Рабочие программы
Рабочие программы 5 класс фгос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_5.doc | 361.5 КБ |
5_klass_fgos1rya.doc | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО зам. директора поУВР директор МКОУ Советской СОШ
протокол №1 /Зелениной Г.М./ /Попов А.Я./
«30»_______2014 «30»_______2014 «30»_______2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(на основе программы Т.Ф.Курдюмовой)
Составитель
Бреус Светлана Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
1 кв.категория
1. Пояснительная записка
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013).
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
2. Общая характеристика предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как части культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе литературных произведений.
В 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы, происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку юных читателей более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, то в 5 классе именно сюжет находится в центре внимания юного читателя.
Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет — герой — жанр — автор предстает уже в 5 классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаются сюжет и активная работа с теми художественными особенностями, знакомство с которыми так обогащает речь учеников.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 105 ч (3ч в неделю), из них 11ч- развитие речи, 7ч – внеклассное чтение
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5.Содержание учебного предмета «Литература»
Происхождение и развитие литературы. Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.
Мифы народов мира. Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.
Устное народное творчество (фольклор). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.
Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Царевна-лягушка».
Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главный достоинства героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».
Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».
Русская литература XIXвека
Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте». Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». И.С. Тургенев. «Муму».
Поэтический образ Родины. И.С. Никитин « Русь»; М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»). А.В. Кольцов «Косарь»; А.К. Толстой «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов «Соловьи»; Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».
Героическое прошлое России. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Отрывки из романа «Война и мир» . М. А. Булгаков. Петя Ростов. Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Литература XX века
Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин.26-е мая. А. А. Ахматова. В Царском Селе. В. А. Рождественский. Памятник юноше Пушкину. К.Д. Бальмонт «Пушкин».
Литературные сказки XX века. К. Г. Паустовский. Рождение сказки. X. К. Андерсен. Снежная королева. А. П. Платонов. Волшебное кольцо. Дж. Родари. Сказки по телефону. В. В. Набоков. Аня в Стране чудес. Дж. Р. Р. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.
Проза русских писателей XX столетия. И. С. Шмелев. Как я встречался с Чеховым. За карасями. Е. И.Замятин. Огненное «А». А. И. Куприн. Мой полет.
Поэтический образ Родины. А. А. Блок. На лугу. Ворона И. А. Бунин. Сказка. К. Д. Бальмонт. Снежинка. Фейные сказки С. А. Есенин. Пороша. Черемуха. М. М. Пришвин. Времена года. Отрывки. Н. А. Заболоцкий. Оттепель. Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето..». Н. М. Рубцов. В горнице.
Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. Песнь о собаке. В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям.
Героическое прошлое России. А. И. Фатьянов. Соловьи. А. Т. Твардовский. Я убит подо Ржевом. А. А. Ахматова. Мужество. Р. Г. Гамзатов. Журавли.
Современная литература. В. П. Астафьев. Васюткино озеро. Т. Янссон. Последний в мире дракон.
Путешествия и приключения
Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Робинзон Крузо. Глава шестая. Р. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Глава перваА. Линдгрен. Приключения Калле Блюмквиста.
Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. Орел Синдбада. Б. Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода.
Итоги. Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.
Чтение летом. М. И. Цветаева. Книги в красном переплете ......
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название темы | Виды деятельности учащихся |
1 | Происхождение и развитие литературы. | Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). |
2-3 | Мифы. | Различать мифы. Пересказывать самостоятельно прочитанный миф. |
Русский фольклор | ||
4-9 10-15 16-17 | 1. Малые жанры фольклора 2. Сказки (волшебные, бытовые, о животных) 3.Русский народный театр. | Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. |
Русская литература XIX в. | ||
17-21 | И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в. Характеризовать героя русской литературы XIX в. |
22-29 | А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер», поэма «Руслан и Людмила» | |
30-31 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок» | |
32-33 34-38 39-45 | А.Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота» И. С. Тургенев. Повесть «Муму» | |
46-51 | Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...» А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них — у дуба, у березы...» И.С.Никитин «Весенняя гроза» | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в. Характеризовать героя русской литературы XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. |
52-57 | Героическое прошлое России М.Ю.Лермонтов «Бородино» Л.Н.Толстой «Петя Ростов», М.А.Булгаков «Петя Ростов» | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в. Характеризовать героя русской литературы XIX в. |
Русская литература XX в. | ||
58-60 | И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...», В.А.Рождественский, А.Ахматова. | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX в. Характеризовать героя русской литературы XX в. |
Литературные сказки XX в. | ||
61,62 63,64,65,66 67,68,69,70 71,72 73,74,75 76,77 | К.Г.Паустовский «Рождение сказки» Х.К.Андерсен «Снежная королева» А.П.Платонов «Волшебное кольцо» Д.Родари «Сказки по телефону» В.В.Набоков «Аня в стране чудес» Дж.Толкиен «Хоббит ,или Туда и обратно» | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно литературные сказки. Составлять план литературных сказок. Характеризовать героев. |
Проза писателей XX в | ||
78 79 80 | И.С.Шмелёв «За карасями» А.И.Куприн «Мой полет» Е.И.Замятин «Огненное А» | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений прозы писателей XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений прозы писателей XX в. Характеризовать героя прозы писателей |
Поэтический образ Родины | ||
81-85 | А.А.Блок, И.А.Бунин, С.А.Есенин | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX в. |
Героическое прошлое России | ||
86-87 | А.И.Фатьянов, Р.Г.Гамзатов, А.Т.Твардовский. | Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX в. |
Современная литература | ||
88-91 92 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Т.Янссон «Последний дракон» | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием ????? Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Воспринимать текст литературного произведения. |
Путешествия и приключения | ||
93-94 95-96 97-98 99-100 101 102-103 | Д.Дефо «Робинзон Крузо» Р.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» М.Твен «Приключения Тома Сойера» А.Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста» Н.С.Гумилёв «Орёл Синдбаба» Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада- морехода» | Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием ????? Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Воспринимать текст литературного произведения. |
104-105 | М.Цветаева «Книги в красном переплёте» |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.
2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006
3. Презентации уроков.
Список литературы
Для обучающихся
Учебники
Литература. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010г.
Для учителя
Обязательная
- Государственный стандарт среднего(полного)образования по литературе;
Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006
Дополнительная.
1.Поурочные разработки по литературе. 5 класс, Беломестных О. Б., Корнеева М.С., Золотарева И. В., - М.: «ВАКО», 2003
2. Литература в 5 классе Урок за уроком. Турьянская Б.И.-М.: «Русское слово», 2005
3. Нестандартные уроки по литературе 5-9 класс.– В.: «Учитель», 2004
Интернет-ресурсы
http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)
8.Планируемые результаты изучения учебного курса «Литература»
Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и межпредметными результатами.
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
— умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.).
Метапредметные результаты:
— овладение техникой составления плана;
— овладение различными типами пересказа;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
— умение формулировать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15—20 текстов);
— формирование читательского мастерства:
умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
овладение навыками литературных игр;
формирование собственного круга чтения.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||
1. | Введение -1ч Литература-это искусство слова | Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника | Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. | обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
Мифы народов мира-2ч | |||||||||||||
2 | Календарные мифы и календарные праздники | Выявлять происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Находить отличительные черты мифов в литературе. | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
3 | Мифы о сотворении мира. | Выявлять происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания | Выделять отличительные черты мифа и сказки | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
Устное народное творчество- 14ч (11ч+ 2чр/р +1ч вн/чт) | |||||||||||||
4 | Сказка как популярный жанр народного творчества | Выявлять жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
5 | Художественное совершенство сказки «Царевна-лягушка» | Выявлять жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
6 | Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» | Выявлять жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
7 | Обобщающий урок по теме: «Сказки» | Выявлять жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
8 | Рр Сочинение-описание «Моя любимая сказка» | Строить схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. | Создавать сказку, учитывая особенности жанра. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | |||||||||
9 | Разнообразие малых жанров фольклора | Выявлять малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
10 | Пословицы, поговорки | Выявлять малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности. | ||||||||||
11 | Загадки | Находить отличительные черты загадок, выделять тематику загадок.. | Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели | ||||||||||
12 | Песни.Частушки. | Находить отличительные черты частушек, выделять тематику. | |||||||||||
13 | Обобщающий урок по теме: «Малые жанры фольклора» | обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||||
14 | Рр Создание собственных загадок, частушек. | Выявлять малые фольклорные жанры, их отличительные особенности | Сочинять пословицы, загадки, небылицы | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
15-16 | Кукольный театр русских ярмарок.Пьеса «Озорник-Петрушка» | Выявлять малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения. | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
17 | Вн. Чт. «Моя любимая сказка».урок-конкурс | Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | ||||||||||
Русская классическая литература 19 века- 41ч(30ч+6ч р/р +5ч вн/чт) | Устное народное творчество- 14ч (11ч+ 2чр/р +1ч вн/чт) | ||||||||||||
18 | Славные имена русских писателей 19в. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||||
19 | И.А.Крылов «Свинья под дубом».Аллегория и мораль басни | Рассматривать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
20 | Злободневность морали басен «Зеркало и обезьяна» | Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | ||||||||||
21 22 | Рр Инсценирование басен И.А.Крылова Вн/чт. Жанр басни в мировой литературе. | Рассматривать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
23-24 | А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Стихотворения «Зимний вечер», «Няне» | Знакомиться с лицейскими и детскими годами жизни писателя; уметь находить поэтические средства художественной выразительности | Находить средства художественной выразительности в лирическом произведении. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | |||||||||
25 | Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая. Знакомство с героями. | уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” | Находить сказочные образы и мотивы в произведении. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
26 | Песнь вторая. Руслан и его соперники. | уметь выделять поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила | Отбирать материал для характеристики героев. | Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели | |||||||||
27 | Песнь третья. Добрые и злые силы в поэме. | Знать поэтические средства художественной выразительности | Отбирать материал для характеристики героев. | Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели | |||||||||
28-29 | Рр Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | |||||||||
30 | Теория литературы. Стихи и проза. | Знать основные понятия, уметь их находить в произведении | |||||||||||
31-32 | Вн/чт А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» | Раскрывать содержание произведения, уметь определять тему, композицию. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
33-34 | М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Стихотворения «Парус», «Листок» | уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. Находить средства художественной выразительности в лирическом произведении. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
35 | Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота» | Раскрывать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
36 | Сюжет и герой повести «пропавшая грамота» | уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
37 | Нечистая сила в повести | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
38-39 | Вн .чт. Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Раскрывать содержание, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
40 | И.С.Тургенев. Детство писателя. История создания рассказа «Муму» | Раскрывать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
41 | Сюжет и герой рассказа | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
42 | Богатырский облик и нравственная чистота Герасима | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
43 | Герасим и Муму | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||||
44 | Роль пейзажа в сюжете рассказа | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
45-46 | Рр Сочинение по рассказу «Муму» | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | |||||||||
47-49 | Образ Родины в стихотворениях русских поэтов. | Сведения о жизни поэтов. Уметь определять близость стихотворения к народной песне. | Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу | |||||||||
50 | Рр Урок-концерт. Моё любимое стихотворение | Уметь определять близость стихотворения к народной песне. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
51-52 | ТЛ Стихотворные размеры | Раскрывать определения и уметь определять стихотворные размеры | Уметь самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её | ||||||||||
Поэтический образ Родины. Героическое прошлое России. | |||||||||||||
53 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | Раскрывать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Уметь самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её | |||||||||
54 | Образ старого солдата в стих. «Бородино» | Раскрывать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
55 | Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
56 | Петя Ростов в разведке | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Уметь самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её | |||||||||
57 | М.А.Булгаков «Петя Ростов»(фрагмент из инсценировки романа Л.Н.Толстого «Война и мир») | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
58 | Петя Ростов в партизанском отряде. | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
Литература 20 века- 35ч (32+3ч р/р) Связь веков -3ч | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | ||||||||||||
59-61 | Богатство литературы 20 века. И.Бунин, А.А.Ахматова, К.Д.Бальмонт | Раскрывать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
Литературные сказки 19-20 в.- 17ч(15+2ч р/р) | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | ||||||||||||
62 | К.Г.Паустовский «Рождение сказки» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
63 | «Тёплый хлеб» - сказка о труде и выручке | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
64 | Х.К.Андерсен «Снежная королева» | Раскрывать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
65 | Победа добра и любви | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
66 | Победа Герды в неравной борьбе | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
67 | Мастерство писателя в построении сюжета | Понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!” | Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики. | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
68 | А.П.Платонов «Волшебное кольцо» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
69 | Герой сказки – Семён и его друзья | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
70 | Победа дружбы и справедливости | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки. | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
71 | Рр Создание иллюстраций к сказке «Волшебное кольцо» | ||||||||||||
72 | Д.Родари «Сказки по телефону» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности | Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
73 | Стремительные сюжеты и активные герои | ||||||||||||
74 | В.В.Набоков «Аня в стране чудес» | Раскрывать содержание произведения, уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
75 | Любознательность героини и её способность к необычным решениям | ||||||||||||
76 | Рр Создание иллюстраций к произведению «Аня в стране чудес» | Уметь работать с различными источниками информации, находить её, правильно использовать | |||||||||||
77-78 | Дж.Р.Толкиен «Хоббит, или туда и обратно» | Раскрывать содержание произведения, уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
Проза русских писателей 20 века- 3ч | |||||||||||||
79 | И.С.Шмелёв «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Раскрывать содержание рассказов, уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
80 | А.И.Куприн. Очерк «мой полёт» | ||||||||||||
81 | Е.И.Замятин. Рассказ «Огненное «А» | ||||||||||||
Поэтический образ Родины-3ч | |||||||||||||
82-84 | Красота природы в стихах и прозе. А.Блок, И.Бунин, С.Есенин, Н.Рубцов | Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. | Уметь самостоятельно организовывать свою деятельность, определять сферу своих интересов. | |||||||||
Мир наших братьев меньших-2ч | |||||||||||||
85 | С.Есенин «Песнь о собаке» | Раскрывать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
86 | В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | ||||||||||||
Героическое прошлое России-2ч | |||||||||||||
87-88 | А.Фатьянов «Соловьи» А.Твардовский «Я убит подо Ржевом» Р.Гамзатов «Журавли» | Раскрывать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев | Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей. | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
Современная литература-5ч(4ч+1ч р/р) | |||||||||||||
89 | В.П.Астафьев.Рассказ «Васюткино озеро»Сюжет и композиция | Раскрывать содержание рассказа В.П.Астафьева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
90 | Герой рассказа «Васюткино озеро» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Излагать своё мнение в диалоге, монологе, аргументировать его, подтверждая фактами обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания | |||||||||
91 | Васютка и его путешествие по осенней тайге» | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
92 | Рр Творческая работа по р. «Васюткино озеро» | Уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами | Обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирование | |||||||||
93 | Туве Янсон «Последний в мире дракон» | Раскрывать содержание рассказа Т.Янсона, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. | Умение формулировать и аргументировать свои мысли | |||||||||
Покорение пространства и времени-10ч | |||||||||||||
94 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо».Удивительные приключения морехода «Робинзона крузо» | Раскрывать содержание рассказа Д.Дефо, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
95 | Образ главного героя, его мужество, стойкость, трудолюбие | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
96 | Р.Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена» | Раскрывать содержание произведения , уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. | Уметь самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её | |||||||||
97 | Вн.чт. Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории | Раскрывать содержание произведения , уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
98 | Марк Твен. Автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера». | Раскрывать содержание произведения , уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
99 | Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
100 | Астрид Линдгрен. Современный детектив «Приключения Калле Блюквиста» | Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей | |||||||||
101 | Калле и его друзья | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев | Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста. | Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы | |||||||||
102 | Н.С.Гумилёв «Орёл Синдбада» | Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | Планировать деятельность в учебном процессе | |||||||||
103 | Болеслав Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода» | Раскрывать содержание произведения , уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | |||||||||
104-105 | Урок-итог. М.И.Цветаева.»Книги в красном переплёте».Обзор книг для самостоятельного летнего чтения. |