Кружок "Почемучкм"
Рабочая программа для кружка в 3 классе "Почемучки". Соответствует требованиям ФГОС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_pochemuchki.docx | 34.28 КБ |
kruzhok_izo.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2 и 3 класса .
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.
Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.
Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.
Задачи: - ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;
- формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,
организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать
и оценивать ее, презентовать результат;
- познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;
- развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными
источниками информации; расширить кругозор учащихся;
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,
бережное отношение к Родине, своему краю, семье.
Занятия проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.
Итоговое занятие каждого года обучения - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями. Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.
Содержание программы связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, русский язык, риторика, математика.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса обучающийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• различать прошлое, настоящее, будущее;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.
Планируемые результаты формирования
универсальных учебных действий
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
• чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции.
Оценка планируемых результатов программы
На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:
- умения организовать свою работу (организационные);
- умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
- умения работать с информацией, текстом (информационные);
- умения оформить и представить результат своей работы.
- умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;
- анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
- опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Практическая часть | Планируемая дата |
1 | Введение | Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов. Органы чувств. Техника безопасности | практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; опыты «Органы чувств»; экскурсии по территории школы с целью наблюдения за окружающим миром; составление словарика исследователя и т.д. | 04.09 |
2 | Свойства воды. | Питьевая вода. Способы очистки воды. Водные ресурсы Земли. Обитатели водного мира. Кристаллы и их происхождение. | практические работы «Способы очистки воды», «Образование осадков», «Изготовление фонтана»; экскурсии в рыбный отдел продовольственного магазина, к водоёму, прогулку с рассматриванием лужиц; опыты «Изучение чешуйки рыбы», «Свойства воды и её состояние»; эксперименты «Состояние водопроводной воды», «Выращивание кристаллов» и т.д | 11.09 |
3 | Органы дыхания | Свойства воздуха. Химические свойства Земли. Происхождение вулканов | практические работы «Свойства воздуха», «Изготовление модели вулкана»; ролевая игра «Мегаполис»; опыты «Химия вокруг нас» и т.д. | 18.09 |
4 | Почва и её свойства. | Объекты живой и неживой природы. Растения нашего края. Лекарственные растения. Красная книга нашего края. | практическую работу «Полезные ископаемые Земли»; экскурсии в парковую зону, в краеведческий музей, планетарий, на выставку камней и самоцветов; выполнение проекта «Красная книга нашего края»; | 25.09 |
5 | Прорастание семян | Грибы. Условия прорастания семян. Животные нашего края. Домашние животные. Древний растительный и животный мир Земли. Археология. | проведение экспериментов «Состояние растений в зимний период», «Условия прорастания семян», ролевую игру «Садовод», оформление альбомов «Съедобные грибы», «Лекарственные растения», «Динозавры», «Археологические находки», набор открыток «Цветы»; мини-конференции «Домашние животные», «Растения нашего края», «Животные нашего края», | 02.10 |
6 | Свет и его свойства. | Орган зрения. Свойства зрения и их использование в современном мире. | практические работы «Свойства света», «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», «Изготовление 3-D очков», рассматривание трехмерных картинок; опыты «Свойства света» и т.д | 09.10 |
7 | Рыбья чешуйка | Зачем рыбе чешуя. Что означают колечки на чешуе? | Презентация о рыбах. | 16.10 |
8 | Живой пенек | Может ли что-то расти на пеньке? | Экскурсия в сад. | 23.10 |
9 | Делаем мыльные пузыри. | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. | 30.10 |
10 | Воздух работает | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы: парусные суда, воздушные шары и т.д. | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. | 13.11 |
11 | Что растворяется в воде. | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ | Мука, сахар, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, картинки с изображением представленных веществ. | 20.11 |
12 | Ловись , рыбка и мала и велика. Фокусы с магнитами | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами | Игра магнитная « Рыбка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. Магниты, миска с водой. деревянные палочки, гусь вырезанный из пенопласта. | 27.11 |
13 | Моё домашнее животное | Рассказать о своём любимом домашнем животном. | Презентация, рассказ. | 04.12 |
14 | Солнечные зайчики Что отражается в зеркале. | Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать. | Научить пускать солнечных зайчиков. Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушные шары, сковорода. | 11.12 |
15 | Чист ли белый снег? | Снег чистый или нет? | Проведение опыта со снегом. | 18.12 |
16 | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | Емкость с окрашенной водой. Разнообразные формочки, веревочки. | 25.12 |
17 | Тающий лед | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться. | Тарелка , миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. | 15.01 |
18 | Пластмасса, ее качества и свойства. | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спички, алгоритм свойств материала. | 22.01 |
19 | Часы которые изобрел человек. | Познакомить с историей часов; провести практическое занятие с песочными и механическими часами, изготовление песочных часов. | 2 пустые маленькие пластиковые бутылки, песок, наручные часы, будильник. | 29.01 |
20 | Металл, его качества и свойства | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички. Алгоритм описания свойств материала | 05.02 |
21 | Свойства воздуха | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, дать знание о том, что воздух – условие жизни всех живых организмов на земле; показать приспособление органов дыхания к окружающей среде. | игра «Узнай по запаху», опыты для определения веса воздуха, его объема, свойств расширения и сжатия воздуха. Опыт «Свеча и змейка», опыт «Песчаная буря в банке», дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки». | 12.02 |
22 | Резина, ее качества и свойства | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | 19.02 |
23 | Уличные тени | Помочь детям понять, как образуется тень. | Эксперимент «Как появляется тень», отгадывание загадок. | 26.02 |
24 | Природные катаклизмы | познакомить детей с природным явлением – вулканом; причиной его извержения. Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | умение соблюдать технику безопасности при использовании различных веществ, умение изготавливать макет вулкана, горы; умение делать выводы о движение земных пластов, которое приводит к возникновению гор. Умение работать по алгоритму, умение рассказывать о солнечной системе, планетах, спутниках, умение рассматривать иллюстрации в книгах | 05.03 |
25 | Восковая живопись | Работы из восковых карандашей (восковая живопись) | Восковые карандаши, утюг | 12.03 |
26 | История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности | Знакомство с разными видами календарей. Умение ориентироваться по карте. | Работа с картой, календарём. | 19.03 |
27 | Свойства воды | уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, | отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды ( игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием | 02.04 |
28 | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определить его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление теплопроводность. | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | 09.04 |
29 | Сила | дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных). | опыты по определению силы тяготения, рисование на тему : «Земля и что она притягивает», опыты с игрушками в машине для определения инерции, игра – эксперимент по умению отличать сырые яйца от вареных; зарисовка результатов опыта. Опыты с игрушками, воздушными шарами для определения понятий «сила», «трение». Умения и навыки: | 16.04 |
30 | Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса. | Познакомить с компасов. Учить определять стороны горизонта по клмпасу | 23.04 | |
31 | Цветной песок | Познакомить со способом изготовления цветного песка (перемешать его с цветным мелом) научиться пользоваться теркой. | Цветные мелки, песок, мелкая терка. Небольшие баночки с крышками. | 30.04 |
32 | Можно ли менять форму камня и глины | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части. | Дощечка для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета | 07.05 |
33 | Фонтанчики | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Провести опыт по созданию фонтанчиков. | 14.05 |
34 | Итоговое занятие | 21.05 |
Предполагаемые результаты
В результате кружковых занятий:
1. Дети познакомятся:
-с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость;
-с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый, сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;
2. Научаться следовать устным инструкциям, даваемым взрослыми;
3. Возникнет желание участвовать в опытно – экспериментальной деятельности;
4. Будет более развита поисково – познавательная деятельность;
5. Будет более развиты мыслительный операции и познавательные процессы;
6. Дети будут радоваться успехам своих товарищей, и стремиться помочь нуждающимся в помощи.
Литература:
1. Г.П. Тугушева « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
2. О.В. Дыбина « Неизведанное рядом».
3. Н.М. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« СОШ с. Таловка Калининского района Саратовской области»
« Согласовано» Заместитель руководителя по ВР ------------------Бобкова С. В.. | «Утверждено» Директор школы --------------Кулешова Л. А. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
художественно – эстетического направления
Составитель: Пискарёва В. Н.
учитель начальных классов
первой кв. категории
МБОУ «СОШ с. Таловка»
2013 – 2014 уч.г.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий². Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2, 3 классов для организации занятий по художественно – эстетическому направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения. Запланировано 32 занятия, так как 2 ч. совпали с праздничными днями.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
- Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
- Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
- В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Формы организаций занятий :
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
личностные | предметные | метапредметные |
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
|
|
|
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях
Прогнозируемые результаты
Обучаемые должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Программа:
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы:
№ | Тема | Коли –во часов |
1 | Радужный мир Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 30 |
2 | Конкурсы, фестивали | 3 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план:
№ | Тема | Дата проведения |
1 | Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 06. 09 |
2 | «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | 13.09 |
3 | «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | 20.09 |
4 | «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 04.10 |
5 | «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 11.10 |
6 | «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | 18.10 |
7 | «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 25.10 |
8 | «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 15.11 |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 22.11 |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | 29.11 |
11 | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 06.12 |
12 | Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | 13.12 |
13 | «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | 20.12 |
14 | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | 27.12 |
15 | «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону. | 10.01 |
16 | «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция | 17.01 |
17 | «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | 24.01 |
18 | «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | 31.01 |
19 | «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | 07.02 |
20 | «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | 14.02 |
21 | «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем | 21.02 |
22 | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | 28.02 |
23 | «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи | 07.03 |
24 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | 14.03 |
25 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | 21.03 |
26 | «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | 04.04 |
27 | «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | 11.04 |
28 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 18.04 |
29 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 25.04 |
30 | Выполнение объёмного портрета. | 16.05 |
31 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | 23.05 |
32 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Выставка работ, награждение активных кружковцев | 30.05 |
Список литературы
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.