Для вас, родители!

Нагорная Елена Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с мячом для развития речи

Слайд 2

Развитие мелкой моторики

Слайд 3

Закрепление предлогов

Слайд 4

Развитие ориентировки

Слайд 5

Развитие силы голоса



Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.  В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

       11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"  (В.А. Сухомлинский).

                      "Рука – это инструмент всех инструментов" (Аристотель).

                                "Рука – это своего рода внешний мозг" (Кант).

                   

   Пальчиковая гимнастика

Рекомендации для родителей

Учитель-логопед

Нагорная Елена Викторовна

Пальчиковые упражнения.

1. Свинка.Потешки Свинка Ненила сыночка хвалила:
- То-то хорошенький, - 1
То-то пригоженький, - 2
Ходит бочком, - 3
Уши торчком, - 4
Нос пятачком! - 5

2. Петушок.
Потешки - Петушок, петушок, - 1
Золотой гребешок, - 2
Масляна головушка. - 3
Шелкова бородушка, - 4
Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? - 5

3. Водичка.
Потешки Водичка-водичка, - 1
Умой мое личико! - 2
Чтобы щечки алели, - 3
Чтобы глазки блестели, - 4
Чтоб смеялся роток, - 5
Чтоб кусался зубок!

4.Солнышко.
Потешки - Солнышко-вёдрышко! - 1
Взойди поскорей, - 2
Освети, обогрей -3
Телят да ягнят, - 4
Еще маленьких ребят - 5

5.За грибами.
Потешки
Ножки, ножки, где вы были? - 1
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали. - 2
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели – 3
Все пенёчки оглядели. - 4
Вот и Ванюшка с грибком, - 5
С подосиновичком!



Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях с детьми использовать динамические паузы, пальчиковый игротренинг, подвижные игры.

Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми и сопровождаются всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и комплекс упражнений к нему. Они рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнить движения вместе с ними. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Гласные звуки

Утята (а, у, и)

Встали как-то утром в ряд

Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки.

Десять маленьких утят.

Показать десять пальцев.

Посчитались,

Посчитать пальцы.

Удивились,

Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят.

На две группы разделились.

Руки в стороны, пальцы растопырены.

Перышки почистили,

Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.

Головкой повертели,

Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.

Червячка склевали,

Хватательные движения клювами-пальцами.

К речке побежали.

Пальцами «пробежаться» по столу.

Ириски от киски (а, у, и, ы, о)

В гости к нам явилась киска.

Из пальцев «сделать» «киску».

Всем дает она ириски:

Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски».

Мышке, лебедю, жуку.

Из пальцев «сделать» указанных в тексте «персонажей».

Псу, зайчонку, петуху.

Рады, рады все гостинцам!

Из обоих кулаков одновременно и энергично

«выбросить» пальцы.

Это видим мы по лицам.

Показать раскрытые ладони.

Все захлопали в ладошки.

Хлопать в ладоши.

Побежали в гости к кошке.

Пальцами «пробежаться»» по столу.

Мышка мыла лапку (ы, а)

Мышка мылом мыла лапку,

Одной рукой «мыть» другую.

Каждый пальчик по порядку.

Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.

Вот намылила Большой,

Всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки «намыливать» большие пальцы.

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

То же - с указательными пальцами.

Смыв с него и грязь,

И краску.

Средний мылила усердно

То же - со средними пальцами.

(самый грязный был, наверно).

Безымянный терла пастой -

То же - с безымянными пальцами.

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:

Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы.

Очень он боялся мыла!

Дружная семья (э, а)

- Эх! - вздохнул Большак,-

Сжать кулаки, поднять большие пальцы.

Устал!

Согнуть большие пальцы.

Много дров я накидал.

Постучать выпрямленными большими пальцами по столу.

- Эй! Указка! Просыпайся!

Большими пальцами постучать по указательным.

Быстро в школу собирайся.

Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом.

Этак можно все проспать!

Махнуть руками.

Середняк, кончай зевать!

Большими пальцами постучать по средним.

Безымянный, марш во двор!

Большими пальцами постучать по безымянным.

Повалился наш забор.

Кистями обеих рук «упасть» на стол.

Вам с Мизинчиком – чинить,

Большими пальцами постучать по мизинчикам.

Мне же - кашу вам варить.

Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу».

Согласные звуки

Наши пальцы (п  - б)

Пальцы встали дружно в ряд:

Показать ладони с выпрямленными пальцами.

Десять крепеньких ребят.

Сжать пальцы в кулаки.

Эти два - всему указки.

Показать два указательных пальца.

Все покажут без подсказки.

Пальцы придерживать большими.

Пальцы - два середнячка,

Показать два средних пальца.

Два здоровых бодрячка.

Пальцы придерживать большими.

Ну, а эти - безымянны,

Показать безымянные пальцы. Остальные придерживать большими.

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца - коротышки,

Показать мизинцы. Все: остальные пальцы придерживать большими пальцами.

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них,-

Показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки.

Два больших и удалых.

Дом на горе (к - г)

На горе мы видим дом

Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом.

Волнообразные движения кистями рук.

Вот - деревья, вот - кусты.

Руками сделать «деревья», «кусты».

Вот - душистые цветы.

Пальцами показать «бутон», «распускающийся цветок».

Окружает все забор.

Пальцами показать «забор».

За забором - чистый двор.

Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем,

Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются».

К дому быстро подбегаем.

Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся:

Постучать кулаками по столу.

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук.

Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться».

В гости к другу мы пришли

Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.

И гостинцы принесли.

Угощение гномов (к, г)

Стали гномы гостей

Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.

Приглашать,

Стали гномы гостей

Угощать.

Затем - наоборот.

Каждому гостю

«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.

Досталось варенье.

Пальчики склеило

Последовательно, начиная с большого, «склеить» соответствующие пальцы на обеих руках

То угощение.

Плотно прижалась

Прижать ладони одна к другой

Ладошка к ладошке.

Гости не могут

Плечи приподнять,руки слегка развести в стороны - «удивиться».

Взять даже ложки!

Чехарда  (к, г}

У кошки было пять котят,

Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку».

А у гусыни - пять гусят.

Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них «гуся».

Детишки резвые в саду

Кистями рук «перепрыгивать» одна через другую несколько раз (на столе).

Сыграть решили в чехарду.

У гусят-то - крылышки,

Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»;

У котяток - лапки.

«Цапки-царапки».

На крылышках-то - перышки,

Пошевелить пальцами обеих рук.

На лапочках - царапки.

Показать «цапки-царапки».

Перышки-то - мягкие,

Погладить каждый палец сначала на правой, потом на левой руке.

Легкие пушинки.

Коготки-то острые

«Цапками-царапками» поскрести по столешнице.

Больно ранят спинки.

Бойцы-молодцы (г, к, м)

Пальцы эти - все бойцы,

Растопырить пальцы на обеих руках.

Удалые молодцы.

Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу.

Два - больших и крепких малых

Приподнять два больших пальца.

И солдат в боях бывалых.

Два - гвардейца-храбреца,

Приподнять указательные пальцы.

Два - сметливых молодца.

Приподнять средние пальцы.

Два - героя безымянных,

Приподнять безымянные пальцы.

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца - коротышки -

Приподнять мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Хлопнуть ладонями по столу.

Мишки (т, д, ш)

Мама мишек будит рано.

Пальцами обеих рук изобразить «мишек».

Не встают они с дивана!

Удивленно пожать плечами.

- Эй, Большак! Вставай скорей!

Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке.

Ждут друзья уж у дверей!

Указать руками на дверь.

- Ну, а ты, лентяй Указка,-

Встряхнуть указательные пальцы.

У тебя засохла краска!

Изобразить руками ведро.

Вы должны с Середняком

Встряхнуть средние пальцы.

Побелить амбар и дом.

Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх.

Безымянный, мой бедняжка!

Погладить безымянный палец пальцами

Знаю, болен был ты тяжко.

Другой руки

Пожалею я тебя,

Прижать безымянный палец к ладони и

Полежи еще два дня.

Погладить его.

Ты, Мизинчик-малышок,

Встряхнуть мизинцы.

Роста у тебя - вершок!

Показать, какого «роста» мизинчик.

Но зато проказ и драк

Погрозить мизинцу пальцем.

Сосчитать нельзя никак!

Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика.

Листочки (с, л)

Ветер северный подул -

Подуть на пальцы.

С-с-с»,- все листья

Произнести звук «с-с».

С липы сдул.

Полетели, закружились

Ладони обеих рук зигзагами плавно

опустить на стол.

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

Постучать пальцами по столу.

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Постучать кулаками по столу.

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Плавные движения кистями рук вперед - назад - вперед.

Одеялом их накрыл.

Ладони крепко прижать к столу.

3айка (с, з)

3айка - скок, зайка - скок!

«Зайка» из пальцев скачет по столу.

За кусток - и молчок.

Кисть левой руки - «куст», кисть правой «зайка». Он прячется» за куст.

Из-за кустика выглядывает,

Показать названные действия руками.

На ребятушек поглядывает.

3оя пальчиком грозит,

Погрозить «зайке» пальцем.

3айке спрятаться велит:

«Бродит серый волк в лесу,

Пальцами правой руки показать «волка».

Он поймал вчера козу.

Пальцами левой руки - «козу».

Та его - рогами в бок!

«Коза... бодает» ладонь правой руки.

Волк отпор ей дать не смог.

А коза давай бодать,

«Коза бодается».

По кустам его гонять!

Вокруг «кустов» бегает «волк».

Волк помчался по дороге,

Пальцами «пробежаться» по столу.

И едва унес он ноги!»

Цыплята (ц)

Пять цыпляток,

Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка».

Пять комочков

Все пальцы сжаты в кулак.

Во дворе стоят у бочки.

Пальцами изобразить «бочку».

Захотелось им напиться.

Приоткрыть пальцы-«клювики».

Из щелей течет водица.

Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз, - «струйки воды».

Возле лужицы

Показать, как пьют цыплятки, запрокидывая головки назад.

Цыплятки пьют.

У всех озябли лапки.

Пальцы дрожат мелкой дрожью.

Вот поджали коготочки,

Прижать скрюченные пальцы к ладони.

Побежали греться

«Пробежаться» пальцами по столу.

К квочке.

Мышка и кошка (ш, ж)

Мышку кошка обижала,

Пальцами правой руки изобразить «мышку»,пальцами левой - «кошку».

Мышка в норку забежала.

«Мышка» забегает в «норку», сделанную из пальцев левой руки.

Погрозила кошке злой:

Погрозить пальчиком правой руки «кошке».

«Разберусь еще с тобой!

Станешь чистить свою шубку,

Обеими руками изобразить движения «Кошка умывается».

Я с тобой сыграю шутку!

Хлопнуть ладонями о стол.

Вылью быстро банку с клеем,

Пальцами изобразить «банку», наклонить ее. Пальцы на обеих руках «склеились».

Коготки твои я склею.

Долго в душе будешь мыться,

Потереть каждый палец на обеих руках по очереди.

Но не сможешь ты отмыться!»

Женины гости (ж)

К Жене гости прибежали.

 Пальцы «бегут» по столу.

Все друг другу руки жали.

Рукопожатия. Попеременно то правая, то левая рука сверху.

- Здравствуй, Жора!

Пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами обеих рук.

- Здравствуй, Жанна!

- Рад, Сережа!

- Рад, Снежана!

- Не хотите ль пирожок?

Из ладоней сложить «пирожок».

- Может, коржик?

Показать раскрытые ладошки.

Иль рожок?

Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку.

Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.

Все берите понемножку.

Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже».

С ручек все стряхнули крошки

Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки.

Похлопать в ладоши.

Овечки (ч)

У овечек на шубках - колечки.

Из пальцев по очереди делать «колечки».

Те овечки пасутся у речки.

Их пасут две собачки лохматые,

Пальцами обеих рук изобразить «собак».

Что виляют хвостами мохнатыми.

Кистями рук помахать, как хвостиками.

А пастух на пригорке у дерева

Руками изобразить «гору», затем – «дерево».

На свирели играет затейливо.

Пальцами обеих рук «играть на воображаемой свирели».

Быстро бегают ловкие пальчики,

На полянке цветут одуванчики.

Обеими руками изобразить «цветок».

Колокольчик под ветром колышется.

Покачать из стороны в сторону кистями рук.

Нам мелодия чудная слышится.

Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

Щели (щ)

Вот забор.

Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу- «забор».

В заборе - щели.

Раздвинуть пальцы.

Пальцы в них

Пролезть хотели.

Сунул голову Большак -

Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным правой.

Дальше не пройти никак!

Крепко зажать большой палец.

Вслед за ним застрял Указка.

Указательный - между указательным и средним.

Середняк хотел - напрасно!

Средний - между средним и безымянным.

Безымянный - безуспешно!

Безымянный - между безымянным и мизинцем.

Хоть один прошел? Конечно!

Щуплый маленький мальчишка,

Брат Мизинчик, коротышка,

Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть.

Весь прошел забор, и вот -

По двору уже идет.

Помахать мизинцем.

Помощь братьям оказал:

Каждый палец по очереди освободить из «плена».

Из щелей их всех достал.

Щука (ч, щ)

Щука хищная, зубастая,

Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная.

«Щука» щелкает «зубами»-пальцами.

Ищет, чем бы поживиться?

Две ладони сложить «лодочкой», руками совершать движения, напоминающие движения рыб в воде.

Кто-то там в воде резвится.

Чей-то рядом хвост мелькает.

Помахать кистями рук, как хвостом.

Хвать! Туг щука не зевает!

«Пасть» щуки захлопывается.

Но попалась на крючок.

Указательным пальцем изобразить «крючок».

Тащит щуку рыбачок.

Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».

Хризантемы (х)

АХ! Какие хризантемы!

Пальцами показать, как «цветок распускается».

Мы сорвем их без проблемы.

Обеими руками срывать воображаемые цветы.

УХ! Охапку мы набрали!

Обеими руками показать «охапку».

ЭХ! Прихватим и для Вали!

Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше.

ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало.

Удивленно пожать плечами, развести руки в стороны.

Их и раньше было мало.

ОХ! Зачем мы их сгубили?

Прижать к щекам обе руки и горестно

покачать головой.

Ведь не мы же их растили!

Десять котят (л, р)

На сельский двор пришли играть

Пальцами «шагать» по столу.

Все десять маленьких котят.

Показать десять пальцев, затем сделать из них «кошку».

Один залез в хозяйский дом,

Показать один палец. Сделать из пальцев «дом».

Уснул на куче там с бельем,

Ладони под щеку.

И их осталось девять.

Показать девять пальцев.

Второй пошел на сеновал

Показать два пальца.

И к мышкам угодил на бал.

Пальцами показать, как ~мышки танцуют».

И вот уже их восемь.

Показать восемь пальцев.

А третий стал ловить гусят.

Показать три пальца. Изобразить «гусят».

Гусь защищал своих ребят.

«Гусь» вытягивает шею, щиплется.

И стало их лишь семь.

Показать семь пальцев.

Четвертый вздумал хвост поймать

Показать четыре пальца.

И стал на лапы все хромать.

Пальцы «идут», «хромая», по столу.

Котят осталось шесть.

Показать шесть пальцев.

Тут пятый прыгнул на забор,

Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор».

Перемахнул в соседний двор.

Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол.

Друзей всего лишь пять.

Показать пять пальцев.

Шестой в кладовочку проник,

Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой.

Но был наказан в тот же миг.

Щелчок по указательному пальцу.

Четыре вот уж их.

Показать четыре пальца.

Седьмой пошел искать друзей

Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столу.

И заблудился средь полей,

Троих оставив в горе.

Показать три пальца.

Восьмой гонялся за осой

Показать восемь пальцев.

И в бочку угодил с водой.

Из пальцев левой руки изобразить «бочку».Пальцы правой «падают» в «бочку».

Считаем... Стало двое.

Показать два пальца.

Девятый скушал белену.

Показать девять пальцев.

В сон провалился, в пелену,

Ладони под щеку.

Оставив одного.

Показать один палец.

А тот, задравши хвост трубой,

Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост».

Помчался к мамочке домой,

Пальцы «бегут» по столу.

Свалился кубарем в овраг

Руками изобразить «моталочку».

И выбраться не мог никак!

Пожать плечами.

ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ!

Вы зря печалитесь, друзья!

Махнуть рукой.

Под вечер в сборе вся семья.

Крепко сжать обе руки.

Ведь папа кот и мама кошка

Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку».

Собрали всех котят в лукошко.

Сделать «корзиночку-лукошко» из ладоней обеих рук.

Мышки и пышки (ш, с, ч, л, р)

Десять очень славных мышек

Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек».

Десять взять решили пышек.

Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок».

Печь горячую открыли,

Кистью руки показать, как открывается дверца у печи.

К сковородке подскочили.

Пальцы «бегут» по столу.

Лапки все пообжигали.

Каждый палец по очереди отскакивает от стола.

В норку к маме побежали.

Неплотно сжатый кулак левой руки - «норка»,туда по очереди «забегают» пальцы правой руки, затем - наоборот.

Стала мама всех лечить,

Каждый палец правой руки по очереди крепко прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот.

Лапки в маслице мочить.

Пластырь клеить всем на ранки,

Указательным пальцем правой руки «наклеить» на подушечки пальцев левой руки «пластырь», затем - наоборот.

А потом давать баранки.

На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д.

Мак (с, л, р )

На пригорке вырос мак.

Пальцами левой руки сделать «бутон».

Он склонил головку так.

«Бутон» наклонить

Бабочка над ним порхает,

Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочки крылышками

Быстро крыльями мелькает.

По тугому стебельку

Локоть левой руки поставить на стол, рукой изобразить «цветок». Правая рука - «жук»,перебегая пальцами-лапками, ползет вверх по руке-стебельку

Жук ползет: «Что там вверху?»

Вот дополз он до цветка,

Отогнул два лепестка.

Внутрь забрался, поворчал,

Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы.

Круглый домик увидал.

Пальцы правой руки вложить в ладошку левой.

Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака»

Лапкой в стенку постучал,

Каждым пальцем правой руки постучать в «коробочку мака»

Но ответ никто не да.

Облетели лепестки,

Правой рукой отогнуть пальцы левой руки

Высох домик от жары.

Пальцы левой руки сложить щепотью

Стал греметь, как погремушка.

Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь»,как погремушкой.

Вот так славная игрушка!

Е. КАРЕЛЬСКАЯ. Поможем Буратино заговорить.

 



Предварительный просмотр:

КАК ОТНОСИТЬСЯ К РЕЧЕВЫМ ОШИБКАМ ДЕТЕЙ?

        Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

•  неправильные окончания имен существительных мн. числа в род. падеже (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных муж. рода в предл. падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

• изменение по падежам несклоняемых имен существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

• незнание рода имен существительных (вместо ср. рода женский или мужской): это моя печенья, всю молоко выпил, один колес, один яблок;

• ошибки в основе глаголов: даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю;

• неправильная форма сравнительной степени прилагательных: хужее, твердее, близее;

• неправильное склонение числительных: идите по одном, иди с двоями; собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка;

• отсутствие в личных местоимениях начального «н» в косвенных падежах после предлогов: у ей, к ему, с ими и др.

        Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда — нет.

        Когда ошибки ребенка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

        Например.  В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын, высказываясь, неправильно употребил слова по числовым и падежным нормам. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов. А теперь и ты повтори, но правильно».

        В данном случае отец оказался чутким к речи ребенка. Кроме того, он понял, что исправлять ошибку бесполезно, когда ребенок находится в состоянии возбуждения. Он не стал повторять ошибку ребенка, а дал образец правильного употребления этих слов, а затем попросил ребенка повторить.

        Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он поставил перед ним задачу вспомнить животных, которых он видел в зоопарке, назвать их в форме мн. числа, а затем найти их на открытках. Сын с большим удовольствием отвечал отцу: «Я видел в зоопарке тигров, зайцев, верблюдов...» Он не подозревал, что отец придумал такую игру для того, чтобы научить его произносить названия животных во мн. числе.                                                                



Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей в двуязычных семьях

В современном мире все больше образуются семьи, в которых общаются на двух языках. Соответственно, когда в такой семье появляется малыш, у родителей возникает множество вопросов.

Если ребенок с рождения или раннего детства живет и развивается в двуязычной среде, например, из-за разной национальности родителей, то это явление называют билингвизмом.

Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей.

Существуют доказательства того, что дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, более медленно овладевают произносительной стороной речи и медленно учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка.  Как быстро ребенок овладеет языками, определяется не только возрастом ребенка и условиями, в которых ребенок осваивает языки, но и особенностью языков. Если языки имеют больше сходных правил при организации грамматических конструкций, чем различий, то они осваиваются быстрее.

Следовательно, чем меньше сходных правил, а больше различий, тем они осваиваются с большим трудом.

Чем раньше ребенок погружается в двуязычную среду, тем успешнее он овладевает двумя языками. Очень хочется отметить то, что если малыш начинает осваивать второй язык до трехлетнего возраста, он не путает языки, а овладевает ими параллельно. То есть можно сказать о том, что в период активного освоения речи у малышей в возрасте от года до трех проявляется повышенная чувствительность к освоению языков. Хочется сразу внести некоторую ясность. Ребенок будет хорошо осваивать языки, если у него нет отставания в психофизическом развитии.

Итак, если малыш с рождения живет в двуязычной среде и получает равнозначную информацию о двух языках, то он также будет обучаться параллельно двум языкам, не путая их. Это происходит при условии, что родители ребенка говорят на разных языках и одинаково много занимаются с ним. Мама занимается с ребенком на своем родном языке, а папа на своем.  Как правило, мама всегда больше общается с ребенком.  Поэтому для малышей живущих в двуязычных семьях мамин язык может стать главным, по крайней мере, на какое-то время. Во время общения на улице, в магазине, на детской площадке и т.д. желательно не вносить в речь слова другого языка

Кроме того, обучение второму языку у малыша будет проходить еще путем общения с детьми на игровых площадках, в детских садах и при просмотре телепередач. Второй язык на данном этапе развития ребенка будет использоваться им в качестве вспомогательного, для общения вне дома. Для начала он будет представлен в виде приветствий, просьб и слов, связанных с игровой деятельностью. Не исключено, что на первых этапах при общении на втором языке могут вставляться неизвестные ребенку слова из домашнего языка. С началом регулярного обучения второму языку постепенно картина будет меняться.

При обучении ребенка языку чаще используйте ситуации, в которых необходимо проявление разных эмоций. 

Только при помощи создания эмоционального настроения возможно быстрее и легче освоение второго языка ребенком.

Курдаш М. М., учитель-логопед


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Улыбка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 3

Трубочка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 4

Блинчик 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 5

Часики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 6

Лошадка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 7

Орешки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 8

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка о весёлом язычке по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000

Слайд 2

ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Слайд 3

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

Слайд 4

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

Слайд 5

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».

Слайд 6

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Слайд 8

Маляр Веселый маляр красил забор.

Слайд 9

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .

Слайд 10

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Слайд 11

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

Слайд 12

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

Слайд 13

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Слайд 14

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Спрашивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

Слайд 15

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

Слайд 16

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

Слайд 17

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .

Слайд 18

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

Слайд 19

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

Слайд 20

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .

Слайд 21

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .

Слайд 22

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

Слайд 23

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

Слайд 24

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Слайд 25

ПАРАШЮТИК

Слайд 26

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Слайд 27

КОНЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ По книге Т.А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Слайд 2

Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин - Язычок . Он удобно в доме лёг. Широко открывать рот.

Слайд 3

В этом доме две стены. Это щеки нам видны. Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться. Надувать и втягивать щеки.

Слайд 4

Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем. Эта челюсть нижняя В домике подвижная. Двигать нижней челюстью вверх-вниз.

Слайд 5

Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри. Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться. Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Слайд 6

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают. Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно. Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Слайд 7

Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться. Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Слайд 8

Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет. Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.

Слайд 9

До встречи! Опубликовано на сайте logopult.ucoz.ru



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО РЕЖИМА ЗАИКАЮЩЕГОСЯ РЕБЁНКА

(Памятка родителям)

Правильно организованный домашний режим — тот благоприятный фон, на котором устранение заикания даст наибольший эффект. Под режимом надо понимать весь образ жизни ребёнка: организованные виды деятельности, отдых, сон, питание, быт. Всё должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить его нервную систему.

В систему воспитания заикающегося ребёнка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей атмосферу взаимного уважения, доверия и любви в семье. Семейные взаимоотношения в значительной мере влияют на речь ребёнка, её улучшение или ухудшение. Недомолвки, ссоры, скандалы в семье создают напряжённую обстановку в доме, и ребенок, как барометр, чутко реагирует на это. Он глубоко переживает семейный разлад, часто плачет, нервничает, постоянно находится в напряжённом состоянии, и, конечно, на этом фоне ухудшается его речь. При такой ситуации специальные занятия, безусловно, никакого результата не дадут.

Хочется дать несколько практических советов родителям. Ребёнок никогда не должен присутствовать при «взрослых» разговорах. Отношение к малышу должно быть ровным со стороны отца, матери и других членов семьи. Родители должны быть очень последовательны в своих требованиях. Запретив, например, ему смотреть вечерние телевизионные передачи для взрослых, они никогда не должны отступать от этого правила. Только тогда их требования не будут вызывать у ребёнка протеста.

Заикающийся не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным, т.е. нельзя заласкивать его, потакать капризам и ограждать от трудностей, но и нельзя также подчёркивать перед всеми его неполноценность, наказывать физически. И то и другое может отрицательно сказаться на формировании его характера.

Следует относиться к заикающемуся ребёнку, как к здоровому. Родители не должны показывать своего волнения малышу, если он говорит заикаясь. Слово «заикание» вообще не должно произноситься в доме. Тем более недопустимо передразнивать заикающегося и демонстрировать его запинки. Ни в коем случае в присутствии товарищей нельзя делать замечания и поправлять ребёнка, если он говорит с запинками. Замечания подобного рода ранят его самолюбие и отдаляют от родителей. Конечно, это не значит, что вообще не надо поправлять ребёнка, если он не следит за своей речью. Но делать это нужно предельно тактично, неназойливо, чтобы не вызывать раздражения и озлобленности, и лучше всего наедине.

Требуя от ребёнка неторопливой речи, взрослые в первую очередь должны следить за собой: говорить надо спокойно и обязательно в умеренном темпе. Ведь отвечать неторопливо на быструю речь, которой часто грешат сами родители, ребенку очень трудно. Не следует фиксировать внимание на плохой речи, но каждый, даже самый малый, речевой успех надо всячески поощрять, чтобы внушить малышу уверенность в том, что он может говорить хорошо.

Сложнее обстоит дело в семьях, где заикается и ребёнок, и кто-то из родителей. Что тут можно посоветовать? Рекомендовано родителям самим пройти курс специальных занятий, игр. Это полезно вдвойне, так как, владея речевыми навыками, они смогут более эффективно помочь своему ребёнку избавиться от заикания.

Зачастую взрослые неправильно ведут себя при возникновении у ребенка запинок судорожного характера. Одни просят замолчать, другие требуют «правильной» речи. Рекомендуется доброжелательно и внимательно выслушивать ребёнка, стараясь начать или договорить вместе с ним фразу. Весь тон общения должен быть постоянно ровным, доброжелательным. Маме и папе необходимо учитывать интересы ребёнка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не оставлять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить малыша, посидеть с ним рядом, пока он не заснёт. Важно помнить, что насмешливое, неуважительное отношение к ребёнку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, общей неудовлетворённости.

Слишком строгая авторитарная система воспитания, запугивание, побои, излишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающегося ребёнка. Но и повышенная тревожность за состояние его здоровья, подавление самостоятельности, стремление матери, бабушки сделать всё за внука, отсутствие каких-либо требований, связанных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование личности.

Без продуманного и чётко составленного распорядка в выходные дни здесь не обойтись. Но, как правило, проку от этого нет, так как мало составить распорядок дня, надо неукоснительно выполнять его. Только тогда у ребёнка на всё будет хватать времени. Кроме того, точное выполнение режима дня приучит его правильно распределять и ценить время, будет воспитывать в нём волевые качества, которые так необходимы в работе по преодолению заикания.

При составлении режима дня:

Необходимо выделить специальные часы на выполнение заданий специалиста и самостоятельных речевых занятий. Желательно, чтобы ребёнок ежедневно занимался не менее двух часов, но не подряд, а в два-три приёма и без принуждения.

Есть ребёнок должен регулярно, в одно и то же время. Ужин ему следует давать не перед самым сном, а хотя бы за час. Надо строго придерживаться всех рекомендаций врача, касающихся правильного питания. В пище не должно быть острого, солёного, кислого, пряного, горького, шоколада, кофе, какао. Всё это должно заменяйся, так как возбуждающе действует на нервную систему.

Обязательно нужно, чтобы ребенок ежедневно гулял. Пребывание на воздухе необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития.

Очень важным элементом в распорядке дня является сон, который должен продолжаться не менее 9-10 час. Кроме того, дошкольникам очень полезен дневной сон. Следует приучить ребенка ложиться всегда в одни и те же часы. Чтобы он спая спокойно, надо исключать перед сном всё возбуждающее: подвижные игры, чтение детективной и приключенческой литературы, рассказывание страшных историй и сказок, и, конечно, телевизионные пе] дачи, просмотр которых вообще нужно  сократить до минимума.

Телепередачи, особенно не соответствующие детскому возрасту, приносят много вреда, являются большой нагрузкой на нервную систему. Очень правильно поступают те родители, которые: заранее знакомятся с телевизионной программой на неделю и выделяют 1-2 (не больше!) передачи, в основном субботние или воскресные, которые может посмотреть их сын или дочь.

Необходимо приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним песни.  И это должно создавать покой.

Во многих семьях существует традиция: мы - в гости, гости—к нам. Так взрослые большие застолья — не для детей, по возможности ограничьте их.

Очень важно в воскресные и праздничные дни не перегружать ребёнка впечатлениями. Часто приходится сталкиваться с тем, что дети в течение одна дня бывают на 2-3 ёлках, родители умудряются отвести их ещё и в театр кино и т.д. Или, наоборот, просмотрят 2-3 дневных сеанса, а затем сходят театр, на ёлку, в гости. Такое обилие впечатлений приносит прямой вред, так как ребёнок не в состоянии «переварить увиденное. Он перевозбуждается, утомляется. В итоге приходит в дошкольное учреждение не отдохнувшим, а ещё более утомлённым.

В выходные дни нужно увеличить время пребывания на свежем воздухе Однако не следует впадать в другую крайность — разрешать ребенку гулять утра до вечера. Всё хорошо в меру. Это относится и к спорту. При заикании спортом заниматься можно и нужно, » далеко не всяким. Категорически запрещаются неритмичные виды спорта, связанные с большим мышечным напряжением. Рекомендуются художественная гимнастика, плавание, лыжи, коньки. Можно привлекать детей к танцам, но спокойным. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание. Однако, занимаясь любым из эти видов спорта, от участия в соревнованиях нужно отказаться, так как любое соревнование связано с эмоциональным возбуждением и вызывает большое напряжение нервной системы, что при заикании как раз недопустимо. Необходимо  ввести в режим дня ежедневною физическую зарядку.

Хотелось бы также предостеречь родителей от модного увлечения наших
дней — дополнительных нагрузок в дошкольном учреждении (различные
кружки), что, очевидно, идет от желания видеть своего ребёнка всесторонне
развитым. Если речь ребёнка нормализовалась, опасения, что останется

заикание на всю жизнь, позади, то при нагрузках всё может возобновиться. Вряд ли при этом ребёнок станет хорошим спортсменом, знатоком иностранного языка или музыкантом. Желая, чтобы он правильно говорил, к перечисленному выше родители добавляют ещё и занятия у учителя-дефектолога. Даже для детей с нормальной речью такая нагрузка может
оказаться непосильной и станет первым шагом на пути к заиканию. Если же ребёнок уже страдает заиканием, то это недопустимо.        Прежде всего, родители должны решить, что в настоящее время важнее для малыша. И если они пришли к выводу, что главное — здоровая речь, значит, нужно отказаться от всех дополнительных нагрузок, так как логопедические занятия
уже являются большой нагрузкой. Итак, непродуманный режим дня, нерегулярные питание и сон, неправильное обращение взрослых с ребёнком, нездоровая семейная обстановка, несерьёзное отношение к специальным занятиям препятствуют устранению заикания.

В первые 10-12 дней игр-занятий проводится «режим молчания». Быт ребёнка должен организовываться таким образом, чтобы свести его речь к минимуму. Трудно сделать так, чтобы он вообще не разговаривал. Не надо понимать «режим молчания» буквально, как полную немоту в течение всего этого срока. Не произойдёт ничего страшного, если ребёнок произнесёт в день несколько слов, фраз, практически ему необходимых. Но всё же его речь необходимо всячески ограничивать. Чтобы ему это было не в тягость, можно внести элементы игры. Например, устроить соревнование: кто первый не выдержит молчания и заговорит, тот проиграл очко. Каждый вечер подсчитываются очки и объявляется победитель. Можно попробовать объясняться друг с другом жестами. Дети обычно охотно поддерживают эту идею.

Обычно курс занятий в группе начинается с усвоения дошкольниками речевых правил. Эти правила должны хорошо знать и родители.