Рабочие программы. Календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по литературе по программе А. Кутузова. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе В. Бабайцевой 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы  в 8 классе

№№

урока

Тема урока

Общее

кол-во часов по разделу

Кол-во часов по

теме

Цели урока

Домашнее задание

Дата

1 четверть  18 ч.

Литература и традиция

3

1

Литература и традиция.

1

Знакомство со структурой учебника; дать понятие о литературном процессе, о традиции и новаторстве.

Ответить на вопросы. Прочитать сказку. Нарисовать иллюстрации. Подготовить сообщения.

2

Фольклорные традиции в литературе. Сопоставление русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

1

Расширить понятие о традиции в содержании и форме литературного произведения.



Ответить на вопросы. Прочитать статью учебника. Прочитать «Атомную сказку» Ю.П.Кузнецова. нарисовать иллюстрации

3

Фольклорные традиции в литературе. Ю.П.Кузнецов «Атомная сказка».

1

Дать понятие о «вечной теме», анализ текста.


Написать свою современную сказку. Прочитать фрагменты «Повести временных лет»


Древнерусская литература

5

4-5

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».





2

Дать понятие о древнерусской литературе; начать знакомство с «Повестью временных лет»; выявить устно-легендарную, фольклорно-языческую традицию произведения.


Вопросы и задания учебника. Закончить творческую работу. Прочитать статью Д.С.Лихачева. Прочитать «Слово о полку Игореве»

6

«Слово о полку Игореве». История «Слова», сюжет, композиция, пейзаж.


1

Познакомиться с историей «Слова», показать историческую основу, рассмотреть сюжет, роль пейзажа.

Закончить композиционный план «Слова…». Составить характеристику героев

7

Герои «Слова о полку Игореве». Образ автора.


1

Работа над характеристикой героев; показать средства выражения авторской позиции в «Слове».

Определить роль эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Прочитать переводы «Слова…». Выразительное чтение.

8

Традиции «Слова о полку Игореве» в литературе.



1

Показать жизнь «Слова» в литературе 19-20 вв.

Написать творческую работу.

Духовная литература

2

9

Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха».


1

Дать представление о взаимовлиянии духовной литературы в Древней Руси

Написать сочинение.

10

Духовная литература. «Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к   превосходительной NN».

1

Расширить представление об особенностях духовной литературы в Древней Руси.


Прочитать статью. Выучить наизусть один из сонетов и подготовить комментарии.

Зарубежная литература

2

11

Жанр сонета в зарубежной литературе.


1

Познакомить с развитием жанра в зарубежной литературе

12

Урок внеклассного чтения «Сонет Серебряного века».


1

Показать, как развивается традиция жанра сонета на примере поэзии Серебряного века.

Прочитать статью. Ответить на вопросы.

Русская литература 18 века

12

13

Русская литература 18 века и её традиции

Показать развитие традиций  в литературе 18 века.


Прочитать комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль».

14

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Знакомство с комедией.


1

Знакомство с биографией Фонвизина, с комедией «Недоросль».

Подготовить чтение по ролям явл.3,4,6 действия 2.

15

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Речевая характеристика героев.

1

Показать значение речевых характеристик героев

Вопросы и задания учебника. Составить письменную характеристику «Жизненные принципы Стародума»

16

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии.


1

Показать традиции классицизма в комедии, новаторство Фонвизина-драматурга, особенности драматургического конфликта и композиции пьесы.

Прочитать статью, ответить на вопросы, выполнить задания

17

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Урок  - обсуждение: значение комедии для современников и последующих поколений.

1

Показать значение пьесы, её актуальность.


Задания по группам6 инсценировать одно из явлений комедии

18

Инсценировка фрагментов пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

Развивать творческие способности учеников, совершенствовать навыки выразительного чтения, углубить представление об особенностях драмы как рода литературы.

Выписать из текста комедии афоризмы

2 четверть  14 часов

19

Подготовка к сочинению по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».


1

Подготовиться к сочинению

Написать сочинение

20

Г.Р.Державин. Вехи жизни и творчества, «Осень во время осады Очакова».

Показать значение творчества Державина для русской литературы

Прочитать статью о Державине и о Суворове

21

Г.Р.Державин «Снегирь».

1

Показать особенности языка поэта, дать понятие о жанре оды.


Выразительное чтение стихотворения, выполнить задание творческого практикума





22


Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».


1

Дать представление о сентиментализме,  обозначить жизненный  и творческий путь Н.М.Карамзина, начать знакомство с повестью.

Повесть «Бедная Лиза». Вопросы и задания учебника.

23


Практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1

Развивать навыки анализа художественного текста, показать роль рассказчика в произведении.


Выполнить задания учебника

24

Библиотечный урок «Русская литература XVIII века»

1

Дать обзор выдающихся произведений русской литературы, рассказать об их авторах, познакомить с отдельными произведениями

Прочитать в учебнике статьи. Прочитать баллады В.А.Жуковского

Русская литература 19 века.

23

25

Романтизм как литературное направление.

1

Дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, конфликте.

Прочитать статью о Пушкине. Выразительное чтение стихотворения «Погасло дневное светило»

26

А.С.Пушкин «Братья разбойники» как романтическая поэма.

1

Начать знакомство с романтическим периодом творчества Пушкина.

Вопросы и задания учебника

27

А.С.Пушкин «Братья разбойники». Анализ поэмы.


1

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.


Прочитать статью «Реализм в литературе». Прочитать повесть «Станционный смотритель»

28

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».


1

Показать роль автора и рассказчика в повести, дать первоначальное представление о реализме как литературном течении.

Подготовиться к семинару.

29

Семинар «Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»».


1

Рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы.

Подготовиться к заданиям творческого практикума.

30

Творческий практикум. Рассказ, статья, сочинение в жанре эссе.



1

Показать особенности жанров рассказа, статьи, эссе,


Прочитать о Е.А.Баратынском. Выразительное чтение стихотворений.

31

Е.А.Баратынский «Водопад», «Чудный град порой сольётся…».


1

Дать представление о лирике Баратынского, показать особенность лирики Баратынского.


Анализ одного из стихотворений

32

Урок-практикум: «Анализ стихотворений»

1

Дать представление об интерпретации поэтического текста, совершенствовать навыки анализа текста

Прочитать о М.Ю.Лермонтове. Поэма «Мцыри»

3 четверть 20 часов

33

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Романтический конфликт. Образ главного героя.



1

Показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова.


Ответить на вопросы. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы.

34

Анализ сюжета и композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».


1

Показать своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова.


Поэма Д.Г.Байрона «Корсар»

35

Библиотечный урок. Дж. Г. Байрон «Корсар».


1

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Байрона.


Прочитать о Н.В.Гоголе. Повесть «Портрет»

36

Н.В.Гоголь «Портрет». Судьба художника Чарткова.

1

Анализ эпизодов 1-ой части.


Составить план повести. Ответить на вопросы.

37

Тема призвания художника и роли искусства в мире в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

1

Показать, как раскрывается автором тема произведения; обратить, внимание на особенности композиции повести

Прочитать книги, подготовиться к творческому практикуму.

38-39

Диспут «Роль искусства в современном обществе»

2

Прививать навыки участия в диспуте, развивать умения видеть актуальность произведений литературы, развивать умение вырабатывать самостоятельную точку зрения, умение ставить и обсуждать проблемы

Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…». Ответить на вопросы.

40

Мир природы и мир души в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…», «Ты волна моя морская…»

1

Кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева.

Показать развитие романтических традиций в русской лирике на примере стихотворений Тютчева.

Сравнить стихотворения. Выучить наизусть  стихотворение «Ты, волна моя морская…»

41

Подготовка к творческой работе: литературный отзыв.


1

Обучение письменному анализу стихотворения.


Закончить творческую работу. Прочитать рассказы И.С.Тургенева

42

И.С.Тургенев «Записки охотника». Понятие о русском национальном характере.

1

Кратко ознакомить с циклом рассказов Тургенева «Записки охотника»; углубить понятие о русском национальном характере.

Составить цитатный план рассказа «Бирюк». Подготовиться к семинару.

43

Урок-практикум «Средства создания образа в реалистическом произведении» (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)


1

Знакомство с рассказом «Бирюк»; анализ рассказа.


Выполнить задание творческого практикума. Написать рассказ-характеристику с неожиданным сюжетным поворотом.

44

Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье».


1

Знакомство с рассказом, беседа по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье».

Прочитать о Н.С.Лескове. Рассказ «Человек на часах»

45

Н.С.Лесков «Человек на часах».


1

Показать своеобразие русских реалистических традиций в творчестве Лескова, выявить роль художественных приёмов в произведении

Подобрать материал для сочинения.

46

Подготовка к сочинению по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

1

Обучение написанию сочинения-рассуждения, развитие творческих способностей учащихся

Составить план сочинения. Сделать наброски.

47

Творческий практикум. Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении»

1

Активизировать творческие способности учеников, развивать умение выполнять элементарные исследовательские работы

Прочитать статью учебника. Рассказ М.Горького «Макар Чудра»

Русская литература 20 века.

19

48

Литературные традиции в 20 веке. Особенности романтизма М.Горького.



1

Дать краткий обзор жизни и раннего творчества М.Горького, Расширить понятие о романтизме; рассказать о новаторстве М.Горького в развитии романтических традиций.

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника.

49

Анализ рассказа М.Горького «Макар Чудра».



1

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Подготовить сообщение. Прочитать рассказ А.И.Куприна «Гамбринус»

50

А.И.Куприн «Гамбринус».


1

Беглый обзор биографии и творчества А.И.Куприна; развивать навыки анализа текста.



Подготовиться к сочинению.

51

Творческий практикум. Обучение написанию эссе.


1

Активизировать творческие способности учеников.


Закончить эссе. Прочитать о Н.С.Гумилеве. Рассказ «Золотой рыцарь»

52

Н.С.Гумилёв «Золотой рыцарь».


1

Развивать представление о неоромантическом герое; выявить традиции баллады в рассказе.

Написать отзыв, рецензию или эссе. Подготовиться к библиотечному уроку.

4 четверть 16 часов

53-54

Библиотечные уроки «Судьба романтизма в 20 веке (на примере произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и А.С.Грина «Алые паруса»).

2

Рассказать о развитии романтических традиций в европейской литературе; дать понятие о притче и феерии; активизировать творческие способности учащихся.


Прочитать о А.П.Платонове. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

55

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире».


1

Познакомить учащихся с биографией писателя; показать развитие романтических и реалистических традиций в рассказе, раскрыть нравственный смысл рассказа.

Озаглавить части рассказа. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Рассказ «Неизвестный цветок»

56

Сопоставительная характеристика произведений А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и «Неизвестный цветок»

1

Развивать навыки сопоставительного анализа художественного текста

Прочитать о А.Т.Твардовском. Поэма «Василий Теркин».

57

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и её значение.

1

Кратко ознакомить с вехами жизненного и творческого пути; показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотреть особенности жанра и сюжета.

Прочитать статью в учебнике. Ответить на вопросы.

58

Урок-практикум «Характеристика героя поэмы А.Т.Твардовского Василий Тёркин».


1

Обобщить полученные знания о В.Тёркине, выявить роль автора в поэме.


Подготовиться к заданию творческого практикума.

59

Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.


1

Воспитывать патриотические и гуманистические чувства. Обучать выполнению письменных работ в жанре очерка. Развивать творческие способности учеников.

Прочитать о Н.М.Рубцове. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

60

«Есенинская» линия русской лирики 20 века. Лирика Н.М.Рубцова.


1

Кратко познакомить учеников с лирикой Рубцова, выявить есенинские традиции в лирике.

Прочитать о В.М.Шукшине. Рассказ «Дядя Ермолай». Выразительное чтение по ролям.

61

Проза 60-70-х годов. В.М.Шукшин «Дядя Ермолай».


1

Познакомить учеников с биографией и творчеством В.М.Шукшина; развивать навыки анализа текста.


Вопросы и задания учебника.

62

Народное понимание правды в рассказе В.М.Шукшина «Дядя Ермолай».


1

Помочь почувствовать пафос произведения; дать понятие об «открытом финале».


Написать эссе. Подготовиться к читательской конференции.

63-64

Читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в 21 веке».


2

Активизировать умение учеников самостоятельно анализировать литературные произведения

Выразительное чтение «Эпилога» и обращения Б.Зайцева.

65-67

Резерв

3

68

Рекомендации для летнего чтения

1

Рабочая программа по литературе для 8 класса

по учебнику-хрестоматии под ред. А. Г. Кутузова

(2 часа в неделю – 68 часов)

Пояснительная записка

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 8 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ, поэтому творческая группа сочла необходимым представить примерное тематическое планирование, составленное на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы (см. Стандарты). Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен  деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.

Поурочное планирование

  1. Введение. Литература и традиция.
  2. Фольклорные традиции в литературе.

«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

  1. Ю. П. Кузнецов, «Атомная сказка». Творческий практикум. Сочиняем сказку сами. Сопоставление героев литературных сказок с фольклорными.
  2. Древнерусская литература. Её традиции. «Повесть временных лет», «Откуда пошла Русская земля…»
  3. «Повесть временных лет». Церковь и просвещение.
  4. «Слово о полку Игореве». Историческая основа «Слова…». Патриотический пафос поэмы. Тема и идея.
  5. Композиция «Слова…». Образная система и художественные особенности языка. Авторская позиция и средства её выражения.
  6. Жизнь «Слова…» в литературе. Переводы и произведения по мотивам «Слова…».
  7. Духовная литература. «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…».
  8. Творческая мастерская. Историческая реальность и литературная традиция в духовных жанрах. Сравнительный анализ.
  9. Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Уильям Шекспир. Жанр сонета.
  10.  Библиотечный урок. Сопоставление сонетов разных авторов.
  11.  Русская литература XVIII века и её традиции.
  12.  Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Анализ I действия. Чтение и комментарий.
  13.  Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и комментарий. Анализ действий 2, 3.
  14.  Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Чтение и  комментарий 4, 5 д.
  15.  Итоговый урок по комедии. Традиции и новаторство. Особенности жанра.
  16.  Р/р. Классное контрольное сочинение по комедии «Недоросль».
  17.  Г. Ф. Державин – представитель классицизма, родоначальник русской философской лирики. «Осень во время осады Очакова», «Снегирь».
  18.  Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме, его основные  черты.
  19.  Повесть «Бедная Лиза», положившая начало новой традиции в русской литературе. Анализ повести.
  20.  Русская литература XVIII века. Литературный монтаж. Советы библиотеки.
  21.  Русская литература XIX века. Романтизм как литературное направление, его основные черты.
  22.  Творческая мастерская. Романтический герой остросюжетного фильма. Создание кинофрагментов.
  23.  А. С. Пушкин. Романтическая поэма «Братья разбойники».
  24.  А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» в русской литературе.
  25.  Р/р.  Проба пера. Эссе «Печальная участь «сущих мучеников четырнадцатого класса» в России».
  26.  Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется».
  27.  Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Печальная судьба юноши – монаха. Монолог – исповедь.
  28.  Образный строй языка.  Художественные особенности, черты романтизма.
  29.  Творческий практикум. Эссе на тему «Интересен ли Мцыри современному молодому человеку?»
  30.  Библиотечный урок. Д. Г. Байрон  «Корсар». Влияние Байрона на М. Ю. Лермонтова.
  31.  Н. В. Гоголь  «Портрет». Страшная судьба художника Чарткова.
  32.  Сочетание фантастики и реальности  в романтической повести. Вопрос о назначении искусства.
  33.  Советы библиотеки. «Призвание и судьба человека искусства». Урок-семинар.
  34.  Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя морская,…».
  35.   Анализ лирического произведения. Урок – практикум.
  36.  И. С. Тургенев. Реализм в литературе. Рассказ «Бирюк».
  37.  Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика.
  38.  Творческий практикум. Проба пера. Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или иных обстоятельствах с неожиданной стороны раскрылся характер героя».
  39.  Библиотечный урок. Ги де Мопассан «Ожерелье».
  40.  Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт в произведении.
  41.  Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести.
  42.  Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях».
  43.  Литература XX века. Традиции. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения.
  44.  Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика.
  45.  Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды).
  46.  А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки.
  47.  Антитеза «живого и неживого» в повестях Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе».
  48.  Творческий практикум. Эссе на тему «Жизнь коротка – искусство вечно».
  49.  Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь».
  50.  Библиотечный урок. «Зорко только сердце!». Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».
  51.  Вечные философские вопросы  в повести-сказке «Маленький принц».
  52.  А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта человека о счастье.
  53.  А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Тонкий душевный мир машиниста Мальцева.
  54.  Мир природы и мир людей у Платонова. Особенности прозы писателя.
  55.  А. Т. Твардовский. Военная тема в русской литературе.  «Василий Теркин». Избранные главы.
  56.  Собирательный образ бойца Теркина. Фольклорные и реалистические традиции в создании образа.
  57.  Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.
  58.  Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике.
  59.  Советы библиотеки. Поэты о малой родине. Поэтический вечер.
  60.  В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные вопросы русского человека.
  61.  Советы библиотеки. Рассказы Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение темы «маленького человека» в русской литературе.
  62.  Р/р. Сочинение «Тема маленького человека в русской литературе».
  63.  Творческий практикум. Литературное анкетирование. Проверка читательской квалификации учащихся.
  64.  Итоговая читательская конференция «Прогноз развития литературных традиций в XXI веке».
  65.  Рекомендация книг для летнего чтения.
  66.  Резервный урок.

 

Учебно – тематическое планирование

по литературе

Класс – 8

Учитель: Евсеева С.В.

Количество часов

Всего 68 часов: в неделю 2 часа.

Контроля :                         5 часов

Развития речи:                  10 часов

Внеклассного чтения:      6 часов

    Планирование составлено на основе программы по литературе (5 – 11) классы для общеобразовательных школ к учебному комплексу по литературе (5 – 11 классы) под редакцией А.Г.Кутузова, Москва, «Дрофа». Программа соответствует стандартам первого поколения для общеобразовательных школ.

Учебник « ЛИТЕРАТУРА» 8класс

    под редакцией А.Г.Кутузова. Учебник рекомендован Министерством образования РФ, включён в Федеральный перечень. Москва, «Дрофа», 2007 год

Дополнительная литература:

  1. Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова, 8 класс. Москва, «ВАКО», 2007
  2. Научно-методический журнал «Литература в школе» и др.
  3. Ресурсы сети Интернет



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3

Количество плановых уроков:

  1. по развитию речи: 25
  2. контрольных работ: 15

Планирование составлено на основе программы В.В.Бабайцевой, Москва, «Дрофа». 2009

Программа рекомендована Министерством образования и науки  РФ.

Учебники:

  1. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
  2. «Русский язык. Практика. 8 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
  3. «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.

          Учебники рекомендованы Министерством образования и науки  РФ.

Дополнительная литература:

  1. «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 8 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
  2. «Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. -9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007.
  3. «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

Основные цели:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,

- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обуславливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.

К концу 8 класса учащиеся должны уметь:

- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

- находить грамматическую основу предложения;

- различать основные типы сказуемого;

- различать виды второстепенных членов предложения;

- определять многозначные члены предложения;

- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

- правильно строить предложения  с однородными членами и обособленными членами;

- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

- правильно интонировать простые осложненные предложения;

- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

- составлять тезисные планы.

Прогнозирование результатов:

  1. получить успеваемость 100%;
  2. продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
  3. подготовить учащихся к изучению материала 9 класса по русскому языку.

Дата


п/п


Содержание

Кол-во

часов

по теме

Тип урока

Форма

урока

Виды контроля и обратной связи


Попутное повторение


Ключевые компетенции

РР

1

Функции русского языка в современном мире

1

РР

Комб.

урок

Лекция с элементами беседы

Фронт.опрос

Словосочетание, эпиграф, постановка тире в ПП

Знать: о функциях русского языка в современном мире.

Уметь: определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником.

Закрепление изученного в 5-7 классах  (6 ч + 3  ч )

РР

2

Текст. Основные признаки текста. Лексика

1

РР Закр. ЗУН

Практикум

Фронт.опрос

Виды орфрграмм

Знать: о тексте, его основных признаках, теоретический материал по лексике; о стилистическом аспекте речи.

Уметь: обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание.

3

Морфемика. Словообразование

1

Закр.

ЗУН

Практикум

Уплотн.опрос

Части речи

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

РР

4

Уметь говорить и слушать. Средства выразительности речи

1

РР Комб.

урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Основная мысль тексита, синонимичные предложения

Знать: о правильном говорении и слушании, о средствах выразительности речи.

Уметь: правильно говорить и слушать, находить в тексте средства выразительности речи, употреблять их в своей речи.

5

Орфография, Пунктуация

1

Закр.

ЗУН

Практикум

Уплотн.опрос

Причастный и деепричастный обороты, синонимы

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

6

Орфография, Пунктуация

1

Закр.

ЗУН

Практикум

Уплотн.опрос

ЗП при причастном и деепричастном оборотах, синонимы

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

7

Синтаксис. Пунктуация

1

Закр.

ЗУН

Практикум

Уплотн.опрос

Тип текста, части речи

Знать: теоретический материал по данным разделам.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике.

РР

8

Пишут всегда для кого-то. Письмо. Сочинение-описание с элементами рассуждения

1

РР

Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях письменного текста (письма), о правилах его написания либо об особенностях написания сочинения-описания с элементами рассуждения.

Уметь: писать сочинение данного типа.

К

9

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

10

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Урок коррекции знаний

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

Синтаксис и пунктуация (3 ч + 1 ч )

11

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи

1

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, части речи

Знать: о синтаксисе и пунктуации, о видах связи (сочинит-ной и подчинит-ной), о средствах связи, об основных единицах синтаксиса (с/с, предложении).

Уметь: определять вид и средства связи в словосочетании, предложении.

12

Способы подчинительной связи

1

Изучение н/м

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, части речи, морфемы, словосочетание

Знать: о способах подчинительной связи.

Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи.

13

Способы подчинительной связи

1

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Виды орфограмм, словосочетание

Знать: о способах подчинительной связи.

Уметь: определять способ подч.связи (согл., упр., прим.), составлять с/с с разными способами подч.связи.

РР

14

Что значит талантливый читатель?

1

РР Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Синонимы, диалог

Знать: о правильном чтении, о диалоге с автором, текстом.

Уметь: правильно читать текст.

Словосочетание ( 2 часа)

15

Основные виды словосочетаний

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: об основных видах с/с (подч., соч.), о группах с/с подлежащего и сказуемого.

Уметь: определять вид с/с, группу с/с, отличать с/с от ГО предложения.

16

Цельные словосочетания

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды пунктограмм, ГЧП, ВЧП

Знать: о цельных с/с, их единой синтаксической роли.

Уметь: находить цельные с/с в предложении, правильно определять их синтаксическую роль.

Предложение (1 ч + 1 ч )

17

Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Синт.средства выразительности, стиль текса, виды орфограмм, ОЧП

Знать: понятие о предложении, о строении предложения, о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь: определять строение предложения, отличать предложение от с/с, правильно строить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

РР18

Словесное рисование. Сочинение-описание по воображению

РР

Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм, идейный смысл тектса

Знать: о словесном рисовании как описании картин, образов при чтении худож-го произведения; об особенностях написания сочинения данного типа.

Уметь: «рисовать» словами; строить связное  монологическое письменное высказывание описательного характера.

Простое предложение ( 2 ч + 2 ч )

19

Основные виды простых предложений. Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм, тема текста, тип речи

Знать: основные виды ПП, о порядке слов в предложении при повествовании, при описании, о ЛУ в предложении.

Уметь: определять вид ПП, порядок слов в предложении в тексте-повествовании, описании, правильно расставлять ЛУ.

20

Повторим орфографию. Орфограммы в корне.

Закр.

ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Тип речи, морфемный анализ

Знать: условия выбора орфограммы в корне.

Уметь: применять данные знания на практике.

РР


21

Определение понятия. Сравнение

РР Комб.

урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Стиль речи, словосочетание

Знать: об определении понятия, о родовых и видовых понятиях, о стиле определений, о сравнении.

Уметь: определять родовые/видовые понятия, находить лексические средства сравнения.

РР


22

Обучающее изложение с элементами сочинения

РР Урок контроля

Изложение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях написания изложения с элементами сочинения.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста.


Главные члены предложения ( 8 ч + 1 ч )

23

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Строение предложения, инфинитив, виды орфограмм, тире между – и =.

Знать: о ГЧП, о подлежащем и способах его выражения.

Уметь: находить ГЧП, определять способ выражения подлежащего.

24

Сказуемое и его основные типы

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, редактирование

Знать: о сказуемом и его основных типах.

Уметь: находить сказуемое в предложении, определять его тип.

25

Простое глагольное сказуемое.

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды пунктограмм

Знать: о ПГС, его строении и особенностях.

Уметь: находить в предложении ПГС, определять его строение.

26

Составное глагольное сказуемое.

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды пунктограмм

Знать: о СГС, его строении и особенностях.

Уметь: находить в предложении СГС, определять его строение.

27

Составное именное сказуемое

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: о СИС, его строении и особенностях.

Уметь: находить в предложении СИС, определять его строение.

РР


28

Микротема. Микротекст. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания (у.67)

РР Урок контроля

Изложение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста по данному типу.

29

Тире между подлежащим и сказуемым.

Закр.

ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Виды орфограмм, сравнит.частицы, стиль речи, синонимы

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: применять данный т/м на практике.

К

30

Свободный диктант по разделу «Простое предложение» (у.138)

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях написания свободного диктанта,  теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

К

31

Контрольная работа. Зачет-тест по разделу «Простое предложение»

Урок контроля

Тест

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Второстепенные члены предложения (8 ч + 2 ч )

32

Второстепенные члены предложения

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, с/с, границы предложений, ГЧП

Знать: о ВЧП, их роли в предложении, о видах ВЧП.

Уметь: находить ВЧП в предложении, определять их содержательную и синтаксическую роль, определять вид ВЧП.

РР


33

Основные средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь

РР

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

ДиалогЮ типы и стили речи

Знать: о цепной и параллельной связях предложений в тексте, о частях предложения (данном и новом).

Уметь: находить данные средства связи в тексте, использовать данные виды связи в своих текстах.

34

Определение

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм, синонимы

Знать: об определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в тексте.

Уметь: находить определения в тексте, использовать их в своих текстах.

35

Приложение

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм, с/с

Знать: о приложении как особом виде определения, о ЗП при нем.

Уметь: находить приложения в тексте, оформлять их знаками препинания.

36

Дополнение

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Подлежащее, с/с

Знать: о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном дополнении.

Уметь: находить дополнения в предложении, определять вид дополнения.

РР


37

Синтаксические средства сравнения. Сказуемое с оттенком сравнения

РР

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

ГЧП, виды пунктограмм, синонимы, средства худож-ной выразит-сти

Знать: о синт.средствах сравнения, о ЗП при них, о сказуемом с оттенком сравнения.

Уметь: находить синт.средства сравнения в тексте, использовать их в своих текстах.

38

Основные виды обстоятельств

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, синонимы

Знать: об основных видах обстоятельств, их роли в предложении.

Уметь: находить обстоятельства в предложении, определяя их вид и роль в предложении; распространять предложения с помощью различных видов обстоятельств.

К


39

Подготовленный диктант по разделу «Второстепенные члены предложения» (у.178)

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

40

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Взаимопро-верка

Синонимы, с/с, морфемика

Знать: условия выбора орфограмм в приставках.

Уметь: применять данный т/м на практике.

К

41

Контрольный диктант по разделу «Второстепенные члены предложения»

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Односоставные предложения ( 6 ч + 2 ч )

42

Понятие об односоставных предложениях

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, ГЧП, простые и сложные пр-ния

Знать: об односоставных предложениях, их особенностях, видах.

Уметь: находить ОП, определять их вид.

РР


43

Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания (у.92)

РР Урок контроля

Изложение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа.

44

Определенно-личные предложения

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, двусост.пр-ния, сказуемое, части речи

Знать: об о/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить о/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять о/л предложения.

45

Неопределенно-личные предложения

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, ГЧП, ВЧП, части речи

Знать: об н/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить н/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять н/л предложения.

46

Безличные предложения

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Двусост.пр-ния, н-нн в прилаг-ных

Знать: об б/л предложениях, их особенностях.

Уметь: находить б/л предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять б/л предложения.

РР


47

Синтаксические средства сравнения. Сравнительный оборот. Приложение. Сочинение-миниатюра

РР Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Союзы, признаки текста, части речи

Знать: о синт.средствах сравнения, о сравнит.обороте, приложении, их роли в тексте.

Уметь: находить данные синт.средства сравнения в тексте, определяя их роль; использовать их в своих текстах.

48

Назывные предложения

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды определений (соглас./несоглас.), виды односост.пр-ний, ЗП конца пр-ния

Знать: о назывных предложениях, их особенностях.

Уметь: находить назывные предложения в тексте, отличая их от других видов односоставных предложений; составлять назывные предложения и использовать их в своих текстах.

К


49

Контрольная работа по разделу «Односоставные предложения»

Урок контроля

Контр.работа

Письм.опрос

Простые и сложные предложения

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Полные и неполные предложения (1 ч + 1 ч )

50

Особенности строения полных и неполных предложений

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Односоставные и двусоставные предложения, виды простых предложений

Знать: об особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях.

Уметь: находить неполные предложения в тексте, использовать их в своей речи.

РР


51

Заглавие как средство связи предложений в тексте. Сочинение-миниатюра повествовательного характера с элементами описания (у.112)

РР Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Жанр, родовидовые слова, средства языка и речи, родовое понятие, виды орфограмм и пунктограмм

Знать: о заглавии как средстве связи пр-ний в тексте, о заглавии как предложении, организующем текст, о композиционном стыке, о связи заглавия с содержанием. Уметь: определять роль заглавия в тексте, определять связь заглавия с содержанием, озаглавливать текст с учетом его содержания, тему и основную мысль текста; писать сочинение данного типа.

Осложненное предложение ( 8 ч + 2 ч )

52

Предложения с однородными членами

Комб.урок

Беседа, практикум

Уплотн.опросвзаимопро-верка

Виды орфограмм, стиль и тип речи

Знать: о предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с ОЧ.

Уметь: определять однородность/неоднородность ЧП, правильно расставлять ЗП при ОЧ.

53

Союзы при однородных членах предложения

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм

Знать: об употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной связи ОЧП.

Уметь: находить союзы при ОЧП, правильно использовать ЗП при союзной связи ОЧП.

РР


54

Подробное изложение повествовательного характера (у.120 РР)

РР Урок контроля

Изложение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста данного типа.

55

Обобщающие слова при ОЧП

Комб.урок

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм

Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них.

Уметь: находить обобщающие слова при ОЧП, правильно выделять их знаками препинания.

56

Однородные и неоднородные определения

Закр.

ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, тип и стиль речи

Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них.

Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.:

57

Однородные и неоднородные определения

Закр.

ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, тип и стиль речи

Знать: об однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в предложении, пунктуации при них.

Уметь находить однородные/неоднородные определения, правильно расставлять ЗП при них.:

К

58

Устный зачет по теме «Предложения с однородными членами»

Урок контроля

Зачет

Уплотн.опрос

Виды пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

59

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опросвзаимопро-верка

Части речи, орфоэпические нормы, ЛЗ слова

Знать: условия выбора в различных видах орфограмм в суффиксах слов.

Уметь: применять данные знания на практике.

РР

60

Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Сочинение-повествование с элементами описания

РР

 Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм

Знать: об особенностях написания сочинения данного типа.

Уметь: писать сочинение данного типа.

К

61

Контрольный диктант по разделу «Осложненные предложения»

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Предложения с обособленными членами ( 17 ч + 5 ч )

62

Понятие об обособлении

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, морфемный разбор

Знать: об обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП.

Уметь: находить обособления, определять их роль, правильно расставлять при них ЗП.

63

Обособление согласованных и несогласованных определений

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Интонация в предложении, НЕ с причастием, текстовые синонимы

Знать: об обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях..

Уметь: правильно расставлять ЗП при данных обособлениях.

РР64

Средства художественной выразительности. Подробное изложение повествовательного характера (у.140)

РР

 Урок контроля

Изложение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм, ГЧП

Знать: о средствах худож.выразительности; об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь:находить данные средства худож.выразит-сти в тексте, определять их роль, использовать в своем тексте, писать изложение данного типа.

К

65

Свободный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами»


Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

66

Обособление приложений

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Стиль и тип текста, причастный оборот

Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них.

Уметь: находить и обособлять приложения в предложении.

67

Обособление приложений

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Стиль и тип текста, причастный оборот

Знать: об обособлении приложений, о ЗП при них.

Уметь: находить и обособлять приложения в предложении.

РР

68

Обращение как средство связи предложений в тексте. Риторическое обращение

РР Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Тип речи, стиль текста

Знать: об обращении как средстве связи предложений в тексте, риторическом обращении и его роли в тексте.

Уметь: находить обращение в тексте, уместно использовать его в своей речи.

К

69

Подготовленный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами»

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

70

Обособление дополнений

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, с/с

Знать: об обособлении дополнений, о ЗП при них.

Уметь: находить обособленные дополнения, правильно выделяя их ЗП на письме.

71

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, члены предложения

Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий.

Уметь: находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия.

72

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, ВЧП, ГЧП

Знать: об условиях обособления ДО, одиночных деепричастий.

Уметь:  находить и правильно обособлять ДО, одиночные деепричастия.

РР

73

Композиционные формы сочинений. Киносценарий

РР Комб.урок

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Заглавие текста, рецензия, диалог, ремарка

Знать: о киносценарии как композиционной форме сочинения.

Уметь: писать свой киносценарий на основе анализа других.

74

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами


Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, стиль речи, ГЗ сущ-ных

Знать: об условиях обособления обстоятельств, выраженных сущ-ми с предлогами.

Уметь: находить и обособлять обст-ва, выраженные сущ-ми с предлогами.

75

Обособление уточняющих членов предложения

Изучение н/м

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды предложений по структуре, ОЧП, с/с

Знать: условия обособления УЧП.

Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП.

76

Обособление уточняющих членов предложения

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды предложений по структуре, ОЧП, с/с

Знать: условия обособления УЧП.

Уметь: находить в предложениях и обособлять на письме УЧП.

РР

77

Синтаксические средства выразительности речи. Парцелляция. Рассуждение на литературную тему (рецензия).

РР

 Урок контроля

Рецензия

Письм.опрос

ГЧП, ВЧП, структура предложения

Знать: о парцелляции как синт.средстве выразит-сти речи, об особенностях написания рецензии.

Уметь: находить в тексте парцеллят, писать рассуждение на литературную тему (рецензию).

К

78

Устный зачет по теме «Предложения с обособленными членами» (у.403)

РР

 Урок контроля

Зачет

Фронт.опрос

Фразеологизмы

Знать: т/м по данному разделу.

Уметь: применять данный т/м на практике.

79

Повторим орфографию

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Тип речи, морфемика, словообразование

Знать: условия выбора различных орфограмм.

Уметь: применять данные знания на практике.

К

80

Контрольное списывание (у.413)

РР

 Урок контроля

Контр.списывание

Письм.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: об особенностях выполнения работы данного типа.

Уметь: выполнять данный тип работы.

81

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них

Изучение н/м

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Синонимы, ГЧП, виды орфограмм, тема, основная мысль, тип и стиль  текста

Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них.

Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП.

82

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Синонимы, ГЧП, виды орфограмм, тема, основная мысль, тип и стиль  текста

Знать: о предложениях с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них.

Уметь: находить в предложениях вводные слова, словосочетания и предложения, оформлять их на письме с помощью ЗП.

РР

83

Сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть вежливым?» (у.430)


РР

 Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Виды орфограмм и пунктограмм, стиль текста

Знать: об особенностях написания сочинения данного типа.

Уметь: писать сочинение данного типа.

Предложения с обращениями (3 ч )

84

Предложения с обращениями

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

ГЧП, синонимы, тема, основная мысль и стиль текста

Знать: о предложениях с обращениями, ЗП при них, о роли обращений в предложении.

Уметь: находить обращения в предложении, правильно расставлять в них ЗП.

85

Пунктуация при обращении. Риторическое обращение

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Стиль текста, переносное значение слов

Знать: о пунктуации при обращении, о риторическом обращении и его роли в тексте.

Уметь: расставлять ЗП при обращении, находить в тексте риторическое обращение; использовать обращение в своей речи.

К

86

Контрольный диктант по разделу «Предложения с обособленными членами»

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

Слова-предложения ( 1 ч + 1 ч )

87

Особенности слов-предложений

Комб.урок

Беседа, практикум

Инд.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм, стиль речи, части речи

Знать: об особенностях слов-предложений.

Уметь: находить слова-предложения в тексте, определяя их особенности.

РР


88

Разновидность рассуждения-сравнение. Сочинение - сравнительная характеристика литературных героев (п.13 РР)

РР

 Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

Части слова, лексические понятия, части речи, односост.пр-ния, стили речи

Знать: о сравнении как разновидности рассуждения, о сравнительной характеристике литературных героев.

Уметь: писать сочинение данного типа.

Закрепление, обобщение и систематизация изученного в 8 классе (2 ч + 3 ч )

РР


89

Текст. Типы и стили текста            (Пр)

РР Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм, союзы, виды связи предложений в тексте

Знать: о тексте, его признаках, о типах и стилях текста.

Уметь: определять текст, его признаки, тип и стиль текста.

90

Орфография, пунктуация

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Прямая речь, цитата, тип, стиль речи

Знать: т/м по орфографии, пунктуации.

Уметь: применять данный т/м на практике.

91

Текст. Орфография. Пунктуация

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды пунктограмм, обращение, вводные слова, синонимы, тезис высказывания

Знать: т/м о тексте, т/м по орфографии, пунктуации.

Уметь: обобщать и применять на практике данный т/м, строить связное монологическое высказывание.

РР


92

Психологический портрет. Сочинение с обрамлением (п.14)

РР

 Урок контроля

Сочинение

Письм.опрос

ОЧП, виды СП, обособленные определения, приложения

Знать: о психологическом портрете в худож.произведениях, о сочинении -психологическом портрете с обрамлением.

Уметь: писать сочинение данного типа.

РР

93

Закрепление изученного по развитию речи

Обобщ.

повт.

Иследование

Фронт.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: т/м по развитию речи за 8 класс.

Уметь: применять данный т/м на практике.

Закрепление изученного по пунктуации ( 9 ч )

94

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах, при однородных членах с обобщающим словом

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос, взаимопроверка

Правописание НЕ с разными частями речи

Знать: о пунктуации, об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым, о пунктуации при ОЧП, при ОЧП с обобщающим словом.

Уметь: применять данные знания на практике.

95

Выделение запятыми обособленных согласованных определений. ЗП при обособленных приложениях

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Фронт.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: условия выделения ЗП обособленных согласованных определений, приложений.

Уметь: правильно выделять ЗП обособленные согласованные определения, приложения.

96

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Виды орфограмм, части речи

Знать: о постановке ЗП при обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Уметь: находить в предложении при обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, выделять их на письме ЗП.

97

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Инд.опрос

Правописание производных предлогов

Знать: о выделении запятыми обстоятельств, выраженных существительными с производными предлогами.

Уметь: находить в предложении обстоятельства данного типа, выделять их на письме запятыми.

98

Выделение запятыми уточняющих членов предложения, вводных слов, обращений

Закр.ЗУН

Беседа, практикум

Уплотн.опрос

Виды орфограмм, ОЧП, прямая речь, синонимы, неполные предложения, олицетворение

Знать: условия выделения ЗП УЧП, вводных слов, обращений.

Уметь: находить в предложениях УЧП, вводные слова, обращения, выделять их ЗП.

К

99

Проверочная работа по пунктуации

Урок контроля

Тест

Письм.опрос

Виды орфограмм

Знать: теоретический материал по пунктуации.

Уметь: применять данные знания на практике.

К

100

Годовой контрольный диктант

Урок контроля

Диктант

Письм.опрос

Виды орфограмм, пунктограмм

Знать: теоретический материал по русскому языку за 8 класс.

Уметь: применять данные знания на практике.

101

Резерв.

102

Резерв.