Методические рекомендации "Урок по ФГОС"

Ковалева Татьяна Сергеевна

Методические рекомендации по построению учебного занятия в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

 I Организация класса

 словесный, мотивации учебной деятельности

 Чтение стихотворения учащимся, беседа

Игровой прием

 Образные представления

 фронтальный

 Активация знаний о глаголе как части речи

II Актуализация знаний

  1. Чистописание

2) Орфографическая минутка

наглядный

наглядный, словесный,

познавательный

Самостоятельная работа в тетради

Просмотр слайда, беседа, самостоятельная работа

Игровой прием: составь слово

Прием решения орфографических задач при списывании пословиц

Рабочая тетрадь, ручка, доска

Мультимедийная презентация, тетрадь, ручка

Фронтальный

фронтальный

Мотивация учебной деятельности

Активация грамматических понятий о глаголе, правил о безударных гласных

III Сообщение темы урока

  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения. Организация наблюдения за глаголами.
  3. Открытие нового
  4. Обобщение

проблемный

Наблюдение, дискуссия

Приемы создания проблемной ситуации и ее решения

Мультимедийная презентация

фронтальный

Целевая установка

IV Работа над новым материалом

  1. Работа над текстом определения

2) Работа с глаголами неопределенной формы в тетради на печатной основе

А) Распознавание глаголов неопределенной формы

Б) Образование от инфинитива прошедшего времени глаголов

3) Физминутка

4) Дифференцированное задание и творческое задание в паре

5) Тест по теме: «Неопределенная форма глагола»

6) Дидактическая игра «Найди неопределенную форму глагола»

7) Итоги проверки теста

информационно-рецептивный

объяснительно-иллюстративный

практический

практический

метод фронтальной организации учащихся

практический, метод контроля,  самоконтроля, взаимоконтроля

метод контроля

частично-поисковый, практический

метод взаимоконтроля

Чтение правила, ответы на вопросы

Чтение детьми упражнения  и нахождение инфинитивов

Чтение и разбор упражнения,  1ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Учитель читает глаголы, учащиеся выполняют упражнения

Учитель объясняет разноуровневое и творческое задания, учащиеся его выполняют

Учащиеся выполняют тест на листах

Учитель читает стихотворение, учащиеся выписывают из него глаголы в неопределенной форме, 1 ученик работает у доски

Контролеры проверяют тест, знакомят учащихся с результатами

Прием перифраза

Приемы работы с тетрадью на печатной основе

Игровой прием здоровьесбережения учащихся

Прием работы с памяткой «Как найти неопределенную форму глагола», прием работы с детьми с разным уровнем интеллектуальных способностей, прием познавательной активности через творческое задание

Прием тестирования

Игровой прием

Прием проверки работ контролерами

Учебник

Тетрадь на печатной основе,

рабочая тетрадь, ручка, доска

Магнитофон, диск с записью музыки

Мультимедийная презентация, карточкас творческим заданием , рабочая тетрадь, ручка

Тестовые листы, ручка

Тетрадь, ручка

Тестовые листы, ручка

Фронтальный,

фронтальный

Индивидуальный, фронтальный

фронтальный

Индивидуальный, парный

Индивидуальный

Фронтальный, индивидуальный

Парный

Формирование понятия «неопределенная форма глагола»

Формировать умение распознавать глаголы неопределенной формы в тексте

Формирование умения от инфинитива образовывать глаголы

прошедшего времени, применение нового понятия в практической работе

Формирование умения  находить и образовывать инфинитив

Применения понятия «неопределенная форма глагола» при выполнении теста

Применения понятия «неопределенная форма глагола»

Активация новых знаний

V Рефлексия

познавательно-рефлексивный

Учащиеся ставят знаки: +, -, ?

Прием письменной рефлексии

Цветные листочки, ручка

фронтальный

VI Итог урока

словесный

беседа

фронтальный

Активация необходимых знаний о глаголе

VII Дифференцированное домашнее задание

Словесный, наглядный

Учитель объясняет выполнение домашнего задания

Прием свободы выбора задания

Мультимедийная презентация, дневники, ручки

фронтальный

VIII Выставление оценок

словесный

Учитель выставляет и комментирует задания

Анализа работы учащихся

Журнал, ручка, дневники



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

мастеру производственного обучения

Номенклатура дел и документация мастера производственного обучения

1.  Рабочая программа профессиоальных модулей, учебный план и Программа практик по профессии.

2.  Перечень учебно-производственных работ.

3.  Планы уроков учебной и производственных практик.

4.  Графики перемещения по рабочим местам.

5.  Журнал учета производственного обучения.

6.  Перечень проверочных (пробных) работ на аттестацию.

7.  Договоры о прохождении производственной практики.

8.  Ведомости (списки) на персональное распределение.

9.  Протоколы:

- инструктажа по охране труда;

- ознакомление с инструкцией о порядке аттестации и перевода на очередной курс.

10. Комплект инструкций по охране труда по профессии.

11. Программа (детальная) практики и дневники учета производственного обучения.

12. Ведомости учета успеваемости группы (полугодие, год).

13. Журнал учета посещаемости (с приложением оправдательных документов).

14.Перечень заданий на выполнение письменных квалификационных работ.

15. Протоколы поэтапной аттестации.

16. Должностные обязанности мастера производственного обучения (правила внутреннего распорядка)

17. Аттестационные листы и оценочные ведомости

Планирование и подготовка мастера к занятиям

Планирование и подготовка к занятиям тесно взаимосвязаны.

Планирование – это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера к занятиям. Подготовку к занятиям можно разделить на два этапа: перспективную – подготовку к учебному году и изучению очередной темы программы и текущую – подготовку к очередному уроку. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку мастера, подготовку учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса. (см. табл.)

Основные вопросы содержания подготовки мастера

Этапы подго-

товки

Личная подготовка

мастера

Подготовка учебно-материального оснащения

Планирование

учебного

процесса

К новому учебному году

Изучение примерной программы профессиональной характеристики, учебного плана, программы педагогической и технической литературы:

- участие в работе школ передового опыта, педагогических конференций, стажировка;

- участие в проф. ориентационной работе, в комплектовании учебной группы;

- изготовление образцов (эталонов) учебно-производственных работ.

Подготовка учебных мастерских, лабораторий, учебных участков и рабочих мест в соответствии с требованиями учебных программ, норм и правил охраны труда.

Участие в работе по подготовке перечней учебно-производственных работ, перспективных планов учебной и воспитательной работы, разработке учебных норм и технических требований на учебно-производственные работы:

- разработка учебно-технической документации, критериев оценки, детальной программы производственной практики.

К изучению темы

Изучение методической и технической литературы, информационных материалов по теме:

- подготовка или разработка документации письменного инструктирования, межпредметных комплексных заданий, задания для домашней работы.

Определение и подготовка учебно-производственных работ по теме:

-проверка наличия и подготовка к использованию учебно-материального оснащения, документации, применяемых при изучении темы.

Анализ знаний учащихся по теме:

- распределение материала темы на подтемы и уроки;

- определение межпредметных связей, передовых приемов, характерных для темы.

К уроку

Изучение методической и научно-технической литературы: информационных материалов по теме урока:

- подготовка к показу трудовых приемов и способов.

Подготовка и проверка заготовок и материалов для выполнения на уроке учебно-технической документации, дидактических средств на урок;

- подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов и приспособлений.

Анализ итогов предыдущих занятий, уточнение содержания темы и целей урока:

- определение структуры урока и времени на каждый элемент;

- определение методов и методических приемов;

- составление плана урока и конспекта вводного инструктажа, определение конкретных домашних заданий.

Алгоритм проведения занятий

1.  Организация явки группы на учебное занятие.

2.  Приемочный контроль состояния оборудования, инструмента, рабочих мест, санитарного состояния, оформления записей в журнале и устранение недостатков.

3.  Организация подготовки учащимися своих рабочих мест и спецодежды.

4.  Своевременное проведение вводного инструктажа (согласно плану) со 100% привлечением учащихся и использованием учебно-материальной базы, технических средств обучения, передовых методов и приемов труда.

5.  Оперативный текущий инструктаж, своевременное выявление нарушений технологической дисциплины, предотвращение брака.

6.  Организованное проведение обеденного перерыва и отдыха учащихся, соблюдение режима труда.

7.  Наиболее полное использование в работе оборудования, инструмента (перемещение учащихся по рабочим местам по графику).

8.  Постоянный контроль дисциплины на уроках, предотвращение нарушений охраны труда.

9.  Обязательное ведение в течение дня журнала учета знаний, умений и навыков учащихся.

10.  Систематическое ознакомление и практическое применение учащимися передовых методов труда, прогрессивного инструмента, приспособлений и т. п.

11.  Четкая организация заключительного инструктажа, подведение итогов, замечания.

12.  Организация сдачи учебно-тренировочных работ, а также продукции, выпускаемой согласно плану производственной деятельности.

13.  Организация уборки производственных мастерских, оборудования, рабочих мест (заполнение журнала, экрана санитарного состояния).

14.  Деятельность мастера по ходу урока:

а) изготовление эталонов (образцов);

б) укрепление учебно-материальной базы;

в) контроль качества продукции;

г) ведение документации;

д) частичная подготовка к очередному занятию;

е) текущий ремонт инструмента, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий и т. д.

15. Организация работы кружка технического (художественного) творческого при мастерской.

Характеристика уровней производственного обучения учащихся

Выбор мастером производственного обучения уровней производственного обучения учащихся также зависит и от содержания, сложности темы, целей урока, от сформированности профессиональных компетенций.

1. По степени сложности уровня обучения, усвоения и овладения учащимися профессиональных знаний подразделяются на:

·  ознакомительный – учащийся на уроках спец. дисциплин и уроках производственного обучения получает представленные об изучаемом материале;

·  репродуктивный – учащийся осознанно усваивают материал для будущего воспроизведения его содержания при практической работе;

·  продуктивный – учащиеся на основе полученных знаний разрешают проблемные производственные ситуации… воспринимают материал повышенной сложности…

2. По степени сложности уровни учебно-производственной деятельности учащихся на уроках п/о подразделяются:

Уровни

деятельности учащихся

Характер деятельности, работ учащихся на уроке

Период и основное

содержание

производственного

обучения

1-репродуктивная, несамостоятельная деятельность

Работа учащихся на уроке по непосредственным наблюдением и руководством мастера, на основе его инструктивных указаний и рекомендаций документов письменного инструктирования:

Инструкционных и инструкционно-технологических карт, учебных алгоритмов, производственных инструкций, типовых правил, по образцу, показу мастера.

Первоначальное освоение трудовых приемов и операций, способов выполнения простых комплексных работ (ориентировочно – на 1 курсе).

2-репродуктивная, самостоятельная деятельность

Работа учащимися на уроке выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов, техпроцесса (с учетом технологической последовательности, чередования этапов элементов работы, воспроизводимых в памяти или в соответствии с инструкционно-технологической картой).

Выполнение комплексных работ простых или средней сложности: освоение приемов и способов работы на новом оборудовании, применения новых инструментов, приборов, оснастки, освоение новых приемов технологий (ориентировочно на 2-3 курсе).

3-репродуктивная самостоятельная деятельность

Работа учащимися на уроке выполняется на основе самостоятельно созданного алгоритма. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и ситуациях: участвует в разборе особенностей трудовых приемов; выполняет задания по карте, раскрывающей только алгоритм (последовательность) трудовых приемов, операций, без подобных технических условий, указаний; самостоятельно определяет технологическую последовательность (алгоритм) при выполнении комплексной работы по изготовлению детали, инструмента…

Выполнение сложных комплексных работ на производственной практике. Аттестация учащихся на повышенный уровень квалификации, проверка сформированности профессионального мастера по профессии соответственного квалификационного повышенного разряда (ориентировочно на 2-3 курсах).

4-самостоятельная творческая деятельность

В процессе деятельности учащиеся творчески используют усвоенные знания и умения. Учащиеся самостоятельно, по своей инициативе рационализируют, предлагают и реализуют на практике оригинальные решения в области инструментов, средств, способов, организации выполнения работы, самостоятельно могут работать при нестандартных режимах.

Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся на уроке (занятии), практике

Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и учащимся. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей

Формы организации учебной работы с учащимися

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму?

Фронтальная (групповая)

Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего учащегося».

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.

3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных учащихся и т. д.

Индивидуальная

Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания. Мастер работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого и т. д.

3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.

Парная

(ведущий-ведомый)

Ролевая

(мастер-учащийся)

Когда мастер организует работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся, два равных по успеваемости.

Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара мастер-ученик). организует взаимоконтроль.

1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг – друга – в паре и т. д.

Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т. п.)

Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Задачи в бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованные бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.

2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, дискуссия по выявлению причин и т. д.

Классификация типов уроков (занятий) производственного обучения

Урок (занятие) производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока (занятия) производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок (занятие) производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования учащихся. Решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. они организуют не только свой трудна уроке, но и производственную деятельность учащихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методически грамотная подготовка и проведении уроков п/о – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материалов, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

1. Вводный тип урока (первый урок в учебных мастерских или на производстве).

2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

3. Урок по выполнению простых комплексных работ.

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить учащихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока – формировать у учащихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

5. Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.

Общая структура уроков (занятий) производственного обучения

Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока производственного обучения следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.

Структурными этапами (частями) урока п/о являются:

             I

            II

           III

       IV

Организационный момент,

этап урока, 5 мин.

Вводный этап (часть) урока,

35-40 мин.

Основной этап (часть) урока,

5 часов.

Заключительный этап (часть) урока

1-2%

12-15%

70-85%

5-6%

Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2% времени занятия:

- выявление отсутствующих учащихся;

- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

- организация внимания и готовности учащихся к уроку.

2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15% времени занятия:

- сообщение темы;

- ознакомление с целями;

- мотивация деятельности учащихся;

- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

- закрепление требований ТБ;

- определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

- сообщение норм времени, критериев оценок;

- организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока- 70-85% времени занятия:

- деятельность учащихся – выполнение упражнений, самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера п/о:

- мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ;

- наблюдение;

- целевые обходы;

- индивидуальное инструктирование;

- коллективное инструктирование;

- закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

- прием результатов работы;

- оценивание;

- определение дополнительных заданий сильными учащимися…

4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6% времени:

- сообщение о достижении целей урока;

- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций…;

- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов…;

- анализ выполнения ТБ, норм времени;

- сообщение оценок;

- сообщение темы следующего урока;

- объяснение домашнего задания;

- уборка рабочих мест.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязаны, направлены на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

- должна быть связь между структурными элементами урока, длительность каждого из них определяется содержанием материала, его роль в достижении целей урока;

- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

- структура занятия должна быть гибкой для того, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ – достижение учащимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими и прочими знаниями и умениями, способами их получения и применения.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

- стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знанием и умением; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочее усвоение знаний, формирование умений их принять; выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ - рациональное планирование, организация учащимися своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документами.

ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ – комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям; организация учебного процесса так, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ СИЛ УЧАЩИХСЯ – овладение учащимися рациональными способами мышления; формирования умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производительных ситуациях.

Целеопределение – основа качества урока производственного обучения

Определяющим компонентом учебного процесса обучения является цель.

1. Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности педагога.

2. В понятие «цели урока» можно включить следующие основные положения:

а) Цели – это прогнозируемые результаты обучения учащихся.

б) На практике следует планировать конкретные цели, вытекающие из содержания учебного материала данной темы.

в) Целеобразование должно опираться на анализ основного, главного содержания темы, урока.

3. К определению целей мастер п/о подходит комплексно, рассматривая цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных связях. Целеобразование предполагает формулировку комплексно-дидактических целей, как интегративных (обучающих, развивающих, воспитательных) на весь урок, а также предполагает определение микроцелей, соответственно структурных этапов урока, структурных элементов урока.

4. При планировании целей урока не надо бояться их развернутых формулировок; цели должны комплексно включать в себя все то основное, что учащимся предстоит усвоить, сделать в ходе уроков.

5. Общим приемом формулирования, конкретизации целей урока, по определенной теме является использование глаголов, указывающих на действия учащихся, мастера и предполагаемый результат урока.

6. Важным требованием в целеопределении является ее диагностичность, т. е. анализ мастером п/о достигнутых результатов на уроке.

7. Цели необходимо конкретизировать по уровням обучения учащихся (репродуктивном и продуктивном уровнях).

Урок п/о отличается от урока теоретического обучения тем, что комплексная цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии. В результате трудовой деятельности учащихся на уроке (занятии) производится какой-либо материальный продукт труда. Его изготовление предъявляет к учащимся совершенно новые требования.

Учащимся не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на уроке п/о, является умение применить технологические знания на практике.

Формирование конкретных целей и микроцелей обучения целесообразно осуществлять по определенной структуре урока, основанием служить последовательность обучения учащихся трудовой операции, их комплексу, выполнению сложных видов работ (от простого к сложному) и т. д.

Примерный перечень обучающих целей урока

 производственного обучения

Обучить учащихся трудовым движения; обучить трудовым действиям и приемам; сформировать (отработать) у учащихся профессиональные навыки и привычки; усовершенствовать трудовые действия и приемы…; научить учащихся производить, осуществлять…; закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по…; сформировать у учащихся прочные практические знания о…(указать конкретно); обучить учащихся умению предвидеть возможные виды брака; углубить ранее изученные знания… при отработке приемов…; обучить распознаванию признаков нарушений нормального хода технологического процесса… на основе привлечения знаний из…; показать роль знания основных положений … в предупреждении и устранении возможных ошибок (причин брака)…; раскрыть сущность выполняемых трудовых действий и приемов…; на основе привлечения знаний из области… создать у учащихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при…; научить учащихся своевременному предупреждению дефектов и брака продукции…; обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов; научить учащихся применять ранее изученные знания… при составлении инструкционно-технологической документации…; проследить динамику развития знания… до алгоритма трудовой деятельности… и т. д.; сформировать умения; подготавливать к работе оборудование, инструменты. Приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену, подбирать инструмент, научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно-технологические карты; читать рабочие чертежи, пользоваться технологической документацией, обучать само - и взаимоконтролю, развивать самостоятельность при выполнении…; осуществлять контроль за качеством знаний, умений, навыков при выполнении операций, комплексных, пробных, проверочных работ… и т. д.

Примерный перечень развивающих целей урока

производственного обучения

формировать и развивать умения анализировать; научить учащихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части; научить учащихся умениям: рационально организовывать и планировать свой труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков движений, действий и операций; зрительно контролировать правильность и точность своих движений, развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию, формировать умения; осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса; предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы…

Методические требования к уроку (занятию) производственного обучения

Урок в учебных мастерских и в условиях производства является основной формой организации п/о по избранной учащимися профессии. При подготовке к уроку мастер п/о должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения учащихся:

1)  комплексно-методическое обеспечение мастерской, урока;

2)  соответствие урока требованиям Госстандарта по профессии и учебной программы;

3)  определение типа, вида урока п/о, комплексно-дидактических целей, структуры урока п/о;

4)  целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;

5)  определение форм организации обучения и уровней обучения;

6)  соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;

7)  подбор дидактического материала;

8)  обеспечение связи данного урока п/о с предыдущими и последующими уроками п/о и теоретическим обучением;

9)  применение оптимальных методов и методических приемов обучения;

10) выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;

11) определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;

12) формирование у обучающихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;

13) формирование у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;

14) разработка системы повторения и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков;

15) разъяснение домашнего задания;

16) овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.

Памятка мастеру производственного обучения

по охране труда и технике безопасности

1. Инструктирование учащихся по безопасности труда осуществляется мастером п/о в течение всего периода обучения.

2. Проведение инструктажа на уроках производственного обучения отмечается мастером в журнале п/о (ф. №3).

3. Каждое рабочее место, где выполняются (постоянно или эпизодически) производственные работы, оснащается соответствующей инструкцией.

4. Согласно требованиям 3-х ступенчатого контроля мастер обязан перед началом работ организовать проверку исправности оборудования, инструмента оснастки.

5. Выполнение учащимися работ с применением грузоподъемных механизмов, допускается только после изучения инструкций, предусмотренных в курсе обучения данной профессии.

6. Содержание инструктажа учащимися перед выполнением работ с применением электрифицированного инструмента должно излагаться с учетом требований электробезопасности.

7. На учащихся, проходящих производственное обучение и практику в условиях предприятия, распространяются все действующие на предприятии правила и нормы безопасности труда.

ПАМЯТКА МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Некоторые правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов «Педагогики сотрудничества»

Учитесь читать по лицам учащихся, старайтесь увидеть, чего они ждут от вас.

Чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения.

Поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески.

Помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения.

Как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха.

Не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им по крупному счету.

Умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип.

Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне.

Ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности.

Ни один проступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащиеся всегда должны чувствовать, что мастер все знает, все видит.

Во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте человеческого достоинства учащегося.

Ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд – дело чести.

К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Современный  урок по ФГОС

1 слайд

В стандартах  третьего поколения (ФГОС) на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     

      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

         

       2 слайд

 В чем же новизна современного урока в условиях ФГОС?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между преподавателем  и обучающимся.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы совместными усилиями четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять учеников на сотрудничество с ним и однокурсниками;
  •  преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
  • вывод делают сами обучающиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - обучающиеся;
  • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты как профиль, стремление обучающихся и их настрой;
  •  умение демонстрировать методическое искусство преподавателя;
  • планирование обратной связи;
  •  урок должен быть добрым.

3 слайд

На уроке необходимо обратить внимание на следующие педагогические  принципы (педагогической техники):

  • свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии обучающемуся предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение обучающимися знаний и УУД, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, обучающийся должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности  (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

   

Как проходил обычный урок? «Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание».

      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию обучающегося к познанию профессии и окружающего мира, продемонстрировать ему, что  занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

4 слайд

                     Виды универсальных учебных действий (УУД)


Познавательные: общие учебные умения, постановка и решение практических задач

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией

Личностные: самоопределение, профессиональное и  нравственно-этическое оценивание

       Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах, и многое другое.

     

5 слайд

Форма планирования урока

6 слайд

 Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. В соответствии с ФГОС упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и преподавателя, а также взаимодействие самих обучающихся. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые из них так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный преподавателем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока.)

       Групповая форма работы имеет множество плюсов: обучающийся за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение в группе. Мало того, практика показывает, что обучающиеся в общении раскрепощаются, ведь не каждый из них может легко встать перед всей группой и отвечать. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором преподаватель, лишь направляя обучающихся, дает рекомендации в течение урока. Поэтому обучающиеся ощущают, что ведут урок сами.

       Дидактические  требования   к   современному   уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом требований  к результатам освоения Программ.

 

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

усвоения новых знаний; усвоения знаний на основе имеющихся; совершенствования и закрепления знаний; систематизации и обобщения знаний; применения знаний на практике.

1. Урок изучения нового материала  (усвоения новых знаний на основе имеющихся)

Это: традиционный (комбинированный) урок. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок совершенствования и закрепления знаний.

 Это: практикум, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

         

При реализации  ФГОС  преподавателю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы.

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения программ. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения  профессиональных и общих компетенций (для профмодуля и спецдисциплин) или универсальных способов деятельности (для общеобразовательных дисциплин). Обучающийся не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования его самостоятельности и профессиональной компетентности.

Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих действие обучающегося.

       

ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью преподавателя  обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.

В связи с новыми  требованиями  перед преподавателем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста обучающегося;

• специфики профмодуля, МДК или учебной дисциплины, а также специальности  и профессии;

• меры сформированности у обучающегося готовности к учебной деятельности.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

     Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой обучающийся совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит формулы, правила, термины, понятия, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для дисциплины  способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы преподаватель поддерживал инициативу обучающихся в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

       Преподаватель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого обучающегося –это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса не могут существовать.  

           Много зависит от желания и характера преподавателя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в необходимые для общества сроки.

Методист ГАПОУ СО  «ЭП»                        Ковалева Т.С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по ФГОС Методические рекомендации

Слайд 2

Требования, предъявляемые к современному уроку хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим; выводы делают сами обучающиеся (с помощью преподавателя); минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение ; в центре внимания урока - обучающиеся; учет уровня и возможностей обучающихся; умение демонстрировать методическое искусство; планирование обратной связи; урок должен быть добрым

Слайд 3

Педагогические принципы (педагогические техники) научности; системности: нагладности ; свободы (права) выбора; открытости; деятельности; идеальности; обратной связи В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию обучающегося к познанию профессии и окружающего мира, продемонстрировать ему, что занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни

Слайд 5

План урока Тема: (в соответствии с РП) Цель (триединая) Учебная: подвести обучающихся к выводу о том, что… Развивающая: развитие мышления, памяти, монологической и диалогической речи… Воспитательная: провести патриотическое, этическое, эстетическое, трудовое, правовое, патриотическое воспитание через работу над… Вид урока : традиционный или нетрадиционный Тип урока: усвоения новых знаний; усвоения знаний на основе имеющихся; совершенствования и закрепления знаний; систематизации и обобщения знаний; контроля, оценки и коррекции знаний. Технологии и методы (в зависимости от типа урока). УМК: РП; дидактический материал (опорные листы, карточки-задания), наглядность (КП, видео и аудио материалы, таблицы, карты, схемы, модели, репродукции); листы рефлексии ЕДИНИЦЫ СТРУКТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ УРОКА 1. Орг. Момент 2. Целеполагание и мотивация 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение темы урока 5. Закрепление 6. Домашнее задание 7. Рефлексия

Слайд 6

Технологическая карта урока Этап урока Деятельность преподава - теля Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляе - мые действия Осуществля - емые действия Формируе - мые способы деятельности Осуществля - емые действия Формируе - мые способы деятельности Осуществля - емые действия Формируе - мые способы деятельности 1.Орг. момент 2.Целеполагание и мотивания 3.Актуализация опорных знаний 4.Изучение темы 5.Закрепле- Ние 6.Домашнее Задание 7.Рефлексия Слушают вопросы преподавате-ля . Отвечают на вопросы преподавате-ля . Выдвигают предположе - ния по теме урок а. Выделять существен- ную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Ставить и формулиро-вать проблему. Осуществ - лять актуализа - цию личного жизненного опыта. Уметь использоватьдополнитель - ные источники информации . Взаимодей - ствуют с преподавате - лем на всех этапах урока Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказыва - ния . Контролиру - ют правильность ответов однокурсни - ков . Оценивают работу в парах. Оценивают свои достижения и проблемы в усвоении материала. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Оценивать правильность выполненных действий.

Слайд 7

Результаты освоения программ