Раздел 2.1. Продуктивность личного вклада
Продуктивность личного вклада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_po_pravovomu_vospitaniyu.pdf | 279.24 КБ |
klassnyy_chas_na_poroge_samostoyatelnoy_zhizni.pdf | 389.37 КБ |
kruglyy_stol_.pdf | 226.16 КБ |
Открытыйтурок игра Правовой турнир | 216.57 КБ |
proekt.docx | 46.17 КБ |
razdel._2.7_prof_rost_pedagoga.pdf | 1.38 МБ |
razdel._2.8_nagrady_.pdf | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы:
_________/Монгуш С.Г/
«__»________2019г
Проект на тему:
«Работа социального педагога с трудными детьми»
Срок реализации проекта 3 года
Программу составила: Ховалыг Чодураа Ким-ооловна,
социальный педагог
МБОУ СОШ с.Хайыракан
Дзун-Хемчикского кожууна РТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Основы деятельности социального работника с трудными детьми…………………………………………………………………………….6
1.1 Психолого–педагогическая характеристика трудных детей…………6
1.2 Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних…….7
Глава II. Технология социальной работы с трудными детьми…………..9
2.1 Методы работы социального педагога с трудными детьми…………9
2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности …………………..10
2.3 План работы социального педагога МБОУ СОШ с.Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна РТ с трудными детьми на 2019-2020 учебный год………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.
Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных детей", часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
Странности в поведении "трудных детей" вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Цель – показать технологию работы социального педагога с трудными детьми.
Задачи:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.
Объект – профилактическая работа социального педагога с «трудными» детьми.
Предмет – трудные дети.
Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ СОШ с.Хайыраакан Дзун-Хемичикского кожууна Республики Тыва.
Гипотеза: работа с трудными детьми в школе станет более оптимальной. У учителей выработается единый подход в работе с такими детьми.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
1.1Психолого–педагогическая характеристика трудных детей.
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаныс возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятсякразличнымсоциально-экономическиминравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Эффективность их в значительной мере обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности различных групп и контингентов несовершеннолетних правонарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных форм профилактической воспитательной работы.
Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками иупущениямивдеятельностигосударственныхорганов,учебныхколлективовиобщественныхорганизацийвборьбес детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся.
Поскольку среди учеников, совершивших преступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям школ следует больше внимания уделять этому контингенту учащихся.
С такими детьми необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой работе, укреплять связь с родителями и общественными организациям и по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися. [5]
По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в семье выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних и их взаимодействие со школами.
Изучение структуры групп и характера внутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло на почве стремления детей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время.
1.2Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних
Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростой работы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в неделю отвели курсу «Гражданская оборона», рекламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало некому объяснять разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Однако чтобы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правонарушением, знать, за что посмотрят с осуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Только процесс просвещения, объединяющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, выходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимым условием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и законов нашего общества.
Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышает умственный уровень подростка, что является одним из условий формирования культуры человека.
Просвещение развивает духовность, стремление к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей все больше подростков, не обладающих этими качествами.
Далее: деятельность: обеспечить занятость подростков. Обилие свободного времени, закрытые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подростков на поиски иных путей общения, в подвалы и подворотни. Только обеспечение наиболее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нарушать закон.
Необходимо обеспечить работу кружков, секций, клубов различных направлений, где ребенок сможет реализовать свои желания, потребности, энергию. В сегодняшних экономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Однако обстоятельства вынуждают открывать платные кружки и секции, которые далеко не всем по карману. Скупой платит дважды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вкладываем средства в перевоспитание.
Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски «приключений». Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предохраняют подростка от опасной черты.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Методы работы социального педагога с трудными детьми
Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, разработанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагогические исследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Рассмотрим способы социально – педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей.
Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров и т.п.
Необходима разъяснительная работа классных руководителей по вскрытию противоправности таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
2.2 «Трудные дети» в школе и учебной деятельности
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов подростка на социально положительную норму с поддержкой уверенности в себе.
А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником».
Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников [8].
Педагогическая позиция по отношению к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его [8].
Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя) [6].
Большинство педагогов предлагают несколько вариантов работы с такими детьми:
- Подавление их действий и поступков, способных нанести вред
- Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения
- Вовлечение ребёнка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством) [30,164]
Подводя итог всем упомянутым способам и методам, следует сказать, что «трудный» ребёнок всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный» .Если вспомнить, что «трудный» ребёнок – это чаще всего заброшенный родителями, запущенный близкими, нелюбимый в большинстве коллективов, то такое отношение к нему будет оправданным.
2.3 План работы социального педагога МБОУ СОШ с.Хайыракан
с трудными детьми на 2019-2020 учебный год
Сентябрь
Сроки Работа с «трудными»
Ответственные
1 нед.
Уточнение списков «трудных» подростков
Соц.педагог
2 нед.
1.Посещение семей «трудных» на дому
Соц.педагог
Кл.руководители
3 нед.
1. Проф. беседы с инспектором ПДН
2. Организация досуга «трудных» (в т.ч. подростков, состоящих на учете в ПДН)
3. Родительское собрание с родителями «трудных» обучающихся
4.Индивидуальные беседы с «трудными»
Соц.педагог
Администрация
Кл.руководители
Октябрь
1 нед.
1. Беседы о проведении и успеваемости с «трудными».
Беседы об ответственности обучающимися за неуспеваемость и аморальное поведение в школе и за его пределами.
«Мое будущее в моих руках»
Мастера, Кл.руководители, соц.педагог
2 нед.
1. Посещение семей «трудных» на дому.
Кл. руководителисоц.педагог
3 нед.
1.Работа с психологом (инд. беседы).
2.Профилактические беседы с инспектором ПДН.
Психолог
4 нед.
1.Инд. беседы с «трудными» об ответственности за неуспеваемость, пропуски уроков и т.д.
Соц.педагог
Ноябрь
1. нед.
1. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз».
2. Индивидуальные беседы с «трудными».
Соц.педагог
психолог
2-3 нед.
1.Посещение семей «трудных» на дому.
2.Проф. беседы с инспектором ПДН.
3. «Вредные привычки» (свободный разговор)
Кл.руководители
Соц.педагог
4 нед.
1. Совет профилактики при администрации школы
Соц.педагог
Декабрь
1 нед.
1 .Неделя правовых знаний «Профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании».
2. Посещение семей «трудных» на дому.
Соц.педагог
2 нед.
1. «Губительная сигарета» (встреча с врачом наркологом).
Соц.педагог
3 нед.
1. Проф. беседы с инспектором ПДН.
Соц.педагог
4 нед.
1. Организация отдыха на зимних каникулах «трудных» подростков
Соц.педагог, зам.по ВР
Январь
1 нед.
1. Беседы о ведении здорового образа жизни.
Мед.сестра школы
2 нед.
1. Посещение семей «трудных» на дому.
2. Проф. беседы с инспектором ПДН.
Соц.педагог
Кл.руководители
3 нед.
1. Работа с психологом (инд. беседы)
психолог
Февраль
1 нед.
1. «Знаешь ли ты закон?" (встреча с инспектором ПДН ).
2. Инд. беседы с "трудными".
Соц.педагог
2 нед.
1. «Пять шагов к себе» (тренинг)
2. Посещение семей «трудных» на дому.
Психолог
Соц.педагог
Кл.руководители
3 нед.
1.Проф. день (работа с инспектором ПДН)
Соц.педагог
4 нед.
Совет профилактики при администрации школы.
Соц.педагог
Март
1 нед.
1. Инд. беседы с "трудными".
Соц.педагог
2 нед.
1. Посещение семей «трудных» на дому.
2. Малый пед. Совет с родителями «трудных»
3. Анкетирование «Я и моя будущая профессия»
Кл.руководителисоц.педагог
3 нед.
1.Проф. день (работа с инспектором ПДН)
Инспектор ПДН
4 нед.
1. Круглый стол: «Помощь и поддержка»)
Кл.руководители
Соц.педагог
Апрель
1 нед.
1. Подбор материалов к Дню независимости от вредных привычек. Просмотр литературы. Инд. задание «трудных» .
2. Посещение семей «трудных» на дому.
Соц.педагог
2 нед.
1. Инд. беседы с «трудными»
2. Инд. работа с родителями.
психолог
Инспектор ПДН
3 нед.
1. Проф. день (работа с инспектором ПДН).
2. Совет профилактики при администрации школы.
Инспектор ПДН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто есть Я? Что есть Мир? Каково мое место в нем? Как жить? Эти вопросы хоть однажды, но каждый человек задает себе обязательно. Чтобы ответить на них правильно, так, чтобы выбрать достойный путь, который приведет к осознанию твоего истинного предназначения, нужно, чтобы рядом оказался человек, который подскажет, поможет и поведет не только к великим открытиям в окружающем тебя мире, но главное: сумеет открыть огромный мир твоего внутреннего бытия. Кто он, этот великий созидатель? Конечно, педагог, учитель, без которого не обходилось раньше и не обходится теперь ни одно цивилизованное общество.Роль учителя в прогрессивном развитии общества трудно переоценить, именно он формирует будущее общества, будущее его культуры и науки. Меняется время, меняется мир, меняются люди, меняются дети. И учитель не может оставаться таким, каким был двести, сто, пятьдесят и даже десять лет назад. Он должен поспеть за временем, чувствовать перемены в общественном развитии, чтобы влиять на духовно-нравственные процессы через образование и воспитание; непосредственно участвовать в формировании личности нового времени, с новым мышлением и новым взглядом на мир. Стереотип образа учителя, как непререкаемого авторитета во всем и вся, готового дать ответ на любой вопрос, уже в прошлом. Сейчас учитель должен понять, вырастает,.[3] Да и не может в современной школе учитель быть единственным источником знаний и истины. В настоящее время огромную информации добывает ученик из интернет-сетей, притом что сам учитель не успевает узнать об этом же в таком объеме. Учитель же и вся система школьного образования должны; создаватьдолжна стать, где ученик не просто получает знания по предмету, а учится жизни, чтобы впоследствии уметь разрешать жизненные проблемы. И в этой ситуациио. Ведь только знания, добытые собственным трудом и саморазвитием, могут быть конкурентоспособны в эпоху динамичного развития инновационных идей.».[1] Учителю необходимо, рольуя в современном общественой, еще более возрастает. С ОС профессиональная деятельность» (Именно поэтомуобеспечит не только комфортные для реализации физического и психического потенциала личности ребенка, но и будет способствовать его успешности в будуще
Подводя итог работе, можно заключить, что проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна.
«Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых.
С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.
О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?
1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов.
2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину.
3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.
4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты.
5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку.
6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки.
7. Угрозы наказанием должны быть реальными.
8.Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления.
9.Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буянов М.И .Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1999.
- Воспитание трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003
- Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1996
- Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении- Минск, 2000
- Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Ретуш Л.А.- С-Пб., 2001
- Решетникова О.В. Понять – значит помочь//Школьный психолог-2004г.- №36
- Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрафилактика- М., 2001
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников М., 2006
- Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,2007.