Кабинет математики

Школьный кабинет математики - это единая, органически связанная система учебного оборудования, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда учителей и учащихся и обеспечивающая высокий уровень преподования математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

            В кабинете имеется необходимая документация:

  1. паспорт,
  2. инвентаризационная книга,
  3. каталог учебного оборудования,
  4. дидактический материал по темам,
  5. карточки для индивидуальной работы,
  6. папки с тестами и текстами контрольных работ,
  7. учебники по математике,
  8. четырехзначные таблицы Брадис,
  9. комплект учебников «Вероятность и статистика»,
  10. справочные материалы,
  11. подборку книг «За страницами учебника математики»,
  12. КИМы для подготовки к ЕГЭ по математике,
  13. брошюры для проведения  элективных курсов,
  14. журналы «Математика в школе»,
  15. газеты «Математика» - приложение «Первое сентября»
              Кабинет математики оснащен оборудованием для проведения практических и лабораторных работ по геометрии: модели многоугольников, кругов, многогранников, цилиндров, конусов, шаров, правильных многогранников. По всем темам стереометрии изготовлены  комплекты раздаточного материала.
    По некоторым темам базового курса математики имеются таблицы, иллюстрации. При помощи учащихся собрана коллекция «Рисуем по координатам», ребусы и кроссворды.
             Существует подбор дополнительных материалов:
  16. «Математические олимпиады»,
  17.  «Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»,
  18. «ЕГЭ по математике», «Элективные курсы» (материалы собираются с 2001 года),
  19. игра «Танграм»,
  20.  альбомы, рефераты,
  21.  доклады,
  22.  творческие работы
    В кабинете имеется в наличии стендовый материал, который носит обучающий характер, памятки и рекомендации по подготовке к ЕГЭ  и ГИА по математике.
    Имеется тематическое и поурочное планирование уроков, план работы кабинета.


Предварительный просмотр:

Список демонстрационного оборудования

Таблицы по геометрии в 9 классе.

  1. Сложение векторов 18
  2. Теорема синусов.-15
  3. Теорема косинусов -16
  4. Скалярное произведение векторов- 17
  5. Ломанная - 4
  6. Площади простых фигур - 6
  7. Площадь круга -7
  8. Круговой сектор, сегмент - 8
  9. Радианная мера угла -9
  10. Площадь круга - 11
  11. Центральный угол - 12
  12. Выпуклые многоугольники -3
  13. Синус, косинус, тангенс - 12
  14. Уравнение прямой - 8
  15. Уравнение окружности-  7
  16. Декартовы координаты на плоскости-6

Таблицы по математике 5 класс

  1. Виды шкал -1
  2. Округление чисел -6
  3. Острые и тупые углы – 7
  4. Действия с обыкновенными дробями – 2
  5. Прямоугольный параллелепипед – 17
  6. Площади -15
  7. Обыкновенные дроби – 14

Таблицы по алгебре 8 класс

               

  1. График функции у= √ х   - 4
  2. Графическое решение уравнения  х = а -7
  3. Действия рациональными дробями – 2
  4. Стандартный вид числа – 14
  5. Прямая и обратная пропорциональность - 7
  6. Степень с натуральным показателем- 13
  7. Линейные неравенства -4
  8. Квадратное уравнение – 5
  9. Квадратные уравнения – 6
  10. Числовые неравенства – 7
  11. Числовые промежутки – 8
  12. Решение системы двух линейных неравенств с одной переменной – 10
  13. Степени с целыми показателями – 13
  14. Рациональные выражения – 1
  15. Взаимное расположение графиков линейных функций - 11

Таблицы по алгебре 9 класс

  1. Формулы приведения -16
  2. Четные и нечетные функции -13
  3. Арифметическая и геометрическая прогрессии-  11
  4. Неравенства с одной переменной- 8
  5. Решение неравенств  методом интервалов – 7
  6. Решение неравенств второй степени -6
  7. Исследование функции – 7
  8. График функции у=ах+вх=с - 4
  9. График функции у=ах в квадрате – 3
  10. График функции у=ах в квадрате – 2
  11. Свойства функции- 1
  12. Графический способ решения уравнений – 9
  13. Определение синуса, косинуса - 11
  14. Графический способ решения уравнений – 10

Таблицы по математике в 6классе

  1. Раскрытие скобок – 1
  2. Координатная прямая -3
  3. Решение уравнений -5
  4. Сложение чисел с разными знаками -11

Таблицы по геометрии в 7 классе

  1. Существование треугольника, равного данному – 14
  2. Основные свойства (аксиомы) откладывания отрезков и углов – 15
  3. Теоремы и доказательства – 12
  4. Доказательство от противного – 10
  5. Перпендикулярные прямые – 9
  6. Равнобедренный треугольник – 8
  7. Равенство фигур – 15
  8. Виды треугольников – 9
  9. Параллельные прямые – 13

Таблицы по геометрии в 8 классе

  1. Площади простых фигур – 10
  2. Площади подобных фигур – 14
  3. Прямоугольный треугольник – 3
  4. Хорды и касательные – 5
  5. Углы, вписанные в окружность – 2
  6. Фигуры, имеющие ось симметрии – 14
  7. Теорема Фалеса – 20
  8. Трапеция – 16
  9. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике – 3
  10. Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов – 4
  11. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике – 5
  12. Признаки подобия треугольников – 14
  13. Смежные углы – 7
  14. Построение биссектрисы угла – 12
  15. Теорема Пифагора – 1
  16. Косинус угла – 2
  17. Свойства параллелограмма – 18
  18. Окружность – 3

Таблицы по геометрии в 11 классе

  1. Расстояние между двумя точками – 22
  2. Векторы в пространстве
  3. Преобразование фигур в пространстве – 23

Таблицы по геометрии в 10 классе

  1. Степень – 8
  2. Перпендикулярность прямой и плоскости
  3. Перпендикулярность прямой и плоскости
  4. Расстояние между скрещивающимися прямыми – 20
  5. Параллельные прямые в пространстве – 7
  6. Углы между прямыми и плоскостями – 24
  7. Перпендикуляр и наклонения
  8. Перпендикулярность плоскостей – 18

Таблицы по стереометрии

Комплект портретов

Таблицы по основным темам математике

  1. Показательная, логарифмическая функции
  2. Квадратное уравнение, квадратный трёхчлен -2
  3. Квадратичная функция, квадратное неравенство -2
  4. Тригонометрические функции, обратные тригонометрические функции
  5. Квадраты натуральных чисел
  6. Оыкновенные дроби, отрицательные и положительные числа - 2



Предварительный просмотр:

1.Ознакомьтесь с перечнем имеющихся материалов

2.Умейте пользоваться наглядными пособиями, чтобы успешно подготовиться к уроку

3.Следите за сохранностью учебно-наглядных пособий и порядком их хранения

4.Содержите свое рабочее место в порядке

5.Осторожно пользуйтесь ТСО, соблюдайте технику безопасности

Оценка письменных  работ

Отметка <5> ставится, если:

· работа выполнена полностью,

· в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок,

· в решении нет математических ошибок(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала)

Отметка <4> ставится, если:

· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны,

· допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках.

Отметка <3> ставится, если:

· допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по теме.

Отметка <2> ставится, если

· допущены существенные ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, учащийся не владеет обязательными умениями по теме

Отметка <1> ставится, если

· работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений или значительная часть работы выполнена несамостоятельно.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой <5>,

если ученик полно раскрыл содержание материала, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику, правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения с конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой <4>,

если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку <5>, но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, один- два недочета, ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов.

Отметка <3> ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий , математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя,

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности.

Отметка <2> ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

Отметка <1> ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.



УЧИТЕСЬ ДОКАЗЫВАТЬ ТЕОРЕМЫ

Доказывать теоремы трудно. Специально запоминать доказательство не нужно, нужно научиться самому доказывать теоремы. Доказательство- это логическое рассуждение. При доказательстве теоремы мы сводим ее к ранее доказанным теоремам, а те в свою очередь еще к другим и т.д.

Всякий шаг доказательства состоит из трех частей:

1) предложение (аксиома, теорема, определение), на основе которого производится этот шаг-посылка;

2) логическое  рассуждение, в процессе которого посылка применяется к условию теоремы;

3) логическое следствие применения посылки к  условиям или ранее полученным следствиям.

Полезно заменять названия объектов, о которых идет речь  в теореме, их определениями, признаками. Если можно, то нужно доказываемое положение раздробить на части и доказывать каждую часть в отдельности.

В поисках доказательства теоремы полезно идти с двух сторон: от условий теоремы к заключению и от заключения к условиям. Нужно не просто запоминать доказательство теорем, а устанавливать, какими методами они доказываются.

МЕТОД АНАЛОГИИ

Слово <аналогия> в переводе  с греческого означает соответствие, сходство. Аналогия - эффективный инструмент познания. Применение аналогии распадается на следующие действия: построение аналогов различных заданных объектов и отношений; нахождение соответственных элементов в      аналогичных предложениях; составление предложений или задач, аналогичных данным, проведение рассуждений по аналогии.

Например, целесообразно увидеть аналогию между пространственными фигурами: между прямоугольником и прямоугольным          параллелепипедом. Полезно знать, что сторона прямоугольника (отрезок) соответствует грани прямоугольного параллелепипеда, т.е.  прямоугольнику. При этом противоположные стороны прямоугольника равны и противоположные

грани тоже  равны. Можно установить аналогию между единицами длины и единицами  площади, между единицами объема и единицами площади. Часто возникают затруднения в ответах на вопрос: <Сколько кубических сантиметров в 1кубическом дециметре?> Устранению таких трудностей способствует иллюстрация:

1дм3= 10 .10 .10 см3,1дм2=10 10см                                                                       2

                                                                                                                                      


СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Чтобы успешно сдать экзамены, необходимо к ним заранее готовиться.

1. Тщательно изучите материал по учебнику в той последовательности, в которой он изучался в течение года.

2. Материал по учебнику надо внимательно читать, разобрать, все ли ясно, затем выучить. После этого в особой тетради нужно сделать чертеж, доказать теорему, вывести правило.

3. На изученный материал необходимо решить ряд упражнений.

4. Если при решении задач встречаются затруднения, надо снова обратиться к учебнику.

5. Если при решении встречаются затруднения по ранее изученному материалу, нужно повторить его.

6. Следует решать   задачи из раздела учебника <Повторение>.

7. Обращайтесь за помощью к учителю, товарищу. Не оставляйте без ответавозникающие вопросы!

УЧИТЕСЬ СРАВНИВАТЬ

<Все познается в сравнении>. И действительно, оценить что-либо, установить, чем оно является, хорошо это или плохо, каков данный объект, можно, лишь сравнивая его с каким-либо другим. Чтобы сравнить предметы, надо сначала выявить их общие свойства. А лишь затем установить, по каким свойствам эти предметы сходны. А по каким они различны. Если же объекты таковы, что они вообще не имеют общих свойств, то их сравнивать нельзя. Например, треугольник и многочлен не имеют общих свойств, а поэтому их сравнивать нельзя. А сравнивать математические объекты нужно, ибо только в сравнении мы познаем их наиболее важные свойства, изучаем их. Для сравнения чисел существуют два основных способа: разностное и кратное сравнение. Геометрические объекты сравниваются путем непосредственного или опосредственного сравнения с помощью измерения. Два объекта можно сравнивать не по одному какому-то свойству, а по разным и многим признакам. Например, треугольники можно сравнивать по площади, по периметру, по виду углов.

Сложнее сравнивать алгебраические объекты. Так, сравнивая между собой многочлены, можно лишь установить, различаются ли они по числу переменных  или по наивысшей степени переменных.Сравнение лежит в основе классификации объектов.


РАЗВИВАЙТЕ ВНИМАНИЕ

Для того, чтобы видеть любой математический объект  во всем многообразии его   свойств, видеть их сходства и различия, надо обладать хорошо развитым вниманием. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без намерения человека. Необходимо уметь управлять своим вниманием, уметь направлять его на нужный объект. Есть много разных способов проверки уровня развития произвольного внимания. В таблице написаны числа от 1 до 25 в беспорядке. Необходимо внимательно рассмотреть таблицуh4 и отыскать все числа по порядку от 1 до 25.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

С помощью этой таблицы можно и тренировать свое внимание. Развитие внимания связано с укреплением воли. Имеются и особые методы по укреплению воли. Вот один из простейших. Прикрепите к стене лист белой бумаги с нанесенной на нем хорошо видимой точкой. Сядьте перед листом и попытайтесь сосредоточить все свое внимание на этой точке. На первых порах вы сумеете  сосредоточить свое внимание на рассматриваемой точке не более 15-20с. Затем точка начнет расплываться, появятся посторонние мысли. Но если  будете часто тренироваться в удержании своего внимания на этой точке, то постепенно достигнете успехов.



УКРЕПЛЯЙТЕ ПАМЯТЬ

Для изучения математики надо иметь хорошую память, и в то же время в процессе рационального и разумного изучения математики ваша память совершенствуется и укрепляется. Когда вы решаете задачи, выводите формулы, доказываете теоремы и при этом активно используете те или иные знания, правила и законы, то тем самым вы непроизвольно их запоминаете. Поэтому лучший  и наиболее рациональный способ запоминания знаний - это их активное  и многократное использование. Самый неразумный, даже      вредный способ - это зубрежка, механическое и многократное повторение одного и того же учебного материала. Рациональные способы произвольного запоминания - это такие, которые основаны на понимании, на логическом осмыслении запоминаемого.

Некоторые правила заучивания материала:

1. Заучивай лишь то, что  понимаешь. Надо сначала понять, а уже потом  ставить  цели, заучить.

2. Пользуйтесь при заучивании  смысловыми опорами, для этого разбивай заучиваемый материал на  логические части, обозначай  каждую   часть   своим названием - смысловыми опорами. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

3. Нельзя заучивать учебный  материал по математике, лишь читая его по учебнику или тетради. Надо обязательно этот материал воспроизводить на бумаге.

АЗБУКА РАССУЖДЕНИЙ

Рассуждения часто помогают  устанавливать истину. С  их помощью  установлены многие важные естественно - научные факты. Умение  правильно рассуждать необходимо и  в обыкновенной, повседневной жизни. А что  значит - рассуждать правильно? Правильное  рассуждение - это рассуждение, построенное по законам логики.

Так, например, испокон веков  казалось совершенно очевидным, что   тяжелые тела (например, камень) падают быстрее, чем  легкие  (например, пушинка ).

Однако Галилей, размышляя  над этим вопросом, пришел к другому выводу. <Допустим, -думал он, - что тяжелое тело падает быстрее, чем легкое. Что будет, если связать эти два тела вместе? С одной стороны,  легкое тело  должно замедлять движение тяжелого, а с другой - скорость падения  связанных тел должна быть больше скорости  падения тяжелого  тела>. Полученное  противоречие навело его на мысль, что тяжелое и легкое  тела должны падать в пустоте  с одинаковой скоростью. Этот вывод был подтвержден  экспериментально и пополнил запас познанных человеком законов природы.

РАЗВИВАЙТЕ ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Вся математика есть результат деятельности воображения и мышления человека. Ведь математические объекты реально не существуют, их нет в природе, вокруг нас, они - плод воображения и мышления, но отражающие предельно точно этот окружающий нас мир. И изучение математики, овладение ею требует развитого воображения и мышления. Надо не только видеть в уме услышанное или прочитанное, но надо уметь и действовать в уме. Если надо преобразовать алгебраическое выражение, уравнение или неравенство, многие промежуточные преобразования надо  выполнять в уме, устно. Умение видеть и действовать в уме особенно помогает при изучении стереометрии.

Математика изучает общие свойства бесконечных совокупностей математических объектов.  Человечество приходило к математическим истинам  не сразу, а постепенно, замечая свойства отдельных объектов, а затем обобщая их. Значит, важно учиться обобщать единичные факты, наблюдения. Чтобы успешно учиться математике, надо развивать свое воображение и мышление, развивать свою сообразительность. А для этого нужна упорная и терпеливая работа над собой, нужно проявлять волю и настойчивость в преодолении трудностей, возникающих в процессе учения.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ ШКОЛЬНОМ

КАБИНЕТЕ МАТЕМАТИКИ.


 
 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАБИНЕТА
Учебный школьный кабинет математики создаётся с целью обеспечения деятельности школы по обучению учащихся среднего звена и старшеклассников математике; создания условий для учителя, способствующих успешному процессу обучения; создание условий для формирования профессиональной культуры педагогов, развития их инициативы, творчества, нового мышления для реализации государственной политики в области образования и защиты детства; повышения качества обучения математике.

Основными задачами учебного школьного кабинета являются:
Учебно-методическое обеспечение работы учителей математики школы;
Создание системы методического сопровождения учебно-воспитательног процесса, направленного на повышение качества обучения и заинтересованности учащихся в изучении математики;
Накопление, изучение, внедрение и распространение эффективной педагогической практики, инновационных технологий в процесс обучения математике.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебно-методическая деятельность кабинета осуществляется посредством:
Проведения уроков, школьных туров олимпиад,
 различного рода конкурсов, конференций, семинаров, круглых столов для учащихся;
Организации и проведения работы школьного методического
 объединения учителей; 
Организации условий для самоподготовки
 учащихся; 
Организации условий для подготовки учителей к урокам и другим мероприятиям учебно-воспитательного процесса; 

УПРАВЛЕНИЕ И СТРУКТУРА КАБИНЕТА
1. Непосредственное управление кабинетом осуществляет заведующий кабинетом, назначаемый из числа наиболее опытных учителей администрацией школы.
2. Заведующий кабинетом осуществляет руководство деятельностью кабинета, несет персональную ответственность за его работу, утверждает положения о структурных подразделениях кабинета, осуществляет подбор консультантов и лаборантов, распределяет и утверждает обязанности помощников заведующего кабинетом, создает условия для профессионального роста учителей математики.
3. В структуру кабинета входят консультанты и лаборанты кабинета, назначенные как из числа учителей, так и из числа учащихся школы, которые одновременно являются помощниками заведующего кабинета.
4. При кабинете могут создаваться учебно-методический и экспертный совет из числа ведущих специалистов школы.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО И ПОМОЩНИКОВ ЗАВЕДУЮЩЕГО (РАБОТНИКОВ) УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ

1. Работники имеют право:
 - запрашивать и получать необходимую информацию от администрации школы и специалистов государственных органов сферы образования; 
- на различного рода поощрения (моральные, материальные); 
- на защиту своих прав, чести и достоинства при выполнении должностных обязанностей. 
2. Заведующий кабинетом обязан:
Принимать меры, направленные на обеспечение
 кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам;
 Содержать кабинет в соответствии в санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету; 
Следить за чистотой кабинета,
 проводить генеральную уборку силами учащихся класса, закреплённого за кабинетом;
Следить за озеленением кабинета; 

Обеспечивать кабинет
 различной учебно-методической литературой, словарями по своей инициативе за счёт фонда школы;
Обеспечивать наличие системы проветривания, следить за её
 исправностью;
Составлять перспективный план развития и работы кабинета на
 текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов; 
 Обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета;
Обеспечивать
 своевременное списание пришедшего в негодность оборудования и другого имущества в установленном порядке;
Организовывать внеклассную работу по предмету
 (консультаций, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать её в расписании работы кабинета;
Обеспечивать
 соблюдение правил техники безопасности;
Проводить работу по созданию банка творческих работ учителей
 и учащихся.
3. Работники обязаны:
Беречь мебель, оборудование, ТСО, материалы, находящиеся в кабинете; 
Принимать активное участие в пополнении наглядности, других материалов необходимых кабинету и модернизации кабинета;  
Неукоснительно соблюдать самим и требовать соблюдения другими санитарно-гигиенических норм; 
Проводить работу по созданию банка творческих работ учителей и учащихся; 
Откликаться на просьбы заведующего кабинетом и принимать активное участие в мероприятиях, проводимых в кабинете.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КАБИНЕТА
1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- чистота кабинета;
- исправная мебель;
- озеленение;
- наличие системы проветривания;
- соблюдение техники безопасности;
2. Лаборатория учителя:
- демонстрационный отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный материал, его систематизация);
- классная доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела, тряпки);
- ТСО.
3. Оформление кабинета:
- постоянные экспозиции по профилю кабинета;
- временные экспозиции;
- уют;
- расписание работы кабинета;
- оформленные стеллажи и шкафы;
4. Методический отдел:
- перспективный план развития кабинета;
- план развития и работы кабинета на текущий год;
- дидактический раздаточный материал;



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Советская СОШ

Согласовано
Председатель профсоюзного комитета
____________
«____» ___________

Утверждаю
Директор МОУ Советская СОШ
___________
«____» ___________

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении занятий в кабинете математики

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинетах математики допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
1.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии, врачу.
1.6. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.8. Учащимся запрещается приносить в кабинет математики острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы и химические вещества.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь  трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха:

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
 в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года – 22-240 С., в теплый период – 23-250 С., относительная влажность воздуха – 40-60%.
Оптимальная температура в пределах 18 – 200 С.
2.7. Включить видеомонитор и проверить стабильность и четкость изображения на экране.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым  ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:
 Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов Кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Мытье окон и светильников разрешается только после проведения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. 
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.8. Во избежание получения травмы учащиеся не должны самостоятельно открывать и закрывать мультимедийный экран.
3.9. Во время уроков следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу № 121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учитель должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии и врачу гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователя ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.