Здоровье без тайн "БОС-здоровье"
Статья: Работа по проекту «БОС – ЗДОРОВЬЕ»
Квятковская О.Е., учитель начальных классов
ГБОУ школы № 332 Невского района Санкт-Петербурга
Безусловно, каждый согласится, что в нашу эру нанотехнологий и научного прогресса осталось единственное - самое ценное с древних веков – это ЗДОРОВЬЕ. Еще Чернышевский Н.Г. говорил: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья».
В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного бережного отношения к собственному здоровью, сохранение его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.
Уже много лет учителя ГБОУ школы №332, привлекая к совместной деятельности родителей и специалистов, в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. В 2011-2012 учебном году мы приняли участие в проекте «БОС-Здоровье», по которому было очень интересно и продуктивно работать.
Эксперимент проходил во 2 «Б» классе с февраля по май 2012 года. Каждый день я вела дневник эксперимента. Трижды за неделю на уроках математики проводились занятия по программе «БОС – Здоровье».
За время эксперимента, используя методики проверки результативности урока по методике Зайцева и изучая критерии обученности, я пришла к следующему выводу: в данном классе функциональное состояние детей улучшалось после проведения уроков «БОС – Здоровье». Позитивные конструкты возрастали почти после каждого урока.
Таблица сравнительных показателей увеличения позитивных конструктов на уроках.
Дата | 6.02. | 8.02. | 9.02. | 13.02. | 15.02. | 16.02. | 20.02. | 22.02. | 27.02. | 29.02. | 5.03. |
| 0 | 6 | 7,2 | 3,8 | 3,7 | -7,7 | 26,1 | 35 | 33,1 | 24,1 | 12 |
Дата | 7.02. | 12.03. | 14.03. | 15.03. | 19.03. | 21.03. | 22.03. | 2.04. | 4.04. | 5.04. | 9.04. |
| 28 | 52,2 | 15,4 | 11,6 | - 2 | 14,6 | 3,8 | 9,4 | 12 | 15 | 13 |
Дата | 11.04. | 12.04. | 16.04. | 18.04. | 19.04. | 23.04. | 25.04. | 26.04. | 2.05. | 3.05. | 5.05. |
Возрастание позитивных конструктов (в%) | 11,2 | 16 | 20 | 9 | 17 | 18 | 6 | 16,4 | 18,2 | 20 | 16 |
Дата | 10.05. | 14.05. | 16.05. | 17.05. |
| 18 | 24 | 17,2 | 22 |
График см. приложение 1
Показатель критерия обученности не снизился, а в некоторых случаях возрос.
Таблица сравнительных показателей обученности.
Математика.
Дата | 6.02. | 8.02. | 9.02. | 13.02. | 15.02. | 16.02. | 20.02. | 22.02. | 27.02. | 29.02. | 5.03. |
Критерий обученности | 0,68 | 0,75 | 0,86 | 0,77 | 0,65 | 0,82 | 0,83 | 0,95 | 0,73 | 0,73 | 0,65 |
Дата | 7.02. | 12.03. | 14.03. | 15.03. | 19.03. | 21.03. | 22.03. | 2.04. | 4.04. | 5.04. | 9.04. |
Критерий обученности | 0,71 | 0,76 | 0,73 | 0,78 | 0,68 | 0,71 | 0,80 | 0,62 | 0,61 | 0,72 | 0,66 |
Дата | 11.04. | 12.04. | 16.04. | 18.04. | 19.04. | 23.04. | 25.04. | 26.04. | 2.05. | 3.05. | 5.05. |
Критерий обученности | 0,69 | 0,70 | 0,73 | 0,78 | 0,69 | 0,79 | 0,77 | 0,83 | 0,75 | 0,81 | 0,81 |
Дата | 10.05. | 14.05. | 16.05. | 17.05. |
Критерий обученности | 0,79 | 0,96 | 0,87 | 0,91 |
График см. приложение 2
Кроме того, один раз я применила методику на уроке русского языка, чтобы проверить, работает ли она в условиях предмета гуманитарного цикла, тем более, что в моем классе значительное количество детей с логопедическими проблемами. Выяснилось, что критерий обученности на этом уроке составил 0,75%, из чего стало понятно, что данная методика эффективна не только на математике, но и на русском.
Общие итоги: количество хорошистов по математике во 2Б классе возросло к концу года на 28,9%. Во 2 А классе возросло на 4%.
Четверть: | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||
Класс: |
| 2Б | 2А | 2Б | 2А | 2Б | 2А |
Отличники: | - | 4 | 8 | 3 | 10 | 8 | 11 |
Хорошисты: | - | 11 | 16 | 20 | 16 | 17 | 15 |
Всего:
| - | 15 | 24 | 23 | 26 | 25 | 26 |
% качества знаний: | - | 51,7 | 77 | 74,1 | 81 | 80,6 | 81 |
Два раза в неделю на уроках окружающего мира проводились занятия по ИКОТ «БОС – Здоровье» (окружающий мир). До урока и после него проводилась фигурная проба. Результаты показали, что у 80% детей стабильно возрастало внимание и принципиально улучшалось после дыхательной гимнастики. И только у 20% осталось на прежнем уровне. Можно отметить, что по вторникам учащиеся допускали большее количество ошибок, чем по пятницам.
Пропуски уроков по болезни.
Четверть: | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
Класс: | 2Б |
| 2Б | 2А | 2Б | 2А | 2Б | 2А |
Кол – во человек, пропустивших уроки по болезни: | 16 |
| 19 | 17 | 20 | 20 | 17 | 22 |
- В результате работы по оздоровлению учащихся, ученики нашего класса стали меньше пропускать уроки по болезни, чем ученики 2А класса.
- Основные выводы.
- 1. Положительные:
- - Наблюдаются значительные положительные изменения в эмоциональном состоянии учащихся.
- - Уроки «БОС – ЗДОРОВЬЕ» позволяют снимать напряжение, страх, нервозность перед самостоятельными и контрольными работами.
- - Оптимальный вариант для оздоровительной физкультминутки.
- - Помогают концентрации внимания, памяти и поддержания необходимого уровня работоспособности в течение всего урока.
- - Разработанная петербургскими учёными технология БОС позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажёров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья.
- 2. Отрицательные:
- 1. Не все родители понимают необходимость данных занятий.
- 2. Программа не рассчитана на экран с двумя рабочими столами, поэтому возникают трудности при демонстрации.
- 3. Картинка зависает, музыка продолжает играть.
- Предложения:
- Разработать слайды по русскому языку для изучения словарных слов и наиболее используемых слов с орфограммами, изучаемыми в начальной школе.
- Разработать слайды по математике для выработки навыков устного счёта и работы с именованными числами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bos.doc | 117.5 КБ |
doc1.docx | 915.34 КБ |
doc2.docx | 862.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Стать: Работа по проекту «БОС – ЗДОРОВЬЕ»
Квятковская О.Е., учитель начальных классов
ГБОУ школы № 332 Невского района Санкт-Петербурга
Безусловно, каждый согласится, что в нашу эру нанотехнологий и научного прогресса осталось единственное - самое ценное с древних веков – это ЗДОРОВЬЕ. Еще Чернышевский Н.Г. говорил: «Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья».
В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного бережного отношения к собственному здоровью, сохранение его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.
Уже много лет учителя ГБОУ школы №332, привлекая к совместной деятельности родителей и специалистов, в своей работе используют здоровьесберегающие технологии. В 2011-2012 учебном году мы приняли участие в проекте «БОС-Здоровье», по которому было очень интересно и продуктивно работать.
Эксперимент проходил во 2 «Б» классе с февраля по май 2012 года. Каждый день я вела дневник эксперимента. Трижды за неделю на уроках математики проводились занятия по программе «БОС – Здоровье».
За время эксперимента, используя методики проверки результативности урока по методике Зайцева и изучая критерии обученности, я пришла к следующему выводу: в данном классе функциональное состояние детей улучшалось после проведения уроков «БОС – Здоровье». Позитивные конструкты возрастали почти после каждого урока.
Таблица сравнительных показателей увеличения позитивных конструктов на уроках.
Дата | 6.02. | 8.02. | 9.02. | 13.02. | 15.02. | 16.02. | 20.02. | 22.02. | 27.02. | 29.02. | 5.03. |
Возрастание позитивных конструктов (в%) | 0 | 6 | 7,2 | 3,8 | 3,7 | -7,7 | 26,1 | 35 | 33,1 | 24,1 | 12 |
Дата | 7.02. | 12.03. | 14.03. | 15.03. | 19.03. | 21.03. | 22.03. | 2.04. | 4.04. | 5.04. | 9.04. |
Возрастание позитивных конструктов (в%) | 28 | 52,2 | 15,4 | 11,6 | - 2 | 14,6 | 3,8 | 9,4 | 12 | 15 | 13 |
Дата | 11.04. | 12.04. | 16.04. | 18.04. | 19.04. | 23.04. | 25.04. | 26.04. | 2.05. | 3.05. | 5.05. |
Возрастание позитивных конструктов (в%) | 11,2 | 16 | 20 | 9 | 17 | 18 | 6 | 16,4 | 18,2 | 20 | 16 |
Дата | 10.05. | 14.05. | 16.05. | 17.05. |
Возрастание позитивных конструктов (в%) | 18 | 24 | 17,2 | 22 |
График см. приложение 1
Показатель критерия обученности не снизился, а в некоторых случаях возрос.
Таблица сравнительных показателей обученности.
Математика.
Дата | 6.02. | 8.02. | 9.02. | 13.02. | 15.02. | 16.02. | 20.02. | 22.02. | 27.02. | 29.02. | 5.03. |
Критерий обученности | 0,68 | 0,75 | 0,86 | 0,77 | 0,65 | 0,82 | 0,83 | 0,95 | 0,73 | 0,73 | 0,65 |
Дата | 7.02. | 12.03. | 14.03. | 15.03. | 19.03. | 21.03. | 22.03. | 2.04. | 4.04. | 5.04. | 9.04. |
Критерий обученности | 0,71 | 0,76 | 0,73 | 0,78 | 0,68 | 0,71 | 0,80 | 0,62 | 0,61 | 0,72 | 0,66 |
Дата | 11.04. | 12.04. | 16.04. | 18.04. | 19.04. | 23.04. | 25.04. | 26.04. | 2.05. | 3.05. | 5.05. |
Критерий обученности | 0,69 | 0,70 | 0,73 | 0,78 | 0,69 | 0,79 | 0,77 | 0,83 | 0,75 | 0,81 | 0,81 |
Дата | 10.05. | 14.05. | 16.05. | 17.05. |
Критерий обученности | 0,79 | 0,96 | 0,87 | 0,91 |
График см. приложение 2
Кроме того, один раз я применила методику на уроке русского языка, чтобы проверить, работает ли она в условиях предмета гуманитарного цикла, тем более, что в моем классе значительное количество детей с логопедическими проблемами. Выяснилось, что критерий обученности на этом уроке составил 0,75%, из чего стало понятно, что данная методика эффективна не только на математике, но и на русском.
Общие итоги: количество хорошистов по математике во 2Б классе возросло к концу года на 28,9%. Во 2 А классе возросло на 4%.
Четверть: | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||
Класс: | 2Б | 2А | 2Б | 2А | 2Б | 2А | |
Отличники: | - | 4 | 8 | 3 | 10 | 8 | 11 |
Хорошисты: | - | 11 | 16 | 20 | 16 | 17 | 15 |
Всего: | - | 15 | 24 | 23 | 26 | 25 | 26 |
% качества знаний: | - | 51,7 | 77 | 74,1 | 81 | 80,6 | 81 |
Два раза в неделю на уроках окружающего мира проводились занятия по ИКОТ «БОС – Здоровье» (окружающий мир). До урока и после него проводилась фигурная проба. Результаты показали, что у 80% детей стабильно возрастало внимание и принципиально улучшалось после дыхательной гимнастики. И только у 20% осталось на прежнем уровне. Можно отметить, что по вторникам учащиеся допускали большее количество ошибок, чем по пятницам.
Пропуски уроков по болезни.
Четверть: | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
Класс: | 2Б | 2А | 2Б | 2А | 2Б | 2А | 2Б | 2А |
Кол – во человек, пропустивших уроки по болезни: | 16 | 10 | 19 | 17 | 20 | 20 | 17 | 22 |
В результате работы по оздоровлению учащихся, ученики нашего класса стали меньше пропускать уроки по болезни, чем ученики 2А класса.
Основные выводы.
1. Положительные:
- Наблюдаются значительные положительные изменения в эмоциональном состоянии учащихся.
- Уроки «БОС – ЗДОРОВЬЕ» позволяют снимать напряжение, страх, нервозность перед самостоятельными и контрольными работами.
- Оптимальный вариант для оздоровительной физкультминутки.
- Помогают концентрации внимания, памяти и поддержания необходимого уровня работоспособности в течение всего урока.
- Разработанная петербургскими учёными технология БОС позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажёров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья.
2. Отрицательные:
1. Не все родители понимают необходимость данных занятий.
2. Программа не рассчитана на экран с двумя рабочими столами, поэтому возникают трудности при демонстрации.
3. Картинка зависает, музыка продолжает играть.
Предложения:
- Разработать слайды по русскому языку для изучения словарных слов и наиболее используемых слов с орфограммами, изучаемыми в начальной школе.
- Разработать слайды по математике для выработки навыков устного счёта и работы с именованными числами.