Моя страничка

Нигматуллина (Габдуллина) Альбина Сабаховна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.53 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.12 КБ
Файл slabye.docx31.35 КБ
Файл odarennye_deti.docx25.25 КБ
Microsoft Office document icon urok_prityazhatelnye_mestoimeniya_6_klass_2.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования учителя на 2016-2019 годы

Нигматуллиной Альбины Сабаховны

Цель  профессионального  развития

1. В течение учебного года продолжать изучать и использовать современные  технологии, методики  для  организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения  здоровья, повышения качества обучения  на адаптивном уроке.

2. Разработать рабочие  программы по предметам, программу по воспитанию, тестовые задания,  уроки (конспекты), внеклассные мероприятия.

3. Продолжить  практическую работу  по теме  «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка», определить ее влияние на результаты обучения, развития, здоровья учащихся, представить  практический материал в форме творческого отчета в методический кабинет.

Задачи:

  1. продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы.
  2. изучение психологических и возрастных особенностей школьников
  3. проведение  целенаправленной работы с одарёнными детьми
  4. создание условий:
  • для проявления творческих  способностей учащихся на уроках,
  • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
  1. разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ
  2. разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
  3. разработать и апробация программы  ОЭР по использованию ИКТ в учебно-воспитательной работе.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученностиучащихся, мотивации к изучению предмета,
  • разработка, апробирование  методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ,
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.

  1. Работа по теме самообразования.

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления

Где, когда, кем заслушивается

1. Разработка практического материала  по теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

2. Разработать учебные занятия   по творческой теме «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

3.Опыт работы по теме представить на МО учителей русского языка и литературы.

4.Закончить работу по данной теме в 2015-2019 уч.г.

Октябрь-ноябрь 2016 г.

Разработки уроков, методического материала

Заседание МО

  1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Изучение основополагающего документа

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования

В течение

2016-2017уч. года

Круглый

стол в рамках  

заседания МО

учителей русского языка и литературы. Участие в обсуждении.

Требования к результатам освоения ООП

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго

поколения

Изучение базового документа, необходимого для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и

пособий.

В течение 2016-2018 уч.

года

Требования к результатам освоения ООП

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Изучение изменённого содержания образования по предметам

В течение 2016-2017уч.года

Формирование УУД

1. Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметов

2. Система укрепления физического и духовного здоровья  обучающихся  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

В течение 2016-2019 уч.года

Аннотация к прочитанному материалу

3. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого учебно-воспитательного процесса

        

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Корректировка и уточнение рабочих

программ по учебным предметам.

Осень 2016-2017уч.года

Осень 2017-2018уч.года

Осень 2018-2019уч.года

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих

программ по предметам.

Приказ директора школы

Разработка для своего класса программы

развития и воспитания обучающихся

2016-2017уч.год

Программа развития и воспитания

обучающихся

Октябрь 2016 года

Заседание МО классных

руководителей при зам. директоре по УВР

Составление (выбор) комплексных

проверочных работ

В течение учебного года

Методические рекомендации по содержанию и проведению

комплексных проверочных работ

Заседание МО учителей русского языка и литературы в течение учебного года

Внедрение новой формы накопительной

оценки (портфель достижений учащихся)

В течение

 2016-2017 уч.г.

2017-2018  уч.г.

2018-2019 уч. г.

Портфель достижений обучающихся

Заседание МО учителей русского языка и литературы  «Реализация технологии  Портфель достижений вобразовательном

процессе  в условиях

введения ФГОС»

Выявление и отбор способов и средств формировании УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системызаданий и пр.)

В течение учебного

года

Методические разработки

Анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседаниях МО учителей русского языка и литературы

Разработка сценариев уроков в

соответствии с требованием ФГОС

В течение учебного

года

Размещение на персональном сайте.

4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема, задачи

Сроки

Форма представления опыта

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Выступление на заседании МО учителей

 «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Август 2018 года

Доклад с презентацией

МО учителей

Открытое внеурочное мероприятие  

Февраль 2018

МО учителей русского языка и литературы

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

Февраль

Сообщение

МО учителей начальных классов

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня

В течение года

Участие

МО учителей русского языка и литературы

Поддержание регулярно обновляемого сайта

В течение учебного года

5. Участие в системе школьной, районной методической работы

Школьное мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

Заседание МО учителей русского языка и литературы

В течение учебного года

методическая взаимопомощь,

представление опыта работы. (Выступление)

Дни науки

Март 2016 года

Подготовка обучающихся, педагогическое сопровождение участников конференции

Участие учеников в конференции

Предметные недели

В течение учебного года

Организационно-педагогические

мероприятия в рамках плана предметной недели

Подборка информационных ресурсов Интернета

В течение учебного года

Создание методической копилки учителя русского языка и литературы

 Участие во Всероссийском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»

В течение года

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы,

Тестирующие

Программы,

Методико-дидактические

 материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

В течение года

Проводить открытые уроки для коллег по работе

В течение года

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Темы курсов

Место прохождения курсов

Сроки

Форма отчёта о результатах подготовки (курсовые работы, рефераты, открытые уроки и др.)

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.

ИПКРО

Апрель 2016

Получение документа государственного образца



Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 6 класс.

Программа М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского.

Учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба

Тема раздела: Развитие речи..

Тема урока:  Описание помещения.

Цели:

Образовательная:  научить  выбирать языковые средства для  решения  речевых задач; совершенствовать говорение, чтение, письмо; анализировать высказывание с точки зрения соответствия увиденного и услышанного; научить рисовать словами, рассуждать и рассказывать;  познакомить с особенностями построения текста описательного характера; научить описывать помещение, его внутреннее пространство, характеризуя его обитателей,

Воспитательные:  привить любовь к языку; воспитать уверенность в собственном мнении; научить уважать традиции народа, культуру и любить свой родной язык; способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Вид урока: урок  развития речи.

Оборудование:

Мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация к уроку, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями (ТИО

Технологическая карта урока

Этап урока,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия ученика

I. Самоопределение к деятельности.

Лингвистическая разминка:

интерьер

каморка

трюмо

дощатый

кафтан

Вопросы и задания:

Переведите на татарский язык любое слово

На какие группы можно разделить эти слова?

Уберите лишнее слово.

Как вы думаете,  для чего нам понадобятся эти слова?

Работа в парах устно. Выполняют задания:

-исправляют ошибки в словах

-выписывают эти слова на доску

-проговаривают

-запоминают

-записывают по памяти

Проверяют по учебнику.

Дощатый-токталы, трюмо-кэзгэ,

-на две (исконно-русские и заимствованные)

-на три (исконно-русские, неологизмы и заимствованные)

-на две (интерьер, каморка, дощатый относятся к помещению, а кафтан – одежде)

Убирают слово «кафтан»

Чтобы описать помещение

Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация.

Выявляет уровень знаний по лексике,  необходимых для развития речи, описания помещения, интерьера. Определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на уроке.                

Какое слово заимствовано из французского языка и означает «внутренний». Этот термин используется в архитектуре и подразумевается внутреннее пространство здания.

Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. Формулируют задание. Групповая работа.

Самостоятельно работают в тетрадях. Слова записывают на доске (по одному слову).

Проверка ответов (коллективная).

Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор написания.

Интерьер

П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;  Р: контроль,  коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

III. Формулирование проблемы

Вы смогли сразу правильно определить это слово? В чем было затруднение?  Почему?

Найдите синоним этому слову

Фиксируют возникшее затруднение:

Причина – не всегда употребляется в речи это слово.

Обстановка, убранство

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Какова будет тема нашего урока?

Чему мы сегодня должны научиться?

Попробуйте среди этих картин найти интерьер

Это внутренне пространство или внешнее

Где вы встречались с понятиями описание помещения,  интерьер?

Что может интерьер сказать о хозяине помещения?

Формулируют вопросы.

Формулируют тему урока.

 

Описание помещения

Научимся описанию помещения;

Составлять текст;

Сопоставлять увиденное и услышанное;

Выразительно читать

На экране: пейзаж, натюрморт интерьер

Интерьер - это внутреннее пространство помещения, а пейзаж - внешнее.

У каждого из нас есть комнаты, где имеется интерьер.

В произведениях русских писателей есть описание интерьера (перечисляют).

В кабинете, где проходит наш урок,  тоже есть интерьер.

Если человек аккуратный, то интерьер красивый и уютный, если человек большой, то все предметы интерьера большие, если человек много читает, то везде книги.

.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

 Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Предлагает найти другие способы решения проблемы.

 Показывает образец по-другому.

I. Выполним упражнение 164:

1 группа находит заглавие текста; 2 группа определяет основную мысль;

3 группа – какие слова использует автор для раскрытия главной мысли.

II. Внимательно посмотрите еще раз на картину с изображением интерьера и напишите каждый на листочках одно слово из интерьера, переверните и размешайте.  Выложите их в три ряда по три  листочка.  1гр. открывают верхний ряд,  2 гр. средний ряд, 3 ряд -  по диагонали. Составьте описаний помещения на картине, используя эти слова.

Какие слова могут стать ключевыми для описания помещения?

Изучают эталон. Формулируют правило (групповая  работа), сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Записывают алгоритмы на листах (формат А3), прикрепляют магнитами к доске.

Выдвигают и обосновывают гипотезы.

Эталон №1

1гр. Каморка Герасима;

2 гр. Описание каморки   Герасима;

3 гр. Кровать, сундук, столик, стул.

Каждая группа  составляют   текст (5 предложений) – описание помещения, используя слова, которые открылись.

Стол, стул, окно, потолок, трюмо, картина…

П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Организует работу по проговариванию способа решения проблемы.

Для описания помещения, что мы должны увидеть?

Запишите на карточках:

1 группа: какие слова ассоциируются со словом:

пространство

2 группа: предмет

3 группа: цвет

Это может быть алгоритмом?

Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.

Решение задачи по алгоритму. Фронтальное проговаривание алгоритма

Для описания помещения мы должны обратить внимание на предметы, пространство и цвет

Передний план, задний план, просторно, уютно, чисто, слева, справа, светло, темно, большая, маленькая, сбоку, снизу…

Стол, стул, трюмо, кровать, потолок, стена, обои, цветы…

Белый, синий, темный, теплый, холодный, яркий, тусклый, черный…

Да, это может нам помочь написать сочинение-описание

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,

освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу самопроверку по эталону.

Напишите, что вы видите на  переднем плане картиы Т.Яблонской «Утро».

Выполняют самостоятельную работу по описанию помещения по картине Яблонской «Утро».

Эталон №2

Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Организует самостоятельное выполнение дифференцированных заданий по выбору.

Самостоятельно выполните упр. 166, проверьте по эталону, оцените работу соседа и поставьте оценки.

Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы. Если ученик не успел  выполнить задание «на 4» или «на 5» до конца, задание не учитывается.

Эталон №3

Р: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий),  прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

X. Рефлексия.

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Продолжи предложение:

1. Я сегодня научился…

2. Я узнал, что…

3. Мне понравилось…

4. Мне было трудно…

5. Я хочу сказать…

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

XI. Домашнее задание.

Задания для домашней работы: 1. Опишите свою комнату.

2. Выполните  упр. 167  из учебника.

3. Подготовьте словарный диктант по теме «Предметы нтерьера»



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 167 г. Казани

                                         План работы

со слабоуспевающими учащимися

на 2016-2017 учебный год

составитель: Нигматуллина Альбина Сабаховна

учитель русского языка и литературы

Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи: создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников; реализация разноуровнего обучения; изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Программа деятельности учителя-предметника

со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся;

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2016-2017 уч. год  

Мероприятия

Срок

1.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, СМО)

В течение учебного года.

4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

5.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

6. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

7. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Вид работы

Срок выполнения

Итог работы

   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

 

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса

В течение учебного года.

 

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

 

В течение учебного года.

Работа со слабоуспевающими  учащимися по русскому языку  

Нигматуллина Альбина Сабаховна

Учитель русского языка и литературы

Этапы урока

Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
  • Тщательно анализировать ошибки, допускаемые суворовцами в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок.
  • Контролировать усвоение материала  учащихся , пропустившими предыдущие уроки.
  • По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий,  правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению.

При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности  учащихся.

  • Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы,
  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими   учащимися      основных элементов излагаемого или изучаемого материала .
  • Стимулировать вопросы со стороны обучаемых, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • Применять разнообразные средства поддержания интереса  учащихся  к усвоению знаний, умений и навыков.
  • Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся    на уроке

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы.
  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.
  • Чаще применять проблемные задания    для самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы  учащихся    в часы самоподготовки

  • Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы.
  • Систематически давать задания по работе над типичными ошибками.
  • Четко инструктировать учащихся    (особенно слабоуспевающих) о порядке выполнения самостоятельных работ.
  • Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями.
  • Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих     и выполнение определенных заданий.
  • Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы.
  • В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения.

                                Действия   учителя со слабоуспевающими

Учащимися    на достижение успеха в учебе.

Общая стратегия

Методы

Изменить методы обучения

  • Использовать конкретные учебные материалы.
  • Разнообразить методы обучения

Обеспечить дополнительные занятия

  • Дополнительная помощь от учителя.
  • Помощь одноклассников   (консультантов).

Воодушевлять и поддерживать

  • Высказывать одобрения, комплименты, поддержки., стремящихся улучшать успеваемоемость.

Формировать уверенность в себе

  • Акцентировать улучшения в учебе.
  • Отмечать привнесенный вклад.
  • Мотивировать на учебу
  • Демонстрировать свою веру в успех.
  • Признавать трудность задач.
  • Ограничивать время выполнения задачи.

Напоминать прошлые успехи

  • Анализировать прошлые успехи.
  • Разрешать повторять прошлый успех.

Признавать достижения

  • Одобрение вслух.
  • Одобрительные записи в «кляузник».
  • Поощрительные оценки, призы …
  • Предоставление учебных льгот.

Поощрять  учащихся.

  • Приглашать учащихся в качестве консультанта  к учащимся  младших классов.
  • Ставить в пример

. Некоторые рекомендации  по работе со слабоуспевающими

Контролировать:

  • наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
  • наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.

Требовать:

  • проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;
  • обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями  учителя.
  • обязательного чтения изучаемого художественного произведения;
  • выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;
  • посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.

Оказывать помощь:

  • в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
  • в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания   учащимися   учебного материала.

Работа  ученика   по заданию учителя

Русский язык

1. Выполнение заданий на самоподготовке

а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта.

б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием.

а)  Выборочный опрос.

б) Прове0рить наличие выполненного упражнения в тетради.

2.Пятиминутки русского языка

Записать и выучить слова.

а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов

б) Выборочный опрос.

в) Проверка наличия записанных слов.

3. Работа над ошибками

Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями  учителя.

Проверить наличие работы над ошибками.

4. Индивидуальные задания

После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …).

а) Выборочный опрос по указанному материалу.

б) Проверить наличие выполненного задания.

5. Каникулярные задания

а) Выучить указанный учителем теоретический материал.

б) Выполнить указанные упражнения.

а) Выборочный опрос по теории.

б) Проверить наличие выполненного задания.

6. Дополнительные занятия

а) Задать вопросы по непонятному материалу.

б) После объяснения  учителя выполнить указанное задание.

Контролировать посещение занятий слабоуспевающими   учащимися

Литература

1. Выполнение занятий на самоподготовке

а) Прочитать указанные произведения или эпизоды.

а) Выборочный опрос на знание текста произведения.

б) Проверка наличия выполненного задания.

План работы со слабоуспевающими учащимися

 по русскому языку

Мероприятие

Сроки

Отметка о выполнении

Анализ итогов краевых тренировочно-диагностических работ.

После написания работы

Информирование родителей об итогах успеваемости учащихся.

Постоянно

Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе)

Январь – май

Ведение диагностических карт (мониторинг выполнения заданий каждым учеником по краевым тренировочно-диагностическим, самостоятельным и другим работам)

Декабрь – май

Работа  по листам самоконтроля  

Постоянно

Проведение дополнительных занятий (по отдельному графику)

1 раз в неделю

Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня)

Постоянно  

Индивидуальные консультации, занятия

Постоянно  

Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся.

Постоянно  

Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы

До 28 числа каждого месяца

Учитель русского языка                                      Нигматуллина А.С.



Предварительный просмотр:

                               План работы с сильными детьми

                                       на 2016-2017 учебный год

Введение

  Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим  направлениям:

1)      Вовлечение детей в деятельность по интересам;

2)     Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

3)      Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;

4)      Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

5)      Развитие умений самостоятельно работать;

6)     Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;

7)      Обучение творческим методам работы.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя  и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную  деятельность как единый процесс, направленный  на развитие  творческих, познавательных способностей  учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

  2 этап – диагностический  (5-9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

            Содержание работы  с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать  учащихся  на непрерывное обучение, процесс  познания должен быть для таких детей самоценным.

              На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к  самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

              На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штормы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.

              Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся  и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началам – игра.

Критерии выявления одаренности:

1)      активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2)      наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений, навыков;

3)      систематическое самообразование;

4)      креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах).

Цель  работы с одаренными детьми:

    1. Выявление одаренных детей.

   2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся , а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Формы работы с одаренными учащимися

   групповые занятия с сильными учащимися;

   кружки по интересам;

   конкурсы;

   интеллектуальный марафон;

           участие в олимпиадах;

   работа по индивидуальным планам.

Работа в 6-7 классах организована в виде конкурсов, игр, соревнований, олимпиад.

( группа из 13 человек)

Наименование мероприятий

Сроки

Решение орфографических задач задач

сентябрь

Игра «Лишнее слово»

октябрь

Конкурс эрудитов

ноябрь

Олимпиада

декабрь

Решение лингвистических  задач

январь

Лингвистическая  игротека

февраль

Решение лексических  задач

март

Решение орфоэпических  задач

апрель

Работа с текстом

май

Список учащихся 6- 7 класса:

  1. Галеев Артур
  2. Гарафиева Зиля
  3. Гарипова Анна
  4. Рузанова Камилла
  5. Газина Исламия
  6. Калининская Софья
  7. Салахова Азалия
  8. Саттарова Алина
  9. Шакирова Карина
  10. Мухаметзянова Алина
  11. Монахова Зарина
  12. Мирзатаева Софья
  13. Мухаметгалиева Яна

                                       План работы с сильными детьми

Введение

  Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим  направлениям:

1)      Вовлечение детей в деятельность по интересам;

2)     Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

3)      Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;

4)      Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

5)      Развитие умений самостоятельно работать;

6)     Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;

7)      Обучение творческим методам работы.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 1 этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической, вокальной и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя  и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную  деятельность как единый процесс, направленный  на развитие  творческих, познавательных способностей  учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

  2 этап – диагностический  (5-9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

            Содержание работы  с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать  учащихся  на непрерывное обучение, процесс  познания должен быть для таких детей самоценным.

              На втором этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к  самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

              На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, мозговые штормы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.

              Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся  и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциям системы являются обучение и воспитание, а организующим началам – игра.

Критерии выявления одаренности:

1)      активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2)      наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений, навыков;

3)      систематическое самообразование;

4)      креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах).

Цель  работы с одаренными детьми:

    1. Выявление одаренных детей.

   2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся , а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Формы работы с одаренными учащимися

   групповые занятия с сильными учащимися;

   кружки по интересам;

   конкурсы;

   интеллектуальный марафон;

           участие в олимпиадах;

   работа по индивидуальным планам.

Работа в 9 классе организована в виде решения задач повышенной трудности, исследовательских работ, олимпиад, конкурсов.

Наименование мероприятий

Сроки

Количество часов

Ответственные

Решение задач повышенной трудности.

сентябрь

2

учитель математики

Решение задач повышенной трудности.

октябрь

2

учитель математики

Олимпиада

ноябрь

1

учитель математики

Решение задач повышенной трудности.

декабрь

3

учитель математики

Игра «Счастливый случай»

январь

1

учитель математики

Математическая игротека

февраль

1

учитель математики

Исследовательская работа

март

учитель математики

Решение задач повышенной трудности.

апрель

3

учитель математики

Решение задач ЕГЭ

май

3

учитель математики

Список учащихся 9 класса:

Терентьев А.

Аваков А.

Кохнурова М.

Александрова И.

Николаева А.

Малькова М.

Иванова К.

Прокопьева А.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

«Притяжательные местоимения»

Тема урокаПритяжательные местоимения

Тип урока:  «открытие новых знаний»

Цели урока:

- Формирование:

а) Ученик получит  представления о притяжательном местоимении;

б) Ученик научится  отличать притяжательные местоимения от притяжательных прилагательных в устной и письменной речи;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Быстровой…

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: умение работать в коллективе, уважительное отношение к мнению других;

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

Познавательные: самостоятельный поиск информации, нужной для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

 (Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и скажите: “Спасибо, что ты рядом!”

Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока.

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

На доске: Я, ты, он, она – вместе целая страна.  (предложение из упр. домашней работы)

Учитель. К какому разряду относятся местоимения Я,ТЫ,ОН,ОНА

Ученик. Эти местоимения относятся к разряду личных местоимений.

Учитель. Что называется местоимением?

Ученик. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Учитель. Какие разряды местоимений вы знаете?

Ученик. Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные,

III. Создание проблемной ситуации.  

 1.Работа по теме урока.

 Учитель. На доске записаны словосочетания в два столбика, определите в каком столбике имена прилагательные, а в каком- местоимения? Определите и запишите в тетрадь.

Папина шляпа                моя шляпа

Волчий хвост                 твоя коса

Воронье гнездо              наш дом

Ученики работают со словосочетаниями, определяют местоимения, записывают в тетради,  объясняют свой выбор:

Ученик. В первом столбике словосочетания с притяжательными прилагательными, которые указывают на принадлежность предмета определенному лицу,  определить это можно вопросом:   шляпа чья? – папина,  хвост чей?- волчий,  гнездо чье?- воронье.

Учитель. А какой вопрос можно задать к местоимениям  МОЯ, ТВОЯ, НАШ?

Ученик. К этим местоимениям  тоже можно задать вопросы ЧЬЯ?, ЧЕЙ? Следовательно, шляпа ЧЬЯ? – моя, коса ЧЬЯ?- твоя, дом ЧЕЙ? - наш.

Учитель. А что обозначают эти местоимения?

Ученик. Местоимения МОЯ, ТВОЯ, НАШ как и притяжательные имена прилагательные  обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу и отвечают на вопросы ЧЬЯ?, ЧЕЙ?,ЧЬИ?

Учитель. Правильно. Они склоняются, как и имена прилагательные.

 А как можно назвать эти местоимения?

Ученик. Эти местоимения, как и прилагательные можно назвать притяжательными.

Учитель. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Ученик. Притяжательные местоимения.

Учитель. Правильно, ребята. Запишите тему нашего урока в тетрадях. (Учащиеся записывают тему урока)

Учитель. Скажите,  на какие вопросы могут отвечать притяжательные местоимения и что они обозначают?

Ученик. Чей? Чья?  Чьё? Чьи? Притяжательные местоимения указывают на того, кому принадлежит предмет.

Учитель. Давайте сравним наш ответ с теоретическим материалом нашего учебника.

Ученики читают теоретический материал из учебника:

  1. Притяжательные местоимения  указывают на  лицо, которому принадлежит предмет

МОЙ, НАШ- 1-му; ТВОЙ,  ВАШ – 2-му; СВОЙ- всем трем лицам.

  Притяжательные   местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё ?чьи? и изменяются как прилагательные: по родам, числам, и падежам.

В предложении притяжательные местоимения являются определениями: Это (чей?) мой друг.

Учитель. Прочитайте отрывок из рассказа «Бобик в гостях у Барбоса» упражнения 22.

Ученики выполняют упр. 22. Проверяют по эталону на экране

и  проговаривают хором:  «МОЯ, МОИ, МОЙ, МОЁ – притяжательные местоимения».

«Эталон проверки упр.22. МОЯ, МОИ, МОЙ, МОЁ - притяжательные местоимения».

Работа с таблицей №1.

Учитель. Личные местоимения  в форме Р.П., 3 лица  ЕГО, ЕЕ, ИХ   и   формы притяжательных местоимений очень могут быть похожи между собой.  Попытайтесь отличить  личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ от притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ.

Учитель. Работаем в парах.

Посоветуйтесь и допишите к местоимениям вопросы.

                 В пустую строку впишите разряд местоимений.

______________________

местоимения

_____________________

местоимения

Я встретил (,,,?)  его                    

Я позвал (,,,?)его

Мы ждали (,,,?)их

Я встретил (,,,?) его брата

Я позвал (,,,?) его сестру

Мы ждали (,,,?) их друзей

- Сверьте свои результаты с эталоном:

Личные  

местоимения

Притяжательные  

местоимения

Я встретил (кого?) её                  

Я позвал (кого?) его

Мы ждали (кого?) их

Я встретил (чьего?) её брата

Я позвал (чью?) его сестру

Мы ждали (чьих?) их друзей

Учитель. Чьи результаты совпали с эталоном полностью, поднимите зеленые сигнальные карточки.

Чьи результаты совпали частично – желтые сигнальные карточки. Что вызвало у вас затруднения?

Ученик. В обеих колонках одинаковые местоимения. Различаются вопросы к местоимениям.

IV.Выявление места и причины затруднения

  На экране:  Я спросил его и его друга о празднике в школе. Но их не было на этом празднике. Их причина отсутствия была уважительной.

Учитель.  Ребята, внимательно посмотрите на предложения. Попробуйте определить, какими членами предложения являются выделенные курсивом местоимения.

Ученик. 1.Спросил кого? – ЕГО - это личное  местоимение и является дополнением; друг чей? ЕГО - это притяжательное  местоимение и является определением.

  1. Не было кого? Их - это личное местоимение и является дополнением.
  2. Причина чья? Их - это притяжательное местоимение и является определением.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Ученик.  Притяжательные местоимения в предложении являются определением.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Правильно. Предлагаю вам прочитать теоретический материал  учебника на стр.21 и составить алгоритм применения данного правила (заполнить таблицу,  которая   у каждого на столе):

Ученики читают материал из учебника:  II. В значении притяжательных местоимений могут употребляться личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа- ЕГО, ЕЕ, ИХ. Сравните:  встретил (кого?) его (ее, их)- личные; (чья?) его (ее, их) книга-  притяжательные.

        Местоимение ЕГО, ЕЕ, ИХ в значении притяжательных не изменяются по падежам. В предложении они являются определениями и обычно стоят перед существительными.

Учитель. Ребята, попробуйте определить отличия между личными и притяжательными местоимениями.

 4.Работа в группах. Ученики заполняют таблицу №2:

                     Отличие притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ от личных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ  

Личное местоимение

Притяжательное местоимение  

1.

1.

2.

2.

3.

3.

ЭТАЛОН  алгоритма

Личное местоимение

Притяжательное местоимение  

1.Отвечают на вопросы косвенных падежей.

Спросил кого? – ЕГО

Навестил (кого?) его в больнице.

1.Отвечают на вопросы «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».

Друга чьего? -  ЕГО

Навестил (чью?) его бабушку.

2.В предложении является дополнением.

2. В предложении является определением

3.Если добавить предлог, появляется начальная буква Н.

Спросил его.

Спросил у него.

3.С тем же предлогом форма местоимения не меняется.

Спросил его друга.

Спросил у его друга.

Учитель. Попрошу вас устно выполнить в группах   упр.26 и прокомментировать свои ответы.

1 группа выписывают словосочетания с личным местоимением,

 2 группа – с притяжательными местоимениями.

Проверьте правильность выполнения по эталону.

Эталон проверки упр. 26

Словосочетания с личным местоимением

Словосочетания с притяжательным местоимением

Увидел его

 Его друзей

Смотрю на него

Его друзей

Встретил её

Её чемодан

Бывал у них

Их фотографии

Учитель. Какой вывод можно сделать.

Ученик.  В первой колонке местоимения обозначают лицо . Во второй колонке  - принадлежность.

 Работа с рубрикой «Говорим правильно.

Учитель. Притяжательные местоимения вызывают трудности в употреблении, следовательно, на стр. 24  есть рекомендации, прочитайте их.

Ученики читают рубрику «Говорим правильно».

ПРАВИЛЬНО:  ИХ, ЕЕ, ЕГО  (дом, книга, дело, вещи)

НЕПРАВИЛЬНО: ихний,  ихняя, ихнее, ихние  // ейный, ейная, ейный

VI Реализация проекта

Творческое задание.

Выполнение упр. 23

Учитель. Представьте, что к вам в гости приехали друзья, которые никогда не были в вашем городе. С какими местными достопримечательностями вы их познакомите? Что им покажете? Напишите об этом, используя притяжательные местоимения наш, наша, наше, наши, мое, мой. Укажите падежные формы, в которых вы употребите эти местоимения.

 Используя притяжательные местоимения ваш, ваша, ваше, ваши в разных падежных формах, составьте и запишите вопросы, которые обычно задают гости  города  его жителям.

Ученики выполняют задание, учитель осуществляет контроль.

Примерный ответ:   В городе Казани, в котором прошло МОЕ детство, очень много достопримечательностей. НАШИ гости  восхищаются красотой  мечети  Кул- Шариф,  а башня Суюмбике удивляет  СВОЕЙ  необычностью и  оригинальностью. Любимой НАШЕЙ улицей является  улица Баумана. Там всегда много народу. Гости НАШЕГО города там покупают сувениры, памятные вещи или просто проводят СВОЕ время.

VII. Осуществление коррекции.

Вставьте пропущенные местоимения.

Текст на экране:

 Некоторые народные праздники, отмечаемые в России, восходят к эпохе язычества. К ним относится и Масленица. У древних славян этот многодневный праздник знаменовал проводы зимы. С принятием христианства он стал предварять Великий пост и зависеть от 1… сроков.  

          Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли 2…  «весёлой», «обжорной», «разорительницей»

           Любили наши предки в масленичные дни  театральные  представления. В сотнях больших деревянных балаганов давали представления во главе с Петрушкой, который бывал  одет в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в  сапожки и колпак на голове. Непременными деталями  3 внешнего вида были  горб и  длинный горбатый нос.

            Отголоском языческой старины считают  чучело Масленицы, сооруженное из соломы и одетое в женское платье. “Сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом становилась самая красивая девушка, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный поезд: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу в  4последнем пути. В воскресенье “сударыня Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами:  “Гори, блины, гори,  Масленица!” Блинами как бы хоронили Масленицу, принося  5…   в жертву (блины бросали в костёр  как символ будущего плодородия).            

             Отмечали праздник зимы, чтобы поблагодарить  6.  за всё хорошее, что она дала, но в то же время стужу уже гнали прочь, ждали весну, 7…  прихода.

Сверка с эталоном

1

2

3

4

5

6

7

его

Её

его

его

ей

её

её

VIII. Включение в систему знания и повторения.

Самостоятельная работа в группах (выполните тест)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ  

ЧАСТЬ А

А1. Укажите притяжательное местоимение:

1) мне

2) наш

3) иной

4) кто

А2.  Укажите вопрос, на который отвечает притяжательное местоимение:

1) чья?

2)кого?

3)о ком?

4) какому?

А3. Укажите, каким членом предложения является притяжательное местоимение:

1) дополнение

2) обстоятельство

3) подлежащее

4) определение

А4. Укажите предложение с притяжательным местоимением.

1) Мы услышали ее красивую песню.

2) Вечером ее не было дома.

3) Вокруг нее летали шмели.

4) Я расскажу вам интересную историю.

А5. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) скучаю по вас

2) ихняя работа

3) тоскую по вас

4) у нее много работы

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6.

(1) Андрей Рублев считается величайшим русским иконописцем. (2) Почему же так произошло?

(3) Одна из главных причин в том, что Рублев был не только мастером-живописцем, но и художником. (4) Дело в том, что большинство иконописцев в то время были лишь старательными и искусными иллюстраторами Священного писания и учения церкви. (5) Рублев не ограничивался этими рамками. (6) Он изображал прежде всего то, что чувствовал он сам и его современники, что можно было вообразить себе и передать средствами искусства. (7) Вот почему его иконы сразу же покорили его современников и продолжают поражать нас, живущих много веков спустя.

(8) В отличие от европейских художников Возрождения, Рублев не писал портретов своих современников. (9) Но, рассматривая его иконы, мы видим, что они составляют единый, обобщенный портрет русских людей его времени.

(10) Не менее важно и цветовое решение его произведений. (11) Звонкие краски создают у зрителя праздничное и радостное настроение. (12) Любопытно, что свет на иконах не только освещает предметы извне, но и возникает изнутри; кажется, сами краски излучают его. (13) Хотя он не писал ни солнца, ни пейзажей, его иконы словно перекликаются с природой. (14) Цветовая тональность живописи Рублева напоминает погожий летний день в Подмосковье.

(15) Вот почему мы и считаем Андрея Рублева великим художником.

(Из энциклопедии «Кто есть кто»)

Часть В

В1. Укажите стиль речи.

В2. Из предложения 6 выпишите притяжательное  местоимение.

В3. Среди предложений 12-14 укажите предложение, в котором определение выражено притяжательным местоимением.

Задание для 2 группы

ЧАСТЬ А

А1. Укажите притяжательное местоимение:

1) любой

2) вас

3) некто

4) ваш

А2. Укажите вопрос, на который отвечает притяжательное местоимение:

1) кого?

2) какой?

3) чьего?

4) который?

А3. Укажите, каким членом предложения является притяжательное местоимение:

1) подлежащее

2) определение

3) обстоятельство

4) дополнение

А4. Укажите предложение с притяжательным местоимением.

1) Меня пригласили в гости.

2) Её новое платье было красиво.

3) Я получил  письмо.

4) Кто же выиграл спор?

А5. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) тоскую по вас

2) скучаю по вам

3) погостить у ней

4) в ихних огородах

Прочитайте текст и выполните задания В1–В6.

(1) «Долго бежали кот, козел да баран по горам, по сыпучим пескам; приустали и решили переночевать на лугу.

(2) Ночь была темная, холодная: где огня добыть? (3) А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом стукнуться.

(4) Стукнулись козел да баран, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала…» – рассказывал К.Д. Ушинский в своей сказке «Плутишка кот».

(5) Тот, кто крепко ударялся лбом, знает, что и в самом деле при этом из глаз «сыплются искры». (6) Конечно, поджечь этими искрами что-нибудь можно только в сказке. (7) Что же это за искры сыплются из их глаз при ударе?

(8) При сильном ударе по голове сотрясение через кости черепа передается зрительному нерву, который идет от глаз к мозгу. (9) Нерв возбуждается, и у нас получается впечатление точек – «искр».

(Из энциклопедии «Я познаю мир»)

ЧАСТЬ В

В1. Укажите стиль речи в предложениях 1–4.

В2. Из предложения 4 выпишите притяжательное местоимение.

В3. Среди предложений 7–8 укажите предложение, в котором определение выражено притяжательным местоимением.

Ключ

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

 2

1

4

1

2

Научный

его

13

4

3

3

2

4

Художественный

своей

7

IX.  Рефлексия.

- Какие новые знания вы для себя  открыли?

-Что вы можете рассказать о притяжательных местоимениях?

- Где можно применить новые знания?

Учитель. Ребята, перед вами лежат оценочные листы. Оцените свою работу на уроке.  

Оценочный лист.

Ф.И.______________________________________________________________

Система оценивания:

«+» - справился с заданием без затруднений

«+ - » - справился с заданием, но возникли трудности

« - » - не справился с заданием

№ задания

1

2 (Упр.22)

Таблица №1

Таблица

№2 

Упр.26

Упр.23

Работа с текстом

Тест

- Домашнее задание  § 4  , на выбор:

1) упр. 24 (употребить притяжательные местоимения в нужной форме в предложениях, подчеркнуть данные местоимения как члены предложения, указать род, число, падеж);

2) записать пословицы и поговорки с притяжательными местоимениями;

3) написать лингвистическую сказку о притяжательных местоимениях;

4) написать сочинение-рассуждение по высказыванию известного лингвиста А.А.  Реформатского «местоимение  –  удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».