Из опыта работы
Использование современных технологий на уроках технологии и изобразительного искусства. (2014 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennykh_tekhnologiy_na_urokakh_tekhnologii_i_izobrazitelnogo_iskusstva.rar | 42.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий на уроках технологии и изобразительного искусства
(Из опыта работы учителя технологии и изобразительного искусства
МАОУ «Молчановской СОШ № 1»)
Мудр не тот, кто много знает,
а тот, чьи знания полезны.
Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если я выбрала этот путь, я должна стремиться к совершенству педагогического мастерства: постоянно учиться самой и не бояться делиться своими знаниями с окружающими, будь, то ученики или коллеги. «Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами», сказал мудрец. Учителю важно не только блестяще знать свой предмет, но и воспитывать учеников знаниями этого предмета. Мы вместе с ребятами постигаем тайны уроков технологии, я стараюсь сделать свои уроки яркими и неповторимыми.
Самостоятельно изучив учебно-методические пособия, я в своей педагогической работе стараюсь использовать разные современные образовательные технологии, методики и приёмы, повышающие эффективность обучения.
Технология развивающего обучения (личностно – ориентированная) – об этой технологии говорится уже давно, а сейчас это просто актуально, видимо наступило то самое время, когда личностно – ориентированный подход необходим. Неслучайно, изучая разные методики, я обратила внимание на слова Якиманской И.С. о том, что «личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу. Организация учебного материала подбирается таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Должны использоваться другие формы познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки». (Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе», Москва, сентябрь, 2000г.). http://pedagogland.ru/1251.html.В работе доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского «Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения» индивидуальная образовательная траектория рассматривается как индивидуальный для каждого ученика путь реализации личностного потенциала в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.
(А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Владос, 2000г.). http://pedagogland.ru/1261.html.
Деятельностный метод – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.
Мною разработано и уже проведено несколько таких уроков. Но, тем не менее, я всё равно провожу рефлексию после каждого такого урока. И хочется кричать от радости, когда видишь заинтересованные лица!
Например, урок «Зрительные иллюзии в одежде», 7 класс. Когда я привела только несколько примеров, меня тут же засыпали вопросами. Мы вместе искали пути решения, используя иллюзию Мюллера – Лайера для высокой и низкой фигуры; иллюзию Геринга; иллюзию параллельных прямых. Получился прекрасный урок – дискуссия. А к следующему уроку четыре человека самостоятельно приготовили исследовательские мини проекты по иллюзиям и их применениям. Я очень была рада, что смогла пробудить мотивацию к самостоятельному поиску дополнительной информации.
Системно - деятельностный подход - ФГОС основного общего образования нацеливает нас, учителей, на обеспечение практико – ориентированного характера образовательной деятельности, что требует, в частности, рассматривать вопросы, связанные с выполнением практической части уроков, например, технологии. Кроме того, при итогом оценивании результатов деятельности обучающегося, необходимо учитывать сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно – познавательных задач.
Моя практика подтверждает, что традиционные инструкционные карточки для проведения практических работ, безусловно, экономят время на уроке, облегчают нам, учителям, процесс проведения работы. Но главным недостатком, на мой взгляд, является то, что обучающиеся являются пассивными исполнителями инструкции. Следовательно, они не участвуют в целеполагании, планировании выполнения работы, отборе источников информации. Стандарт ставит перед нами, учителями, задачу формирования компетентностной личности, владеющей универсальными способами учебной деятельности, информационно – коммуникационными технологиями и нацеленной на саморазвитие.
Исходя из этого я теперь стараюсь ставить цель для практической работы – создание условий для развития компетентностной личности обучающегося, умеющего получать, осваивать и применять информацию, полученную как самостоятельно, так и в процессе совместной деятельности.
Например, урок в 5 классе «Ваше величество Карман». Перед тем, как выполнить практическую работу, обучающиеся в группах выполняют творческие разноуровневые задания, одновременно они изучают новый материал, заложенный в эти задания. Материал разбит на три части, которые обязательно оцениваются рефлексивным способом. По результатам выполнения всех частей выводится оценка. В результате: освоена порция нового материала, выставлена оценка и получен план действий для выполнения практической части. Для закрепления на экран выводится презентация составленного плана действий, ею можно пользоваться во время выполнения практической части, так как она ещё и снабжена всеми необходимыми схемами, рисунками, образцами. Всегда найдутся дети, которые очень быстро осваивают материал и выполняют работу, тогда они становятся моими помощниками. Им очень нравится быть в роли учителя или контролёра по качеству!!! Ну а для меня это огромная помощь в работе, потому что есть обязательно и слабенькие ученики, которым необходим индивидуальный подход в обучении.
Метод познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Важно, чтобы ребёнка не заставлять делать задание, а он сам спешил его выполнить. При таком отношении даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить его не хуже других. И как бы не сердился порой учитель на своих ребят, он должен помнить слова В.Розова: «Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать».
Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности обучающихся.
Исследовательский метод – совместное формирование проблемы учителем и учеником, при этом обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследования поставленной проблемы, сравнивая разные варианты ответов.
Учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.
Например, урок в 7 классе «Символы ухода за одеждой». Разговор шёл не только о том, как правильно ухаживать за своей одеждой, но и о том, как мы порой по неосторожности наносим на свою одежду пятна разного рода, сами того не подразумевая. На дом было предложено задание: подготовить небольшие сообщения. Было очень приятно, когда одна из учениц, выступая, сказала: «мне было интересно, и я попробовала сама выводить пятна». И она начала приводить много примеров, как и чем она пробовала сводить пятна. И даже не побоялась опровергать то, что было уже кем-то опробовано! Очень здорово, когда учитель «подкинул» интересную идейку, а дети за неё так ухватились, что даже решили сделать целый проект.
Технология проблемного обучения – создание проблемной ситуации учителем для организации коллективного обсуждения возможных путей решения.
Например, урок в 5 классе о пришивании пуговицы. Задаётся учителем вопрос: «А можно ли пуговицу назвать Госпожой?» На меня сразу обратили внимание удивлённые детские глазки. Я тут же применяю метод «кластер» и записываю кратко все предложенные варианты ответов. В результате мы не только ответили на поставленный вопрос, но и определили цель урока. Следующий вопрос: «Как пришить пуговицу, чтобы она не отрывалась?» - проблема, а чтобы её решить было высказано несколько вариантов, необходимо только решить – какой выбрать?!
Данный урок был опубликован в профессиональном журнале «Технология», издательский дом «Первое сентября», г.Москва, № 10 за октябрь 2012г. Главный редактор журнала А. Митрофанов выдал рецензию на опубликованный урок.
Информационно – коммуникативные технологии – наверное, это сейчас самая востребованная технология. Создание и использование мультимедийных презентаций дает мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Презентация становится своеобразным планом урока, его логической структурой. Она может быть использована на любом этапе урока, будь то введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, контроль или домашнее задание.
Пожалуй, сейчас очень большим спросом у обучающихся пользуется интерактивная доска, работать на ней просто одно удовольствие! Замечательно можно использовать интерактивные тренажёры для закрепления знаний.
Например, я разработала интерактивную игру «Знакомы ли мы с тобой, Королева швейных дел?» по теме «История создания швейной машины» для 5 класса. (http://infourok.ru/material.html?mid=12329)
Очень эффективна новая форма презентации Prezi. Она притягивает своим необычным дизайном. С помощью неё можно акцентировать внимание на нужных объектах, максимально приближая их.
Например, я разработала презентацию «История создания швейной машины» (http://prezi.com/your/)
Ну а при наличии компьютеров и интернета можно в работе использовать уже готовые или создавать свои мультимедийные интерактивные упражнения. (http://learningapps.org/my.php).
Использование информационной технологии дает возможность ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята грамотно выражают свои мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут диалог. Практически каждый ребенок в классе может составить презентацию по любому предмету.
- За активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно – методических материалов, представленных в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века» в 2012 – 2013 уч. году, имею диплом «Учителя цифрового века».
В перспективе:
Я очень много работаю над новыми методами использования компьютерных технологий, держу постоянную связь со многими сайтами, которые занимаются разработкой программ для облегчения труда педагога. У меня теперь имеется программа Mytest для создания быстрого составления тестов по разным темам и автоматического контроля знаний. Проблема только в том, что необходимо наличие индивидуальных компьютеров для каждого обучающегося в мастерской.
Очень хочу научиться создавать видео презентации к урокам. Во-первых, уже не придётся, например, объяснять материал дважды или трижды, ведь существуют параллели классов. Можно просто показать видео, где всё прекрасно разъясняется. А ученик, который отсутствовал по болезни, может благополучно изучить дома самостоятельно!
Создание интерактивных тренажёров.
Технология интегрированного обучения – даёт более глубокие знания по разным предметам в совокупности, ведь взаимосвязь учебных предметов – залог развития всесторонней личности. С введением ФГОС формирует «целостный взгляд на мир» (требование к личностным результатам освоения программы).
Например, урок «Лён в женской судьбе», 5 класс. Учебные предметы: технология и краеведение. Урок мы проводили в нашем школьном краеведческом музее «Бумеранг», где девочки сначала познакомились с натуральными волокнами: льном и хлопком, узнали весь процесс изготовления и получения пряжи. Участницы музея представили нам свою исследовательскую работу о том, как наши бабушки вручную сами изготовляли кудель и пряли из неё пряжу, наматывая на веретено. Пятиклассницы с огромным интересом рассматривали все предметы, необходимые для ручной работы: разные виды ручных прялок, гребешков для расчёсывания пряжи, веретён. И даже был проведён небольшой мастер – класс по наматыванию пряжи на веретено. Впечатлений было множество!
Проектная технология - В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
Новизна заключается в том, что проектная деятельность позволяет каждому ребёнку стать активным участником познавательного процесса, понять «что я буду делать», «зачем и для чего я это буду делать» и «каким образом я буду это делать», то есть обучение принимает для ребёнка определённый смысл. Осмысленное обучение делает весь процесс познания более интересным, а главное результативным.
Здоровьесберегающие технологии - помогают мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Мы учимся с детьми сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей. Я стараюсь делать так, чтобы дети были здоровы, на уроке всегда присутствовал здоровый психологический климат, чтобы дети с желанием спешили на урок. Каждый свой урок я начинаю с улыбки, чтобы дети видели, что я хочу им помочь научиться всему тому, что знаю сама. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно.
Здоровье - это не всё, но всё без здоровья – ничто!
Сократ
Одной наиболее злободневных проблем образовательного процесса в школе является быстрая утомляемость. В школе учащимся приходится сидеть длительное время за партой в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти последствия свести к минимуму, можно использовать:
Смена посадочного места - причём парты могут располагаться под разными углами. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения. А для профилактики сколиоза помогает установка в мастерской ростовой мебели для детей.
Посиди и походи - эта методика применяется прямо на уроках технологии. Ребёнок при смене теоретической и практической деятельности может встать или походить.
Тренажер для глаз – это схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых отличается цветом. Стрелка указывает направление движения взгляда. Тренажёр необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и при письме теоретического материала.
Пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Физкультминутки. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью, помогают немного расслабиться и отдохнуть. Можно предложить её провести кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием. Сейчас создаётся много интересных и подвижных видио физминуток. Это очень необычно и позитивно, а главное – детям очень нравится! Одну из таких мне подарили на сайте http://infourok.ru/, а также http://videouroki.net/.
ВЫВОД: современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательные программы - наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно. Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Как отметил академик Д.В. Колесов, «…только при таком подходе может быть реализован принцип-здоровье через образование…».
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться , что будущее поколение будет здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно и но и физически.
Игровые технологии - Я считаю, что игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно, искать ответы на возникающие
вопросы; позволяет использовать жизненный опыт, включая обыденные представления о чем-либо; игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий.
Когда я предлагаю ученикам поиграть в развивающие игры, то урок проходят интересно, живо. Материал усваивается легче, быстрее.
Например, урок – ролевая игра в 6 классе «Ателье» по теме «Моделирование юбки», игровая ситуация на уроке в 5 классе «Модное ателье». В результате игры постигаются знания о профессиях: художник – конструктор и художник – модельер. Одна команда разрабатывает модели, другая благополучно их создаёт, одевая свою куклу-шаблон.
Обобщающий урок - игра в 8 классе «Пирамида» по закреплению знаний.
Педагогические принципы в работе:
- научность образования - развитие у обучающихся умений и навыков научного поиска; организации совместной учебной деятельности , которая реализуется через организацию групповой, парной, индивидуальной деятельности учащихся, общеклассной дискуссии;
- гуманизация - создание наиболее благоприятных условий для всестороннего раскрытия интересов, творческих возможностей каждого ребенка, обеспечение реальной заботы о его психологическом комфорте через создание ситуации доверия и успеха;
- демократизация - свободное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса – учителя и ученика, обеспечение отношений равенства, партнерства между ними, решительный отход от авторитарной жесткости: ученик – личность, духовно равная учителю;
- дифференциация - осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом их особенностей, возможностей, интересов и потребностей;
- проблемность - создание под руководством учителя проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих их творческую самостоятельность.
- принцип новизны. - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
- принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета.
- принцип неожиданности. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.
Рецепт успеха:
Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе будет легче понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная жизнь.
Успех учебного процесса существенно зависит от познавательной активности учащихся. Одна из важнейших составляющих психологического комфорта в моей деятельности – это ощущение радости от преодоления трудностей, которое повысит самооценку ученика и его оценку со стороны окружающих. Главное для саморазвития – это сегодня сделать больше, чем вчера, а завтра больше, чем сегодня. Моя задача создать условия для развития личности и самореализации каждого ученика. Каждая личность индивидуальна, поэтому я помогаю каждому школьнику почувствовать себя нужным и значимым в учебном процессе, научиться учиться.
ВЫВОД: Применение современных педагогических технологий помогает мне в решении поставленных задач, помогает добиться более высоких результатов образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интереса детей к учебным предметам, способствует увеличению количества творческих призовых работ обучающихся по моему предмету, представленных на конкурсы различных уровней, актуализируя личность и развитие ребёнка.
За многолетний добросовестный труд, большой вклад в дело патриотического воспитания и развития личности ребёнка я награждена:
Почётной грамотой Администрации Молчановского района (2013 г.)