Раздел 2.1. Продуктивность личного вклада

  Продуктивность личного вклада

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                                                          

Директор школы:                                                                    

_________/Монгуш С.Г/    

«__»________2019г                                                  

Проект на тему:

«Работа социального педагога с трудными детьми»

Срок реализации проекта 3 года

Программу составила: Ховалыг Чодураа Ким-ооловна,

социальный педагог

МБОУ СОШ с.Хайыракан

Дзун-Хемчикского кожууна РТ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Основы деятельности социального работника с трудными детьми…………………………………………………………………………….6

1.1 Психолого–педагогическая характеристика трудных детей…………6

1.2 Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних…….7

Глава II. Технология социальной работы с трудными детьми…………..9

2.1 Методы работы социального педагога с трудными детьми…………9

2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности …………………..10

2.3 План работы социального педагога МБОУ СОШ с.Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна РТ с трудными детьми на 2019-2020 учебный год………………………………………..12

Заключение …………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.

Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных детей", часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

Странности в поведении "трудных детей" вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

Цель – показать технологию работы социального педагога с трудными детьми.

Задачи:

- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,

- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;

- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.

Объект – профилактическая работа социального педагога с «трудными» детьми.

Предмет – трудные дети.

Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ СОШ  с.Хайыраакан Дзун-Хемичикского кожууна Республики Тыва.

Гипотеза: работа с трудными детьми в школе станет более оптимальной. У учителей выработается единый подход в работе с такими детьми.

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

1.1Психолого–педагогическая характеристика трудных детей.

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаныс возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятсякразличнымсоциально-экономическиминравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Эффективность их в значительной мере обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности  различных групп и контингентов несовершеннолетних правонарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных форм профилактической воспитательной работы.

Результаты проведенных  конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками иупущениямивдеятельностигосударственныхорганов,учебныхколлективовиобщественныхорганизацийвборьбес детской безнадзорностью и правонарушениями.

Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся.

Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям школ следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.

С такими детьми необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и  другой внеклассовой работе, укреплять связь с родителями и общественными организациям и по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.

Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися. [5]

По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в семье выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания.

Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних и их взаимодействие со школами.

Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло на почве стремления детей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время.

1.2Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних

Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростой работы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в неделю отвели курсу «Гражданская оборона», рекламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало некому объяснять разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Однако чтобы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правонарушением, знать, за что посмотрят с осуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Только процесс просвещения, объединяющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, выходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимым условием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и законов нашего общества.

Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышает умственный уровень подростка, что является одним из условий формирования культуры человека.

Просвещение развивает духовность, стремление к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей все больше подростков, не обладающих этими качествами.

Далее: деятельность: обеспечить занятость подростков. Обилие свободного времени, закрытые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подростков на поиски иных путей общения, в подвалы и подворотни. Только обеспечение наиболее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нарушать закон.

Необходимо обеспечить работу кружков, секций, клубов различных направлений, где ребенок сможет реализовать свои желания, потребности, энергию. В сегодняшних экономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Однако обстоятельства вынуждают открывать платные кружки и секции, которые далеко не всем по карману. Скупой платит дважды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вкладываем средства в перевоспитание.

Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски «приключений». Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предохраняют подростка от опасной черты.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

2.1 Методы работы социального педагога с трудными детьми

Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагогические исследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела.

Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним.

У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

Рассмотрим способы социально – педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров и т.п.

Необходима разъяснительная работа классных руководителей по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.

2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности

Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.

А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником».

Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников [8].

Педагогическая позиция по отношению к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его [8].

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя) [6].

Большинство педагогов предлагают несколько вариантов работы с такими детьми:

  • Подавление их действий и поступков, способных нанести вред
  • Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения
  • Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством) [30,164]

Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный» .Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным.

2.3 План работы социального педагога МБОУ СОШ с.Хайыракан

 с трудными детьми на 2019-2020 учебный год

Сентябрь

Сроки                                   Работа с «трудными»

Ответственные

1 нед.

Уточнение списков «трудных» подростков

Соц.педагог

2 нед.

1.Посещение семей «трудных» на дому

Соц.педагог

Кл.руководители

3 нед.

1. Проф. беседы с инспектором ПДН

2. Организация досуга «трудных» (в т.ч. подростков, состоящих на учете в ПДН)

3. Родительское собрание с родителями «трудных» обучающихся

4.Индивидуальные беседы с «трудными»

Соц.педагог

Администрация

Кл.руководители

Октябрь

1 нед. 

1. Беседы о проведении и успеваемости с «трудными».

Беседы об ответственности обучающимися за неуспеваемость и аморальное поведение в школе и за его пределами.

«Мое будущее в моих руках»

Мастера, Кл.руководители, соц.педагог

2 нед.

1. Посещение семей «трудных» на дому.

Кл. руководителисоц.педагог

3 нед.

1.Работа с психологом (инд. беседы).

2.Профилактические беседы с инспектором ПДН.

Психолог

4 нед.

1.Инд. беседы с «трудными» об ответственности за неуспеваемость, пропуски уроков и т.д.

Соц.педагог

Ноябрь

1. нед. 

1. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз».

2. Индивидуальные беседы с «трудными».

Соц.педагог

психолог

2-3 нед.

1.Посещение семей «трудных» на дому.

2.Проф. беседы с инспектором ПДН.

3. «Вредные привычки» (свободный разговор)

Кл.руководители

Соц.педагог

4 нед.

1. Совет профилактики при администрации школы

Соц.педагог

Декабрь

1 нед. 

1 .Неделя правовых знаний «Профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании».

2. Посещение семей «трудных» на дому.

Соц.педагог

2 нед.

1. «Губительная сигарета» (встреча с врачом наркологом).

Соц.педагог

3 нед.

1. Проф. беседы с инспектором ПДН.

Соц.педагог

4 нед.

1. Организация отдыха на зимних каникулах «трудных» подростков

Соц.педагог, зам.по ВР

Январь

1 нед. 

1. Беседы о ведении здорового образа жизни.

Мед.сестра школы

2 нед.

1. Посещение семей «трудных» на дому.

2. Проф. беседы с инспектором ПДН.

Соц.педагог

Кл.руководители

3 нед.

1. Работа с психологом (инд. беседы)

психолог

Февраль

1 нед. 

1. «Знаешь ли ты закон?" (встреча с инспектором ПДН ).

2. Инд. беседы с "трудными".

Соц.педагог

2 нед.

1. «Пять шагов к себе» (тренинг)

2. Посещение семей «трудных» на дому.

Психолог

Соц.педагог

Кл.руководители

3 нед.

1.Проф. день (работа с инспектором ПДН)

Соц.педагог

4 нед.

Совет профилактики при администрации школы.

Соц.педагог

Март

1 нед. 

1. Инд. беседы с "трудными".

Соц.педагог

2 нед.

1. Посещение семей «трудных» на дому.

2. Малый пед. Совет с родителями «трудных»

3. Анкетирование «Я и моя будущая профессия»

Кл.руководителисоц.педагог

3 нед.

1.Проф. день (работа с инспектором ПДН)

Инспектор ПДН

4 нед.

1. Круглый стол: «Помощь и поддержка»)

Кл.руководители

Соц.педагог

Апрель

1 нед. 

1. Подбор материалов к Дню независимости от вредных привычек. Просмотр литературы. Инд. задание «трудных» .

2. Посещение семей «трудных» на дому.

Соц.педагог

2 нед.

1. Инд. беседы с «трудными»

2. Инд. работа с родителями.

психолог

Инспектор ПДН

3 нед.

1. Проф. день (работа с инспектором ПДН).

2. Совет профилактики при администрации школы.

Инспектор ПДН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто есть Я? Что есть Мир? Каково мое место в нем? Как жить? Эти вопросы хоть однажды, но каждый человек задает себе обязательно. Чтобы ответить на них правильно, так, чтобы выбрать достойный путь, который приведет к осознанию твоего истинного предназначения, нужно, чтобы рядом оказался человек, который подскажет, поможет и поведет не только к великим открытиям в окружающем тебя мире, но главное: сумеет открыть огромный мир твоего внутреннего бытия. Кто он, этот великий созидатель? Конечно, педагог, учитель, без которого не обходилось раньше и не обходится теперь ни одно цивилизованное общество.Роль учителя в прогрессивном развитии общества трудно переоценить, именно он формирует будущее общества, будущее его культуры и науки. Меняется время, меняется мир, меняются люди, меняются дети. И учитель не может оставаться таким, каким был двести, сто, пятьдесят и даже десять лет назад. Он должен поспеть за временем, чувствовать перемены в общественном развитии, чтобы влиять на духовно-нравственные процессы через образование и воспитание; непосредственно участвовать в формировании личности нового времени, с новым мышлением и новым взглядом на мир. Стереотип образа учителя, как непререкаемого авторитета во всем и вся, готового дать ответ на любой вопрос, уже в прошлом. Сейчас учитель должен понять, вырастает,.[3] Да и не может в современной школе учитель быть единственным источником знаний и истины. В настоящее время огромную информации добывает ученик из интернет-сетей, притом что сам учитель не успевает узнать об этом же в таком объеме. Учитель же и вся система школьного образования должны; создаватьдолжна стать, где ученик не просто получает знания по предмету, а учится жизни, чтобы впоследствии уметь разрешать жизненные проблемы. И в этой ситуациио. Ведь только знания, добытые собственным трудом и саморазвитием, могут быть конкурентоспособны в эпоху динамичного развития инновационных идей.».[1] Учителю необходимо, рольуя в современном общественой, еще более возрастает. С ОС профессиональная деятельность» (Именно поэтомуобеспечит не только комфортные для реализации физического и психического потенциала личности ребенка, но и будет способствовать его успешности в будуще

Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна.

«Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых.

С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.

О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?

1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов.

2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку.

6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными.

8.Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления.

9.Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буянов М.И .Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1999.
  2. Воспитание трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003
  3. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1996
  4. Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении- Минск, 2000
  5. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Ретуш Л.А.- С-Пб., 2001
  6. Решетникова О.В. Понять – значит помочь//Школьный психолог-2004г.- №36
  7. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика- М., 2001
  8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
  9. Степанов В.Г. Психология трудных школьников М., 2006
  10. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,2007.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: