Дистанционное обучение

Здравствуйте, ребята! Здесь будут размещены материалы по учебным темам. Первый тест в презентации 14.04.2020, второй тест - 16.04.2020 г. , презентация № 3 - 23.04.2020. Тренировочная работа - 24.04.2020 г. (ниже на странице в предпросмотрах размещены  ответы и критерии оценивания). Презентация к уроку 28.04.2020 г. "Драгунский. Тайное становится явным". 12.05.2020 г. - презентация к уроку "Куприн. Шер. Очерки". Итоговая контрольная работа по литературному чтению 1 и 2 варианты - 15.05.2020.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 в класс ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга Учитель – Кристианс Евгения Владимировна

Слайд 2

Обращение к моим ученикам Дорогие ребята! Уроки проходят в дистанционном формате, поэтому от нас всех требуется много внимания, сил и терпения. Помните: я верю в вас, в ваши силы и желание быть умными, добрыми, отзывчивыми ребятами. Вот несколько советов: Выполняйте работу самостоятельно. Не бойтесь делать ошибки! Читайте. Чтение вдохновляет на мечты и приключения! Не забывайте о своем здоровье. Обязательно выполняйте гимнастику для глаз, физминутки . Смотрите хорошие фильмы, которые заставляют задуматься, рассуждать. ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!

Слайд 3

Речевая разминка Мне тоже задали урок И вызвали к доске, И я решал его как мог, Держа мелок в руке. Вспомни, как мы выполняли такую разминку в классе. Прочитай про себя. Прочитай вслух. Прочитай на одном выдохе. Прочитай шепотом. Прочитай громко. Читай и увеличивай громкость. Читай и уменьшай громкость.

Слайд 4

Вспомни, из какого стихотворения этот фрагмент из речевой разминки? Кто автор?

Слайд 5

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Слайд 6

Какие произведения С.В. Михалкова ты знаешь?

Слайд 7

Открой учебник на с. 199. Прочитай название и жанр произведения С.В. Михалкова.

Слайд 8

Что мы знаем о басне? ( устно продолжи каждое определение) басня -это…. мораль – это … олицетворение – это… баснописец – это… Если затрудняешься – в учебнике с. 121

Слайд 9

МИНУТКА ОТДЫХА

Слайд 10

Читаем с. 119-120 Все ли действующие лица здесь представлены?

Слайд 11

Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации? Как вы поступали? Устно ответь: Устно ответь на вопросы с 1,2,3,5,6 с. 121 Прочитай еще две короткие басни С.В. Михалкова – они есть у тебя в хрестоматии, а также размещены на слайдах. Определи мораль в каждой басне – устно.

Слайд 12

Чужая беда От шума за окном проснувшись на заре, Испуганный Степан спросонья догадался, Что это наглый волк к соседу в хлев забрался И режет у него скотину на дворе. "Я думал, что тебя, Петрович, дома нет, С укором поутру встречал его сосед. Что ж ты с ружьем на улицу не вышел? Волк ночью у меня теленка уволок!" "А я намаялся и спал без задних ног! Зевнул в ответ Степан. - Я ничего не слышал..." Урок тому сей басней дан, Кто глух и слеп к соседским бедам. Но может ведь иной Степан Сам стать Степановым соседом.

Слайд 13

Любитель книг Басня Сергея Михалкова К приятелю, чтоб скоротать досуг, Зашёл незваный гость. «Ты стал читать, мой друг?» — Воскликнул он от удивленья И посмотрел восторженно вокруг На новые тома собраний сочинений — Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака, Что полки заняли почти до потолка… «Ты что молчишь? Смущён моим вопросом? В коллекции такой, бесспорно, прок велик! Но как ты достаёшь до самых верхних книг?» — «А очень просто, братец! Пылесосом!» *** Известно мне: в домах иных Стирают только пыль с изданий подписных.

Слайд 14

Тест-опросник № 1 (ответы на этот тест необходимо написать на чистом листе и отправить на проверку) Критерии оценивания: 1 и 10 вопрос = 0,5 балла вопросы со 2 по 9 - 1 правильный ответ = 1 балл, 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3», меньше 5 баллов– «2». В данном тесте-опроснике есть закрытые и открытые вопросы. На закрытые необходимо выбрать один ответ или несколько ответов из предложенных, на открытые –самому написать ответы. Записывать ответы следует так: номер вопроса – буква соответствующего ответа или свой письменный ответ(-ы). ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!

Слайд 15

Тест-опросник № 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 в класс ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга Учитель – Кристианс Евгения Владимировна

Слайд 2

Речевая разминка Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей . (Г. Ладонщиков ) Вспомни, как мы выполняли такую разминку в классе. Прочитай про себя. Прочитай вслух. Прочитай на одном выдохе. Прочитай шепотом. Прочитай громко. Читай и увеличивай громкость. Читай и уменьшай громкость. О чем это стихотворение?

Слайд 3

В ЭТОМ ГОДУ 9 МАЯ НАША СТРАНА ОТМЕЧАЕТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ( 1941-1945). 75 лет назад эта страшная война была закончена.

Слайд 4

Какими способами мы можем узнать о событиях той страшной войны? Какие произведения о Великой Отечественной войне ты уже читал(-а)? Подумай, устно ответь

Слайд 5

Много лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу. Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но советский народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много выдержки , мужества и отваги . Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле .

Слайд 6

Валентин Петрович Катаев написал повесть «Сын полка» В 1944 году.

Слайд 7

Вспомни, что такое повесть, чем отличается от рассказа? Если затрудняешься, найди в хрестоматии отдельные главы произведения В.П. Катаева «Сын полка». На последней странице этого произведения есть такой фрагмент:

Слайд 8

МИНУТКА ОТДЫХА

Слайд 9

Прочитай в хрестоматии отдельные главы повести Для тех, у кого хрестоматии нет, можно прочитать здесь https:// scribble.su/school-literature/reading-4-class-reader-part-2/22.html Когда познакомишься с текстом, устно ответь на вопросы со следующего слайда и приступай к выполнению теста 2 (он на последнем слайде).

Слайд 10

Как вы считаете, есть ли сейчас такие мальчишки, как Ваня? Что вы узнали для себя, читая это произведение? Нужно ли современным детям читать произведения о Великой Отечественной войне? Зачем?

Слайд 11

Тест № 2 (ответы на этот тест необходимо написать на чистом листе и отправить на проверку 16.04.2020 в четверг до 19-00) Критерии оценивания: 1, 3, 6, 7, 9, 10 вопросы = 0,5 балла; 2 вопрос = 1 балл; 4, 5, 8 вопросы = 2 балла. Оценивание: 9-10 баллов – «5», 7-8,5 баллов – «4», 5,5-6,5 баллов – «3», меньше 5,5 баллов– «2». В данном тесте есть закрытые и открытые вопросы. На закрытые необходимо выбрать один ответ или несколько ответов из предложенных, на открытые – самому написать ответы. Записывать ответы следует так: номер вопроса – буква соответствующего ответа или свой письменный ответ(-ы). ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!

Слайд 12

ТЕСТ № 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 в класс ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга Учитель – Кристианс Евгения Владимировна

Слайд 2

Речевая разминка Чистоговорка – произносим чётко, проговариваем каждый звук, без запинок (3-4 раза). Деев кавалерию Пустил в карьер. Учит кавалерию Смело брать барьер.

Слайд 3

Константин Михайлович Симонов В ноябре 1941 года Константин Симонов написал поэму «Сын артиллериста», основанную на реальных событиях. Что такое поэма? Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или лирическую тему.

Слайд 4

Читаем в хрестоматии произведение К. М. Симонова «Сын артиллериста » Для тех, у кого хрестоматии нет, можно прочитать здесь https://scribble.su/school-literature/reading-4-class-reader-part-2/18.html

Слайд 5

Словарная работа В тексте встречались слова, значение которых м огут знать не все: Косая сажень – широкоплечий Артиллерия – род войск, вооруженных сил, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия Казарма – помещение, где проживают солдаты

Слайд 6

К какому фрагменту из поэмы данные иллюстрации (найди в тексте) ?

Слайд 7

1. Кто главный герой поэмы? Напиши его фамилию и имя. 2. Какое впечатление произвела на тебя поэма ? Объясни почему. 3. Какой эпизод больше всего запомнился ? 4. Найди в тексте слова, которые подтверждают, что тема данного произведения «Война», выпиши их (не более 4 –х строк). 5. Прочитай поговорку майора Деева. С какой целью майор её произносит? -Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может Вышибить из седла!- Такая уж поговорка У майора была. 6. Сколько лет не выделись Лёнька с майором Деевым и почему? ПИСЬМЕННО ответ на вопросы (на листочек записывай только № вопроса и полный ответ. Вопросов 10):

Слайд 8

7. Почему именно Лёньке майор поручил опасное задание? 8. Какие художественно-выразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (напиши 2 с доказательством словами из текста). 9.Какой подвиг совершил Лёнька? 10. Как ты думаешь, какими качествами обладал Леонид Петров, вызвавший огонь на себя? Страшно ли ему было? ПИСЬМЕННО ответ на вопросы (на листочек записывай только № вопроса и полный ответ. Вопросов 10):



Предварительный просмотр:

4 класс

Ученика(цы)____________________________________________________

С. Т. Аксаков

ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ

Река Белая

Отрывок

Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а ещё большим наслаждением, которое мне не часто дозволялось, – прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: «Когда же мы поедем в Сергеевку?» – обыкновенно отвечали: «А вот как река пройдёт».

И наконец пришёл этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!» Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, тёмного, а иногда и жёлтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная чёрная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рёв которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утёс – и скрылась за ним дорога и бегающая по ней чёрная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: «Пойдём, соколик, в горницу; река ещё не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лёд начнёт трескаться». Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришёл сказать мне, что лёд на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись ещё теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдалённый стон, явственно долетал до наших ушей.

… С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась, и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь вёрст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначилась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

(479 слов)

Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.

  1. Определи жанр этого произведения.

рассказ                                        басня

сказка                                        легенда

былина

  1. О чём это произведение? Запиши ответ.

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Когда происходили описанные события?

весной                                        зимой

летом                                        осенью

  1. Как ты понимаешь слова река вскроется? Запиши ответ.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Где происходили события?

на поле                                        на огороде

в лесу                                        на реке

  1. Как называет автор время начала ледохода? Найди ответ в тексте и запиши.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какому животному сочувствовали люди?

козе                                        корове

овце                                        кошке

  1. Чем сменился ледоход?

дождём                                        снегопадом

разливом

  1. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 – начало истории.

Ледоход

Корова на льду

1        Потоки весенней воды

«Белая тронулась!»

Две собаки

Разлив

  1. Какой заголовок может подойти к этому отрывку рассказа?

«Желанный день»

«Весенний ледоход»

«Белая тронулась!»

 



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Максимальное кол-во баллов

17

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 - 6

1

Каждый верный ответ – 1 балл.

Задание №11: 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное кол-во баллов – 6.

15-17 баллов оценка «5»;

12-14 баллов оценка «4»;

6 - 11 баллов оценка «3»;

менее 6 баллов оценка «2».

Примечание: наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

Слайд 2

Отгадайте загадку. Лежит круглый, золотистый На тарелочке на чистой. Рот открыл я , сколько мог,- Откусил большой кусок! Он мне сладеньким казался – Очень кислым оказался! Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно.

Слайд 3

Виктор Юзефович Драгунский (1913 – 1972) родился в Нью – Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Виктор Драгунский писал повести и рассказы, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы». Самые различные случаи происходили с главным героем В. Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблёвым, литературным героем, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.

Слайд 4

«Друг детства» «Он живой и светится» «Заколдованная буква» «Где это видано, где это слыхано»

Слайд 5

В.Ю. Драгунский « Тайное становится явным». Хотим узнать О чём может идти речь в произведении, судя по названию? Что значит «тайное становится явным»? Почему именно так назван рассказ? Какова идея рассказа?

Слайд 6

Словарная работа Тайна? Нечто скрываемое от других, известное не всем; Нечто неразгаданное, ещё не познанное; Скрытая причина чего-нибудь. Назовите синоним к слову тайна. Секрет Явное? Открытое, откровенное.

Слайд 7

Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.

Слайд 8

Кремль - центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами. Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера, в нем находилась резиденция князя.

Слайд 9

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский. Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины ! » поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского

Слайд 10

Соответствует ли п лан содержанию? 1. Денис раздумывает над словами мамы. 2. Завтрак 3.Предложение мамы. 4. Мучения с кашей и избавление от неё. 5. Возмущённый милиционер. 6. Пострадавший дяденька. 7.Рассерженная мама. 8. Урок на всю жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посмотри на иллюстрации. Кто автор этих сказок?

Слайд 2

На предыдущем слайде иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина А это портрет Александра Ивановича Куприна . Он написал очерк «Сказки Пушкина»

Слайд 3

Ответь на вопросы: С произведениями А.И. Куприна вы уже встречались. Познакомиться с его биографией можно пройдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=JGITyp-GZow 1. Мы изучили один из жанров литературы – ОЧЕРК. Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. 2. Как называют автора очерка ? 3. Почему очеркист не имеет права изменять факты?

Слайд 4

1. ОЧЕРК - это рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни (чаще всего знаменитых людей). В очерке нет вымысла. 2. Автора очерка называют ОЧЕРКИСТОМ. 3. Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна. Ответы на вопросы:

Слайд 5

Открой в учебнике с. 130-133. Прочитай очерк А.С. Куприна «Сказки Пушкина». Устно ответь на вопросы 1-3 со с. 133. Используй доказательства из текста. Познакомься с еще одним очерком в учебнике с. 133-140.

Слайд 6

Надежда Сергеевна Шер « Картины – сказки» Детская писательница, переводчица

Слайд 7

Ответь на вопросы: О каком великом художнике написала очерк Н.С. Шер? Ответь на вопросы № 1 и № 2 со с. 140.

Слайд 8

Домашнее задание Напиши свой короткий очерк. Тема на выбор «О Пушкине» (о детстве, юности, творчестве, смерти и т.д. ) или короткий очерк о своей встрече с картинами великого художника В.М. Васнецова или с одной из них. Подсказки как написать очерк на следующем слайде

Слайд 9

Чтобы написать добротный очерк, необходимо сделать несколько важных шагов. Шаг 1. Почитать очерки, вышедшие из-под пера известных писателей (в учебнике). Шаг 2. Собрать факты: собрать информацию в различных источниках (энциклопедии, книги, видеосюжеты, Интернет-ресурсы) . Шаг 3. Выверить информацию, сопоставив разные источники. Так как очерк – это произведение с установкой на достоверность. Шаг 4. Создать героя, «оживляющего» своим присутствием сюжет или ведущего повествование. В большинстве очерков таким героем становится сам рассказчик. Шаг 5. Подумать над основной идеей произведения, сформулировать обращение к читателю. Шаг 6. После того как работа над текстом будет завершена, прочитайте очерк так, как будто его написал ваш приятель. Чтение вас захватило? Получилась ли основная часть «цепляющей»? Если да, всё в порядке. Если нет, безжалостно сокращайте текст, давайте больше живых историй, цитируйте персонажей дословно. Вялость и сухость описательного момента непростительны – будьте ближе к жизни!



Предварительный просмотр:

Итоговая комплексная контрольная работа по литературному чтению

(4 класс)

Вариант 1

Прочитай текст и выполни задания 1–19.

МОРОЖЕНОЕ

Было уже совсем тепло. Белые пышные облака были похожи на взбитые сливки. Казалось, что большая и добрая волшебница взбивает их в своей великанской миске.

А когда белые сливки поднимутся высокой горой, волшебница подхватывает их огромной ложкой и осторожно пускает плыть по синему небу. И были эти облака, несомненно, сладкими на вкус, холодноватыми и плотными.

О сладком, холодном и плотном Алёша думал потому, что держал в руках только что купленную порцию сливочного мороженого.

Алёша остановился на углу широкого тротуара и осторожно отогнул блестящую бумажку. Нельзя же есть сразу, нужно сначала налюбоваться досыта… Алёша надкусил мороженое и втянул в себя первый глоток. Об этой минуте Алёша мечтал с самого утра.

Весна… молодая травка… ласковое солнце… ни одной тройки за всю неделю… спокойная совесть… сливочное мороженое… – это было настоящее счастье!

Вот уже отъедена половина… теперь, пожалуй, три четверти…

Наконец остался кусок, над которым Алёша задумался: разделить ли

его ещё на две части или, наоборот, глотать сразу?..

Алёшу резко и неожиданно толкнули под локоть сзади. Мороженое упало на тротуар. Высокий прохожий, толкнувший Алёшу, обернулся слегка и, может быть, хотел что -то сказать… Но Алёша уже кричал ему злым голосом:

– Ослепли, что ли! Неужели на улице тесно? Лезете прямо на человека!

Высокий прохожий ничего не ответил. Он шёл спокойной и твёрдой

походкой, но он шёл не так, как все.

У него в руках была палка. Он не дотрагивался ею до стен домов и не держал её перед собой, вытянув руку, но он шёл не так, как все.

Тротуар немножко сворачивал налево, потому что угол дома выдавался в этом месте на улицу.

Высокий прохожий повернул налево и обошёл этот выступ, не дотрагиваясь до него ни рукой, ни палкой…Но он шёл не так, как все!

Из широких, распахнутых ворот вытекал медленный мутный ручей. Другие обходили это место, сворачивали на мостовую и там перешагивали через ручей. Высокий прохожий шёл прямо, неторопливо и уверенно, не сворачивая никуда.

Алёша побежал к нему так, как не бегал никогда в жизни. Он не думал больше ни о весне, ни о мороженом. Он знал одно: будет ужасно, если этот человек попадёт ногой в лужу.

Задыхаясь, Алёша дотронулся до его руки:

– Осторожно, здесь лужа! Надо обойти! Пойдёмте вместе, я иду в ту же сторону.

Он взял прохожего под локоть. Алёша делал три шага, когда его спутник делал только один. Потом Алёше удалось делать два шага, и они

пошли ровнее.

Сейчас нужно сказать… Поскорее… Что сказать? Я скажу: «Вы уж на меня не сердитесь, пожалуйста, ведь я не видел, что вы…» Нет, так нельзя! Я скажу: «Вы уж извините меня, вы подошли сзади, я не знал, что вы…» Нет, лучше сказать: «Мне очень неприятно, что так вышло, ведь я…» «Неприятно!»

Алёша переворачивал у себя в голове тяжёлые, неуклюжие слова. Нет, я скажу так…

Его спутник остановился, мягко высвободил свою руку, провёл большой, широкой ладонью по волосам Алёши:

– Спасибо, дружок.

Он легко дотронулся до двери пальцами левой руки, а правой безошибочно вложил ключ в щель замка. Дверь открылась и закрылась опять. Алёша остался один. Он ничего не успел сказать. Он стоял и смотрел…

Журчание воды послышалось у него под ногами. Алёша нагнулся. Это был тот самый ручей; он вытекал из ворот и теперь догнал Алёшу. Алёша прислушался к этому звуку и подумал, утешая себя: «Они очень хорошо

слышат. Конечно, он узнал меня по голосу и сам всё понял!»

(546 слов) (По Н.Артюховой)

ко Ответь на вопросы: 

1. В какой из сборников можно было бы поместить прочитанное произведение? Запиши букву выбранного тобой ответа.

 а) «Басни»

 б) «Авторская сказка»

 в) «Рассказы о взаимоотношениях людей»

 г) «Рассказы о природе»

2. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные события. Запиши в правильном порядке (начало отмечено цифрой 1).

􀁻 Конечно, он узнал меня по голосу и сам всё понял!

􀁻 Высокий прохожий, толкнувший Алёшу, обернулся слегка, может быть, хотел что- то сказать…

1 О сладком, холодном и плотном Алёша думал потому, что держал в руках только что купленную порцию сливочного мороженого.

􀁻 Я скажу: «Вы уж извините меня, вы подошли сзади, я не знал, что вы…»

􀁻 Другие люди обходили это место, сворачивали на мостовую и там перешагивали через ручей.

3. В начале рассказа у Алёши прекрасное настроение. Выпиши из текста предложение, в котором перечислены причины такого настроения.

4. Почему Алёша накричал на прохожего? Выбери суждение, с которым ты согласишься. Запиши его букву.

а) Алёша – человек, который не думает, обидны ли для кого-то его слова и поступки.

б) Алёше было очень досадно, что его толкнули и мороженое упало.

в) Прохожий очень сильно толкнул Алёшу, ему было больно.

г) Алёша закричал, чтобы защитить себя от нападения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ

5. Найди абзац, где Алёша держит мороженое в руках, а потом ест его. Выпиши хотя бы два сочетания слов, которыми автор передает, как сильно мальчику хотелось лакомства.

6. Почему, увидев, что прохожий идёт прямо к мутному ручью, Алёша поторопился догнать и проводить его? Запиши букву своего ответа.

а) Ручей был очень глубоким.

б) Алёша хотел поговорить с прохожим, познакомиться с ним.

в) Алёша подумал, что прохожий заблудился, сбился с пути.

г) Алёша понял, что человек не видит грязный ручей, он запачкается и промочит ноги.

7. Какой фрагмент текста позволяет догадаться, что прохожий, толкнувший Алёшу, не видит? Запиши начало и окончание этого фрагмента.

8. Алёша перебирает слова, которые можно произнести в качестве извинения, например, «не сердитесь, пожалуйста». Найди в тексте ещё выражение, которое можно было бы произнести в этой ситуации. Запиши его.

9. Почему Алёша так и не начал извиняться перед прохожим? Запиши букву своего ответа.

а) Алёша не смог подобрать подходящие слова.

б) Алёша не считал себя виноватым.

в) Алёша не знал слов для извинения.

г) Алёша не собирался извиняться.

10. Каким словом можно заменить выделенное в предложении выражение: «Алёша переворачивал у себя в голове тяжёлые, неуклюжие слова». Запиши букву своего ответа.

а) грубые

б) обидные

в) неловкие

г) толстые

о

11. Перечитай фрагмент текста. Напиши, почему Алёша так поступил.

Дай характеристику его поступку.

«Алёша побежал к нему так, как не бегал никогда в жизни. Он не

думал больше ни о весне, ни о мороженом».

Опираясь на содержание рассказа, напиши, почему ты так считаешь.

12. Какие чувства испытывал Алёша, когда они с прохожим шли вместе? Запиши букву своего ответа.

а) стыд и неловкость

б) обиду и злость

в) гордость и одиночество

г) горе и отчаяние

13. Как ты думаешь, что чувствовал Алёша, когда человек провёл ладонью по его волосам и сказал: «Спасибо, дружок»?

а) Алёше было приятно, что прохожий гладит его по голове.

б) Алёша был удивлён, что с ним обращаются как с малышом.

в) Алёша понял этот жест как знак прощения и примирения.

г) Алёше было безразлично, как попрощался с ним прохожий.

14. Кто является главным героем рассказа? Чьи поступки, мысли и

переживания в центре внимания? Запиши букву своего ответа.

а) прохожие

б) слепой прохожий

в) Алёша

15. Раздели рассказ на смысловые части и озаглавь их. Запиши свой план рассказа.

16. О чём главным образом хотел рассказать автор? Запиши букву своего ответа.

а) О том, как хорошо съесть мороженое в тёплый весенний день.

б) О том, что люди с ограниченными возможностями здоровья не могут обойтись без помощи.

в) О том, что если кто -то совершил проступок, он будет наказан.

г) О том, что каждый человек отвечает за свои поступки перед своей совестью.

17. Укажи, какая из пословиц или поговорок наиболее точно выражает

главную мысль прочитанного рассказа. Запиши букву своего ответа.

а) Живи тихо – не увидишь лиха.

б) Искреннее раскаяние – половина исправления.

в) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

18. Слепой прохожий не похож на беспомощного человека, который постоянно нуждается в опеке. Какие детали рассказа, какие слова, выражения помогают создать это впечатление? Выпиши один пример.

Напиши, какие качества ты видишь в этом человеке.

19. Опираясь на прочитанный текст, напиши 2–4 предложения о том,

как люди должны и как не должны относиться друг к другу.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИ



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературному чтению (4 класс)

ВАРИАНТ 2.

ЛКА УЧИТЕЛЯ

Прочитай текст. Выполни задания 1–19.

Ледяной материк

Антарктида – континент, расположенный на самом юге Земли.

Открытие Антарктиды датируется 1820 годом. Раньше люди лишь предполагали, что она существует. Первые догадки возникли у участников португальской экспедиции 1501–1502 годов, в которой принял участие путешественник Америго Веспуччи (его имя было увековечено в названии двух материков). Но экспедиция не достигла антарктического континента. «Холод был так силён, что никто из нашей флотилии не мог переносить его», – свидетельствовал Веспуччи.

Дальше других проник в антарктические воды англичанин Джеймс Кук (1767–1771). Но и он вынужден был ограничиться лишь предположением: «Близ полюса может находиться континент или значительная земля. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов – всё это доказывает, что земля на юге должна быть...»

Отыскать загадочный Южный материк мечтали и русские путешественники и географы. Одним из организаторов похода к Южному полюсу в 1803 году стал адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн, совершивший первым из русских кругосветное путешествие. Этот поход не закончился открытием, но начал «русскую страницу» в истории поисков материка.

Честь открыть шестой континент выпала всё же русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

В 1819 году Морское министерство снарядило экспедицию в Южное полушарие. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелёгкое путешествие. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный —Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

16 июля 1819 года экспедиция отправилась в плавание. Мореплаватели должны были исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича и, продвигаясь как можно ближе к полюсу, отыскивать неизвестные земли.

Удача сопутствовала «Востоку» и «Мирному». С первых дней плавания велись научные наблюдения. Ежедневно путешественники занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судна.

В южной части Атлантического океана в воздухе стала чувствоваться прохлада. Чем дальше к югу, тем больше встречалось птиц, в особенности буревестников. Большими стадами проплывали мимо киты.

Корабли продвигались вперёд, осторожно лавируя среди льдов. Всё чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы – айсберги. На одном из неизвестных островов, высадившись на берег, члены экспедиции обнаружили множество удивительных для них птиц –пингвинов.

27 января 1820 года они пересекли Южный полярный круг и на следующий день подошли вплотную к ледяному барьеру Южного материка. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую путь на юг. Участники экспедиции были уверены, что за ней скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. Так 28 января 1820 года вошло в историю как дата открытия Антарктического материка. Ещё два раза (2 и 17 февраля) «Восток» и «Мирный» близко подходили к берегам Антарктиды, но сплошные льды не дали возможности высадиться на берег.

В Южном полушарии приближалась зима. Сместившись к северу, корабли экспедиции бороздили воды Тихого океана в тропических и умеренных широтах. Прошёл год. «Восток» и «Мирный» снова направились к Антарктиде. 28 января в ясную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся до горизонта. Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида – не «материк льда», как называл его в своём отчёте Беллинсгаузен, а настоящий «земной» материк.

Только более чем через 100 лет эти места снова посетили норвежские исследователи Антарктиды; они назвали их Берегом Принцессы Марты.

Экспедиция не только открыла новый материк Земли и 29 новых островов. Впервые в истории науки было сделано описание ледниковых побережий Антарктиды. Беллинсгаузен доказал, что из солёной воды лёд образуется так же, как и из пресной. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов. Чрезвычайно интересны наблюдения над атмосферными явлениями (температура, ветрa, давление и пр.) и океанографические наблюдения (температура воды, глубина, прозрачность и т.п.). Эти данные очень важны для выяснения общих географических закономерностей на земном шаре. Большое научное значение имела и отчетная карта экспедиции.

Насколько важно открытие Антарктиды? Это громадное хранилище мировых запасов пресной воды. В недрах содержится очень много полезных ископаемых: железная руда, каменный уголь, руды металлов, хрусталь, слюда и графит. Антарктида – настоящий резерв человечества.

(617 слов)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1. Где можно прочитать этот текст? Запиши букву своего ответа.

а) в журнале «Весёлые картинки»

б) в книге «Басни»

в) в книге «Рассказы о путешествиях и путешественниках»

г) на сайте телепередачи «Здоровье»

2. О чём в основном рассказывается в тексте? Запиши букву своего ответа.

а) о Беллинсгаузене

б) о путешествии Лазарева и Беллинсгаузена

в) о кругосветном путешествии

г) об Антарктиде

3. Какой день считается днём открытия Антарктиды? Запиши букву своего ответа.

а) 27 января 1821 г.

б) 28 января 1820 г.

в) 27 января 1820 г.

г) 28 января 1821 г.

4. Чем знаменит адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн? Выпиши из текста предложение, в котором об этом говорится. Можешь написать своими словами.

5. Чем важен 1819 год в истории освоения Антарктиды? Запиши букву своего ответа.

а) Русскими путешественниками была открыта Антарктида.

б) Началась русская экспедиция по открытию Антарктиды.

в) Началась португальская экспедиция по открытию Антарктиды.

г) Началась английская экспедиция по открытию Антарктиды.

6. Напиши, что помешало Америго Веспуччи и Джеймсу Куку открыть Антарктиду.

7. Как участники экспедиции Беллинсгаузена решили проблему

нехватки пресной воды? Запиши свой ответ.

8. Участники русской экспедиции были уверены, что почти добрались до Южного материка. Какой факт это подтверждал? Найди в тексте

нужный фрагмент и запиши начало и конец фрагмента.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ

9. Какая цель была поставлена перед экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева? Была ли она достигнута? Напиши свой ответ.

10. Какие удивительные животные встретились участникам экспедиции у берегов Антарктиды? Запиши букву(-ы) своего ответа.

а) киты

б) буревестники

в) пингвины

г) белые медведи

11. Для чего корабли экспедиции вернулись к берегам Антарктиды спустя год? Достигли ли путешественники своей цели? Запиши свой ответ.

12. Почему первые антарктические станции названы «Мирный» и «Восток»? Поясни свой ответ словами из текста, запиши их.

13. Во время экспедиции её члены вели наблюдения над атмосферными явлениями, астрономические и океанографические наблюдения, занимались вычислениями географического положения. Опираясь на текст, напиши, каковы были результаты их деятельности.

б о т ы

14. Выпиши два других названия Антарктиды, которые встречаются

в тексте.

15. В тексте говорится, что Антарктида – не «материк льда», а настоящий «земной» материк. В каком значении употреблено слово земной? Свои размышления запиши.

16. Соотнеси события и даты. Запиши век, когда была открыта Антарктида.

а) Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева  XVI в.

б) Экспедиция Д.Кука  XVIII в.

в) Экспедиция И.Ф. Крузенштерна  XIX в.

г) Экспедиция А.Веспуччи  XX в.

17. Допиши в план текста недостающий пункт. Запиши только свой пункт, который ты вставишь вместо вопроса.

План

1. Первые попытки открыть Южный материк.

2. Начало экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

3. Открытие Антарктиды.

4.?

18. Какое значение имеет открытие Антарктиды? Подтверди свой ответ двумя фактами из текста. Запиши их.

19. Как ты относишься к тому, что открытие Антарктиды совершили российские путешественники? Запиши свой ответ.