музыке.  Применяются разнообразные методические приемы: слушание музыки, демонстрация иллюстраций, игрушек, работа с фланелеграфом, музыкально-дидактические игры, тренинги, мониторинги.

Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь»,  «лягушка» или «кастаньетки».Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально,  варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Разучивание  каждого приема игры начинаем с пропедевтической разминки,  упражнение выполняется с ложками только после развития до необходимого уровня координации и автоматизации движений  исполнительского аппарата. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания  исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков (форте – пиано, крещендо - диминуэндо), изменение последовательностей  ритмических рисунков,  с применением различных музыкальных и ударно-шумовых инструментов, комбинирование различных изменений (одновременно темпа и ритмического рисунка или динамики).  Уделяется особое внимание  импровизационной игре и  детским авторским сочинениям. Предлагаем детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями. Ребенок, проговаривая,  своим речевым аппаратом подкрепляет и координирует движения  рук, что помогает ему более быстро выработать необходимые навыки. Активизируют детей различные  упражнения – игры: «Кто быстрее»,  «Кто лучше сыграет», «Контрасты».  С приобретением необходимых навыков игры на ложках, дети задействуют для произведения ударов практически любую часть своего  тела  и товарища, а также создают дополнительные звучащие точки: ложки привязываются к рукам, ногам, закладываются за пояс.

Чтобы равномерно распределить нагрузку, исполнить произведение ритмично и красиво, надо правильно выбрать и проанализировать  музыкальный репертуар. Основные требования к репертуару – это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе музыкального произведения учитываем, как оно помогает решению воспитательских задач, расширению детских представлений, углублению чувств, что оно вносит в усвоение исполнительских навыков, и какова степень трудности его исполнения, отвечает ли оно интересам и потребностям детей.  Большое значение имеют особенности музыкального языка: небольшие музыкальные фразы, несложный ритм, умеренные темп и динамика. Подобрав репертуар для игры ансамблем, слушаем с детьми и внимательно анализируем.  Руководствуясь методическим пособием Н.А.Ветлугиной «Музыкальный букварь», для наглядности, большей доступности   и подсказки детям составлена  схема анализа музыкальных произведений. Дети с помощью схемы легко определяют,  какой звучал оркестр, инструменты, жанр, структуру строения (части или куплеты, музыкальные фразы и предложения) и прочие средства музыкальной выразительности. Такой глубокий анализ обеспечивает  взаимопонимание в работе над ритмическим аккомпанементом.  Отрабатываем игру по партиям, работаем индивидуально. Затем соединяем все партии и работаем над темпом, динамикой и ансамблем звучания произведения (добиваемся  сыгранности, выразительности исполнения, своевременного включения в игру, исполнения сольных партий).

 Дети знакомятся с разновидностями музыкальных оркестров, получают теоретические  знания об их составах, слушают их звучание, со звучанием русских народных инструментов. Знакомятся с предметами быта, которые народ использовал в качестве ударных  инструментов (коса, пила, рубель, ухват и т.д.). По возможности и по желанию дети  импровизируют на некоторых из них. Полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти детей, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.  Игра в ансамбле ложкарей формирует  у  детей потребность к самостоятельному мышлению и анализу, развивает творчество, побуждает их применять свои знания в самостоятельных видах деятельности в повседневной жизни, дети организуют концерты в кругу семьи. Последним этапом работы ансамбля – это выступление перед публикой: концерты, развлечения, родительские собрания, выездные концерты, конкурсы.  Естественно, при такой работе широко используется музыкальный фольклор, на его примере  привлекаем наших воспитанников к мысли о таких понятиях, как добро, дружба, любовь к природе, к малой родине, к России.

Список литературы

  1. Веретенников, И.И. Белгородские карагоды.-Белгород:Издательство Везелица, 1993.-114с.
  2. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России.-М., 1991. -126с.
  3. Жирова, О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем.-Белгород.,1998.
  4. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. -М.: Просвещение., 1990. -108с.
  5. Науменко, Г.М. Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть. –М., 1995. -186 с.

6.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;