Конспекты логопедических занятий

Юношева Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звуки  С, С*.

Цели:

- Учить детей определять позицию звуков С, С* в словах, выделяя его (на слух и произносительно) в начале и конце слов.

-Продолжать учить синтезу односложных слов  свет, стоп, с наглядной опорой в виде зрительных символов гласных и согласных звуков.

-Учить подбирать слова со звуком С (с наглядной опорой и без таковой).

- Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память детей.

        Ход занятия:

1.Оргмомент.

Логопед предлагает детям подумать и сказать – с какого звука начинается их имя?

Выполнивший задание садится.

2.Пальчиковая гимнастика.

Мише дали новый мячик.         (Загибают пальчики на обеих руках )

Миша сам , как мячик, скачет,  («Скачут» пальцами большим и указательным).

Забывает про дорогу,

На машины не глядит.

И братишка старший строго,      (Грозят пальчиком.)

Очень строго говорит:

- У дороги - не играй,

На неё не выбегай,                       (Вновь загибают пальчики.)

Вдруг споткнешься, упадешь –

Под колеса попадешь.

3.Артикуляционные упражнения. 

-Выполним упражнение «Ветерок». (Наступила весна. Скоро покажутся листочки, а на наших веточках они уже есть. Подуем на них, как легкий ветерок.)

Необходимо следить, чтобы выдох производился только через рот, плавный и длительный; вдох должен быть спокойным, через нос; воздушная струя направляется точно.

-Выполним упражнение «Лопатка».

Язык широкий положи

Его спокойным удержи.

 ( Рот открыт. Губы в улыбке. Положить  широкий  передний  край  языка на нижнюю губу  и  удерживать  его  в таком  положении  под  счет  от  1  до  5-10.) 2.        

«Наказать непослушный язык». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,   пошлепывая   его   губами,   произносить   звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти—десяти.

 -Упражнение «Грибок».

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

(Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью  к небу (ЯЗЫК присасывается) и удержать в таком положении под  счет (1….10).

-Упражнение «Саночки».

Сани, сани, едут сами.

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

 

4.Игра «Одень куклу».

-Есть ли у нас ребята, чьи имена начинаются на звуки С, С*.

Прошу их выйти к доске. Даю им в руки по бумажной  кукле и прошу их одеть.

(Из набора одежды они должны выбрать вещи  в названии которых есть изучаемые звуки.

сарафан

блузка

юбка

платье

халат

костюм

костюм

джинсы

брюки

рубашка

шорты

майка

Одежда для тети

Одежда для дяди

5.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай те придумаем имена для тети и дяди.  (Должны содержать в составе звуки С, С*.)Дети произносят звуки, уточняют их артикуляцию

( Губы в улыбке. Зубы сближены. Язык за нижними зубами.)

Однажды тетя ….(…)и дядя….(…) пошли на рынок за продуктами. На дороге они увидели светофор (вывешиваю светофор с красным светом ). Почему они остановились?

(Дети рассказывают о том, что переходить улицу можно только на зеленый свет, вспоминаем некоторые правила).

         

6.Звукокой анализ и синтез.

Называю слова СТОП, СВЕТ. Составляем их схемы и анализируем.

7.Физминутка.

На улице нашей            (Дети двигаются из одного конца группы в другой,

Машины, машины,        держа в руках воображаемый руль.)

Машины большие.

Спешат грузовые,          (Сделав разворот, двигаются в другую сторону.)

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Эй, машины, полный ход,  (Когда все « машины проехали», один из детей-

Я – примерный пешеход:    пешеход, «переходя улицу», произносит эти                

                                                                                                                       слова.

Торопиться не люблю,       ( Пешеходы все дети по очереди.)

Вам дорогу уступлю.

        8.Выделение слов со звуками С, С*.

Тетя … и дядя … купили на рынке овощи. (Детям показываю овощи , они должны выбрать предметы в названии которых есть звуки С, С*.

Овощи: капуста, картошка, перец, редис, свекла, горох, лук, салат, помидоры.

8.Называние слов с изучаемыми звуками.

Логопед знакомит детей с девочкой Светой и говорит, что она любит все слова со звуками С, С*. Каждое из них живет в своем домике (вывешиваю два домика с синей и с зеленой крышей).

Дети называют слова на звуки С, С*  и предлагают «заселить» их в домики .

(Слова назвать ориентируясь на указанное сообщение).

  1. ПРОДУКТЫ:…сметана, сало, соус, салат, капуста, кекс.
  2. ПОСУДА:…миска, кастрюля, салатник, селедочница.
  3. МЕБЕЛЬ:…стол, стул, кресло, скамейка.

9.Определение позиции звуков в словах.

Игра с Буратино.

        Выставляю на доску Буратино и читаю стихотворение:

Слышал мальчик Буратино с желтой челкой на лице:

Есть слова , где С в начале, есть слова, где С в конце.

Но запутался и вот-

Ничего не разберет.

Далее называю слова с изучаемыми звуками, дети демонстрируют место звука в слове с помощью ежика и желтой полоски(схеме слова).(По принципу игры «Ходит ежик вдоль дорожек»).

10. Итог занятия.

Оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  №  15.  Пересказ сказки Цыферова Г. «Паровозик»

 с использованием опорных предметных картинок и презентации

      

Лексическая тема:     НАЗЕМНЫЙ ТРАНПОРТ

Программные задачи:   учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии  предметных картин, соблюдая целостность, связность, плавность и объем;

активизировать и расширять словарный   запас детей по теме;

развивать умение отвечать на вопросы педагога  полным ответом;

воспитывать у детей эстетическое восприя тие литературных произведений

Оборудование: аудиозапись рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката, мультфильм и презентация сказки.  

 

Ход НОД:

1.Организационный момент.

 Игра «Кто, чем управляет».

Машинист управляет поездом. Летчик управляет... Водитель управляет... Капитан управляет... Космонавт управляет... Велосипедист управляет...

2. Пальчиковая гимнастика.

  Качу,                               (крутят «руль»)

Лечу        

Во весь опор.

Я сам – шофер        (загибают пальцы.)

И сам мотор.

Нажимаю                       (, нажимают правой

На педаль                       рукой  на «педаль», опять крутят руль).

И машина                  

Мчится в даль.

3.  Объявление темы.

Логопед: Сегодня на занятии мы познакомимся с паровозиком, который обращал внимание на все необычное и красивое и учил этому окружающих.

 Прослушивание аудиозаписи по рассказу Г. Цыферова «Паровозик» с последующим подробным обсуждением*.

•    О ком этот рассказ?

•    Что все время случалось с паровозиком?

•    Что он обещал начальнику станции?

•    Кого первого он встретил на своем пути? Как он поступил?

•    Почему паровозик повернул в лес?

•    Что на это сказали пассажиры?

•    А что ответил паровозик?

•    Что делали пассажиры и паровозик всю ночь в

лесу?

•    Куда в следующий раз повернул паровозик?

•    Что сказали пассажиры?

•    А что ответил им паровозик?

•    Что делали весь день пассажиры и паровозик в роще?

•    Почему паровозик остановился на горке?

•    Почему пассажиры больше не спорили с паровозиком?

•    Почему на станции паровозику стало страшно?

•    За что дяди и тети сказали паровозику «спасибо»?

•    Почему иногда не стоит торопиться и спешить?

4.  Просмотр мультфильма  с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

Затем вспоминают содержание и наклеивают предметные картинки-опоры.

5. Физкультминутка

Чух – чух! Чух – чух!           ( Дети бегут друг за другом, положив руки

Мчится поезд во весь дух.     на плечи стоящему впереди. Первый ребенок

Паровоз пыхтит.                        делает круговые движения руками, согнутыми

- Тороплюся! – гудит. –         в локтях, и произносит слова паровоза.)

Тороплюсь! Тороплюсь!

                       Тороплюсь!

6. Рассказы детей с сопровождением презентации (без звука) и опорных картинок.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

После обсуждения первого пересказа логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.

 

7. Подведение итогов.

Логопед (подводит итог): Почему начальник станции все время ругал паровозик? А почему пассажиры поблагодарили паровозик? Почему иногда не надо торопиться и спешить, а стоит остановиться?

 Оценивается работа детей,  самые  активные поощряются солнышками.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  №  38. Словообразование.

Притяжательные прилагательные  

Лексическая тема:  ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

Программные задачи: учить образовывать притяжательные прилагательные, используя наглядную опору в виде предметов и картинок ( предметных, сюжетных);

учить правильно отвечать на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

учить точно подбирать притяжательные прилагательные и включать их в словосочетания и предложения;

активизировать словарный запас по ранее изученным лексическим темам;  

Оборудование:  Панно «Лес» с изображениями жилищ диких животных с прорезями; контурные однотонные изображения диких животных: волка, лисы, зайца, медведя, белки; контурные следы животных; картинки: заячьи уши торчат из-за дерева, лисий хвост — из-за пенька, беличьи уши — из дупла, волчьи лапы — из норы, рисунки для игры «Кто у кого?»; цветные контурные изображения животных, детенышей;  

Ход  НОД:

1.Организационный момент.

Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось.

Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.

2. Пальчиковая гимнастика: 

Старший мишенька шагает: топ – топ-топ.        

Ноги мишка поднимает: топ – топ-топ.

(Топать ногами).

Средний мишка догоняет: хлоп – хлоп-хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп – хлоп-хлоп.

( хлопки у правой и левой щеки.)

Младший мишка - торопыжка:

шлеп - шлеп - шлеп.

Шлепает по лужам мишка:

шлеп - шлеп - шлеп.

(Ударять ладонями по коленям.)

3. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.

На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой — недостающие детали.

Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

  • Это хвост зайца, он чей? — Это заячий хвост.
  • Это хвост лисы, он чей? — Это лисий хвост.
  • Это хвост белки, он чей? — Это беличий хвост.
  • Это хвост медведя, он чей? — Это медвежий хвост. И т.д.

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д.     Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

 4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия.

Логопед. Посмотрите внимательно, все ли животные на своем месте?

(Дети рассматривают рисунки.)

Логопед. В чьем дупле сидит лиса?

Дети. Лиса сидит в беличьем дупле.

Логопед. В чью нору надо отправить лису?

Дети. Лису надо отправить в лисью нору.

Логопед. В чьей норе спит медведь?

Дети. В лисьей норе спит медведь.

Логопед. Куда ты отправишь медведя?

Дети. Я отправлю медведя в медвежью берлогу. (И т.д.)

5. Игра «Чьи следы?»

(На полу лежат следы зверей. Они расходятся в разные стороны.)

Логопед. Чьи это следы, помогут догадаться сами животные.

Дети с логопедом идут по следам и подходят к первой картине: из-за пенька торчит лисий хвост. Логопед. Чей это хвост? Дети. Это лисий хвост. Логопед. По чьим следам мы шли? Дети. Мы шли по лисьим следам. (Таким образом находят зайца, волка, белку.) Логопед. Чьи следы нельзя увидеть зимой в лесу? Дети. Медвежьи, ежовые. Логопед. Почему? (Дети дают свои объяснения.) Закрепление.

6. Игра «Кто у кого?»

На фланелеграфе логопед закрепляет контурные изображения диких животных. На ковре лежат цветные контурные изображения детенышей: зайчонка, бельчонка, медвежонка, лисенка, волчонка.

Логопед. Кто у зайчихи?

Дети. У зайчихи зайчонок (прикрепляют изображение детеныша рядом с зайчихой). Логопед. Чей это детеныш? Дети. Это заячий детеныш. (И т.д.)  

7. Физминутка.              

Сидит  белка на тележке, ( Хлопки ладонями попеременно и удары кулачками друг о друга попеременно)

Продает она орехи.

Лисичке-сестричке ,          (Загибают пальцы по одному начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,          (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками).

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

8. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном  наглядном материале.

 У каждого ребенка на столе картинка с изображением дикого животного, рассказать чей хвост, лапы, голова, и др.

9. Игра «Угадай кто?»

По контурному изображению угадать животного.

10. Итог, оценка деятельности детей.

  Подводится итог, оценивается деятельность детей.

Логопед подводит итог занятия, поощряет солнышками  детей, которые активнее других работали.