Консультация для родителей детей раннего возраста.

Степанова Наталья Владимировна

Роль дидактических игр в развитие детей раннего возраста.

 

 

 

         Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребёнка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В.Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться  в развитии ребёнка, форсировать его «взросление».

         Следует отметить,  что  развитие  -  это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности  ребёнка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребёнка.

         Ведущий вид  деятельности и основа становления личности ребёнка до 3 лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей,  в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на развитие ребёнка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности  маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развивают мыслительные операции анализа, обобщения и др.

         Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.

        

Поэтому для ребёнка до 3 лет крайне необходимы игрушки.

  

         1.Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

         2.Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объёмные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и пр.).

         3.Игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

         4.Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.

         5.Игрушки сюжетные ( куколки, машинки, ёлочки, овощи, фрукты, предметы быта, животные ).

         При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время в магазинах).

         При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

         -посильность требований;

         -постепенность усложнения.

         Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

         Дорогие родители!

         Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооценённых занятий в мире. Мы надеемся, что вы будете для своего ребёнка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш безгранично верит вам и ждёт от вас только хорошего.

         «Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту»   Ж.Ж.Руссо.