ФГОС Дошкольного образования

Шарова Олеся Викторовна

 

ФГОС дошкольного образования 

 

      ФГОС дошкоьного образования  отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.


       ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ  самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. Изменено педагогическое  воздействие с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОАУ № 35 старший воспитатель О.В.Шарова Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 2

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области Виды детской деятельности игровая коммуникативная двигательная изобразительная познавательно - исследовательская муз ы кальная конструирование восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный труд

Слайд 3

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области познавательно – исследовательская деятельность логические и математически е игры экспериментирование и исследовательская деятельность моделирование образовательный ситуации (развивающие, игровые) проблемные ситуации вопросы тв о рческие задачи и ситуации (поисковая деятельность ) формы организации познавательно – исследовательской деятельности экск урсии исследовательская деятельность исследовательские проекты коллекционирование дидактические наблюдения игры

Слайд 4

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области восприятие художественной литературы и фольклора рассматривание иллюстраций обогащение «читательского» опыта за счёт разных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии моделирование реализация проектов театрализо в анные игры формы восприятия художественной литературы и фольклора беседы тематические выставки книг знакомство с писателями, поэтами, художниками иллюстраторами вечера литературных развлечений, праздники, театрализованные представления ознакомление с текстом, рассказывание, заучивание организация книжного уголка

Слайд 5

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области самообслуживание и элементарный труд ручной труд (изготовление игрушек из бумаги, природного материала, ремонт книг, рукоделие) хозяйственно – бытовой труд (умение поддерживать порядок в окружающей обстановке группы, на участке, дома) формы организации труда дошкольников поручения общий, совместный и коллективный труд дежурства самообслуживание (одевание – раздевание, приём пищи, гигиенические процедуры) труд в природе (уход за животными и растениями)

Слайд 6

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области коммуникативная деятельность общение и взаимодействие со сверстниками диалоги ситу а тивный разговор беседы разговоры с детьми по их интересам различные виды деятельности свободное общение воспитателя с детьми информирование

Слайд 7

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области изобразительная деятельность аппликация (бумага, природный материал, бросовый материал) ф о рмы о рганизации из о бразител ь н о й деятельности пл енер продуктивная деятельность и изобразительное творчество с интеграцией различных видов изодеятельности экск урсия рисование (карандаши, краски, сангина, пастель, мелки, нетрадиционные приёмы) лепка (глина, пластилин, пластическая масса, солёное тесто, снег) самостоятельная художественная деятельность знакомство с искусством

Слайд 8

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области конструирование из с трои т е л ьного материала из природного материала из крупногабаритных модулей из деталей констру ктора из бумаги формы организации конструктивной деятельности по замыслу по условиям по образцу по чертежам и схемам по теме по модели

Слайд 9

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области двигательная деятельность элементарный туризм (пешеходный, лыжный, велосипедный) ф о рмы о рганизации из о бразител ь н о й деятельности дни здоровья прогулка физические упражнения (основные движения, общеразвивающие, спортивные упражнения) подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта, народные) физкультурные праздники и досуги физминутки и паузы утренняя гимнастика самостоятельная двигательная деятельность ф и ззаня тия

Слайд 10

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области музыкальная деятельность формы организации музыкальной деятельности слушанье праздники и р а звлечения детское музыкальное восприятие слушание - интерпретация детское музыкальное исполнительство – импровизация творчество различные виды деятельности импровизация и экспериментирование исполнение музыкально – дидактические игры игра на м уз ы ка ль н ых и н стр у м е н т а х

Слайд 11

Социально – ко м м ун и катив ное развитие Поз н ав а те л ь н ое развитие Речевое развит и е Художественно – эстетическое развитие Ф и з и ч е с кое развитие Образовательные области игровая деятельность сюжетно - отобразительные игры с правилами (подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные, шуточные) творческие игры театрализованные игра - фантазирование игра - драматизация подражательные сюжетно - ролевые игры - проекты игры на основе готовых сюжетов игры с сюжетами придуманными детьми подражательные



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 35»

Консультация

для педагогов ДОУ

«Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в образовательном процессе»

Старший воспитатель

 МДОАУ № 35

 О.В.Шарова

г. Оренбург

Название метода

Определение метода

Рекомендация по их применению

Методы по источнику знаний

Словесные

Словесные методы подразделяются на

следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в

кратчайший срок передать информацию детям.

Наглядные

Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и

технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со

словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы

образования условно можно

подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод

демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий:

плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с

показом мульфильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств

наглядности на иллюстративные и

демонстрационные является условным.

Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и

демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства

наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать

определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным

критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в

образовательном процессе при реализации ПООП дошкольного

образования.

Практические

Практические методы обучения

основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в

организованной образовательной

деятельности , но и в самостоятельной деятельности.

Методы по характеру образовательной деятельности детей

Информационно-рецептивный

Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при

использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Репродуктивный

Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а

деятельность детей – в выполнении

действий по образцу.

Проблемное изложение

Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий

исследования, разрешения, и сам

показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы

научного познания, научного решения проблем.

Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного

мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных

действий.

Частично-поисковый

Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Исследовательский

Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.

В процессе образовательной

деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт

поисково- исследовательской деятельности.

Активные методы

Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать

разнообразный субъективный опыт.

Активные методы обучения предполагают использование в

образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки

конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.

В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие

реальность и приспособленные для целей обучения.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 35»

Методические рекомендации

«Проектная деятельность педагога ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО»

Старший воспитатель МДОАУ № 35 О.В.Шарова

г. Оренбург

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового

«Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них) Основные принципы дошкольного образования:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

способствует профессиональному развитию педагогических работников;

создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая

сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает

к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: Проблема;

Проектирование или планирование; Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют  и  основные        требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные        составляющие        проекта:        детская        самостоятельность        (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения; развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование        предпосылок        поисковой        деятельности,        интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие        желания        пользоваться        специальной        терминологией,        ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко        изучить        тематику        проекта,        подготовить        предметно- пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О.В.Шарова , старший воспитатель М ДОАУ № 35 Требования к развивающей предметно- пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Слайд 2

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева

Слайд 3

«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» С.Л.Новоселова

Слайд 4

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года) Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ) Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Слайд 5

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Слайд 6

С позиций психологического контекста , по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Леонть е ва, Л. В. Занкова, А. Н. Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Слайд 7

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»

Слайд 8

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Слайд 9

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Слайд 10

ФГОС дошкольного образования Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда о б е с пе чи в а е т м а ксим а льну ю реали з ац и ю образовательного потенциала Организации… Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд 11

Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей; 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 12

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы); Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Слайд 13

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Слайд 14

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Слайд 15

ВАРИАТИВНОСТЬ 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 16

ДОСТУПНОСТЬ 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Слайд 17

БЕЗОПАСНОСТЬ 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Слайд 18

Функции предметно- пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Слайд 19

Предметно – развивающая среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Слайд 20

Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.

Слайд 21

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»: Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками; Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом; Совсем незнакомые предметы и материалы.

Слайд 22

Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы: информативности , предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности , определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; полифункциональности , предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды; педагогической целесообразности , позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости , обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Слайд 23

Развивающая предметно- пространственная среда рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка

Слайд 24

Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.