Кружок "Почемучкм"

Пискарёва Валентина Николаевна

Рабочая программа для кружка в 3 классе "Почемучки". Соответствует требованиям ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_pochemuchki.docx34.28 КБ
Файл kruzhok_izo.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

         Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной  с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования.

Программа рассчитана  на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2 и 3 класса .

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.

Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих  развитию их исследовательских умений.

Задачи:      - ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

          - формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,  

            организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать

            и оценивать ее, презентовать результат;

                   - познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;        

                   - развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными

                     источниками информации; расширить кругозор учащихся;  

                   - воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,

                     бережное отношение  к Родине, своему краю, семье.

    Занятия  проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.

   Итоговое занятие каждого года обучения - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями. Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.

    Содержание программы  связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, русский язык, риторика, математика. 

                                     

                                    Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса обучающийся научится:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека, 

• различать прошлое, настоящее, будущее;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.

 

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

• чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции.

                   Оценка планируемых результатов программы

На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:

  • умения организовать свою работу (организационные);
  • умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
  • умения работать с информацией, текстом (информационные);
  • умения оформить и представить результат своей работы.
  • умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

  • педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;
  • анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
  • опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Содержание занятия

Практическая

часть

Планируемая

дата

1

Введение

Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов. Органы чувств.

Техника безопасности

практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; опыты «Органы чувств»; экскурсии по территории школы с целью наблюдения за окружающим миром; составление словарика исследователя и т.д.

04.09

2

Свойства воды.

Питьевая вода. Способы очистки воды. Водные ресурсы Земли. Обитатели водного мира. Кристаллы и их происхождение.

практические работы «Способы очистки воды», «Образование осадков», «Изготовление фонтана»; экскурсии в рыбный отдел продовольственного магазина, к водоёму, прогулку с рассматриванием лужиц; опыты «Изучение чешуйки рыбы», «Свойства воды и её состояние»; эксперименты «Состояние водопроводной воды», «Выращивание кристаллов» и т.д

11.09

3

Органы дыхания

Свойства воздуха. Химические свойства Земли. Происхождение вулканов

практические работы «Свойства воздуха», «Изготовление модели вулкана»; ролевая игра «Мегаполис»; опыты «Химия вокруг нас» и т.д.

18.09

4

Почва и её свойства.

Объекты живой и неживой природы. Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края.

практическую работу «Полезные ископаемые Земли»; экскурсии в парковую зону, в краеведческий музей, планетарий, на выставку камней и самоцветов; выполнение проекта «Красная книга нашего края»;

25.09

5

Прорастание семян

Грибы. Условия прорастания семян. Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология.

проведение экспериментов «Состояние растений в зимний период», «Условия прорастания семян», ролевую игру «Садовод», оформление альбомов «Съедобные грибы», «Лекарственные растения», «Динозавры», «Археологические находки», набор открыток «Цветы»; мини-конференции «Домашние животные», «Растения нашего края», «Животные нашего края»,

02.10

6

Свет и его свойства.

Орган зрения. Свойства зрения и их использование в современном мире.

практические работы «Свойства света», «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», «Изготовление 3-D очков», рассматривание трехмерных картинок; опыты «Свойства света» и т.д

09.10

7

Рыбья чешуйка

Зачем рыбе чешуя. Что означают колечки на чешуе?

Презентация о рыбах.

16.10

8

Живой пенек

Может ли что-то расти на пеньке?

Экскурсия в сад.

23.10

9

Делаем мыльные пузыри.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

30.10

10

Воздух работает

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы: парусные суда, воздушные шары и т.д.

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

13.11

11

Что растворяется в воде.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

Мука, сахар, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, картинки с изображением представленных веществ.

20.11

12

Ловись , рыбка и мала и велика. Фокусы с магнитами

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами

Игра магнитная « Рыбка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Магниты, миска с водой. деревянные палочки, гусь вырезанный из пенопласта.

27.11

13

Моё домашнее животное

Рассказать о своём любимом домашнем животном.

Презентация, рассказ.

04.12

14

Солнечные зайчики Что отражается в зеркале.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать.

Научить пускать солнечных зайчиков.

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушные шары, сковорода.

11.12

15

Чист ли белый снег?

Снег чистый или нет?

Проведение опыта со снегом.

18.12

16

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Емкость с окрашенной водой. Разнообразные формочки, веревочки.

25.12

17

Тающий лед

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.

Тарелка , миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

15.01

18

Пластмасса, ее качества и свойства.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спички, алгоритм свойств материала.

22.01

19

Часы которые изобрел человек.

Познакомить с историей часов; провести практическое занятие с песочными и механическими часами, изготовление песочных часов.

2 пустые маленькие пластиковые бутылки, песок, наручные часы, будильник.

29.01

20

Металл, его качества и свойства

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички. Алгоритм описания свойств материала

05.02

21

Свойства воздуха

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, дать знание о том, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле; показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

игра «Узнай по запаху», опыты для определения веса воздуха, его объема, свойств расширения и сжатия воздуха. Опыт «Свеча и змейка», опыт «Песчаная буря в банке», дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».

12.02

22

Резина, ее качества и свойства

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

19.02

23

Уличные тени

Помочь детям понять, как образуется тень.

Эксперимент «Как появляется тень», отгадывание загадок.

26.02

24

Природные катаклизмы

познакомить детей с природным явлением – вулканом; причиной его извержения. Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

умение соблюдать технику безопасности при использовании различных веществ, умение изготавливать макет вулкана, горы; умение делать выводы о движение земных пластов, которое приводит к возникновению гор. Умение работать по алгоритму, умение рассказывать о солнечной системе, планетах, спутниках, умение рассматривать иллюстрации в книгах

05.03

25

Восковая живопись

Работы из восковых карандашей (восковая живопись)

Восковые карандаши, утюг

12.03

26

История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности

Знакомство с разными видами календарей. Умение ориентироваться по карте.

Работа с картой, календарём.

19.03

27

Свойства воды

уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки,

отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды ( игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием

02.04

28

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определить его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление теплопроводность.

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

09.04

29

Сила

дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).

опыты по определению силы тяготения, рисование на тему : «Земля и что она притягивает», опыты с игрушками в машине для определения инерции, игра – эксперимент по умению отличать сырые яйца от вареных; зарисовка результатов опыта. Опыты с игрушками, воздушными шарами для определения понятий «сила», «трение».

Умения и навыки:

16.04

30

Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.

Познакомить с компасов. Учить определять стороны горизонта по клмпасу

23.04

31

Цветной песок

Познакомить со способом изготовления цветного песка (перемешать его с цветным мелом) научиться пользоваться теркой.

Цветные мелки, песок, мелкая терка. Небольшие баночки с крышками.

30.04

32

Можно ли менять форму камня и глины

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Дощечка для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета

07.05

33

Фонтанчики

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Провести опыт по созданию фонтанчиков.

14.05

34

Итоговое занятие

21.05

Предполагаемые результаты

В результате кружковых занятий:

1. Дети познакомятся:

-с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость;

-с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый, сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;

2. Научаться следовать устным инструкциям, даваемым взрослыми;

3. Возникнет желание участвовать в опытно – экспериментальной деятельности;

4. Будет более развита поисково – познавательная деятельность;

5. Будет более развиты мыслительный операции и познавательные процессы;

6. Дети будут радоваться успехам своих товарищей, и стремиться помочь нуждающимся в помощи.

Литература:

1. Г.П. Тугушева « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

2. О.В. Дыбина « Неизведанное рядом».

3. Н.М. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес».



Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       « СОШ с. Таловка Калининского района Саратовской области»

 « Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР

------------------Бобкова С. В..

«Утверждено»

Директор школы

--------------Кулешова Л. А.

              Рабочая программа по внеурочной деятельности

             художественно – эстетического  направления

                                                                                   Составитель: Пискарёва В. Н.

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                       первой кв. категории

                                                                           МБОУ «СОШ с. Таловка»

                       2013 – 2014 уч.г.

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

     Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной  с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий². Программа рассчитана  на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2, 3 классов для организации занятий по художественно – эстетическому  направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части  учебного плана образовательного учреждения. Запланировано 32 занятия, так как 2 ч. совпали с праздничными днями.

Основная цель программы: 

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  1. воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  2. художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  3. технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  3. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  6. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
  1. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
  2. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
  3. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
  4. Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
  5. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Формы организаций занятий :

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место.
  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.
  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и рисовальных материалов
  • умение передавать форму, величину изображения.
  • приобретение навыка работы в паре, группе

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях

Прогнозируемые результаты

Обучаемые должны знать:

  1. названия основных и составных цветов;
  2. понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
  3. изобразительные основы декоративных элементов;
  4. материалы и технические приёмы оформления;
  5. названия инструментов, приспособлений.

должны уметь:

  1. пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  2. полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  3. подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  4. владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  5. моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  6. пользоваться материалами.

Программа:

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Разделы программы:

Тема

Коли –во

часов

1

Радужный мир

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе

30

2

Конкурсы, фестивали

3

Итого:

34

Календарно-тематический план:

Тема

Дата проведения

1

Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

06. 09

2

«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

13.09

3

«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

20.09

4

«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

04.10

5

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

11.10

6

«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

18.10

7

«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

25.10

8

«Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

15.11

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

22.11

10

«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

29.11

11

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

06.12

12

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

13.12

13

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

20.12

14

«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону.

27.12

15

«К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

10.01

16

«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция

17.01

17

«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

24.01

18

«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

31.01

19

«Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

07.02

20

«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

14.02

21

«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем

21.02

22

«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

28.02

23

«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи

07.03

24

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

14.03

25

«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».

21.03

26

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

04.04

27

«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

11.04

28

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

18.04

29

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

25.04

30

Выполнение объёмного портрета.

16.05

31

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

23.05

32

Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Выставка работ, награждение активных кружковцев

30.05

Список литературы

  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.