Каталог для учителя

Бушланова Татьяна Владимировна

Презентации для уроков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатство русского языка Словарь устойчивых сравнений

Слайд 2

Как а ршин проглотил Слишком, неестественно прямой - Он строен, несмотря на свой рост. - Скорее прямой как аршин проглотил. Аршин - старая мера длины, равная 71 сантиметру; линейка, планка такой длин для измерения ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Слайд 3

Одинокий как б ылинка Совершенно одинокий -У неё есть родственники? - Нет, она одинока как былинка . ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 4

Как в в оду смотрел Точно предсказал, предугадал что-либо От старинных народных гаданий, во время которых в воде(в посуде с водой) виделось то, что должно было произойти - Он же говорил, что этот штангист займёт первое место. - Так и вышло. Он как в воду смотрел. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КОГДА СМОТРЕЛИ В ВОДУ?

Слайд 5

Сиять как новый г ривенник Весело улыбаться, находиться в благодушно-приподнятом, радостном настроении -Представляю, как он рад приезду брата. - Сияет как новый гривенник. Гривенник – дореволюционная серебряная монета достоинством в 10 копеек ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ГРИВЕННИК?

Слайд 6

Рухнуть как карточный д омик Развалиться легко, разом, совершенно (о сооружении или плане, надежде) -И это мощное здание тоже разрушилось от землетрясения? -Рухнуло как карточный домик. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 7

Крутиться, вертеться как е гоза Быть чрезмерно подвижным, непоседливым. -Она математику плохо понимает. - Вертится, небось, на уроке как егоза, вот и не понимает. Егоза – суетливый, слишком подвижный, непоседливый человек. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЙ ЕГОЗА?

Слайд 8

Беречь как з еницу ока Беречь, хранить кого(что)-либо с особой заботой, ответственностью Зеница ока – буквально: зрачок глаза. - Это же очень редкая и ценная книга. - Я это знаю и берегу её как зеницу ока. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ЗЕНИЦА?

Слайд 9

Сидеть, стоять как и стукан Сидеть, стоять неподвижно, молча или бездеятельно, безынициативно. Истукан – статуя, идол, которому язычники поклонялись как божеству. -Вы даже сесть ей не предложили. - Я совсем растерялся. Стоял как истукан . ЗНАЧЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ИСТУКАН? ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 10

Быть, стоять, сидеть, вести себя, держаться, выглядеть как мокрая к урица 1.Быть инертным, безынициативным, Проявлять нерасторопность или беспомощность 2. Находиться в морально подавленном состоянии От обычая окунать в воду курицу, стремящуюся сесть на яйца для выведения цыплят(это делалось, если наседка не нужна). Будучи мокрой, т.е. находясь в непривычном состоянии, курица теряла обычную подвижность, активность и энергию. -Завтра соревнования, а Во мне какая-то неуверенность. - Возьми себя в руки. Что ты как мокрая курица?! ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ СПРАВКА

Слайд 11

Седой как л унь Совершенно седой, белый, без единого тёмного волоса. Лунь – хищная птица, взрослый самец которой имеет серовато-белое оперение. -Профессор, наверно, теперь уже совсем седой? -Белый как лунь. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЙ ЛУНЬ?

Слайд 12

Ждать как м анны небесной Ждать чего-либо с большим нетерпением и надеждой. Манна небесная – по библейскому мифу, падавшая с неба пища, которой питались евреи, странствовавшие по пустыне в поисках земли обетованной. -Вы всё ещё надеетесь получить от него письмо? -Жду как манны небесной. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ МАННА НЕБЕСНАЯ?

Слайд 13

Идти как по н отам Идти, осуществляться хорошо, успешно или так, как было намечено, задумано заранее (о деле, событии, действии) -Разве у них заранее всё было предусмотрено? -Конечно. Всё шло как по нотам. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 14

Как о рехи щёлкать Легко и непринуждённо справляться с рядом трудных физических работ или умственных операций . -Вы считаете, что ваш сын будет учёным- математиком? - Уверен. Он задачки по арифметике решает, как орешки щёлкает. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 15

Один как п ерст Совершенно один, одинокий, лишённый родственников или друзей, соратников, единомышленников. Перст– большой палец руки. В сравнении использовано его отдельное положение относительно других пальцев. -У вас из родственников есть кто-нибудь? -Один я остался, как перст. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЕ ПЕРСТ?

Слайд 16

Как из р ога изобилия Появляться, поступать во множестве. Рог изобилия – в древнегреческой мифологии: чудесный рог козы Амалфеи, который Зевс подарил воспитавшим его нимфам, сообщив рогу чудодейственную силу наполняться в изобилии всем, что пожелает его владелец. -Много ли поздравлений приходит в адрес юбиляра? - Сыплются как из рога изобилия. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ РОГ ИЗОБИЛИЯ?

Слайд 17

Вести себя как с обака на сене Не давать другим воспользоваться тем, что не нужно самому . -Сергею совсем не нужна эта книга, а уступить её мне не хочет. - Он как собака на сене: ни себе ни людям. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 18

Носиться с чем(кем)-либо как с писаной т орбой Делать предметом чрезмерных забот или постоянных разговоров кого(чего)-либо, не заслуживающих серьёзного внимания. Писаная торба – расписанный, цветистый, вышитый мешок, применявшийся в старину для хранения или ношения чего-либо. -Она и вам показывала дипломы своей породистой собаки? - Да. Носится с ними как с писаной торбой. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ПИСАНАЯ ТОРБА?

Слайд 19

Бегать как у горелый Бегать, вести себя с бестолковой поспешностью, суетливостью. -И чего это они там носятся как угорелые? - Это же футболисты тренируются, бабушка . ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЙ УГОРЕЛЫЙ? Угорелый - угоревший, т.е. Отравившийся угарным газом от печи в доме. Обычно это происходило тогда, когда труба печи закрывалась для сохранения тепла слишком рано. Бегать, будучи угоревшим, - для человека нехарактерно. Выражение является сокращённым вариантом устойчивого сравнения бегать как угорелая кошка, В котором поведение кошки, чувствовавшей угарный газ, отражено вполне мотивировано.

Слайд 20

Вертеться как ф люгер - Он ведь с Виктором дружил, а теперь опять с Петей? - Вертится как флюгер. -Это и есть самое опасное место реки? - Да. В прошлый раз наша лодка вертелась здесь как флюгер. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ Поворачиваться в разные стороны под воздействием каких-либо внешних сил. 2. Быть непостоянным, менять убеждения, поведение в зависимости от соображений выгоды или под влиянием обстоятельств.

Слайд 21

Жить как у Х риста за пазухой Жить где-либо или у кого-либо в условиях полной обеспеченности, довольства, беззаботности, безопасности . -Ваша подруга довольна замужеством? - Ещё бы! Живёт как у Христа за пазухой . ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 22

Как с ц епи сорвался Приступить к кому-либо с бранью, упрёками, угрозами вдруг, неожиданно, без всякой видимой на то причины. -Что это брат вдруг на тебя Набросился как с цепи сорвался? - Он думал, что это я его канарейку из клетки выпустил. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 23

Вертеться как на ш арнирах Быть чрезмерно подвижным, непоседливым. Шарнир – подвижное соединение двух частей механизма, обеспечивающее их вращение. - А в школе за партой Алёша спокойно сидит? -Он и там вертится как на шарнирах. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ШАРНИР?

Слайд 24

Использованные ресурсы : Огольцов В.М. Устойчивые сравнения русского языка. - С-П.: «Просвещение», 1992 http://idioms.chat.ru/09/pix/192.gif - аршин http:// photo.newslab.ru/image.aspx?id =3560 – былинка http://www.fotodeti.ru/images/foto_b/01.jpg -ребёнок и вода http://www.numismat-invest.ru/images/lots/349070.jpg - гривенник http://lj.okamaster.ru/canon/2103/_MG_1474.jpg – зрачок http://idioms.chat.ru/13/pix/330.gif - один как перст http://www.topnews.ru/upload/img/fe99102845.jpg - истукан

Слайд 25

http://www.equestrian.ru/photos/user_photo/2008/c3631f6a.jpg - лошадка http://img-fotki.yandex.ru/get/3714/teplohod62.b/0_1eb87_72456214_L - козёл http://i034.radikal.ru/0907/37/728ee33a284b.jpg -собака с кошкой http://img-fotki.yandex.ru/get/3903/natavoro.10/0_3c291_ace62026_L - флюгер http://img-fotki.yandex.ru/get/15/mackey.1/0_62b6_2fc01bd_XL - карточный домик http://kemclub.ru/best/3484063.jpg - девочка-егоза http://i023.radikal.ru/0803/67/98ec9f6dbf5f.jpg - мокрая курица http://www.shaturyane.ru/images/103.jpg -лунь http://s42.radikal.ru/i095/0901/a9/967bbdea72c1.jpg - собака на сене http://allday.ru/uploads/posts/1211126102_noty_vector_500.jpg - ноты http://img-fotki.yandex.ru/get/2/crazy-sp32.c/0_feaa_4188ec75_XL - белочка http://i39.beon.ru/5/28/62805/27/25440327/freedoc_ru_42507.jpeg - рог изобилия http://storinka-m.kiev.ua/uploaded/tkatstvo/8.jpg - торба http://www.stihi.ru/pics/2010/01/15/3292.jpg - манна небесная http://s50.radikal.ru/i127/0906/c9/2cb21b911aa5.jpg - кот как угорелый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили речи Введение в стилистику

Слайд 2

Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям. Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?

Слайд 3

Речь Речь Книжная Разговорная научно-деловая художественная

Слайд 4

Обратите внимание! Разговорная речь = разговорный стиль. Художественная речь = художественный стиль.

Слайд 5

Что такое стиль?

Слайд 6

Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему? 1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.

Слайд 7

Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили? 1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало. разговорная художественная научно-деловая

Слайд 8

Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи. (1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

Слайд 9

Проверь себя! Научно-деловая речь: (1), (3). Разговорная речь: (4), (6). Художественная речь: (2), (5).

Слайд 10

Найдите отличительные особенности каждого стиля речи. Научно-деловая речь: Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь. Задача речи – сообщение. Сообщаются точные данные. Есть термины. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Тире между подлежащим и сказуемым.

Слайд 11

Художественная речь Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. Задача речи – воздействие. Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Нет терминов. Есть слова в переносном значении. Многоточие.

Слайд 12

Разговорная речь - Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. - Не повезло тебе! Задача речи – общение. Нет терминов. Фразеологизмы. Местоимения 1 и 2 лица. Диалог. Краткость речи.

Слайд 14

Словесное описание картины Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт. Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.

Слайд 15

Задание Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; 3) разговор в семье на эту тему.

Слайд 16

Подведём итоги и поразмышляем… Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?

Слайд 17

Молодцы!

Слайд 18

Используемая литература www.levitan.org.ru Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., 2007.

Слайд 19

Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: