Главные вкладки
Оробец (Лихачёва) Валентина Александровна
Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом включает:
- проведение в течение учебного года консультаций для воспитателей по профилактике речевых нарушений;
- участие в семинарах, педсоветах, проведение мастер-классов;
- участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, кукольных спектаклей, театрализованных представлений;
- взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.
Консультативная и просветительская работа среди родителей состоит в оказании им консультативной помощи,предоставлении родителям полной информации о речевыхи неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка.
Просветительская деятельность логопеда ДОУподразумевает проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Консультативная работа логопеда ДОУ - это консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Основными направлениями консультативно-просветительской работы логопеда с родителями являются:
• формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи;
• выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей;
• формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развитиядетей разных возрастных групп и речевых расстройств;
• обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.);
• ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
В течение учебного года консультативно-просветительская работа учителя-логопеда включает:
- участие в родительских пятиминутках, экспресс–выступления на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов;
- проведение индивидуальных и групповых логопедических консультаций для родителей;
- оказание помощи родителям в порядке выполнения домашних рекомендаций;
- участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».
Коррекционно-логопедическая и педагогическая работа на групповых ииндивидуальных занятиях по исправлению отклонений в речевом развитии,восстановлению нарушенных функций.
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда в рамках логопедической группы включает:
• занятия с детьми по совершенствованию разных сторон речи;
• совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи;
• совместную деятельность с воспитателями;
• совместную деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
• дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
• артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
• пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
• коррекция звукопроизношения разными способами;
• автоматизация звуков в речи;
• дифференциация звуков в речи;
• обогащение словарного запаса;
• закрепление знаний, полученных детьми на групповых логопедических занятиях.
Диагностическая деятельность,позволяющая определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Она включает в себя:
а) комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование, в ходе которого выявляется:
- уровень сформированности всех компонентов речевой системы (фонетики,фонематического восприятия, слоговой структуры,лексики, грамматики, связной речи);
-состояние познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления,воображения);
-состояние общей и мелкой моторики (артикуляционной и пальчиковой);
-личностные особенности (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность,поведение, активность, реакции, усидчивость, работоспособность, критичность).
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
б)сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии;
в) динамическое наблюдение в процессе обучения с целью анализа результативности коррекционно-педагогического процесса.
В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Впервые дошкольное образование определено в качестве первого уровня образования.
Говоря о работе логопеда в рамках ФГОС ДО, хочу остановиться регламентирующих документах.В своей работе мы руководствуемся прежде всего:
• Законом РФ «Об образовании» №273-Ф3;
• Федеральным законом «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
• Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении»;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартовобщего образования (начального, основного, среднего)заключается в создании условий,позволяющих решить стратегическую задачу – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Одной из целей ФГОС ДО является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (п. 1.5.2).
Эта цель должна достигаться выполнением одной из главных задач ФГОС ДО- обеспечением равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)(1.6.2).
На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы растет.