«Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности»

Шмарова Марина Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.   Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

С первого сентября 2015 года   будет осуществлен переход на ФГОС основного общего образования, а  значит что готовится к нему нужно уже  надо уже сегодня.

Преемственность начальной и основной школы всегда являлась важной составляющей  частью нашего  образовательного учреждения. 

  Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя, как субъекта образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы МО2.84 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 8 г. Поронайска

«Обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности»

Шмарова Марина Викторовна ,учитель начальных классов

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.   Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

С первого сентября 2015 года   будет осуществлен переход на ФГОС основного общего образования, а  значит что готовится к нему нужно уже  надо уже сегодня.

Преемственность начальной и основной школы всегда являлась важной составляющей  частью нашего  образовательного учреждения.  

  Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя, как субъекта образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

В свете ФГОС преемственность в обучении находится совершенно  на  новом уровне.

  • Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
  • Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

В основе ФГОС лежат принципы:

Единство  преемственности и инновационности:

  • преемственность развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах);
  • обеспечивает  преемственность,  как ступеней общего образования, так и всей системы основных   образовательных   программ  - от дошкольных   до профессиональных.
  • преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования;

Отсутствие преемственности может привести к дисбалансу между начальной школой и основной школой.

«От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние… всех будущих поколений.  Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества.» Д.А.Медведев

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться, как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

Новая школа – это школа для всех.

Новая школа – это новые учителя.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом.

Новая школа – это современная инфраструктура.

 Главная задача в образовании: переход на новые образовательные стандарты,  создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проектов, культурно-образовательные инициативы.

ФГОС – новая парадигма отечественного образования, средство, обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельности, где

  • начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
  • основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
  • старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы (приложение 1).

ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований:

  • к структуре ООП, к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой ОУ;
  • к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим);
  • к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным и предметным).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы являются ключевой составляющей Стандарта.

Для обеспечения преемственности между начальной и средней ступенями обучения нами был создан план работы каждого методического объединения , частью которой являюсь я.

 Проработав, полтора года в новыми стандартами, я поняла какой это ежедневный и изнурительный труд не только для  каждого педагога, но и для учеников и родителей. Понимая всю сложность внедрения новых стандартов, мы с коллегами  пришли к единому мнению, что осуществлять переход нужно уже сейчас. Поэтому для себя я поставила следующую цель: обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся  из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.

Направления работы

  1. Первое, с чего мы начали, – это постарались избежать риска, связанного с введением ФГОС: негативного  отношения к Стандарту педагогов (через организацию эффективной внутришкольной системы повышения квалификации  педагогических кадров с ориентацией на проблемы введения стандарта, диагностики готовности педагогов к введению ФГОС);

2. Следующее направление –это  организация работы по преемственности:

  1. Самообразование. Курсы повышение квалификации. Участие в РМО. Семинары.
  2. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене.

- Изучение ООП НОО

- Разработка рабочих программ в системе ФГОС и программ по внеурочной деятельности.

- Совместные заседания МО школы.

- Изучение  вопросов ФГОС на ШМС,  педсоветах.

- Семинары и мастер-классы в системе ФГОС.

- Открытые уроки для учителей-предметников

-Использование элементов ФГОС учителями-предметниками. Практические рекомендации в помощь учителям-предметникам(приложение 2)

3. Работа с обучающимися.

- осуществляют во взаимодействии все службы школы (логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь)

- Открытые занятия по внеурочной деятельности

- Программа по внеурочной деятельности.

   4.Совместная работа с родителями.

Практические рекомендации в помощь учителям-предметникам 

 Проблема

Предварительная работа по решению проблемы

Пути решения проблемы на уроке

1

2

3

Адаптация в условиях предметной системы обучения

1.   Изучение программ начальной школы учителями –предметниками.    

2.   Изучение особенностей образовательного 
процесса в  начальных классах.

3.   Знакомство с психологическими особенно-
стями учащихся

 

Формирование детского коллектива

1.  Изучение психологии подросткового возраста.

2.  Знакомство с семьями детей

Использование коллективных и групповых технологий

Преемственность технологий начальной школы

Изучение технологий, используемых в начальных классах

1.   Использование основных при- 
емов технологий начальной школы.

2.   Адаптация технологии начально- 
го обучения к технологиям основ- 
ной школы

Проблема одаренных детей

1.   Изучение того, в какой зоне учится одаренный ребенок в начальной школе.

2.   Изучение психологических особенностей 
данного ребенка

Построение урока с учетом способностей учащихся

Проблема организации самостоятельной работы на уроке

Наблюдение уроков в начальной и основной школе

Обучение самостоятельной работе

Соблюдение единых требований

Наблюдение уроков в начальной и основной школе

1.   Подготовка ученика к уроку.

2.   Своевременность проверки домашних заданий.

3.   Контроль поведения учащихся.

4.   Выставление оценок учителем- 
предметником.

5.   Работа над ошибками

Осуществление обратной связи

Изучение данного вопроса при посещении уроков в начальных классах

Использование приемов обратной связи

Преемственность форм и методов организации учебной деятельности

Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и учителями-предметниками

Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе и осуществление плавного перехода к методам и формам организации учебного процесса в средней школе

Единая система  итогового контроля

Разработка единой системы повторения и контроля

Использование системы итогового повторения и контроля

Использование средств наглядности

Изучение системы использования наглядности в начальной школе

Использование системы наглядности начальной школы

В результате совместной работы мы подвели промежуточные итоги готовности учителей школы к введению ФГОС

Закончить данную статью хочется притчей Джорджа  Риверса  «Школа для животных» и комментарием Евгения  Александровича  Ямбурга, заслуженного учителя России, доктора педагогических наук.

Школа для животных

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?

Возможно при наличии новых образовательных  стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.  

Список литературы:

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
  3. Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.