Программа по экологическому воспитанию
Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением все большего числа молодежи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_po_ekolog_vospitaniyu.doc | 205 КБ |
progr_po_ekolog_vospitaniyu.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по экологическому воспитанию школьников
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
- Введение
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: «О чём думает любимая собака или кошка». Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства.
Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):
1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства).
2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры – культуры экологической.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования. Наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего образовательного учреждения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
На занятиях учащиеся занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Информация, собранная для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые учащимися с привлечением волонтёров, имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека.
Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. Ребята проводят социологические опросы жителей города, выпускают агитационные листки, делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся муниципального и республиканского уровня.
Таким образом мы можем сказать, что в школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
В соответствии с Концепцией развития школы формирование у учащихся экологической культуры занимает центральное место в воспитательной системе. Она складывается из ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
- Актуальность Программы
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации.
Актуальность данной темы проекта основывается на сложившейся экологической ситуации нашего региона:
- Нерациональное расположение промышленной, жилой, коммунальной, природной зон;
- Увеличение числа людей с функциональными и хроническими заболеваниями;
- Низкая экологическая культура населения.
Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Поэтому в нашей школе, в рамках культурно-образовательного центра, наряду с теоретическими занятиями проводятся практикумы. Экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.
Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.
III. Цель и задачи Программы
Цель:
Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Задачи:
- Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- Организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной школе;
- Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьник;
- Усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- Вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам: начальной (I-IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (X-XI классы) школы.
Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Начальная школа (младшие школьники 1-4 классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (подростки 5-9 классы; старшеклассники 10-11 классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции «Чистый двор – школьный двор», походы и рейды).
IV. Принципы Программы:
Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.
Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.
Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:
1) Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер.
2) Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического образования.
3) Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений.
Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников .
Принцип целенаправленности предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе.
При выработке и пересмотре решений не существует такой вещи, как единственная простая цель. Исходная цель решения проблемы сохраняется только в начальной фазе. При творческом рассмотрении сути дела на поверхность всплывают многие другие (и более крупные) цели.
Процесс расширения целей, начинающийся с исходной формулировки проблемы, ставит под сомнение посылки и ограничения, привносимые в проблему. Позволяя принципу целенаправленности увлечь себя в расширенное поле целей, вы открываете дверь многим возможным решениям.
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде.
Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Природосообразность - это принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.
V. Научно-методическое и организационно-управленческое
сопровождение Программы, обеспечивающие и
предполагающие следующие направления:
- Изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента;
- Введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);
- Совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
- Разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);
- Разработка курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
- Осуществление отбора и подготовку одаренных и мотивированных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
- Разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
VI. Умения и навыки.
К общим умениям относятся:
- оценка состояния окружающей среды;
- соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;
- пропаганда идеи охраны природы;
- владение методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде
- оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;
- соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов;
- обращение с огнем в походах;
- умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв.
К навыкам относятся:
- проведение простейших землеизмерительных работ, взятие проб;
- проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта;
- определение признаков загрязнения;
- определение видов собираемых растений;
- проведение таких мероприятий, как выкапывание, транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.
VII. Прогнозируемый результат Программы
- Сотрудничество: ШКОЛА - ДЕТИ;
- Повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;
- Профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;
- Формирование ЗОЖ;
- Повышение самооценки детей;
- Улучшение отношений между детьми внутри классов;
- Формирование единых экологических правил;
- Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г. Саранска, обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
VIII. Содержание Программы
Педагоги школы, нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.
Это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:
- предметная – на уроках естественных наук;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- метопредметная – взаимосвязь с другими предметами жизнью, формирование типов учебных действий, направленных на организацию работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать, оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ДО;
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- походы и экскурсии;
- встречи и беседы с учеными, экологами.
Воспитание экологического мировоззрения проходит через все структуры учебно-воспитательного процесса:
- семейное воспитание;
- общественное воздействие;
- просвещение;
- исследовательская работа;
- акции;
-экологические месячники, недели;
- олимпиады;
- конференции;
- родительские собрания (классные, общешкольные);
- пришкольный участок;
- праздники;
- вечера;
- социально-значимые проекты, исследования.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экологических исследований, экологических акций, операций, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в планирование введены практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к природе.
Направления экологизации образовательного процесса:
1. Проектно-исследовательское
2. Эколого-валеологическое
3. Эколого-трудовое
4. Экологическое мировоззрение и культура
Система экологического воспитания и образования в школе:
Учебный процесс
Воспитательная работа
Дополнительное образование
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы:
ИКТ
«Дебаты»
Критическое мышление
ТРИЗ
Блочно-модульное обучение
Проблемно-развивающее обучение
Виртуальное проектирование и научное исследование
Уровневая дифференциация
Использование учебной карты, интеллектуальный марафон
Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры
Нетрадиционная лекция
Творческие мастерские
Пресс-конференция, устный журнал, аукцион, панорама.
Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.
Музыкально-литературный салон, экспедиции.
Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.
Кратко идею Программы можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.
Основные формы обучения:
Рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.
Программа экологического воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» включает следующие направления учебно-воспитательной деятельности:
- «Экология природы»,
- «Экология здоровья»,
- «Экология души».
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. | ||
Формы работы с классом | Общение с природой | ||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования пришкольной территории. Обследование флоры и фауны местной территории. | Экологический мониторинг. Выращивание на | |
Экологические игры | |||
Загадки природы. «Осторожно, их осталось мало!» Лесная аптека. | Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. | |
Экологические проекты | |||
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга природы». | Экологическая почта. «Не проходите мимо!» Красная книга Мордовии. «Чистый двор - школьный двор». | Экологический паспорт Экология реки. Разработка экологических троп. | |
Классные часы, беседы | |||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Республики Мордовия», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». | |
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» | ||
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | ||
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | ||
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела | Спартакиада школьников. | ||
Формы работы с классом | Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов. | ||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут». | Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. | |
Классные часы, беседы | |||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». | «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком? | |
Деятельность дополнительного образования | Спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Спортивная мозаика. Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник. | ||
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». | ||
Заповеди | Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | ||
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. | Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Фестиваль детского творчества «Звездопад». | ||
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акции доброты и милосердия «Детский дом – теплый дом!». | ||
Классные часы, беседы. | |||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», встречи с интересными людьми. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», творческие гостиные. | |
Деятельность дополнительного образования | Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров». Танцевальный коллектив «Юность». | ||
Работа с семьей | Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». | ||
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
IX. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п. | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Проведение совместных заседаний педагогического совета и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год | Август | Директор школы | Утверждение плана работы на текущий год |
2 | Заседания Совета по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий | 1 раз в полугодие | Председатель Совета | Анализ реализации и коррекция плана работы |
3 | Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью | ежегодно | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Экологическое образование школьников |
4 | Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели | ежегодно | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Развитие и углубление экологических интересов школьников |
5 | Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия) | ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе | Систематическая экологическая работа, развивающая правильное мировоззрение учащихся |
6 | Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных ДО | ежегодно при планировании работы ДО | Заместитель директора по воспитательной работе, руководители ДО | Развитие навыков прикладной экологии (поделки, практическая помощь в проведении экологических акций и мероприятий) |
7 | Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, в системе ДО школы) | Согласно планам работы | Заместитель директора по учебной части, заместитель директора по воспитательной работе | Реализация исследовательских проектов, участие в конкурсах и конференциях |
8 | Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: - День птиц - празднование экологических дат - познавательные и тематические экосборы; - конкурсные программы, -КВНы, -викторины - встречи и беседы с интересными людьми (учеными-биологами, инспекторами по охране природы и т.п.) | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители ДО, воспитатели ГПД | Реализация плана экологической работы школы |
9 | Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней | ежегодно | Учителя-предметники, руководители ДО | Реализация экологических проектов, призовое участие школьников в конкурсных программах |
10 | Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов. | ежегодно | Зам. директора по ВР, руководители ДО | Практическая помощь окружающей природе |
11 | Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: «Велосипед – экологический транспорт»; - школьная спартакиада «В здоровом теле -…» | ежегодно | Зам. директора по ВР, преподаватели физкультуры и ОБЖ | Развитие у детей навыков здоровьесбережения и правильного отношения к экологии собственного тела. |
12 | Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: -реализация программы по благоустройству пришкольной территории; -озеленение школы и учебных кабинетов; -уход за обелисками Победы | ежегодно | Зам. директора. по ВР, заведующий пришкольным учебно-опытным участком | Создание в школе, вокруг нее, благоприятной экологической обстановки |
13 | Установление и укрепление связей с другими экологическими организациями | постоянно | Члены экологического Совета школы | Установление разностороннего взаимодействия с другими экологическими организациями |
14 | Проведение школьной экологической конференции | Март текущего года | Зам. директора по ВР | Подведение итогов экологической работы в текущем году |
15 | Подбор материалов и оформление в сети Интернет сайта нашей школы. Оформление на нем экологической страницы | Первое полугодие 2013г. | Члены экологического Совета школы | Освещение деятельности наше школьной экологической организации, полезные знакомства, взаимодействие |
16 | Регулярное освещение о результатах работы на школьном сайте | Регулярно | Члены экологического Совета школы | Позитивная реклама экологической работы нашей школы |
17 | Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников | Ежегодно | Зам. директора по ВР | Наработка методических приемов и навыков экологического образования и воспитания школьников |
Использованная литература:
1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) Авт.-сост.
С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.
2. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия
«Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические
технологии», 2002.
3. Классный руководитель М.: №7, 2006. №3, 2007.
4. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
5. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.
5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.
Название мероприятий | Сроки | Кто задействован | Ответственный |
1. Организация работы экологической экспериментальной площадки | Сентябрь | Учителя, учащиеся | Зам.дир. по ВР. |
3. Акция «Жалобная книга природы» | Октябрь | 5-7 классы | Учителя русского языка и литературы, географии, биологии. |
4. Акция «Правила поведения в природе» | Октября | 1-11 классы | Учителя русского языка и литературы, ИЗО, географии, биологии. |
5. Акция «Птицы»
| Ноябрь Ноябрь Март – апрель | 1-9классы | Учителя русского языка и литературы, ИЗО, технологии. |
Мероприятие «Берегите птиц» | Ноябрь-декабрь | 5-7 классы | Педагоги творческой группы |
Красная книга Республики Мордовия | Январь | 1-9 классы | Учитель биологии |
Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта | В течение года | Учителя, 5-9 классы | Зам. дир. по УВР, педагоги организаторы |
Акция «Вторая жизнь старых вещей» | Февраль | 1-5 классы | Педагоги творческой группы |
Научно-исследовательское и социальное проектирование. | В течение года | 9-11 классы | Педагоги творческой группы |
Открытые уроки. Открытые классные часы. ( по отд. плану) | В течение года | 1-9 классы | Педагоги творческой группы |
Акция «Зеленый двор» | В течение года | 1-10 классы | Педагоги творческой группы, педагоги организаторы |
Оформление рекреации на экологическую тему | В течение года | 5-9 классы | Учитель ИЗО, биологии |
Тематические классные часы | Всероссийский урок «Чистая вода» международный день Земли 22.04 | 1-11 классы | Классные руководители, библиотека |
Акция «Чистый двор» | Март-апрель | 1-11 классы | Классные руководители |
Экологический двухмесячник | Апрель - май | 1-11классы | Руководители МО естественных наук |
Подведение итогов работы за год, планы на следующий год | июнь | учителя | Зам.дир. по ВР руководители МО |
Предварительный просмотр:
Программа по экологическому воспитанию школьников
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
- Введение
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. Вряд ли можно найти много желающих “экообразовываться”, а вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки, уметь видеть мир глазами цветов, фантазировать на тему: «О чём думает любимая собака или кошка». Это любит делать почти каждый ребёнок. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Её надо не только понять умом, но и возлюбить душой, то есть идти от экологии души – к экологии пространства.
Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Есть два пути формирования экологического сознания (экологизации):
1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений – действие на подсознание, т.е. через чувства).
2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры – культуры экологической.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования. Наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего образовательного учреждения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
На занятиях учащиеся занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Информация, собранная для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые учащимися с привлечением волонтёров, имеют практическую направленность. А как увлекают детей экскурсии в природу! Важно чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека.
Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации. Ребята проводят социологические опросы жителей города, выпускают агитационные листки, делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся муниципального и республиканского уровня.
Таким образом мы можем сказать, что в школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
В соответствии с Концепцией развития школы формирование у учащихся экологической культуры занимает центральное место в воспитательной системе. Она складывается из ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
- Актуальность Программы
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации.
Актуальность данной темы проекта основывается на сложившейся экологической ситуации нашего региона:
- Нерациональное расположение промышленной, жилой, коммунальной, природной зон;
- Увеличение числа людей с функциональными и хроническими заболеваниями;
- Низкая экологическая культура населения.
Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Поэтому в нашей школе, в рамках культурно-образовательного центра, наряду с теоретическими занятиями проводятся практикумы. Экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.
Переход от пассивных образовательных и пропагандистских мероприятий к активным природоохранным действиям с привлечением всё большего числа молодёжи, особенно детей, является требованием нынешнего времени.
III. Цель и задачи Программы
Цель:
Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Задачи:
- Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- Организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной школе;
- Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьник;
- Усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- Вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам: начальной (I-IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (X-XI классы) школы.
Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Начальная школа (младшие школьники 1-4 классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
Основная школа (подростки 5-9 классы; старшеклассники 10-11 классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции «Чистый двор – школьный двор», походы и рейды).
IV. Принципы Программы:
Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений. Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.
Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.
Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования, к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:
1) Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер.
2) Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического образования.
3) Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками основных теоретических положений экологической науки, но и умение конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и умений.
Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников .
Принцип целенаправленности предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе.
При выработке и пересмотре решений не существует такой вещи, как единственная простая цель. Исходная цель решения проблемы сохраняется только в начальной фазе. При творческом рассмотрении сути дела на поверхность всплывают многие другие (и более крупные) цели.
Процесс расширения целей, начинающийся с исходной формулировки проблемы, ставит под сомнение посылки и ограничения, привносимые в проблему. Позволяя принципу целенаправленности увлечь себя в расширенное поле целей, вы открываете дверь многим возможным решениям.
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности в социоприродной среде.
Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
Природосообразность - это принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка.
V. Научно-методическое и организационно-управленческое
сопровождение Программы, обеспечивающие и
предполагающие следующие направления:
- Изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента;
- Введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения эколого-краеведческих компонентов);
- Совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
- Разработка комплекса учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);
- Разработка курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
- Осуществление отбора и подготовку одаренных и мотивированных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
- Разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
VI. Умения и навыки.
К общим умениям относятся:
- оценка состояния окружающей среды;
- соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;
- пропаганда идеи охраны природы;
- владение методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде
- оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;
- соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов;
- обращение с огнем в походах;
- умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв.
К навыкам относятся:
- проведение простейших землеизмерительных работ, взятие проб;
- проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта;
- определение признаков загрязнения;
- определение видов собираемых растений;
- проведение таких мероприятий, как выкапывание, транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.
VII. Прогнозируемый результат Программы
- Сотрудничество: ШКОЛА - ДЕТИ;
- Повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;
- Профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;
- Формирование ЗОЖ;
- Повышение самооценки детей;
- Улучшение отношений между детьми внутри классов;
- Формирование единых экологических правил;
- Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» г. Саранска, обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
VIII. Содержание Программы
Педагоги школы, нацеленные на экологическое образование и воспитание учащихся, активно включают в свои программы биолого-экологическую составляющую.
Это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:
- предметная – на уроках естественных наук;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- метопредметная – взаимосвязь с другими предметами жизнью, формирование типов учебных действий, направленных на организацию работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать, оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение.
- внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- классные и библиотечные часы;
- экологическая работа в системе ДО;
- исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- экологические праздники и мероприятия;
- лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;
- походы и экскурсии;
- встречи и беседы с учеными, экологами.
Воспитание экологического мировоззрения проходит через все структуры учебно-воспитательного процесса:
- семейное воспитание;
- общественное воздействие;
- просвещение;
- исследовательская работа;
- акции;
-экологические месячники, недели;
- олимпиады;
- конференции;
- родительские собрания (классные, общешкольные);
- пришкольный участок;
- праздники;
- вечера;
- социально-значимые проекты, исследования.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экологических исследований, экологических акций, операций, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в планирование введены практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к природе.
Направления экологизации образовательного процесса:
1. Проектно-исследовательское
2. Эколого-валеологическое
3. Эколого-трудовое
4. Экологическое мировоззрение и культура
Система экологического воспитания и образования в школе:
Учебный процесс
Воспитательная работа
Дополнительное образование
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы:
ИКТ
«Дебаты»
Критическое мышление
ТРИЗ
Блочно-модульное обучение
Проблемно-развивающее обучение
Виртуальное проектирование и научное исследование
Уровневая дифференциация
Использование учебной карты, интеллектуальный марафон
Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры
Нетрадиционная лекция
Творческие мастерские
Пресс-конференция, устный журнал, аукцион, панорама.
Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.
Музыкально-литературный салон, экспедиции.
Анализ современной литературы показывает, что наиболее актуальны сегодня проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. В связи с этим встает проблема максимальной реализации группы поисковых, проектных и исследовательских методов. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала.
Кратко идею Программы можно выразить так: творческие способности личности, креативность можно развить, а творческую интеллектуальную деятельность можно сделать привлекательной для большинства школьников.
Основные формы обучения:
Рассказ, диалог, беседа, практические исследования, лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.
Программа экологического воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36» включает следующие направления учебно-воспитательной деятельности:
- «Экология природы»,
- «Экология здоровья»,
- «Экология души».
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. | ||
Формы работы с классом | Общение с природой | ||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования пришкольной территории. Обследование флоры и фауны местной территории. | Экологический мониторинг. Выращивание на | |
Экологические игры | |||
Загадки природы. «Осторожно, их осталось мало!» Лесная аптека. | Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. | |
Экологические проекты | |||
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга природы». | Экологическая почта. «Не проходите мимо!» Красная книга Мордовии. «Чистый двор - школьный двор». | Экологический паспорт Экология реки. Разработка экологических троп. | |
Классные часы, беседы | |||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Республики Мордовия», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». | |
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» | ||
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | ||
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | ||
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела | Спартакиада школьников. | ||
Формы работы с классом | Ведение валеологических карт, книги классных спортивных рекордов. | ||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе («Бизон»). Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут». | Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. | |
Классные часы, беседы | |||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». | «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком? | |
Деятельность дополнительного образования | Спортивные секции: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Спортивная мозаика. Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник. | ||
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». | ||
Заповеди | Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | ||
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. | Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Фестиваль детского творчества «Звездопад». | ||
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акции доброты и милосердия «Детский дом – теплый дом!». | ||
Классные часы, беседы. | |||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», встречи с интересными людьми. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», творческие гостиные. | |
Деятельность дополнительного образования | Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров». Танцевальный коллектив «Юность». | ||
Работа с семьей | Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». | ||
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
IX. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п. | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Проведение совместных заседаний педагогического совета и Экологического Совета школы по совместному планированию работы на учебный год | Август | Директор школы | Утверждение плана работы на текущий год |
2 | Заседания Совета по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий | 1 раз в полугодие | Председатель Совета | Анализ реализации и коррекция плана работы |
3 | Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью | ежегодно | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Экологическое образование школьников |
4 | Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели | ежегодно | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Развитие и углубление экологических интересов школьников |
5 | Закрепление в практике работы классных руководителей развития у детей культуры их взаимоотношений с окружающей средой (экологические программы, проекты, отдельные мероприятия) | ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе | Систематическая экологическая работа, развивающая правильное мировоззрение учащихся |
6 | Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных ДО | ежегодно при планировании работы ДО | Заместитель директора по воспитательной работе, руководители ДО | Развитие навыков прикладной экологии (поделки, практическая помощь в проведении экологических акций и мероприятий) |
7 | Исследовательская деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, в системе ДО школы) | Согласно планам работы | Заместитель директора по учебной части, заместитель директора по воспитательной работе | Реализация исследовательских проектов, участие в конкурсах и конференциях |
8 | Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: - День птиц - празднование экологических дат - познавательные и тематические экосборы; - конкурсные программы, -КВНы, -викторины - встречи и беседы с интересными людьми (учеными-биологами, инспекторами по охране природы и т.п.) | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители ДО, воспитатели ГПД | Реализация плана экологической работы школы |
9 | Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней | ежегодно | Учителя-предметники, руководители ДО | Реализация экологических проектов, призовое участие школьников в конкурсных программах |
10 | Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии юных экологов. | ежегодно | Зам. директора по ВР, руководители ДО | Практическая помощь окружающей природе |
11 | Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: «Велосипед – экологический транспорт»; - школьная спартакиада «В здоровом теле -…» | ежегодно | Зам. директора по ВР, преподаватели физкультуры и ОБЖ | Развитие у детей навыков здоровьесбережения и правильного отношения к экологии собственного тела. |
12 | Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: -реализация программы по благоустройству пришкольной территории; -озеленение школы и учебных кабинетов; -уход за обелисками Победы | ежегодно | Зам. директора. по ВР, заведующий пришкольным учебно-опытным участком | Создание в школе, вокруг нее, благоприятной экологической обстановки |
13 | Установление и укрепление связей с другими экологическими организациями | постоянно | Члены экологического Совета школы | Установление разностороннего взаимодействия с другими экологическими организациями |
14 | Проведение школьной экологической конференции | Март текущего года | Зам. директора по ВР | Подведение итогов экологической работы в текущем году |
15 | Подбор материалов и оформление в сети Интернет сайта нашей школы. Оформление на нем экологической страницы | Первое полугодие 2013г. | Члены экологического Совета школы | Освещение деятельности наше школьной экологической организации, полезные знакомства, взаимодействие |
16 | Регулярное освещение о результатах работы на школьном сайте | Регулярно | Члены экологического Совета школы | Позитивная реклама экологической работы нашей школы |
17 | Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников | Ежегодно | Зам. директора по ВР | Наработка методических приемов и навыков экологического образования и воспитания школьников |
Использованная литература:
1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) Авт.-сост.
С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.
2. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия
«Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические
технологии», 2002.
3. Классный руководитель М.: №7, 2006. №3, 2007.
4. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
5. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.
5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.
Название мероприятий | Сроки | Кто задействован | Ответственный |
1. Организация работы экологической экспериментальной площадки | Сентябрь | Учителя, учащиеся | Зам.дир. по ВР. |
3. Акция «Жалобная книга природы» | Октябрь | 5-7 классы | Учителя русского языка и литературы, географии, биологии. |
4. Акция «Правила поведения в природе» | Октября | 1-11 классы | Учителя русского языка и литературы, ИЗО, географии, биологии. |
5. Акция «Птицы»
| Ноябрь Ноябрь Март – апрель | 1-9классы | Учителя русского языка и литературы, ИЗО, технологии. |
Мероприятие «Берегите птиц» | Ноябрь-декабрь | 5-7 классы | Педагоги творческой группы |
Красная книга Республики Мордовия | Январь | 1-9 классы | Учитель биологии |
Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта | В течение года | Учителя, 5-9 классы | Зам. дир. по УВР, педагоги организаторы |
Акция «Вторая жизнь старых вещей» | Февраль | 1-5 классы | Педагоги творческой группы |
Научно-исследовательское и социальное проектирование. | В течение года | 9-11 классы | Педагоги творческой группы |
Открытые уроки. Открытые классные часы. ( по отд. плану) | В течение года | 1-9 классы | Педагоги творческой группы |
Акция «Зеленый двор» | В течение года | 1-10 классы | Педагоги творческой группы, педагоги организаторы |
Оформление рекреации на экологическую тему | В течение года | 5-9 классы | Учитель ИЗО, биологии |
Тематические классные часы | Всероссийский урок «Чистая вода» международный день Земли 22.04 | 1-11 классы | Классные руководители, библиотека |
Акция «Чистый двор» | Март-апрель | 1-11 классы | Классные руководители |
Экологический двухмесячник | Апрель - май | 1-11классы | Руководители МО естественных наук |
Подведение итогов работы за год, планы на следующий год | июнь | учителя | Зам.дир. по ВР руководители МО |